Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
Конструкция сетевыборочной машины постоянно совершен ствуется, однако, без изменения основного принципа ее действия.
Сететрясная машина. Вытряхивание сельди из сетей — одна из самых трудоемких работ при дрифтерном лове. При больших уловах вытряхивание сетей — весьма тяжелая и изнурительная работа, тре бующая участия наиболее сильных и выносливых людей из состава команды. После введения специальных сететрясных машин доля руч ного труда сократилась до минимума, а участие матросов сводится к наблюдению за работой машины и периодическим ее переключе ниям.
Рис. 131. Сетевыборочная машина.
1 — подставка левая; 2 — тумба; 3 — сетевыборочная головка; 4 — вертикальный вал; 5 — подставка правая; 6 — редуктор; 7 — подве ски трансмиссии; 8 — установочная плита; 9 — шкив текстропной передачи; 10 — палуба.
Существуют разнообразные конструкции машин для вытряхи вания сетей: пружинные, рычажные, кулисные и т. д.
На судах рыбной промышленности наиболее широко применяются, кривошипные сететрясные машины СТМ-3 и предшествовавшая ей СТМ-2. Рассмотрим конструкцию СТМ-2. Электродвигатель при по мощи полужесткой муфты соединен с червячным редуктором. На валу червячного колеса укреплена ведущая звездочка, вращение от которой передается при помощи втулочно-роликовой цепи на хвосто вик рабочего вала рола. Вал вращается в радиальных шарикопод шипниках. На другом конце вала установлен эксцентрик, на котором закреплен шатун. Движение шатуна ограничивается рычагом, за крепленным одним концом на кронштейне и другим — на шатуне. Рабочая труба соединена с планкой шаровыми шарнирами, позво ляющими компенсировать возникающие перекосы. Основные рабо чие органы машины смонтированы на кронштейнах, установленных на подставках, которые укреплены на палубе судна. Для придания
2 2 4
необходимой жесткости на первых моделях этих машин кронштейны раскрепляли тросами к палубе и к стреле фок-мачты.
Дрифтерные сети с рыбой направляют на рабочий орган — трубу и перекидывают через рол. При включении машины рол приводится во вращение и благодаря силе трения между сетью и поверхностью рола сеть получает поступательное движение. Связанные с ролом кривошипы приводят в движение рычаги машины. При вращении кривошипов шарнирное соединение шатунов и рычагов перемещается по дуге, радиус которой равен длине рычагов (460 мм), а свободный конец шатунов вместе с рабочей трубой и сетью совершает колеба тельное движение. Рыба, находящаяся в сети, в результате резких колебаний вытряхивается из сети и падает на палубу.
Машина СТМ-2, несмотря на ряд интересных элементов и правиль ное принципиальное решение оказалась неудачной в эксплуатации
иширокого применения не получила. Основным ее недостатком явилось применение в качестве основного органа стальной трубы, которая при своих колебаниях вызывала вибрацию всего механизма, корпуса судна, деформировалась и быстро выходила из строя.
Со временем основные узлы этой машины были существенно из менены и новая модель СТМ-3 нашла широкое применение на боль шинстве средних рыболовных траулеров.
Вприводных устройствах сететрясной машины СТМ-3, в отличие от СТМ-2, цепи Галля заменены зубчатыми колесами, а ее рол при нудительно вращается все время, даже в тот момент, когда эксцентрик
ирабочие органы выключены. Это имеет большое значение при малых уловах или выбирании пустых сетей, когда нет необходимости вклю чать трясущую часть. Машина СТМ-3 имеет две трубы, устанавливае мые по обеим сторонам носового люка судна в соответствии с сете выборочными головками. В носовой трубе — тумбе размещен при вод, от которого раздельно приводится рол и трясущий орган. Каж дая тумба снабжена кривошипами, которые, вращаясь с одинаковой скоростью, приводят в колебательное движение шатуны с натянутым между ними рабочим органом. Вращение передается кривошипу, рас положенному в кормовой трубе, при помощи вала, проходящего через рол.
Рабочий орган машины, располагаемый между концами трясущих рычагов, представляет собой трос, покрытый пенопластом, обшитым сверху брезентом. Применение гибкого и легкого рабочего органа уменьшило общую массу машины, снизило динамические нагрузки и вибрацию и почти в два раза сократило потребляемую машиной мощность.
Конструкция машины позволяет легко демонтировать рол и ра бочий трос, что упрощает работу на палубе и перегрузочные опера ции, облегчая доступ к грузовому люку.
Со стороны правого борта к тумбам машины прикреплены два вертикальных роульса, которые обеспечивают правильное направле ние сети к рабочему органу машины.
Амплитуда колебаний |
трясуна (трясущей части) регулируется |
в пределах 300—450 мм. |
Тросы трясунов, а на последних моделях |
15 В. П. Помухин |
225 |
11 |
12 |
13 |
14 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Рис. I32. Сететрясная машина СТМ-3.
1 |
— электродвигатель; |
2 — муфта; |
3 —. ведущий |
вал |
редуктора; |
4 — крышка редуктора; |
5 — вал |
рола; 6 — стойка; 7 — рол; |
|
8 |
— рабочий трясун; 9 |
— зубчатая |
передача привода к ролу; 10 — вал; |
11 — защитный кожух; 12 |
— шатун; 13 — эксцентрик; |
||||
|
|
14 — палец кривошипа; |
15 |
— опорный |
ролик; |
16 — ось рабочего |
трясуна. |
сететрясных машин их два, натянуты с силой 3500—4000 Н (350— 400 кгс). Для разгрузки трясунов и приводящих их в движение ры чагов и во избежание их перекоса предусмотрены специальные крон штейны с опорными роликами. Общее устройство сететрясной ма шины СТМ-3 показано на рис. 132, а устройство привода в носовой тумбе— на рис. 133.
Техническая характеристика сететрясной машины СТМ-3
Наибольшее число колебаний трясуна, мин |
........................ 170 |
||
Амплитуда колебаний, м м ............................................................. |
300—450 |
||
Расстояние |
между |
вертикальными роульсами (раствор |
|
сети), м м |
............................................................................................ |
|
3700 |
Наибольший диаметр рола, мм .................................................... |
220 |
||
Частота вращения ....................................вала (рола), о б /м и н |
20—40 |
||
Мощность электродвигателя ................................................., кВт |
3,7 |
||
Частота вращения ..............................электродвигателя,о б /м и н |
1000 |
||
Общая масса ................................................................машины, к г |
1500 |
||
Количество |
рыбы , |
повреждаемой при |
вытряхивании машиной |
СТМ-3, не превышает количества рыбы, повреждаемой при ручном вытряхивании. Износ сетей
не выше износа при руч |
|
|
|
|||||
ной обработке, а среднее |
|
|
|
|||||
время |
обработки |
сетей |
|
|
|
|||
при |
средней |
производи |
|
|
|
|||
тельности машины и улове |
|
|
|
|||||
до 180 кг на одну сеть |
|
|
|
|||||
составляет не более 105 с. |
|
|
|
|||||
Наиболее |
перспектив |
|
|
|
||||
ными |
являются |
|
машины |
|
|
|
||
СТМУ-282-П и ВСМ-2, |
|
|
|
|||||
известная |
также |
по имени |
|
|
|
|||
ее конструктора как ма |
|
|
|
|||||
шина |
Ивашева. |
|
Отличи |
|
|
|
||
тельными |
особенностями |
|
|
|
||||
этих |
машин |
является их |
|
|
|
|||
относительно |
малая масса |
|
|
|
||||
(700 |
кг |
против |
1500 кг) |
|
|
|
||
и легкость монтажа и де |
|
|
|
|||||
монтажа. В то же время |
|
|
|
|||||
они не лишены и известных |
|
|
|
|||||
недостатков, ограничиваю |
|
|
|
|||||
щих |
их |
широкое |
приме |
Рис. 133. Кинематическая схема привода сете |
||||
нение. Основной |
|
недоста |
|
трясной машины СТМ-3. |
||||
ток ВСМ-2—ее неуравнове |
1 — электромотор; 2 — муфта; 3 — валы; 4 — веду |
|||||||
шенность и большие вибра |
щие и ведомые шестерни передачи; 5 — эксцентрик; |
|||||||
6 — ведущая |
шестерня |
рола; 7 — ведомая шестерня |
||||||
ционные нагрузки, приво |
рола; |
8 — рол; |
9 — корпус коробки. |
|||||
дящие к частым поломкам, |
|
|
и повышенный износ |
|||||
а также некоторая конструктивная сложность |
||||||||
сетей, |
которые проводят через трясущий орган, совершающий ко |
|||||||
лебания в вертикальной плоскости, рывками. |
|
15; |
2 2 7 |
Сетеукладочное приспособление. Попытки применения автоном ных сетеукладочных машин успехом не увенчались, так как они за громождали и без того тесную палубу промысловых судов. Наиболь шее распространение получило сетеукладочное приспособление к сететрясной машине конструкции А. А. Карасика (рис. 134). Устройство состоит из качающихся рычагов, приводимых в колебательное дви жение от кривошипа, смонтированного на кронштейне станины сететрясной машины СТМ-3. Кривошип сетеукладчика приводится в дви жение от редуктора сететрясной машины через цепную передачу и
Рис. 134. Сетеукладочное приспособление.
1 — первый качающийся вал; 2 — качающийся рычаг; 3 — рол сетеукладочного приспо собления; 4, 5 — шестерни сцепления рола и нажимного валика; 6 — поводок; 7 — цепь привода качающегося рычага; 8 —- второй касающийся вал; 9 — направляющие звездочки:
10 — кронштейн; 11 — корпус сететрясной машины; 12 — сеть.
направляющие звездочки. На кронштейне смонтирован дополнитель ный рол с нажимным роликом. Привод рола — цепной. На концах качающихся рычагов укреплены ролики.
Сеть после прохождения через трясущую часть проходит не над ролом сететрясной машины, как обычно, а под ним. После этого сеть проходит между ролом сетеукладочного приспособления и нажимным валом, а затем между парой роликов на конце укладочных рычагов. На отрезке пути от сететрясной машины до рола укладочного при способления сеть находится в натянутом состоянии и принудительно протягивается через систему ролов. Под действием силы тяжести сеть попадает на качающиеся ролики укладочного приспособления и в зависимости от положения качающегося рычага налегает то на один, то на другой ролик.
Применение сетеукладчика позволило уменьшить число людей на укладке сетей с четырех до двух. При этом операции ручного труда свелись к направлению подбор и разравниванию сетей.
2 2 8
Использованием этого приспособления завершается полная меха низация первого полуцикла — добычи.
Введение машин с сопутствующими им приспособлениями ‘— мальгогерами, направляющими планками и другими освободило команды судов, занятых дрифтерным ловом сельди, от опасных и тя желых работ и позволило значительно сократить численность палуб ного персонала.
Предварительная обработка сельди производится на добывающих судах. Эти операции не столь опасны и тяжелы как связанные с обра боткой сетей и непосредственной добычей, но достаточно трудоемки. С целью их механизации были разработаны механизмы для посола, укладки и уплотнения сельди в бочках. В результате все процессы от добычи до укупорки сельди были полностью механизированы.
Описание конструкции некоторых из механизмов второго полуцикла >— обработки — приведены ниже.
Рыбопосольный агрегат. Рыбопосольный агрегат (РПА), как об этом говорит его название, не имеет непосредственного отношения к вопросам механизации добычи рыбы. В тоже время этот агрегат является последним механизмом в общей цепи добычи и предвари тельной обработки сельди и неразрывно связан с общей линией па лубных промысловых механизмов.
Работы по механизации операций посола сельди были начаты одновременно с механизацией процессов добычи и уже в 1954 г. было создано несколько опытных установок, работающих по прин ципу сухого и мокрого посола.
Рыбопосольные агрегаты, устанавливаемые на палубе судна, имеют приспособления для дозировки рыбы и соли и устройства для их равномерного перемешивания и высыпания в бочки. Рыбопо сольный агрегат состоит из загрузочного наклонного ленточного транспортера с гребками на ленте, барабанного смесителя и шнеко вого питателя соли. Ленточный транспортер для рыбы имеет закры тую конструкцию, препятствующую разбросу рыбы и его попаданию под ленту транспортера. Приемный конец транспортера помещают на уровне палубы или в специальный приямок — вырез в палубе судна. В том и другом случаях и приямок, и загрузочный ящик должны быть наполнены рыбой, а движущаяся лента транспортера постоянно загружена. При каждом гребке транспортера забирается одинаковое количество рыбы, чем обеспечивается ее точная дози ровка.
Шнековый питатель соли представляет собой открытый бункер с корытообразным дном, куда загружают соль. В бункере проходит вал с лопастями, которые перемешивают, разрыхляют и подают соль
к наклонному шнеку и далее внутрь смесителя. Между бункером
ишнеком устанавливают дозирующее^устройство, с помощью ко торого регулируется поступление соли.
Смеситель представляет собой барабан, на внутренней образую щей которого имеется винтовая направляющая. Верхняя часть бара бана выполнена в виде уступа большого диаметра со специальными
радиальными лопастями. Внутри барабана на кронштейне смонти-
229
рован наклонный лоток для отвода смеси. Перемещаясь в результате вращения барабана и под действием направляющих, рыба и соль перемешиваются, смесь поступает в нижнюю часть большого бара бана и оттуда лопастями поднимается вверх на выводной лоток и далее
вбочки.
Внастоящее время существует пять модификаций машин РПА, однако общий принцип их действия остается неизменным.
Техническая характеристика РПА |
|
Производительность (по рыбе),к г /ч ...................................................... |
4000 |
Мощность электродвигателя,к В т .......................................................... |
3 |
Габарит, мм: |
|
д л и н а ................................................................................................... |
2400 |
ш и р и н а ................................................................................................. |
1400 |
высота ................................................................................................. |
1600 |
Масса, к г ..................................................................................................... |
900 |
Подобные установки отличаются относительной простотой и сравнительно небольшими габаритами, легко монтируются и де монтируются. Их недостатком является невозможность точной до зировки и получения продукции высокого качества.
На некоторых судах, где позволяют условия, для посола сельди применяют «мокрый» метод — засолку в танках с циркулирующим тузлуком. При этом методе продукция получается более высокого качества и, кроме того, операции посола переносятся с палубы во внутренние помещения судна, в результате чего освобождается не обходимая для промысловых операций площадь палубы и улуч шаются условия работы команд.
§27
Оборудование и механизмы для других видов лова
Современный этап рыболовства характеризуется изменением тра диционных видов лова, породного состава добываемых рыб и исполь зованием новых высокоэффективных средств промысла.
Океаническое рыболовство всех стран ведется в настоящее время на новой материально-технической базе с использованием крупных рыбопромысловых судов. Большие изменения произошли и в при брежном лове. Возросла техническая оснащенность и энерговоору женность судов. Само понятие прибрежного лова приобрело иной смысл.
Применение современных средств добычи обеспечило рост миро вого улова, но изменило его структуру. По данным специальных ис следований, проведенных в нашей стране и за границей, количество рыбы, с точки зрения ее пищевой ценности, не только не растет, но даже снижается. Рост мощности и тоннажа флота обгоняет динамику роста уловов, что приводит к увеличению фондоемкости и затрат на добычу рыбы.
230