Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конструкция сетевыборочной машины постоянно совершен­ ствуется, однако, без изменения основного принципа ее действия.

Сететрясная машина. Вытряхивание сельди из сетей — одна из самых трудоемких работ при дрифтерном лове. При больших уловах вытряхивание сетей — весьма тяжелая и изнурительная работа, тре­ бующая участия наиболее сильных и выносливых людей из состава команды. После введения специальных сететрясных машин доля руч­ ного труда сократилась до минимума, а участие матросов сводится к наблюдению за работой машины и периодическим ее переключе­ ниям.

Рис. 131. Сетевыборочная машина.

1 — подставка левая; 2 — тумба; 3 — сетевыборочная головка; 4 — вертикальный вал; 5 — подставка правая; 6 — редуктор; 7 — подве­ ски трансмиссии; 8 — установочная плита; 9 — шкив текстропной передачи; 10 — палуба.

Существуют разнообразные конструкции машин для вытряхи­ вания сетей: пружинные, рычажные, кулисные и т. д.

На судах рыбной промышленности наиболее широко применяются, кривошипные сететрясные машины СТМ-3 и предшествовавшая ей СТМ-2. Рассмотрим конструкцию СТМ-2. Электродвигатель при по­ мощи полужесткой муфты соединен с червячным редуктором. На валу червячного колеса укреплена ведущая звездочка, вращение от которой передается при помощи втулочно-роликовой цепи на хвосто­ вик рабочего вала рола. Вал вращается в радиальных шарикопод­ шипниках. На другом конце вала установлен эксцентрик, на котором закреплен шатун. Движение шатуна ограничивается рычагом, за­ крепленным одним концом на кронштейне и другим — на шатуне. Рабочая труба соединена с планкой шаровыми шарнирами, позво­ ляющими компенсировать возникающие перекосы. Основные рабо­ чие органы машины смонтированы на кронштейнах, установленных на подставках, которые укреплены на палубе судна. Для придания

2 2 4

необходимой жесткости на первых моделях этих машин кронштейны раскрепляли тросами к палубе и к стреле фок-мачты.

Дрифтерные сети с рыбой направляют на рабочий орган — трубу и перекидывают через рол. При включении машины рол приводится во вращение и благодаря силе трения между сетью и поверхностью рола сеть получает поступательное движение. Связанные с ролом кривошипы приводят в движение рычаги машины. При вращении кривошипов шарнирное соединение шатунов и рычагов перемещается по дуге, радиус которой равен длине рычагов (460 мм), а свободный конец шатунов вместе с рабочей трубой и сетью совершает колеба­ тельное движение. Рыба, находящаяся в сети, в результате резких колебаний вытряхивается из сети и падает на палубу.

Машина СТМ-2, несмотря на ряд интересных элементов и правиль­ ное принципиальное решение оказалась неудачной в эксплуатации

иширокого применения не получила. Основным ее недостатком явилось применение в качестве основного органа стальной трубы, которая при своих колебаниях вызывала вибрацию всего механизма, корпуса судна, деформировалась и быстро выходила из строя.

Со временем основные узлы этой машины были существенно из­ менены и новая модель СТМ-3 нашла широкое применение на боль­ шинстве средних рыболовных траулеров.

Вприводных устройствах сететрясной машины СТМ-3, в отличие от СТМ-2, цепи Галля заменены зубчатыми колесами, а ее рол при­ нудительно вращается все время, даже в тот момент, когда эксцентрик

ирабочие органы выключены. Это имеет большое значение при малых уловах или выбирании пустых сетей, когда нет необходимости вклю­ чать трясущую часть. Машина СТМ-3 имеет две трубы, устанавливае­ мые по обеим сторонам носового люка судна в соответствии с сете­ выборочными головками. В носовой трубе — тумбе размещен при­ вод, от которого раздельно приводится рол и трясущий орган. Каж­ дая тумба снабжена кривошипами, которые, вращаясь с одинаковой скоростью, приводят в колебательное движение шатуны с натянутым между ними рабочим органом. Вращение передается кривошипу, рас­ положенному в кормовой трубе, при помощи вала, проходящего через рол.

Рабочий орган машины, располагаемый между концами трясущих рычагов, представляет собой трос, покрытый пенопластом, обшитым сверху брезентом. Применение гибкого и легкого рабочего органа уменьшило общую массу машины, снизило динамические нагрузки и вибрацию и почти в два раза сократило потребляемую машиной мощность.

Конструкция машины позволяет легко демонтировать рол и ра­ бочий трос, что упрощает работу на палубе и перегрузочные опера­ ции, облегчая доступ к грузовому люку.

Со стороны правого борта к тумбам машины прикреплены два вертикальных роульса, которые обеспечивают правильное направле­ ние сети к рабочему органу машины.

Амплитуда колебаний

трясуна (трясущей части) регулируется

в пределах 300—450 мм.

Тросы трясунов, а на последних моделях

15 В. П. Помухин

225



11

12

13

14

6

5

4

3

2

1

Рис. I32. Сететрясная машина СТМ-3.

1

электродвигатель;

2 — муфта;

3 —. ведущий

вал

редуктора;

4 — крышка редуктора;

5 — вал

рола; 6 — стойка; 7 — рол;

8

— рабочий трясун; 9

— зубчатая

передача привода к ролу; 10 — вал;

11 — защитный кожух; 12

— шатун; 13 — эксцентрик;

 

 

14 — палец кривошипа;

15

— опорный

ролик;

16 — ось рабочего

трясуна.

сететрясных машин их два, натянуты с силой 3500—4000 Н (350— 400 кгс). Для разгрузки трясунов и приводящих их в движение ры­ чагов и во избежание их перекоса предусмотрены специальные крон­ штейны с опорными роликами. Общее устройство сететрясной ма­ шины СТМ-3 показано на рис. 132, а устройство привода в носовой тумбе— на рис. 133.

Техническая характеристика сететрясной машины СТМ-3

Наибольшее число колебаний трясуна, мин

........................ 170

Амплитуда колебаний, м м .............................................................

300—450

Расстояние

между

вертикальными роульсами (раствор

сети), м м

............................................................................................

 

3700

Наибольший диаметр рола, мм ....................................................

220

Частота вращения ....................................вала (рола), о б /м и н

20—40

Мощность электродвигателя ................................................., кВт

3,7

Частота вращения ..............................электродвигателя,о б /м и н

1000

Общая масса ................................................................машины, к г

1500

Количество

рыбы ,

повреждаемой при

вытряхивании машиной

СТМ-3, не превышает количества рыбы, повреждаемой при ручном вытряхивании. Износ сетей

не выше износа при руч­

 

 

 

ной обработке, а среднее

 

 

 

время

обработки

сетей

 

 

 

при

средней

производи­

 

 

 

тельности машины и улове

 

 

 

до 180 кг на одну сеть

 

 

 

составляет не более 105 с.

 

 

 

Наиболее

перспектив­

 

 

 

ными

являются

 

машины

 

 

 

СТМУ-282-П и ВСМ-2,

 

 

 

известная

также

по имени

 

 

 

ее конструктора как ма­

 

 

 

шина

Ивашева.

 

Отличи­

 

 

 

тельными

особенностями

 

 

 

этих

машин

является их

 

 

 

относительно

малая масса

 

 

 

(700

кг

против

1500 кг)

 

 

 

и легкость монтажа и де­

 

 

 

монтажа. В то же время

 

 

 

они не лишены и известных

 

 

 

недостатков, ограничиваю­

 

 

 

щих

их

широкое

приме­

Рис. 133. Кинематическая схема привода сете­

нение. Основной

 

недоста­

 

трясной машины СТМ-3.

ток ВСМ-2—ее неуравнове­

1 — электромотор; 2 — муфта; 3 — валы; 4 — веду­

шенность и большие вибра­

щие и ведомые шестерни передачи; 5 — эксцентрик;

6 — ведущая

шестерня

рола; 7 — ведомая шестерня

ционные нагрузки, приво­

рола;

8 — рол;

9 — корпус коробки.

дящие к частым поломкам,

 

 

и повышенный износ

а также некоторая конструктивная сложность

сетей,

которые проводят через трясущий орган, совершающий ко­

лебания в вертикальной плоскости, рывками.

 

15;

2 2 7


Сетеукладочное приспособление. Попытки применения автоном­ ных сетеукладочных машин успехом не увенчались, так как они за­ громождали и без того тесную палубу промысловых судов. Наиболь­ шее распространение получило сетеукладочное приспособление к сететрясной машине конструкции А. А. Карасика (рис. 134). Устройство состоит из качающихся рычагов, приводимых в колебательное дви­ жение от кривошипа, смонтированного на кронштейне станины сететрясной машины СТМ-3. Кривошип сетеукладчика приводится в дви­ жение от редуктора сететрясной машины через цепную передачу и

Рис. 134. Сетеукладочное приспособление.

1 — первый качающийся вал; 2 — качающийся рычаг; 3 — рол сетеукладочного приспо­ собления; 4, 5 — шестерни сцепления рола и нажимного валика; 6 — поводок; 7 — цепь привода качающегося рычага; 8 —- второй касающийся вал; 9 — направляющие звездочки:

10 — кронштейн; 11 — корпус сететрясной машины; 12 — сеть.

направляющие звездочки. На кронштейне смонтирован дополнитель­ ный рол с нажимным роликом. Привод рола — цепной. На концах качающихся рычагов укреплены ролики.

Сеть после прохождения через трясущую часть проходит не над ролом сететрясной машины, как обычно, а под ним. После этого сеть проходит между ролом сетеукладочного приспособления и нажимным валом, а затем между парой роликов на конце укладочных рычагов. На отрезке пути от сететрясной машины до рола укладочного при­ способления сеть находится в натянутом состоянии и принудительно протягивается через систему ролов. Под действием силы тяжести сеть попадает на качающиеся ролики укладочного приспособления и в зависимости от положения качающегося рычага налегает то на один, то на другой ролик.

Применение сетеукладчика позволило уменьшить число людей на укладке сетей с четырех до двух. При этом операции ручного труда свелись к направлению подбор и разравниванию сетей.

2 2 8

Использованием этого приспособления завершается полная меха­ низация первого полуцикла — добычи.

Введение машин с сопутствующими им приспособлениями ‘— мальгогерами, направляющими планками и другими освободило команды судов, занятых дрифтерным ловом сельди, от опасных и тя­ желых работ и позволило значительно сократить численность палуб­ ного персонала.

Предварительная обработка сельди производится на добывающих судах. Эти операции не столь опасны и тяжелы как связанные с обра­ боткой сетей и непосредственной добычей, но достаточно трудоемки. С целью их механизации были разработаны механизмы для посола, укладки и уплотнения сельди в бочках. В результате все процессы от добычи до укупорки сельди были полностью механизированы.

Описание конструкции некоторых из механизмов второго полуцикла >— обработки — приведены ниже.

Рыбопосольный агрегат. Рыбопосольный агрегат (РПА), как об этом говорит его название, не имеет непосредственного отношения к вопросам механизации добычи рыбы. В тоже время этот агрегат является последним механизмом в общей цепи добычи и предвари­ тельной обработки сельди и неразрывно связан с общей линией па­ лубных промысловых механизмов.

Работы по механизации операций посола сельди были начаты одновременно с механизацией процессов добычи и уже в 1954 г. было создано несколько опытных установок, работающих по прин­ ципу сухого и мокрого посола.

Рыбопосольные агрегаты, устанавливаемые на палубе судна, имеют приспособления для дозировки рыбы и соли и устройства для их равномерного перемешивания и высыпания в бочки. Рыбопо­ сольный агрегат состоит из загрузочного наклонного ленточного транспортера с гребками на ленте, барабанного смесителя и шнеко­ вого питателя соли. Ленточный транспортер для рыбы имеет закры­ тую конструкцию, препятствующую разбросу рыбы и его попаданию под ленту транспортера. Приемный конец транспортера помещают на уровне палубы или в специальный приямок — вырез в палубе судна. В том и другом случаях и приямок, и загрузочный ящик должны быть наполнены рыбой, а движущаяся лента транспортера постоянно загружена. При каждом гребке транспортера забирается одинаковое количество рыбы, чем обеспечивается ее точная дози­ ровка.

Шнековый питатель соли представляет собой открытый бункер с корытообразным дном, куда загружают соль. В бункере проходит вал с лопастями, которые перемешивают, разрыхляют и подают соль

к наклонному шнеку и далее внутрь смесителя. Между бункером

ишнеком устанавливают дозирующее^устройство, с помощью ко­ торого регулируется поступление соли.

Смеситель представляет собой барабан, на внутренней образую­ щей которого имеется винтовая направляющая. Верхняя часть бара­ бана выполнена в виде уступа большого диаметра со специальными

радиальными лопастями. Внутри барабана на кронштейне смонти-

229


рован наклонный лоток для отвода смеси. Перемещаясь в результате вращения барабана и под действием направляющих, рыба и соль перемешиваются, смесь поступает в нижнюю часть большого бара­ бана и оттуда лопастями поднимается вверх на выводной лоток и далее

вбочки.

Внастоящее время существует пять модификаций машин РПА, однако общий принцип их действия остается неизменным.

Техническая характеристика РПА

 

Производительность (по рыбе),к г /ч ......................................................

4000

Мощность электродвигателя,к В т ..........................................................

3

Габарит, мм:

 

д л и н а ...................................................................................................

2400

ш и р и н а .................................................................................................

1400

высота .................................................................................................

1600

Масса, к г .....................................................................................................

900

Подобные установки отличаются относительной простотой и сравнительно небольшими габаритами, легко монтируются и де­ монтируются. Их недостатком является невозможность точной до­ зировки и получения продукции высокого качества.

На некоторых судах, где позволяют условия, для посола сельди применяют «мокрый» метод — засолку в танках с циркулирующим тузлуком. При этом методе продукция получается более высокого качества и, кроме того, операции посола переносятся с палубы во внутренние помещения судна, в результате чего освобождается не­ обходимая для промысловых операций площадь палубы и улуч­ шаются условия работы команд.

§27

Оборудование и механизмы для других видов лова

Современный этап рыболовства характеризуется изменением тра­ диционных видов лова, породного состава добываемых рыб и исполь­ зованием новых высокоэффективных средств промысла.

Океаническое рыболовство всех стран ведется в настоящее время на новой материально-технической базе с использованием крупных рыбопромысловых судов. Большие изменения произошли и в при­ брежном лове. Возросла техническая оснащенность и энерговоору­ женность судов. Само понятие прибрежного лова приобрело иной смысл.

Применение современных средств добычи обеспечило рост миро­ вого улова, но изменило его структуру. По данным специальных ис­ следований, проведенных в нашей стране и за границей, количество рыбы, с точки зрения ее пищевой ценности, не только не растет, но даже снижается. Рост мощности и тоннажа флота обгоняет динамику роста уловов, что приводит к увеличению фондоемкости и затрат на добычу рыбы.

230