Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
Первые серии БМРТ типов «Пушкин» и «Белинский», которые начали вступать в эксплуатацию с 1956 г., были оборудованы энер гетическими установками с прямой передачей на винт и автоном ными электростанциями, не связанными с пропульсивной установ кой судов. Аналогично компоновались и энергетические установки судов более поздней постройки — траулеров типов «Лесков», «Грумант», «Рембрандт». Установки этих судов (особенно траулеров — производственных рефрижераторов «Грумант» и «Рембрандт»), имеющие повышенную по ср авнению со стар ыми тр аулерами мощность, больше отвечают условиям промысла; однако мощность главных ди зелей этих судов (4500 кВт) и судовой электростанции (1000— 1200 кВт) используется недостаточно эффективно. Это обстоятельство —■не возможность полного и наиболее экономичного использования мощ ности главных двигателей и вспомогательных дизель-генераторов на основных режимах работы— является основным недостатком уста новок, работающих по данной схеме.
Указанная традиционная схема энергетических установок с ма лооборотным дизелем и автономной электростанцией исключает возможность отбора мощности от главного двигателя и приводит к увеличению габаритов машинного отделения. Это было учтено при проектировании ряда более новых судов: РТМ типа «Атлантик», БКРТ типа «Наталья Ковшова», ТПР типа «Алтай», сейнера-тра улера «Альпинист» и др. На РТМ «Атлантик» в составе дизель-ре- дукторной установки предусмотрен валогенератор для привода траловой лебедки; на БКРТ «Наталья Ковшова» и ТПР «Алтай» применено электродвижение на переменном токе с отбором мощности; на сейнере-траулере «Альпинист» предусмотрена дизель-редуктор- ная установка с отбором мощности на привод промысловых механиз мов и подруливающих устройств.
По сравнению с добывающими судами постройки предшеству ющих лет энерговооруженность судов перечисленных типов возросла в среднем на 30—-50%.
Тенденция оптимального использования мощности главных и вспомогательных дизелей распространяется и на транспортные суда флота рыбной промышленности. Транспортные рефрижераторы по следних лет постройки: «Остров Русский», «Амурский залив», «Охот ское море» — оборудованы дизель-редукторными установками с от бором мощности. На перечисленных судах использованы двухма шинные агрегаты мощностью по 8— 12 тыс. кВт со среднеоборотными V-образными дизелями типа Пилстик. Состав энергетических уста новок судов этого типа, вступивших в эксплуатацию в 1969— 1971 гг., приведен в табл. 7.
Анализ развития дизельных установок на судах флота рыбной промышленности позволяет предположить, что в течение ближайших 10—15 лет требуемые мощности на винте и энергопотребление на основных типах рыбопромысловых судов возрастут в 1,5—2 раза.
Рост мощности энергетических установок при относительно огра ниченных объемах машинных отделений добывающих судов требует наиболее эффективного ее использования. Кроме того, необходимо
2* |
19 |
|
Состав энергетических установок рыбопромысловых судов постройки |
1969—1971 |
гг. |
|
|
||||||
|
|
О |
|
|
|
Мощность, |
л . с. |
а . 3 |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
2 |
. s |
ж _ |
||||
|
|
U |
|
|
|
главного двигателя |
общаяу ста новленных дизелей |
||||
|
|
*3 |
|
|
|
Количество вспомогателы дизель-генер; торови их м< ,ностькВт |
Количество вспомогателы |
утилизацион( котлов)ных у |
паропроизво; тельность, т/ |
||
|
|
\5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип судна, |
Тип |
а) |
Х арактеристика |
|
|
|
|
|
|
||
Си |
|
|
|
|
|
|
|||||
страна-поставщ ик |
энергетической |
и |
отбора мощности |
|
|
|
|
|
|
||
|
установки |
СО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
р- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сейнер-траулер |
Дизель-редук- |
ВРШ |
Валогенерато- |
IX 1320 |
2 000 |
3X150 |
1X0,5 |
||||
«Альпинист», СССР |
торная с отбо |
в насадке |
ры |
1X 300 |
кВт |
|
|
|
|
|
|
|
ром мощности |
|
переменного |
то |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ка; |
2X120 |
кВт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
постоянного тока |
|
|
|
|
|
|
Транспортный ре |
То же |
ВРШ |
Валогенерато- |
2X600 |
14 250 |
|||
фрижератор «Остров |
|
|
ры |
2X680 |
кВт |
|
|
|
Русский», Швеция |
|
|
переменного тока |
|
|
|||
Транспортный ре |
Дизель-редук- |
ВРШ |
Валогенерато- |
2X7440 |
17 130 |
|||
фрижератор |
«Охот |
торная с отбо |
в насадке |
ры |
2X1700 |
кВт |
|
|
ское море», |
Франция |
ром мощности |
|
переменного тока |
|
|
Транспортный ре фрижератор «Амур ский залив», Фран ция
Транспортный ре фрижератор «Карл Либкнехт», ГДР
То же |
То же |
Валогенерато- |
2X5580 |
13 160 |
|
|
ры 2X 1450 кВт |
|
|
|
|
переменного тока |
|
|
Дизельная |
> » |
|
1X9000 |
13 000 |
ЗХ 150 |
1X5,5 |
|
(1X2,1) |
3X500 1X8,0
(1X4,0)
2X660 1X8,0
(1X3,0)
4X600 1X6,0
(1X2,5)
Таблица 7
Количество с реснителей и ппоизводител ность, т/сут
—
2X50
1X60
1X90
1X60
1X90
2X50
учитывать особенности режимов работы добывающих судов: несов падение пиковых нагрузок на винт и другие потребители. Поэтому наиболее перспективными следует считать энергетические установки с отбором мощности.
Планами судостроения на 1971— 1975 гг. предполагается значи тельное расширение использования дизель-редукторных установок.
Анализ развития энергетических установок крупнотоннажных добывающих судов, построенных в период 1967— 1970 гг. в передо вых капиталистических странах, свидетельствует о том, что из общего количества вступивших в эксплуатацию судов 45% имели дизельные установки с прямой передачей на винт, 45% — дизельредукторные установки и немногим более 6 % — дизель-электриче- ские. При сравнении этих данных с данными предшествующих лет видно, что для добывающих судов ФРГ, Испании, Италии, Франции характерно расширение области применения дизель-редукторных энергетических установок с использованием среднеоборотных дизе лей и двигателей повышенной быстроходности и сокращение исполь зования дизельных установок с прямой передачей на винт.
Предварительные проработки по определению перспективных типов двигателей для рыбопромысловых судов показывают, что в период 1975— 1980 гг. наибольшее распространение получат сред необоротные двигатели с частотой вращения 400—750 об/мин и средней скоростью поршня 6—9 м/с. При этом предусматривается
широкая |
унификация дизелей |
и |
возможность их использования |
в составе |
дизель-редукторных |
и |
дизель-генераторных агрегатов. |
ГЛАВА II
•
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ДИЗЕЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК
§ 5
Дизельны е установки с прямой передачей
Установки с прямой (непосредственной) передачей на винт яв ляются наиболее распространенными и применяются на всех типах промысловых, добывающих и транспортных судов (СРТ-300, СРТ-400, РР, СРТР, БМРТ, ППР типа «Грумант», «Рембрандт» и др.).
На рис. 4 приведена схема энергетической установки СРТР типа «Океан». Она выполнена по типу установок обычных транспорт ных судов средней и малой мощности и не содержит каких-либо специальных элементов, присущих промысловым судам.
21
Рис. 4. Схема энергетической установки СРТР типа «Океан».
1 — дизель-генератор № 2; 2 — главный дви гатель; 3 - дизель-генератор № 1; 4 - дизельгенератор № 3; 5 — холодильник дизеля;
6 — ручной осушительный насос; |
7 — ручной |
||||||||
насос |
котельной |
воды; |
8 |
— фильтр для |
кон |
||||
денсата; |
9 — паровой |
насос |
Дуплекс; |
10 — |
|||||
паровой |
котел; |
11 |
— воздухохранитель |
ти- |
|||||
фона; |
12 — воздухохранители |
вспомогатель |
|||||||
ных двигателей; |
13 — топливный насос; |
14 — |
|||||||
главный |
трап; |
15 — пожарный |
насос; |
16 — |
|||||
распределительный |
щит; |
17 — распредели |
|||||||
тельный |
щит ходовых огней; |
18 — компрес |
|||||||
сор; |
19 |
— умформер; |
20 — зарядный умфор |
||||||
мер; |
21 |
— насос отработанного масла; |
22 — |
||||||
насос |
охлаждающей |
воды; |
23 — умформер |
||||||
радиоустановки; |
24 |
— ручной |
насос отрабо |
||||||
танного |
масла; |
25 — ручной масляный насос; |
26 — бак для масла; 27 — подогреватель отра ботанного масла; 28 — сепаратор масла; 29 — сепаратор топлива; 30 — тавотонагнетатель;
31 |
— топливный насос; 32 — тахометрдинамо; |
||||||||||
33 |
— умформер для рулевой установки; 34 — |
||||||||||
резервный |
масляный |
насос; |
35 |
— резервный |
|||||||
насос |
охлаждения мытьевой |
воды; |
36 — ре |
||||||||
зервный насос |
охлаждения |
пресной |
воды; |
||||||||
37 |
— пневмоцистерна забортной воды; |
38 — |
|||||||||
пневмоцистерна |
мытьевой |
воды; |
39 |
— насос |
|||||||
забортной воды; |
40 — насос |
мытьевой |
воды; |
||||||||
41 |
— ручной насос мытьевой воды; |
42 — руч |
|||||||||
ной |
насос |
забортной |
воды; |
43 |
— верстак; |
||||||
44 |
— тиски; |
45 — ящик |
для |
песка; |
46 — |
испарительная установка; 47 — осушительный
насос; 48 |
— мазутный |
насос; 49 — воздухо |
||
хранители |
главного |
двигателя; |
50 — ручной |
|
топливный насос; 51 |
— конторка; |
52 — руч |
||
ной мазутный насос; |
53 — топливные цис |
|||
|
терны. |
|