Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первые серии БМРТ типов «Пушкин» и «Белинский», которые начали вступать в эксплуатацию с 1956 г., были оборудованы энер­ гетическими установками с прямой передачей на винт и автоном­ ными электростанциями, не связанными с пропульсивной установ­ кой судов. Аналогично компоновались и энергетические установки судов более поздней постройки — траулеров типов «Лесков», «Грумант», «Рембрандт». Установки этих судов (особенно траулеров — производственных рефрижераторов «Грумант» и «Рембрандт»), имеющие повышенную по ср авнению со стар ыми тр аулерами мощность, больше отвечают условиям промысла; однако мощность главных ди­ зелей этих судов (4500 кВт) и судовой электростанции (1000— 1200 кВт) используется недостаточно эффективно. Это обстоятельство —■не­ возможность полного и наиболее экономичного использования мощ­ ности главных двигателей и вспомогательных дизель-генераторов на основных режимах работы— является основным недостатком уста­ новок, работающих по данной схеме.

Указанная традиционная схема энергетических установок с ма­ лооборотным дизелем и автономной электростанцией исключает возможность отбора мощности от главного двигателя и приводит к увеличению габаритов машинного отделения. Это было учтено при проектировании ряда более новых судов: РТМ типа «Атлантик», БКРТ типа «Наталья Ковшова», ТПР типа «Алтай», сейнера-тра­ улера «Альпинист» и др. На РТМ «Атлантик» в составе дизель-ре- дукторной установки предусмотрен валогенератор для привода траловой лебедки; на БКРТ «Наталья Ковшова» и ТПР «Алтай» применено электродвижение на переменном токе с отбором мощности; на сейнере-траулере «Альпинист» предусмотрена дизель-редуктор- ная установка с отбором мощности на привод промысловых механиз­ мов и подруливающих устройств.

По сравнению с добывающими судами постройки предшеству­ ющих лет энерговооруженность судов перечисленных типов возросла в среднем на 30—-50%.

Тенденция оптимального использования мощности главных и вспомогательных дизелей распространяется и на транспортные суда флота рыбной промышленности. Транспортные рефрижераторы по­ следних лет постройки: «Остров Русский», «Амурский залив», «Охот­ ское море» — оборудованы дизель-редукторными установками с от­ бором мощности. На перечисленных судах использованы двухма­ шинные агрегаты мощностью по 8— 12 тыс. кВт со среднеоборотными V-образными дизелями типа Пилстик. Состав энергетических уста­ новок судов этого типа, вступивших в эксплуатацию в 1969— 1971 гг., приведен в табл. 7.

Анализ развития дизельных установок на судах флота рыбной промышленности позволяет предположить, что в течение ближайших 10—15 лет требуемые мощности на винте и энергопотребление на основных типах рыбопромысловых судов возрастут в 1,5—2 раза.

Рост мощности энергетических установок при относительно огра­ ниченных объемах машинных отделений добывающих судов требует наиболее эффективного ее использования. Кроме того, необходимо

2*

19


 

Состав энергетических установок рыбопромысловых судов постройки

1969—1971

гг.

 

 

 

 

О

 

 

 

Мощность,

л . с.

а . 3

X

X

 

 

 

 

 

 

2

. s

ж _

 

 

U

 

 

 

главного двигателя

общаяу ста­ новленных дизелей

 

 

*3

 

 

 

Количество вспомогателы дизель-генер; торови их м< ,ностькВт

Количество вспомогателы

утилизацион( котлов)ных у

паропроизво; тельность, т/

 

 

\5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип судна,

Тип

а)

Х арактеристика

 

 

 

 

 

 

Си

 

 

 

 

 

 

страна-поставщ ик

энергетической

и

отбора мощности

 

 

 

 

 

 

 

установки

СО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сейнер-траулер

Дизель-редук-

ВРШ

Валогенерато-

IX 1320

2 000

3X150

1X0,5

«Альпинист», СССР

торная с отбо­

в насадке

ры

1X 300

кВт

 

 

 

 

 

 

 

ром мощности

 

переменного

то­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ка;

2X120

кВт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

постоянного тока

 

 

 

 

 

 

Транспортный ре­

То же

ВРШ

Валогенерато-

2X600

14 250

фрижератор «Остров

 

 

ры

2X680

кВт

 

 

Русский», Швеция

 

 

переменного тока

 

 

Транспортный ре­

Дизель-редук-

ВРШ

Валогенерато-

2X7440

17 130

фрижератор

«Охот­

торная с отбо­

в насадке

ры

2X1700

кВт

 

 

ское море»,

Франция

ром мощности

 

переменного тока

 

 

Транспортный ре­ фрижератор «Амур­ ский залив», Фран­ ция

Транспортный ре­ фрижератор «Карл Либкнехт», ГДР

То же

То же

Валогенерато-

2X5580

13 160

 

 

ры 2X 1450 кВт

 

 

 

 

переменного тока

 

 

Дизельная

> »

 

1X9000

13 000

ЗХ 150

1X5,5

 

(1X2,1)

3X500 1X8,0

(1X4,0)

2X660 1X8,0

(1X3,0)

4X600 1X6,0

(1X2,5)

Таблица 7

Количество с реснителей и ппоизводител ность, т/сут

2X50

1X60

1X90

1X60

1X90

2X50



учитывать особенности режимов работы добывающих судов: несов­ падение пиковых нагрузок на винт и другие потребители. Поэтому наиболее перспективными следует считать энергетические установки с отбором мощности.

Планами судостроения на 1971— 1975 гг. предполагается значи­ тельное расширение использования дизель-редукторных установок.

Анализ развития энергетических установок крупнотоннажных добывающих судов, построенных в период 1967— 1970 гг. в передо­ вых капиталистических странах, свидетельствует о том, что из общего количества вступивших в эксплуатацию судов 45% имели дизельные установки с прямой передачей на винт, 45% — дизельредукторные установки и немногим более 6 % — дизель-электриче- ские. При сравнении этих данных с данными предшествующих лет видно, что для добывающих судов ФРГ, Испании, Италии, Франции характерно расширение области применения дизель-редукторных энергетических установок с использованием среднеоборотных дизе­ лей и двигателей повышенной быстроходности и сокращение исполь­ зования дизельных установок с прямой передачей на винт.

Предварительные проработки по определению перспективных типов двигателей для рыбопромысловых судов показывают, что в период 1975— 1980 гг. наибольшее распространение получат сред­ необоротные двигатели с частотой вращения 400—750 об/мин и средней скоростью поршня 6—9 м/с. При этом предусматривается

широкая

унификация дизелей

и

возможность их использования

в составе

дизель-редукторных

и

дизель-генераторных агрегатов.

ГЛАВА II

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ДИЗЕЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

§ 5

Дизельны е установки с прямой передачей

Установки с прямой (непосредственной) передачей на винт яв­ ляются наиболее распространенными и применяются на всех типах промысловых, добывающих и транспортных судов (СРТ-300, СРТ-400, РР, СРТР, БМРТ, ППР типа «Грумант», «Рембрандт» и др.).

На рис. 4 приведена схема энергетической установки СРТР типа «Океан». Она выполнена по типу установок обычных транспорт­ ных судов средней и малой мощности и не содержит каких-либо специальных элементов, присущих промысловым судам.

21


Рис. 4. Схема энергетической установки СРТР типа «Океан».

1 — дизель-генератор № 2; 2 — главный дви ­ гатель; 3 - дизель-генератор № 1; 4 - дизельгенератор № 3; 5 — холодильник дизеля;

6 — ручной осушительный насос;

7 — ручной

насос

котельной

воды;

8

— фильтр для

кон ­

денсата;

9 — паровой

насос

Дуплекс;

10

паровой

котел;

11

— воздухохранитель

ти-

фона;

12 — воздухохранители

вспомогатель­

ных двигателей;

13 — топливный насос;

14

главный

трап;

15 — пожарный

насос;

16

распределительный

щит;

17 — распредели­

тельный

щит ходовых огней;

18 — компрес­

сор;

19

— умформер;

20 — зарядный умфор­

мер;

21

— насос отработанного масла;

22

насос

охлаждающей

воды;

23 — умформер

радиоустановки;

24

— ручной

насос отрабо­

танного

масла;

25 — ручной масляный насос;

26 — бак для масла; 27 — подогреватель отра­ ботанного масла; 28 — сепаратор масла; 29 — сепаратор топлива; 30 — тавотонагнетатель;

31

— топливный насос; 32 — тахометрдинамо;

33

— умформер для рулевой установки; 34

резервный

масляный

насос;

35

— резервный

насос

охлаждения мытьевой

воды;

36 — ре­

зервный насос

охлаждения

пресной

воды;

37

пневмоцистерна забортной воды;

38 —

пневмоцистерна

мытьевой

воды;

39

— насос

забортной воды;

40 — насос

мытьевой

воды;

41

— ручной насос мытьевой воды;

42 — руч­

ной

насос

забортной

воды;

43

— верстак;

44

— тиски;

45 — ящик

для

песка;

46

испарительная установка; 47 — осушительный

насос; 48

— мазутный

насос; 49 — воздухо­

хранители

главного

двигателя;

50 — ручной

топливный насос; 51

— конторка;

52 — руч­

ной мазутный насос;

53 — топливные цис­

 

терны.