Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
Весьма распространенной, также близкой по типу к установкам транспортных судов, но отличающейся компоновкой электростанции, является дизельная установка БМРТ. Схема такой установки с пря мой передачей на винт (БМРТ типа «Лесков») представлена на рис. 5. Главный двигатель — дизель фирмы Зульцер мощностью 1765 кВт (2400 л. с.) при частоте вращения 225 об/мин, восьмицилинд ровый, двухтактный, тронковый, реверсивный, с петлевой про дувкой, без наддува. Дизель охлаждается пресной водой, поршни — маслом.
Двигатель работает на винт регулируемого шага. При изменении угла установки лопастей винта частота вращения главного двигателя автоматически изменяется, чем достигается оптимальный момент на валу при наименьшем удельном расходе топлива и исключается возможность перегрузки двигателя.
Судовая электросеть — двухпроводная, ток — постоянный на пряжением 230 В. Источниками электроэнергии служат четыре дизель-генератора мощностью по 250 кВт, приводимые в действие дизелями типа 6ВАН-22 мощностью 276 кВт при 500 об/мин. Двига тели производства ПНР, выпускаемые по лицензии фирмы Зульцер.
Пар для судовых и производственных нужд обеспечивается вер тикальным водотрубным вспомогательным котлом, работающим на жидком топливе. Паропроизводительность котла 4000 кг/ч при давле нии 687 кПа (7 кгс/см2).
В состав энергетической установки входят два испарителя про изводительностью по 5 т/сут. Как на каждом судне, в машинном отделении установлены вспомогательные механизмы для обслужи вания энергетической установки и судовых 'потребителей.
Существенным преимуществом установок с прямой передачей на винт является их надежность и относительная простота, так как энергия на винт передается с помощью жесткого валопровода, кото рый при правильной эксплуатации не требует специального ухода или частых ремонтов. Благодаря этим качествам суда, оснащенные такими установками, характеризуются минимальными затратами внеэксплуатационного времени, а следовательно, имеют высокие эксплуатационно-экономические показатели.
В то же время длительная эксплуатация позволила обнаружить, что данный тип установок в сочетании с обычным гребным винтом фиксированного шага имеет ряд существенных недостатков. Основ ные из них: сравнительно плохая маневренность (сложность и дли тельность пуска, остановки и реверсирования), а также неэкономич ность работы на частичных и переменных режимах. Эти обстоятель ства, приобретающие серьезное значение для судов рыболовного флота, заставили перейти к использованию винтов регулируемого шага в установках с прямой передачей.
Применение ВРЩ одновременно решило и другую проблему: появилась возможность эффективного отбора мощности от главного
двигателя,
23
Установки с прямой передачей и отбором мощности еще не нашли широкого распространения, но являются безусловно перспектив ными. Примером может служить установка траулера «АтлантикСупер», где генератор встроен в линию вала и вращается вместе с ним.
Рис. 5. Схема дизельной установки БМРТ типа «Лесков».
/ — главный двигатель Зуль-
цер 8TD-48; 2 — дизель-
генератор мощностью 250
кВт; 3 |
— компрессор пуско |
||
вого |
воздуха; |
4 — насос |
|
охлаждающей |
воды |
холо |
|
дильной установки; |
5 ~ н а |
сос забортной охлаждающей
воды |
дизель-генераторов; |
|
6 — насос |
охлаждающей |
пресной воды дизель-гене раторов; 7 — холодильник пресной воды; 8 — резерв ный охлаждающий насос главного двигателя; 9 — насос охлаждающей заборт ной воды главного двига
теля; |
10 — насос охлаж да |
ющей |
пресной воды; 11 — |
сепаратор смазочного масла; 12 — сепаратор дизельного топлива; 13 — насос пневмо цистерны; 14 — пневмоцис терна; 15 — паровой котел типа VX 5/IIS; 16 — осуши тельный насос; 17 — пож ар ный насос; 18 — балластный насос; 19 — перекачиваю щий насос дизельного топ
лива; 20 — испаритель.
Низкая частота вращения приводит к увеличению массовых и габа ритных характеристик генератора, однако отпадает необходимость в наименее надежном узле отбора мощности — передаче от вала к ге нератору.
24
§ 6
Дизель-редукторны е установки
Дизель-редукторные установки отличаются от рассмотренных выше тем, что передача крутящего момента на винт совершается в них через редуктор или реверсредуктор. В установках этого типа применяют двигатели с повышенной частотой вращения. Существует много разновидностей дизель-редукторных установок: одно- и мно гомашинные, с двигателями равной или разной мощности; с отбором или без отбора мощности. Разнообразны также конструктивные схемы редукторов; они могут только редуцировать частоту вращения,
1
/
3
Рис. 6. Схема дизель-редукторной энергетической установки.
1 — главный дизель; 2 — дизель-генераторы; 3 — редуктор; 4 — гребной винт.
или наряду с этими суммировать мощность агрегатов на одном валу, или, кроме того, повышать частоту вращения на валу отбора мощ ности.
Дизель-редукторные установки нашли широкое применение на стальных траловых ботах (СТБ), малых рыболовных траулерах (МРТ), рыбоморозильных траулерах (РТМ) иностранной постройки и на ряде вспомогательных судов. В последнее время эти установки получают распространение и на транспортных судах.
Схема наиболее простой дизель-редукторной установки с одним главным двигателем без отбора мощности траулера-завода представ лена на рис. 6.
Главный двигатель типа 8NZD-72 •—’Двухтактный, тронковый, мощностью 1700 кВт (2300 л. с.) при частоте вращения 221 об/мин, работает через понижающий редуктор на винт фиксированного шага. Для привода генераторов переменного трехфазного тока использовано пять дизелей типа 6NVD-26A мощностью 370 кВт при 750 об/мин. Во время перехода в район промысла и обратно работают два дизеля, при тралении и переработке рыбы •— четыре, а на режимах дрейфа и переработки рыбы — три. Постоянный ток, необходимый для при вода траловой лебедки, создается специальным преобразователем.
25
Распределение мощности, потребляемой на основных режимах работы данных судов, показано на рис. 7. Из диаграммы видно, что на одном из основных режимов работы ■— тралении — используется немногим более половины мощности главного двигателя. Дизельгенераторы в большинстве случаев работают со значительной недо грузкой.
Примером двухмашинной дизель-редуктор ной установки без отбора мощности может служить установка морского буксира-спа сателя, схема машинного отделения которого по казана на рис. 8. Главные двигатели — двухтакт ные, восьмицилиндровые, мощностью каждый по 1100 кВт (1500 л. с.) при 320 об/мин — работают через реверсредуктор с гидромуфтой на один гребной вал с винтом фиксированного шага. Установка имеет два автономных дизель-генератора мощностью по 100 кВт с приводом от четырехтактных дизелей, один резервный дизель-генератор мощностью 30 кВт и один аварийный агрегат дизель-генератор—ком
прессор.
Дизель-редукторные установки с дизелями раз ной мощности нашли широкое применение в про мысловых флотах некоторых западноевропейских стран. Как правило, в таких установках использо вались два дизеля одного типа, но с разным числом цилиндров: большой — «отец» и поменьше — «сын». Установки этого типа без отбора мощности рас пространения не получили.
§ 7
Дизель-редукторны е установки с отбором мощности
Дизель-редукторные установки с отбором мощ ности или, как их часто называют, установки с валогенераторами находят в последнее время широкое распространение и могут быть признаны перспек тивным типом установок. Следует сказать, что отбор
мощности осуществлялся еще на паровых судах с обычными греб ными винтами. В этом случае генератор размещали либо непосредственно на валу, либо он приводился в действие с помощью специальных передач — муфт и мультипликаторов, причем включение и выключение осуществлялось по мере надоб ности. Такого рода устройства применяют и до настоящего вре мени на малых рыболовных или средних по мощности судах.
Недостаток подобных схем отбора мощности состоит в том, что они оказываются неработоспособными при снижении частоты вра щения главного двигателя. Поэтому навешенные генераторы имели
26
Рис. 8. Машинное отделение буксира-спасателя с дизель-редукторной установкой мощностью 2200 кВт.
/ — главный двигатель; 2 — редуктор |
с гидромуфтами; |
3 — дизель-генератор; 4 — распре |
||
делительный щит; 5 — фильтр |
масла |
редуктора; 6 — масляный циркуляционный насос; |
||
7 — резервное масло редуктора; 8 — топливная расходная |
цистерна; 9 — рабочая цистерна |
|||
редукторного масла; 10 — сливная масляная цистерна; |
11 |
— сепараторы масла и топлива; |
||
12, — резервное масло; 13 — топливоперекачивающий |
насос; 14 — топливо; 15 — водяной |
|||
фильтр; 16 — циркуляционный |
водяной насос; 17 — кладовая; 18 — холодильник масла; |
19 — фильтр масла; 20 — котлы для отопления; 21 — масляный фильтр; 22 — насос общего назначения; 23 — насос пресной воды; 24 — главные пусковые баллоны; 25 — дизель-гене ратор 30 кВт; 26 — дизель-компрессор; 27 — циркуляционный водяной насос; 28 — электро компрессор; 29 — пусковой баллон дизель-генератора; 30 — баллоны сжатого воздуха.
27
малую мощность и использовались главным образом для освещения судов при переходах в благоприятной метеорологической обстановке.
В установках с ВРШ изменение хода судна может осуществляться без снижения частоты вращения гребного винта. Поэтому навешенные генераторы могут работать эффективно на всех режимах эксплуата ции дизеля. Один из вариантов подобного типа установки, применен ный на траулере, спроектированном для экспедиционного лова, приведен на рис. 9.
Главный двигатель работает непосредственно на винт с поворот ными лопастями. Для защиты винта и улучшения тяговых качеств судна применена специальная насадка. Непосредственно за главным
Рис. 9. Схема энергетической установки с валогенераторами.
1 — главный двигатель; 2 — дизель-генераторы; 3 — валогенераторы; 4 — винт регулируемого шага.
двигателем установлены два валогенератора постоянного и переменного тока. Валогенератор переменного тока обеспечивает питание всей судовой сети, за исключением траловой лебедки, в любом режиме эксплуатации.
Валогенератор постоянного тока осуществляет питание током траловой лебедки. Оба генератора с помощью специальной клино ременной передачи получают вращение от гребного вала. Наличие двух валогенераторов позволяет более целесообразно использовать мощность главного двигателя. В частности, при выборке трала, когда двигатель работает на неэкономичных частичных нагрузках, подключение генератора постоянного тока улучшает его рабочие параметры и исключает необходимость включения дополнительного дизель-генератора. Кроме главного энергетического агрегата в ма шинном отделении установлены два дизель-генератор а, которые включаются только при остановке главного двигателя или при выходе из строя генератора переменного тока.
Управление шагом гребного винта осуществляется с мостика. Для предотвращения перегрузки главного двигателя предусмот рено автоматическое уменьшение шага винта при превышении допу стимого момента на главном двигателе.
На рис. 10 показана схема дизель-редукторной установки с отбо ром мощности, основу которой составляют два дизеля— «отец» и «сын».
28
Установка состоит из главного двигателя мощностью 676 кВт при частоте вращения 333 об/мин и дизеля мощностью 368 кВт при 375 об/мин. При свободном ходе судна дизели «отец» и «сын»
Рис. 10. Энергетическая установка типа «отец» и «сын».
1 — гребной винт; 2 — редуктор и гидравлические муфты; 3 — гене ратор траловых лебедок; 4 — дизель-генераторы; 5 — дизель «сын»; 6 — дизель «отец».
работают через гидромуфты на редуктор, который снижает частоту вращения до 116 об/мин. Между дизелем «сын» и редуктором установ лен генератор постоянного тока, который при свободном ходе судна
Рис. 11. Энергетическая установка траулеров типа «Тропик».
1 |
— главные двигатели; 2 — индукционные |
муфты; 3 — редуктор; |
4 |
— валогенератор; 5 — винт регулируемого |
шага; 6 — дизель-гене |
|
раторы. |
|
работает вхолостую. Гребной вал работает на винт с фиксированным шагом.
При тралении на гребной винт включается только двигатель «отец». Дизель «сын» отключается от редуктора и работает на генера тор, создавая питание привода траловой лебедки.
29
Примерами установки с отбором мощности и двумя одинаковыми двигателями могут служить установки РТМ типа «Тропик» (рис. 11)
итипа «Атлантик» (рис. 12).
Вустановке РТМ «Атлантик» двигатели 8NVD-48.2AU мощностью 852 кВт работают на ВРШ через индукционные муфты и редуктор.
Кредуктору последовательно присоединены валогенератор перемен ного трехфазного тока, работающий на судовую сеть, и генератор постоянного тока, работающий на промысловые механизмы. В состав судовой электростанции, кроме того, входят четыре дизель-генера тора по 320 кВА, аварийный дизель-генератор 50 кВА, распредели тельные устройства, аппаратура и сети.
Рис. 12. Энергетическая установка траулеров типа «Атлантик».
1 — главный двигатель; 2 — редуктор; 3 — валогенераторы; 4 — дизельгенераторы; 5 — ВРШ.
Валогенератор, или валомашина трехфазного тока, — синхронная, оборудована системой самовозбуждения и. автоматической регули ровкой напряжения (АРН), соединена с редуктором эластичной ку лачковой муфтой и в зависимости от необходимости может быть использована в следующих функциях: для работы на судовую сеть, в качестве синхронного двигателя для работы через редуктор на ВРШ с целью увеличения мощности гребной установки, а также в роли резервного привода валомашины постоянного тока.
Валогенератор, или валомашина постоянного тока, представля ющая собой шунтовой генератор независимого возбуждения, служит для питания электродвигателей ваерных лебедок и соединена с валогенератором переменного тока электромагнитной фрикционной муф той. В обычных условиях эксплуатации приводом валогенератор а постоянного тока является главная энергетическая установка. При выключении главных двигателей приводом валогенератор а может служить валогенератор трехфазного тока, который в этом случае
отсоединяется от редуктора и работает в качестве синхронного дви гателя.
30