Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

/ — резервуары для нефтепродуктов; 2 — резервуары для масла; 3 — служебно-технические помещения; 4 — охрана; 5 — железнодорожный тупик; 6 — сливно-наливная эстакада; 7 — на­ сосная

Выгрузка топлива регламентирована нормами простоя вагонов МПС СССР. Срок слива партии одновременно поданных цистерн грузоподъемностью до 2 0 т равен 1— 2 ч, свыше 2 0 т — не более 2—4 ч. Цистерны бывают с нижним сливным прибором и без ниж­ него прибора, слив из которых производится через люк колпака. Для слива вязких нефтепродуктов цистерны, не оборудованные постоянными змеевиками, прогревают циркуляцией подогретого материала по схеме цистерна—нагреватель—цистерна. Возможен электроразогрев. Для раздачи топлива на складе устанавливают раздаточные колонки со счетчиками. Склады топлива размещают в стороне от битумного цеха и мест скопления людей, обваловыва­ ют или отделяют от АБЗ огнезащитной стеной.

Подача топлива к асфальтосмесительной установке, пароко­ тельной и битумному цеху производится по трубам, укладываемым под землей или на стойках. На случай пожара на складах топлива устанавливают мотопомпы для подачи воды, пеногоны, пеносмесители, ручные огнетушители, сухой песок. Нефтепродукты явля­ ются диэлектриками, поэтому в них способны накапливаться заря­ ды статического электричества, которое образуется от трения неф­ тепродуктов при движении по трубам, шлангам, внутри цистернрезервуаров, баков. Ддя предупреждения разрядов статического' электричества с образованием искр необходимо создать непрерыв­ ную электрическую цепь, проходящую через все устройства — резервуары, трубопроводы, сливоналивные колонки, наконечники шлангов, с целью заземления. Должны быть соблюдены противо­ пожарные разрывы между сооружениями 25—50 м в зависимости от пожароопасности.

5*

131

Э н е р г о - , в о д о -

и т е п л о с н а б ж е н и е . Максимальные

часовые расходы воды

3/ч) исчисляются суммированием расхода

воды ИР — Р 1 + Р2 + Р 3+ ... + Рп , где Р 1 — максимальный часовой

расход на строительные процессы; Р 2 — то же, на дорожно-строи­

тельные машины (охлаждение двигателя); Р3 — то же, на хозяй­ ственно-питьевые нужды.

Часовой расход воды на тушение пожара на площадке произ,-

водственного предприятия

QnoT= 3600 *7пож (^/пож'^Д

1 0

л/с)

P i = 2

: ^ р 2 = 2

 

 

 

 

 

Рз==

PqiK3 : t . .. и т. д.

 

 

 

 

У — объем работы в смену

(принимают

из календарного плана);

.N —мощность двигателя

внутреннего

сгорания,

л. с.;

Р — коли­

чество работающих в наибольшую

смену; q u

q2,

Цъ—Цп — нормы

расхода воды на соответствующий

измеритель;

К\,

к2,

к3— коэф­

фициенты часовой неравномерности потребления воды в зависимо­ сти от характера потребителя; t — число часов в смене.

Источниками могут быть водопроводы, артезианские скважи­ ны, ключевые и грунтовые воды, реки, озера, пруды, водохранили­ ща, каналы. Для небольших по мощности АБЗ противопожарное водоснабжение организуют из резервуаров и водоемов с подачей воды насосами.

На АБЗ могут быть различные виды потребления электриче­ ской энергии: силовой, технологической и осветительной. Источни­ ком электроэнергии может служить трансформаторная подстанция,

получающая ток от энергетической

системы данного

района.

В этом случае электроэнергию подают

потребителям по

кабель­

ным или воздушным линиям. Иногда приходится использовать передвижные электростанции и энергопоезда. Для случая макси­ мального потребления одновременно всеми потребителями элек­ троэнергии расчет ведут по формуле

Э у =

1,1 ( 2 Э ск \: cos <р + ( 2

2\ COS<p) -р ов^З Т Д ] ^опЮа)>

где Эу — потребная мощность

электроустановки

или трансформа­

тора, кВа;

1,1 — коэффициент,

учитывающий

потери мощности

в сети; Эс — силовая мощность машины по паспорту или каталогу;

Эт— потребная

мощность

на технологические

нужды (при­

нимают

по

справочникам),

кВт; Эов — потребная

мощность,

необходимая

на

внешнее освещение, кВт; Э0н — то

же, на на­

ружное,

кВт;

кь к2, /сз — коэффициенты спроса, зависящие от чис­

ла потребителей

(принимают

по справочникам);

cos ф — коэффи­

циент мощности,

зависящий от характера, количества

и загрузки

потребителей. Для наружного освещения cos ф = 1.

На основе подсчитанной мощности производят выбор источни­ ков электроснабжения и подбор трансформаторов.

Р а с х о д т е п л а . Процессы, связанные с приготовлением смеси на АБЗ, теплоемки, особенно нагрев мазута, битума, насосов и битумопроводов. Тепло расходуется:

132


а) на разогревание загустевшего битума в хранилищах до тем­ пературы, позволяющей перекачивать его шестеренчатыми насоса­ ми, на дальнейший его нагрев до рабочей температуры, на ее под­

держание — компенсация

тепловых

потерь, на

нагрев мазута

в топливном баке и мазутопроводов;

 

 

б) на обогрев стенок

бункерных

полувагонов, накопительных

бункеров готовой смеси, битумных коммуникаций,

насосов, доза­

тора, корпуса лопастного смесителя. По данным ВНИИстройдормаша [5.2] тепловые затраты по группе «а» составляют примерно 80—85 и по группе «б» 15—20% . Примерный суммарный расход тепла на АБЗ:

Выработка, т / . ч .........................................

25

50

100

200

Суммарная теплоемкость, тыс. ккал/ч:

 

513

 

 

при паровом обогреве...................... .

270

1014

2016

» электрическом обогреве . . .

300

600

1180

2150

Количество (Зпол тепла, которое необходимо затратить на обо-

грев битума или мазута без воды,

определяют

по формуле

(в ккал/ч) Qnon = Qi+'Q 2, где Qi -— количество тепла,

необходимое

для нефтепродукта без воды

 

 

Qi Пабзс

^н),

 

где Пабз— часовая выработка АБЗ, кг; tK— конечная температура нагрева битума или мазута, град; /н— начальная температура неф­ тепродукта, град; с — удельная теплоемкость битума или мазута в принятом интервале температур, ккал/кг-град; Сб можно принять

0,5, а

более точно рассчитать по формуле

А.

И.

Анохина

с б= 0,415+0,0003 X (*н+*к).

 

 

 

Удельную теплоемкость мазута можно определить по формуле

Фортча — Уитмена см= (0,345 + 0,0008861) (2,10 — у),

где

t — темпе­

ратура,

при которой определяется теплоемкость;

у —-удельная мас­

са мазута. Для определения средней теплоемкости в интервалах

температур от tn до tK в формулах t надо заменить на (/Н+ М : 2 .

Количество тепла, идущее на нагрев воды, находящейся в неф­

тепродукте, до температуры

кипения

Q2 = n W i ( 1 0 0 — /н)

ккал/г,

где W — обводненность нефтепродукта,

%; сЕ—-удельная теплоем­

кость воды (1 ккал/кг. град);

П — часовая

потребность в

нефте­

продуктах, кг.

 

 

 

 

Количество тепла, идущее на испарение воды из нефтепродук­

та, Qz = TlWi ккал/ч; /■— скрытая теплота

парообразования.

Суммарное количество тепла, которое затрачивается на нагрев

битума и мазута 2 Q = Qn0nKn;

кп — коэффициент тепловых потерь,

равный 1,25— 1,30.

 

 

 

 

Лучшим способом обогрева битумных коммуникаций

на АБЗ,

с точки зрения экономии тепла, является

внешний, при

котором

пуск теплоносителя идет в кольцевое пространство, а битума — во внутренний трубопровод. При внешнем обогреве тепло использует­ ся не полностью, зато значительно снижаются гидравлические

133


сопротивления и устраняются деформации битумопровода, которые имеют место при внутреннем обогреве.

Для обеспечения энерго- и теплоснабжения применяют пере­ движные электростанции, передвижные парообразователи и нагре­ ватели жидкого топлива (используемого в качестве теплоносите­ ля). Такое топливо хранится на складе в отдельной емкости.

Тепло необходимо для.обогрева вагонов бункерного типа, битумопроводбв, насосов, для отопления бытовых помещений и горя­ чего водоснабжения. Расход тепла подсчитывают исходя из по­ требности всех потребителей.

Расход тепла на горячее водоснабжение

Q B =

ЦтАв i h

U ) k ,

 

где к — коэффициент запаса,

учитывающий потери тепла в систе­

ме горячего водоснабжения; qB— количество подогреваемой

воды,

л; t\ ■—’Температура воды, поступающей в водоподогреватель

(5°);

t2-— температура воды, выходящей

из водоподогревателя

(35°);

с-в — удельная теплоемкость воды, 1 ккал/кг.

Расход тепла на разогрев битума в железнодорожных вагонах бункерного типа определяют по формуле:

 

Q&= [<7бСб i h t\) кш ]:Т р ,

 

где q& — количество разогреваемого битума в одном бункере; сб —

теплоемкость

битума

(0,4—0,5); t\ (10°)

и t2 (70—8 0 °)— началь­

ная и конечная температуры подогрева

битума; п — количество

разгружаемых

вагонов;

i ■—•количество бункеров в одном

вагоне;

Гр — продолжительность разгрузки ( 1— 2

ч).

 

Потребное количество тепла для разогрева битума в

битумо-

хранилище до жидкотекучего состояния (в ккал/ч)

Qx = К П [с6 it2 — h) + (W6 :100) св (t2— ^ ) ] .

При теплоемкости воды св= 1 ккал/кг •град

Q = K n (t2 — i\)c6 + IF : 100,

где к —•коэффициент, учитывающий потери тепла через стенки хранилища и зеркало битума (1,15— 1,3); Я —’Выработка нагре­ вательного оборудования, кг/ч; cq — теплоемкость битума, ккал/кг•град*; t2—-конечная температура нагрева битума (не вы­ ше 1 0 0 °); t\— начальная температура битума (несколько ниже тем­ пературы окружающего воздуха вне зоны теплообмена); W — со­ держание влаги в битуме, %, по массе.

Потребное количество тепла, требующегося для поднятия тем­ пературы в цистерне-термосе до жидкотекучего состояния,

(?бц = Gc6 ( t2— t\) ккал/ч,

где t'i — температура битума при прибытии цистерны на место.

* По СИ — калория =4,1868 Дж, килокалория — 4,1868-103 Дж.

Ш


 

 

t[ = tBom + { h - U 03A) e

кт п ^ б с Р>

 

 

/стп — общий коэффициент теплопередачи,

ккал/м2 ч Г

( ~ 8 1 2 );

F — общая поверхность цистерны, м2; G — количество битума в ци­

стерне, кг; Сб — теплоемкость

битума

при

данных температурных

его перепадах;

Т — длительность пробега

цистерны, ч;

/Возд— тем­

пература наружного воздуха.

 

 

 

 

 

Для

расчета

принимают: Сб — удельную теплоемкость

битума

в интервале температур до 100° С — 0,5;

(Сб— удельная

теплоем­

кость

битума

в интервале

температур

от 1 0 0

до

160° —

0,55 ккал/кг-град); начальную температуру битума при расчете принимают 10° С. Промежуточная температура битума, поступаю­ щего в установку для обезвоживания, и мазута, подаваемого к фор­ сункам, 90°; конечная температура битума, подаваемого в смеси­ тель, 160° С; теплосодержание пара при 130° равно предельной тем­ пературе, при которой в битуме может быть влага (650 ккал/кг); удельная теплоемкость воды— 1 ккал/кг-град. Среднее падение температур битума из-за потерь тепла в атмосферу— 1—2° С в ч;

удельная теплоемкость мазута — 0,5

ккал/кг-град; е = 2,7183.

К о н т р о л ь п р о и з в о д с т в а

на АБЗ осуществляют цен­

тральная лаборатория строительства, лаборатория завода и конт­

рольные посты

на месте работ. Приказом Госстроя

СССР

от 18 августа

1960 г. утверждено «Типовое положение

о ла­

боратории строительно-монтажных организаций и их произ­ водственных предприятий», с учетом которого следует орга­ низовывать также дорожно-строительные лаборатории. В за­ дачи дорожных лабораторий входит испытание и систематическая проверка качества материалов и полуфабрикатов, контроль за правильностью выполнения технологии работ, оформление доку­ ментации и т. д. Лаборатории готовят предложения по повышению качества работ и устранению недостатков. Исходя из типа лабора­ тории (центральная, заводская или контрольный пост) установле­ ны штаты и положенное оборудование.

Из обслуживающих помещений на АБЗ должны быть: контора, ремонтные мастерские или летучка, склад запасных частей, мате­ риальный склад, туалеты, душ. Для отдыха рабочих отводят пло­ щадку. Для охраны завода и руководства пожаротушением в шта­ те завода предусмотрен начальник охраны, сменные бойцы и пожарники. Пункт питания, жилье, управление заводом должны

быть вынесены за пределы АБЗ

на расстояние санитарной зоны

(300—500 м) и размещены с надветренной

стороны по отноше­

нию АБЗ.

 

 

О с о б е н н о с т и р а б о т ы

А Б З при

о т р и ц а т е л ь н о й

т е м п е р а т у р е . Зимой можно

приготавливать холодные смеси,

черный щебень, брикеты из асфальтобетонной смеси, плиты и др. К работе зимой АБЗ должен быть подготовлен заранее. Асфаль­ тобетоносмесительная установка, битумо- и паропроводы, топлив­ ный бак утепляют.

Форсунки переводят на сжатый воздух.

135


Все подъемно-транспортные и транспортирующие устройства (ковшовые элеваторы, шнеки, транспортеры) укрывают плотными кожухами. Для обслуживающего персонала создают нормальные условия работы — ограждение от ветра, утепление рабочих мест, обогреваемые помещения.

Из-за повышенной влажности каменных материалов продолжи­ тельность сушки в барабане увеличивается на 25—30%• Минераль­ ный порошок хранят в силосных складах, защищенных утепленны­ ми ограждениями. Он должен быть сухим при подаче в смеситель. Если его влажность более 1,%, перед подачей в смеситель необхо­ димо просушить. Лучше применять активированный минеральный порошок. В каменных материалах не должно быть мерзлых ком­ ков. Площадки для хранения щебня и песка предварительно очи­ щают от снега и льда и, если возможно, над штабелями устраива­ ют навесы. Лучше каменный материал доставлять непосредственно из карьера КДЗ при сниженном времени хранения до использова­ ния. Продолжительность перемешивания смеси увеличивают на 35— 100%. Для сокращения этого времени и улучшения адгезии

применяют ПАВ.

 

Особенно большие тепловые потери возникают

при перевозке

и выгрузке готовой смеси. Необходимо применять

автомобили-са­

мосвалы только большой грузоподъемности с утепленными кузо­ вами и укрывать их теплоизолирующими матами или крышками. Хранилища и установки для обезвоживания и разогрева битума должны быть утеплены. Склады зимней продукции также должны иметь укрытие, а материал и изделия укладываться только на очи­

щенную поверхность с искусственным покрытием.

 

О х р а н а т р у д а и п р о т и в о п о ж а р н а я

б е з о п а с ­

нос т ь .

На АБЗ должны соблюдаться общие требования охраны

труда и

требования Котлонадзора, касающиеся паровых котлов,

подъемно-транспортного оборудования, компрессоров

и т. д.

Асфальтосмесители, битумохранилища, установки для обезво­ живания и нагрева битума, котлы, энергетические установки, не­ обходимо снабжать огнетушителями. При зажигании форсунок (лучше пользоваться электрозапалом) и регулировании горения форсунщику следует находиться сбоку во избежание ожогов. Фор­ сунка должна быть снабжена экраном, предохраняющим форсун­ щика от ожогов.

Все лестницы и переходы надо содержать в чистоте. Особенно важно систематически очищать от битума лестницы и площадки асфальтосмесителя и битумоплавилен. Все лестницы, переходы и площадки должны иметь прочные перила высотой 1 м. При пре­ кращении работы смесителя в сушильном барабане и мешалке не должен оставаться материал.

Для удобства подъезда к основным цехам завода целесообраз­ но строить кольцевую дорогу. На всех проездах и площадках, а также площадках под склады щебня и песка следует устраивать щебеночное покрытие по песчаному подстилающему слою или из крупнозернистого асфальтобетона с поверхностной обработкой.

136