Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 0
Рис. 5.18. Автоматизированный АБЗ:
/ — к а б и н а у п р а в л е н и я ; 2 — н а к о п и т е л ь н ы й б у н к е р Д С -6 2 ; 3 — а г р е г а т о б е с п ы л и в а н и я ; 4 — с м е с и т е л ь н ы й а г р е г а т Д С -6 1 ; 5 — с у ш и л ь н ы й а г р е г а т Р -6 4 6 -1 ; 6 — р а с х о д н ы е т о п л и в н ы е е м к о с т и Д -5 9 5 ; 7 — у с т а н о в к а д л я о б е з в о ж и в а н и я и н а г р е в а б и т у м а Д -5 9 1 ( 2 ш т .) ; 8 — ц и с т е р н ы с г о р я ч и м б и т у м о м Д -5 9 4 ; 9 — б и т у м о х р а н и л и щ е ; 10 — с к л а д к а м е н н ы х м а т е р и а л о в ; 11 — о д н о к о в ш о в ы й п о г р у з ч и к ; 1 2 — а г р е г а т п и т а н и я Д -5 8 7 А -1 ; 13 — п и т а т е л ь ; 14 — с к л а д
готовой смеси автоматизированы и имеют дистанционное дублирую щее управление. Все остальные вспомогательные технологические процессы имеют дистанционное управление, а также автоматиче ское управление некоторых элементов. Централизованное управле ние осуществляется оператором с пульта в кабине с хорошим обзо ром всех агрегатов. Управление отдельными агрегатами осу ществляется с местных пультов форсунщиками сушильного и обезвоживающего агрегатов, а также оператором битумохранилища. Между оператором, администрацией АБЗ и местными пультами управления установлена телефонная и громкоговорящая связь.
Ориентировочно можно выбрать место для АБЗ, руководствуясь следующими положениями: себестоимость приготовления 1 м3 смеси должна быть минимальной, средняя дальность транспортирования на трассу не должна превышать 1— 2 ч. Вначале намечают несколь ко вариантов размещения АБЗ с учетом ограничения сроков достав ки смеси с завода на трассу, максимального использования местных строительных материалов. Для каждого варианта составляют каль куляцию стоимости транспортирования и составляющих смеси франко-АБЗ по установленной форме, калькуляцию на приготовле ние смеси на АБЗ, расположенных в разных местах. Для каждого варианта определяют среднюю дальность транспортирования смеси
142
|
|
|
|
Т а б л и ц а 8 |
|
|
|
|
С р ед н я я д а л ь н о ст ь в о з к и ’ по ва р и а н - |
||
|
|
|
|
т а м , к м |
|
М а т е р и а л |
о тп р авки |
т р а н сп о р та |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
I |
П |
ш |
Минеральный поро |
Город N |
Железнодо |
500 |
5 0 0+ 46 |
500+ 40 |
шок |
|
рожный |
1000 |
1000+ 46 |
100+ 40 |
Битум |
Город X |
То же |
|||
Песок |
Карьер 34, |
Автомобили- |
10 |
— |
6 |
|
|
самосвалы |
|
0 |
|
|
карьер 36 |
То же |
— |
0 |
|
Щебень |
к д з |
» |
50 |
50 + 4 6 |
5 0 + 40 |
Асфальтобетонная |
АБЗ |
|
30 |
36 и 16 |
30 и 10 |
смесь |
|
|
|
|
|
на трассу и транспортные расходы франко-трасса. |
После этого опре |
деляют стоимость асфальтобетонной смеси на месте укладки. Для удобства расчета все данные сводят в табл. 8 .
Стоимость асфальтобетонной смеси с учетом заданных условий по I варианту— 14,77 руб., по II •— 15,17 руб. по III — 15,12 руб. Та ким образом I и III варианты оказались выгоднее вторых. При рас чете были приняты ограничения: средняя скорость движения груже ного автомобиля — 30 км/ч, длительность транспортировки горячей смеси с АБЗ на трассу — не более 1 ч, работа АБЗ предполагается без перебазировки (более точный расчет [3.6]).
СПОСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ГЛ. 5
5.1. Автоматизация производственных процессов в дорожном строительстве. Под ред. Цикермана Л. Я., М., «Транспорт», 1972. 316 с.
5.2. Исследование дорожных машин. Труды ВНИИСтройдормаш. Вып. 50.
Изд. ЦНИИТЭстроймаш, 1970. 105 с. |
|
|
5.3. С о л о м а т и н -В. И., |
Г а р б е р |
М. Р. Зернистые фильтры в системах |
пылеулавливания на асфальтобетонных |
заводах. «Строительные и дорожные |
|
машины», 1973, № 7, с. 18— 19. |
|
|
5.4. Технология строительства дорожных покрытий из холодных смесей на |
||
эмульсиях. Белдорнии, Минск, |
1972 г. 68 с. |
Гла ва 6
ЗАВОДЫ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ И РАСТВОРНЫХ СМЕСЕЙ
§ 26. БЕТОННЫЕ СМЕСИ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИХ ПРИГОТОВЛЕНИЯ
М а т е р и а л ы . Цементобетонной (бетонной) называют рацио нально подобранную и тщательно перемешанную смесь вяжущего, воды и заполнителей — песка, щебня или гравия. В качестве вяжу щего чаще всего используют портландцемент — гидравлическое вя жущее после затворения водой, которое твердеет на воздухе или под водой. Сырьем для получения цемента служат известковые, мерге листые и глинистые породы и корректирующие добавки (гранули рованный шлак, трепел, гипс и др.). При мокром способе производ ства цемента измельчение сырьевых материалов осуществляется с добавлением воды (32—45% ), при сухом сырьевую смесь подвер гают измельчению после предварительного высушивания. При при готовлении цемента по мокрому способу (рис. 6 .1 ) клинкер после измельчения поступает в шламбассейн для предварительного усред нения (получения состава, заданного лабораторией), а затем в об жиговые печи. Полученный в результате обжига клинкер направ ляют в силосы, откуда после остывания и введения добавок подают в мельницы.
Из мельниц цемент направляется пневмотранспортом в силосы, где остывает, выдерживается и проверяется. Затем одна часть це мента поступает в упаковочное отделение, а другая отгружается навалом в крытые вагоны, вагоны-цементовозы, автоцементовозы, контейнеры.
Для устройства покрытий рекомендуются дорожные пластифи цированные или гидрофобные портландцементы марки не ниже 400, в которых ПАВ введены при измельчении клинкера на цементных заводах (ГОСТ 8224—72). В качестве тонкоизмельченной добавки разрешается только гранулированный доменный шлак (до 15%). Для бетона оснований усовершенствованных покрытий допускаются эти же цементы марок не ниже 300.
Щебень в бетоне, предназначенном для верхнего слоя покрытия, должен быть не крупнее 20 мм, для нижнего — 40 мм. Пылеватых и глинистых частиц в щебне (гравии) не должно содержаться более 1—2 %. Морозостойкость щебня (гравия) выбирают в зависимости от климатических условий места строительства. Щебень готовят из
144
изверженных горных пород прочностью не ниже 1 2 0 0 кгс/см2, оса дочных— не менее 800. Износ в полочном барабане щебня из извер женных пород не должен превышать 25%, осадочных — 40. Для устройства однослойных и верхнего слоя двухслойных бетонных по крытий щебень (гравий) разрешается применять только после про мывки.
Лучшими считаются кварцевые или искусственные пески — пос ле дробления изверженных или осадочных пород. В песке вредна примесь слюды, содержание которой допустимо до 0,5%. Глины и пыли разрешается не более 3% по массе. Песок для бетона должен обладать следующими показателями:
Размер отверстий сит, мм |
5 |
2 ,5 |
1,25 |
0 |
,63 |
0,315 |
0, 14 |
Полный остаток на ситах, |
|
|
|
|
|
|
|
% по м а с с е ................... |
0 |
0—20 |
15— 45 |
35 |
—70 |
70—90 |
90— 100 |
Через сито 0,14 мм должно проходить |
1 0 %, |
модуль |
прочности |
М„ = 2,10— 3,25.
Для затворения смеси используют воду, пригодную для питья. Вредными примесями воды являются сульфатные соединения, кис лоты, жиры, сахар. Нельзя использовать болотную, торфяниковую, загрязненную фабричную, а также сильно минерализованную воду. Морская вода содержит MgSO+, очень вредный для бетона. Поэто му морская вода может применяться для приготовления бетона, если сульфатов (в пересчете на SO 4) содержится в ней не более 2700 мг/л, а всех солей в сумме — не более 5000 мг/л.
Реакцию воды оценивают по показателю концентрации водород ного иона. Все природные воды заключают в себе некоторое коли чество диссоциированных водородных Н и гидроксильных ОН ионов согласно уравнению H2OH:*=sOH-j-OH. В нейтральной воде концент рация водородных ионов равна концентрации гидроксильных, т. е. Н = ОН. В идеально чистой нейтральной воде на каждые 10 млн. молекул воды приходится один ион водорода, т. е. концентрация во дородных ионов для нейтрального раствора равна 10-7. Для упроще ния величину водородных ионов выражают только показателем сте пени без отрицательного знака и обозначают pH. При концентрации рН-7 вода имеет нейтральную реакцию; при рН <7 приобретает кис лую реакцию и при рН >7 — щелочную; рН = 0 соответствует кис лоте в нормальном растворе, а рН =14 — щелочи в нормальном растворе.
Чем pH меньше 7, тем более кислой, а следовательно, и более агрессивной стано'вится вода.
Для перевозки, разравнивания и уплотнения имеет значение сте пень подвижности бетонной смеси. Подвижность характеризуют способностью растекаться под влиянием собственной тяжести без механического воздействия. Ее определяют с помощью стандартного конуса, который заполняют проверяемой смесью, затем его осто рожно снимают и ставят рядом. Оставшаяся смесь оседает. Величи ну осадки измеряют линейкой.
145
Рис. 6.1. Технология приготовления цемента мокрым способом:
I — п ы л е о ч и с т и т е л ь н ы й э л е к т р о ф и л ь т р ; 2 — ш л а м б а с с е й н с к р а н о в о й |
м е ш а л к о й ; 3 — в р а щ а ю щ а я с я |
п е ч ь ; 4 — к о л о с н и к о в ы й х о л о д и л ь н и к ; |
|||
• 5 — с и л о с ы к л и н к е р а , г и п с а , д о б а в о к ; |
6 — ц е н т р о б е ж н ы й с е п а р а т о р ; 7 — п н е в м о н а с о с ; |
8 — ц е м е н т н ы е м е л ь н и ц ы ; 9 — с ы р ь е в ы е |
м е л ь н и ц ы : |
||
10 — си л о с ы с ы р ь я ; 11 — г л и п о б о л т у ш к а ; |
12 — р о т о р н ы й э к с к а в а т о р ; 13 |
— э к с к а в а т о р ; |
/'/ — к о н у с н а я |
д р о б и л к а ; , 15 — м о л о т к о в а я |
д р о б и л к а * |
16 — приемное устройство дли гипса и добавок; 17 — цементные силосы
|
П о д в и ж н о ст ь , |
с м |
Ж е с т к о с т ь , с |
Особо жесткая см есь.................. |
..................................... |
0 |
200 |
Ж естк ая .............................................. |
..................................... |
0 |
30—200 |
М алоподвижная............................ |
.....................................1 - 3 |
15—25 |
|
Подвижная......................................... |
.....................................4 - 1 5 |
— |
|
Л и т а я ................................................... |
.....................................15 |
|
|
Жесткость смеси с максимальной крупностью зерен до 40 мм определяют: техническим вискозиметром [3.8], а при большей круп ности зерен с помощью кубической формы и конуса.
Технологические свойства жестких смесей определяют по време ни вибрирования, необходимом для ее уплотнения. Его выражают в секундах, что характеризует жесткость или удобоукладываемость смеси. Бетоны из малоподвижных и жестких смесей приготовляют с меньшим количеством воды затворения, что позволяет получать бе тоны высоких марок на цементе относительно низких марок (< 400). Применение жестких смесей дает экономию цемента, возможность быстрой распалубки изделий и ускорение твердения. Для разных изделий, дорожных оснований и покрытий используют смеси с раз личной подвижностью — жесткостью. Например, для покрытий, уплотняемых вибрированием, осадка должна быть 1— 5 см, а удобо укладываемость— 10—35 с. Чтобы улучшить подвижность и удобо укладываемость, повысить морозостойкость бетона, применяют до бавки: пластифицирующие (гидрофобизирующие) и воздухововле кающие. Применение таких воздухововлекающих добавок, как абиетиновая смола и мылонафт, позволяет создать в бетоне огром ное количество мелких замкнутых заполненных воздухом пор. Зам кнутые поры, заполненные воздухом в количестве 3,5—4,5% по объему, увеличивают в 5— 6 раз стойкость бетона против агрессии хлористых солей и мороза. Пластифицирующие добавки, например сульфитно-спиртовая барда (ссб), позволяют уменьшить расход воды на 10— 15% при сохранении заданной подвижности или жесткости бетонной смеси. Уменьшение воды затворения существенно повы шает морозостойкость бетона. Ссб вводят при приготовлении пла стифицированного цемента или в процессе приготовления смеси. Мылонафт в бетонную смесь вводят вместе с водой затворения в виде раствора 1 0 —2 0 -процентной концентрации.
В процессе схватывания и твердения цементное тесто превра щается в прочный камень, связывает в монолит зерна щебня и пес ка. Прочность бетона Рц зависит от активности цемента Р ц, водо цементного отношения В/Ц и работы А, затраченной на уплотнение смеси:
Р б ~ f ^Рц! ц ‘ > Aj •
Марку бетона устанавливают, испытывая на сжатие бетонные кубы размером 20X20X20 см в возрасте 28 суток. Для дорожных покрытий большее значение имеет прочность на изгиб, для чего под вергают испытанию балки размером 100X100X100, 15X15X15 и 20X20X20 см, размер зерен заполнителя в которых соответственно
i 147
не более 20, 40, 70 мм. Важным качеством является долговечность бетона. Долговечность бетона чаще связывают с его морозостойко стью. Бетон считается выдержавшим испытание, если после установ ленных циклов замораживания и оттаивания потеряет не более 5% массы и не более 25% прочности.
Для оснований и покрытий в районах со среднемесячной темпе ратурой наиболее холодного месяца от 0 до — 10° С марка морозо стойкости— МрзЮО; Мрз150 — в районах со среднемесячной тем пературой воздуха наиболее холодного месяца от — 10 до —20° С; Мрз 200 — в районах со среднемесячной температурой воздуха наи более холодного месяца —20° С. Для нижнего слоя двухслойных по крытий и оснований в районах со среднемесячной температурой воз духа наиболее холодного месяца от — 10° С бетон должен иметь марку Мрз50; в районах со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца — 10° С и выше бетон для нижнего двух слойного покрытия и основания на морозостойкость не испыты
вается.
Р а з н о в и д н о с т и б е т о н о в . Кроме стандартного бетона для
постройки бетонных покрытий, |
оснований, изготовления изделий, |
||
ремонта находят применение разновидности бетонов: |
карбонатный, |
||
песчаный, песчаный сверхпрочный. К а р б о н а т н ы й |
б е т о н (раз |
||
новидность тяжелого бетона) |
приготовляют на мелком |
и крупном |
|
заполнителе из карбонатных |
пород — известняков |
и |
доломитов. |
В сравнении с другими горными породами они имеют повышенную прочность сцепления с цементным камнем. В качестве мелкого за полнителя в карбонатном бетоне используются не природные квар- цево-полевошпатные пески, а побочный продукт дробления, получае мый при производстве щебня на КДЗ из карбонатных пород или при сортировке щебня на ЦБЗ.
Применение карбонатных бетонов экономически целесообразно в районах, где имеются запасы карбонатных пород. Цемента в кар бонатный бетон требуется на 1 0 —2 0 % меньше, чем в обычный бетон. Марка по прочности назначается: для марок по сжатию 20 и 25 кгс/см2, по изгибу 30—35. Приготовлять карбонатный бетон же лательно с применением ПАВ по обычной технологии.
Карбонатный песок необходимо защищать от увлажнения при транспортировке и хранении. Бункеры, дозаторы мелкого заполни теля должны быть оборудованы вибраторами с целью предотвраще ния зависания. Карбонатные бетоны применяют для дорожных осно
ваний под асфальтобетонные покрытия. |
|
|
П е с ч а н ы й |
б е т о н отличается от обычного |
бетона отсутст |
вием крупного |
заполнителя (щебня и гравия), |
мелкозернистым |
строением и обязательным наличием ПАВ. Бетон имеет повышенную деформативную способность, морозостойкость и высокую удобоукладываемость, что позволяет увеличить показатель жесткости до 30—50 с. Эффективно применение песчаного бетона в тех райо нах, где щебня (гравия) нет, а природные кварцево-полевошпат- ные пески являются местным материалом. Цемента в нем на 10— 12% больше, чем в обычном бетоне, в 2,5—3 раза больше песка,
148
объемная масса на 5% меньше. Для приготовления применяют толь ко смесители принудительного перемешивания и дозирования по массе. В качестве ПАВ применяют ссб и сдб (сульфатно-дрожжевую бражку) по СН 407-70.
С в е р х п р о ч н ы й п е с ч а н ы й бетон. Принцип подбора его состава основан на обеспечении наибольшей плотности упаков ки всех компонентов смеси за счет большего их измельчения. По скольку крупный заполнитель создает неоднородность, его заме няют песком.
Цемент, выполняющий в бетоне роль клея, в обычном бетоне используется недостаточно (на 35—40% ). В новой технологии це мент и песок дополнительно тонко измельчают. Тонкомолотый песок улучшает клеевые качества цемента. При приготовлении сверхпроч ного песчаного бетона используют вибрацию на всех этапах техно логии, начиная с заготовки компонентов и кончая виброперемеши ванием. Вначале производят вибропомол цемента и песка, затем перемешивают смесь в вибросмесителях с добавкой ПАВ. Сверх прочный песчаный бетон находит применение для постройки бетон ных покрытий и таких изделий, как бортовой камень, тротуарная плитка, дорожные шестигранные плиты для сборных покрытий, без напорные трубы и др.
Для ремонта бетонных дорожных покрытий применяют смесь портландцемента и кварцевого песка с общей удельной поверхно стью 5000 см2. Смесь приготавливают в вибросмесителях непрерыв ного или периодического действия, оборудованных на базе шаровой мельницы М-200-1,5. Перемешивание и виброактивация такой смеси продолжается 5 мин. На 1 м3 сверхпрочного песчаного бетона расхо дуется 420 кг портландцемента, 180 кг кварцевого тонкомолотого совместно с портландцементом песка, 1600 кг кварцевого молотого песка, 180 кг воды, 1,8 кг сульфитно-спиртовой барды. Через сутки прочность такого бетона при сжатии достигает 250 кгс/см2, мароч
ная прочность равна 600 кгс/см2. |
|
|
|
С т р о и т е л ь н ы е р а с т в о р ы |
используют в |
кладке |
и при |
штукатурке; в качестве вяжущего применяется цемент, известь. |
|||
Строительная известь — вяжущее, |
получаемое |
обжигом |
ниже |
температуры спекания кальциево-магниевых карбонатных горных пород — мела, известняков, доломитов. Различают следующие виды воздушной извести: негашеная комовая; кипелка или негашеная мо лотая с минеральными добавками или без них; гидратная, извест ковое тестогашеная (гидратная) известь с избытком воды; извест ковое молоко — сильно разбавленное водой известковое тесто. Из весть бывает воздушная и гидравлическая. Воздушная известь спо собна твердеть только на воздухе. Гидравлическую известь получают
при обжиге известняков, содержащих от 6 |
до 2 0 % |
глины. |
Такая известь, начав твердение на воздухе, |
способна |
твердеть |
в воде.
Строительный гипс представляет собой вяжущее, способное твер деть только на воздухе. В строительстве используют полуводный гипс CaSO4-0 , 5 Н20 . Из него получают изделия, защищенные отдей-
149