Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Склады цемента, каменных материалов и готовой продукции раз­ мещают вдоль транспортных путей с удобной связью с основным технологическим формовочным цехом. Вспомогательные цехи долж­ ны быть ближе к обслуживающим цехам и помещениям, которые косвенно могут влиять на производственный процесс. Во всех слу­ чаях компоновки генеральных планов необходимо выдерживать са­

нитарно-технические и противопожарные требования,

а также без­

опасные условия работы.

значительным

О х р а н а т ру да . Заводы Ж БК характерны

выделением тепла и переувлажнением воздуха в производственных помещениях. Основным источником переувлажнения служат пропа­ рочные камеры и автоклавы. Улучшение работы камер и повышение безопасности обслуживания достигают применением средств авто­ матического регулирования режима и полной автоматизации управ­ ления. Условия труда значительно улучшаются при устройстве при­ точно-вытяжной вентиляции, изоляции нагревающих частей машин, тщательной герметизации камер, паропроводов и др. Во всех поме­ щениях предусматривается естественная или искусственная венти­ ляция. Для защиты от перегрева рабочие должны быть одеты в за­ щитную одежду, которая обладает повышенной гигроскопичностью и воздухопроницаемостью.

Для устранения вредного влияния вибрации все машины с дина­ мическими нагрузками должны быть хорошо изолированы, а если можно, переведены на дистанционное управление.

Рабочих, обслуживающих вибрационные установки, обеспечи­ вают противовибрационными рукавицами и ботинками с утолщен­ ной до 40 мм подошвой из мягкой резины.

Для борьбы с шумом применяют изолирующие кожухи. В боль­ ших цехах потолок и стены на 50%' облицовывают акустической (звукопоглощающей) штукатуркой, пористыми плитами, звукоизо­ лируют машины от фундамента. Индивидуальными средствами защиты от шума служат наушники, заглушники, шлемы. Для за­ щиты органов дыхания от токсических газов и паров применяют фильтрующие противогазы и изолирующие дыхательные приборы — респираторы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ГЛ 7

7.1. Г о р я й н о в К.

Э.,

Со р о к е р В. И., К о н я е в Б. В. Проектиро­

вание заводов железобетонных изделий. М., «Высшая школа», 1970, 388 с.

7.2. П р у д о в с к и й

М.

Е.

Защита от вибрации на заводах сборного желе­

зобетона. М., Стройиздат,

1972,

66 с.


Г л а в а 8

МЕХАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

§34. МЕХАНИЗАЦИЯ РАСЧИСТКИ ДОРОЖНОЙ ПОЛОСЫ

С1 июля 1969 г. в СССР введен Закон «Основы земельного законодательства». Перед дорожными организациями поставлены новые задачи — бережно относиться к земельным богатствам, эко­ номно размещать здания и сооружения, не занимая лишнюю пло­ щадь. В статье 10 Закона указывается, что для строительства автомобильных дорог предоставляются земли народнохозяйствен­ ного назначения или непригодные для сельского хозяйства, сель­ скохозяйственные угодья худшего качества, а также земли госу­ дарственного лесного фонда, не покрытые лесом или занятые кустарником, малоценными насаждениями. Допускается минималь­ ное использование пахотных и других ценных земель. Изъятие этих земель производится в исключительных случаях по постановлению совета министров союзной республики. В соответствии со статьей 11 Закона земельные участки, предоставленные во временное поль­ зование на сельскохозяйственных землях или лесных угодьях, дол­ жны за счет предприятий приводиться в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном и рыбном хозяйствах, а при про­

изводстве разработок на других землях — в состояние, пригодное для использования их по назначению. Земельные участки приводят­ ся в пригодное состояние в ходе работ или в течение года после завер­ шения работ. Карьеры должны разрабатываться сплошным забоем без оставления целиков. После разработки все притрассовые грун­ товые карьеры должны быть спланированы. Исходя из указанных выше предпосылок расчистка дорожной полосы от леса, кустарника и пней должна выполняться в минимально необходимых размерах до начала земляных работ.

Корчевку пней производят под насыпи высотой до 1,5 м, в пре­ делах территории выемок, резервов и грунтовых карьеров, грунт из которых используют для возведения насыпей. Можно оставлять пни в основании насыпей более 1,5 м; при высоте насыпи от 1,5 до 2 м пни срезают в уровень с землей, при насыпях 2 м пни можно оставлять высотой не более 10 см над естественной поверхностью

7 Полосин — Никитин

193

земли. Расчищать площадки для линейных зданий разрешается только на площадях, непосредственно занимаемых зданиями, со­ оружениями и дорогами внутри комплексов. Деревья ценных пород в пределах расчищаемых площадей пересаживают с учетом архи­ тектурных требований.

С р е з к а к у с т а р н и к а . Кустарник удаляют кусторезами с ак­ тивным и пассивным рабочим органом. Кусторез — навесное обо­ рудование к гусеничному трактору 100, 250 л. с. и больше или мощ­ ному колесному тягачу. Кусторез с пассивным рабочим органом представляет собой клинообразный отвал, вдоль нижних кромок которого укреплены горизонтальные режущие ножи. При движе­ нии трактора ножи срезают кустарник, стволы деревьев толщиной до 30 см, а отвал откидывает их в стороны от полосы прохода. Рас­ чет выработки кустореза (м2/ч) ведется по формуле

 

 

П э = {100061/ [кв — (щ (пов : 60)]}

: п ,

где кв — коэффициент использования

машины по времени (0,75—

0,85); b

ширина захвата кустореза, м; v — рабочая скорость дви­

жения трактора,

км/ч; tnов — длительность одного поворота в кон­

це участка,

мин;

(1,5—2,5); п — число проходов кустореза по одно­

му следу (1—3);

щ — число поворотов в конце участка.

В а л к а

д е р е в ь е в , к о р ч е в к а

пне й

и в ы ч е с ы в а н и е

ко рне й , с р е з к а к у с т а р н и к а . Деревья

можно валить бензо­

моторными

(наиболее распространены) и электрическими пилами.

Бензомоторные пилы имеют свой двигатель, а электрические нуж­ даются в электростанции, кабелях и др. Используются следующие бензомоторные пилы:

М ар к а.......................................................

МП «Урал»

«Дружба-4»

«Тайга»

 

Масса, нилы, к г ...............................

11,6

12,4

10,6

Выработка по

пилению дерева I[ель)

100— 130

60—75

105— 120

диаметром 45

мм, см2/с . . . .

Мощность двигателя, л. с. . . .

5 ,5

4

5 ,5

Скорость пиления, м /с ......................

10,8

8, 3

15,0

Уровень вибрации на рукоятках ПРИ

111

115

118

частоте 80— 120 Гц .................. .

Сменная выработка пилы рассчитывается по формуле (м3/см)

Л си = (3600жв7У дЛГл/?£>2),

где кв — коэффициент использования пилы по времени (0,25—0,45);

Т — продолжительность смены, ч; Ид— средний объем

спиливаемо­

го дерева, м3; Nn— средняя мощность, потребляемая

на пиление,

л. с. (Дд=0,ЗЛ/н);

Nn— номинальная мощность

двигателя

пилы,

л. с.; q — удельная

работа

резания, кгм/см3;

D — диаметр

ствола

дерева на высоте груди (1,3

м).

 

 

 

Необходимое число пил

i = Q : ( I J CM+ l ) ,

где

Q — объем

работ

по спиливанию деревьев на залесенном участке трассы, м3;

Q — LB : 104^rdCp м3/смену;

194


<7г.л — густота леса — количество деревьев на га/104 м2; В и L — ши­

рина и длина дорожной полосы

(или участка), очищаемой от де­

ревьев, м; 1 — запасная пила.

 

 

 

 

 

По густоте и среднему диаметру деревьев лес подразделяется

на:

 

 

 

 

 

dop, с м ........................................

>31

2 4 -3 1

1 6 - 2 3

12— 15

< 12

 

 

Количество деревьев на 1 га

 

Густой .................................................................

320

520

850

1400

33

Средний.............................................................

200

340

500

850

20

Редкий...................................................................

80

160

300

400

10

Перед валкой леса убирают мешающий работе кустарник и низ­ ко свисающие сучья, очищают пути отхода от препятствий. Зимой необходимо также отаптывать снег при глубине до 50 см и отгре­ бать его от дерева и на отходных дорожках при глубине снега бо­ лее 50 см.

От правильности подпила (рис. 8.1) зависит эффективность и безопасность валки деревьев. Плоскость реза при спиливании дол­ жна быть горизонтальной и находиться на уровне верхней кромки подпила. У вертикально стоящих деревьев подпил должен равнять­

ся У4 диаметра, а недопил I при диаметре до 20

см оставляет

1 см;

если диаметр боле 21 см — недопил 2 см, от 41 до 60 — он

будет

равен 3 см, а свыше 60 см равен 4 см.

 

 

Удельная работа резания мягких пород

составляет

3,5—■

4,5 кгс/см2 (ель, сосна, осина), твердых пород 5—7 кгс/см2 (береза, дуб, бук). Если пни предполагается корчевать, то для удобства захватывания их оставляют высотой 15—20 см. При этом нижнюю плоскость подпила делают на уровне шейки корня, верхнюю под углом 25— 30° к нижней. Высота пня должна быть не более ’/з диа­ метра среза, а при валке деревьев диаметром меньше 30 см — не более 10 см. Деревья сталкивают с помощью валочных приспособ­ лений: гидравлических клиньев, валочных вилок или лопаток. В про­ цессе валки следует учитывать направление ветра. Зависшие де­ ревья снимают трелевочным трактором или лебедкой.

Для погрузки спиленных деревьев с целью отправки на склад используют краны с грейферным захватом, бульдозеры с челюст­ ным рабочим органом и лесопогрузчики типа ПЛ-3 грузоподъемно­

стью 3,5 т. Погрузчик смонтирован на тракторе

 

 

 

Т-130Г, захватное устройство состоит из нижней

 

 

 

челюсти и верхней стойки, которая при наборе—■

 

 

 

деревьев служит ограничителем, а при разгрузке

 

 

 

направляющей, по которой скатываются бревна.

 

 

 

Валку леса с корнями при небольшом их ко­

 

 

 

личестве и деревьев малоценных пород можно

 

 

 

производить бульдозером. Корчевать пни можно

 

 

 

бульдозером, корчевателем, взрывом (зимой).

 

 

 

Выкорчеванные пни удаляют за пределы очищае-

рис

g }

По

мой полосы на такое расстояние, чтобы они не

руб

дерева

при

мешали работе землеройных машин. При невоз-

спиливании

7*

195


Рис. 8.2. Технология валки и трелевки деревьев:

/ — разделочная

площадка; 2 — корчеватель; 3 — поваленные деревья; 4 — трелевочный во­

лок; 5 — граница

полосы отвода вырубки; 6 — трелевочный трактор; 7 — дорога; 8 — погру­

 

зочная площадка с краном; 9 — штабеля деревьев

можности использования, пни сжигают, приняв соответствующие меры пожарной предосторожности. Сучья обрубают, как правило, за пределами полосы с помощью электро- и бензопил, электросуч­ корезов, сучкорубных топоров. При обрубке с целью безопасной работы необходимо передвигаться от комля дерева к вершине. Крупные сучья и вершины обрезают бензопилой. Неиспользуемые порубочные остатки сжигают в стороне от населенных пунктов и дорог, приняв меры противопожарной безопасности (осенью в пе­ риод дождей). Лучше отходы не сжигать, а закапывать с послойной засыпкой грунтом.

При трелевке применяют трелевочные тракторы со щитом и ле­ бедкой для подтягивания пачки деревьев на щит. Трелевку трак­ торами ТДТ производят как комлями или вершинами вперед, а тракторами Т-100 и Т-80 без специальных приспособлений, только вершинами вперед.

Сменная выработка трелевочного трактора (м3)

/7СМ=

,

где QH— средняя рейсовая нагрузка

(объем воза), м3; Т — продол­

жительность смены, ч; кв — коэффициент использования машины повремени (0,75—0,85); Гц — длительность цикла (tn+ tv.x+tp + tXJL) ; tm tv.x, tp, tx.x — время в минутах на погрузку (чокеровка и подача на щит трактора), рабочий ход до места разгрузки, разгрузку, хо­ лостой ход к месту валки деревьев.

Для трелевки деревьев строят волоки (рис. 8.2), срезая запод­ лицо деревья, удаляя валежник, выстилая сучьями сырые и пони­ женные места. Кроме трелевочных, устраивают пасечные волоки, которые подготовки не требуют. Деревья за комель чокеруют (кре­ пят) на расстоянии 0,5—0,7 м от комлевого конца, при чокеровке за вершину в 0,7— 1,2 м от среза.

Пни и крупные камни, препятствующие строительным работам, убирают за пределы дорожной полосы трактором с пенами, буль­ дозерами и корчевателями — навесным оборудованием к гусенич­ ному трактору или тягачу. Его рабочий орган в виде решетчатого

196


отвала с зубьями может быть расположен сзади или спереди (наи­ более распространенная конструкция). В зависимости от назначе­ ния рабочего органа различают корчеватели-собиратели и корчева­ тели-погрузчики. При движении корчевателя вперед с опущенным отвалом зубья врезаются в грунт, выкорчевывают пни и вычесыва­ ют корни на поверхность. Также корчуют пни диаметром до 45 см. Управление рабочим органом — гидравлическое или канатное. Для нормальной работы тракторы оснащают тяговыми тросами и чокерами. Пни корчуют машинами и взрывом:

Диаметр пня, см . . . .

Способ корчевки . . . .

До 30

30—40

40—50

50 и 30

 

 

 

(в мерзлом

 

 

 

слое)

тракторы,

бульдозеры,

лебедка

взрыв

корчевателисобира-

на тракторе

 

тели,

экскаваторы

 

 

с корчевальным обору­

 

 

дованием

 

 

 

Валуны (камни), находящиеся на поверхности земли в местах выемок и карьеров, удаляют до начала земляных работ и только в том случае, если для применяемых землеройных машин они явля­ ются негабаритными.

 

Размер негабарита

Экскаватор с прямойлопатой . . . .

2/з

 

Драгляйн...........................................................

V j

йэ

Скрепер.............................................................

2 /3

В с

Бульдозер-автогрейдер............................

1/2

Н о

Здесь В — ширина ковша; Я 0 — высота отвала.

В отдельных случаях камни можно закладывать в грунт не менее чем на 0,3 м от проектной отметки дна выемки. Это запреще­ но делать в местах устройства основания под покрытия.

Основные требования охраны труда на валке сводятся к точ­ ному соблюдению правил подготовки участка. Все рабочие и ИТР, занятые на валке леса, должны быть обеспечены защитными кас­ ками. Допуск к работе без касок запрещается. Запрещается валка деревьев без валочных приспособлений, а также без помощника, при встречном ветре силой более 3 баллов, при валке гнилых и других опасных деревьев.

Валка деревьев должна производиться с соблюдением следую­ щих правил: подпил или подруб делают с той стороны, в которую намечено спилить дерево, не производить валку без подпила или подруба дерева. До выхода на подруб или подпил должен быть оставлен недопил. Запрещается делать сквозной пропил дерева без недопила.

В радиусе 50 м от места валки территория считается опасной зоной и должна быть ограждена переносными знаками единого образца: «Проход и проезд запрещены — валка леса». На пешеход­ ных тропах и дорогах, пересекающих полосу валки, должны быть установлены запрещающие знаки и рогатки (шлагбаумы), ограни­ чивающие хождение людей, проезд автомобилей, прогон скота по

197