Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
менять для сооружения насыпей. В связи с изменением влажности изменяется выработка машин.
Разнородные грунты отсыпают горизонтальными слоями. На клонных пластов, по которым может происходить сползание грун та, не должно быть в насыпи. При отсыпке дренирующего грунта на слой менее дренирующего, последнему должен быть придан вы пуклый профиль с уклонами 40 %'о. Откосы грунта с большей дрени рующей способностью не должны покрываться грунтами с меньши ми дренирующими свойствами. Недопустимы поочередная отсыпка разнородных по водопроницаемости грунтов, наличие в на сыпи линз, в которых может застаиваться вода. Грунты, резко сни жающие устойчивость при увлажнении, необходимо изолировать от влаги прослойками водонепроницаемых грунтов. Прослойку можно делать толщиной 15—20 см из грунта, обработанного из вестью. Такая прослойка предохраняет дорожную одежду от не равномерного пучения и переувлажнения земляного полотна. Тех нология устройства прослойки следующая: грунт любым способом
перемешивают с известью (1—2%' по массе). |
Если нужно, прово |
дят увлажнение. Затем смесь выдерживается 1 |
сутки на месте воз |
ведения насыпи. Смесь распределяют ровным |
слоем и уплотняют |
самоходными катками с гладкими вальцами. Применяют и комп лексный метод укрепления грунта — розливом по грунту, смешан ному с известью, жидкого битума-— 0,8— 1,2%' по массе. При вы нужденном использовании неблагоприятных грунтов, таких, как тяжелые глины, известковые и сланцевые глины, сильно пылеватые грунты, в неблагоприятных условиях увлажнения производят до сыпку поверхности откосов и верхней части спланированного полот на из непылеватых грунтов, песка, супеси, легких суглинков на !/з глубины промерзания.
Разработку выемок и возведение насыпей выполняют с попереч ным или продольным перемещением грунта, из боковых или сосре доточенных резервов. Отвозка грунта в отвал нежелательна во всех случаях. Излишний грунт следует использовать для уменьшения продольных уклонов дороги, уположения откосов, планировки мест ности с засыпкой понижений, оврагов.
Удаление растительного слоя-— снятие дерна, мохового слоя предшествует земляным работам. Снятие растительного слоя про изводят бульдозерами. При этом важно, чтобы они срезали только дерновый слой, не захватывая нижележащего грунта. Толщина дернового слоя колеблется от 7 до 20 см. Дерн перемещают буль дозером за пределы дорожной полосы и укладывают в валы с таким расчетом, чтобы не мешать работе землеройных машин, разраба тывающих боковые резервы. Призму дерна необходимо переме щать всегда по поверхности, с которой удален дерн, чтобы не тра тить силу тяги на дополнительное сопротивление движению за счет большого трения дерна о дерн. Дерн можно не срезать, если на сыпь высотой 1,5 и более м. На участках, где предполагается за ложить резервы, дерн удаляют. Снятый растительный слой укла дывают в валы для последующего укрепления откосов и восстанов-
203
й) |
Резер! |
I |
~7Ш |
I |
п+1 |
|
||
|
|
п *2 |
i 25~10т
Рис. 8.5. Технология удаления растительного слоя бульдозером:
1— 7 — п р о х о д ы б у л ь д о з е р а
ления (рекультивации) нарушенных или малопродуктивных сельскохозяйственных земель.
Технология снятия растительного слоя зависит от местных ус ловий и его толщины. Если он не толще 5—7 см, бульдозеры дви гаются вдоль трассы, сгребая грунт в промежуточные валики, ко торые затем сдвигают в сторону от оси трассы проходами поперек полосы (рис. 8.5, а). При толщине порядка 20 см растительный слой снимают в две очереди. Вначале бульдозеры работают на первой
передаче трактора и сдвигают слой поперек трассы |
(рис. |
8.5, б). |
|
Чтобы грунт не ссыпался с отвала, оставляют |
полосы |
шириной |
|
0,7— 1 м, отделяющие один проход бульдозера |
от |
другого. Затем |
косыми проходами на второй-третьей передачах под углом к оси трассы снимают оставленные полосы.
Угол косины устанавливают опытным путем с таким расчетом, чтобы отвал заполнялся грунтом. Удобен бульдозер с поворачива ющимся отвалом (универсальный).
Рыхление грунта производят рыхлителями, плугами, рыхлительными зубьями, устанавливаемыми на отвале жестко или шарнир но. Шарнирными зубьями рыхлят при возвращении бульдозера в забой задним ходом. При резании грунта зубья откидываются и не мешают набору грунта на отвал. Не все машины требуют интен сивного рыхления грунта. В частности, от сильного рыхления ухуд шается набор грунта скрепером. В связи с этим различают рых ление полное — плугами для работы ножевых машин грейдерного типа и частичное — для разработки грунта скреперами. Частичное рыхление проводят навесными рыхлителями среднего и тяжелого типа на тракторах.
В боковых резервах рыхлитель начинает работу от внутренней границы, постепенно переходя к наружной. Пройдя всю захватку, рыхлитель поворачивают и переводят во второй боковой резерв. При
204
рыхлении только одного резерва его делят по ширине пополам и ра ботают круговыми рейсами, последовательно переходя от наруж ной кромки первой половины резерва на внешнюю второго резерва.
§ 37. ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСКАВАТОРОВ ДЛЯ ВОЗВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
Экскаваторы на дорожном строительстве применяют при произ водстве сосредоточенных работ и отсыпке насыпей из отдаленных резервов. В основном используют одноковшовые экскаваторы с пря мой лопатой, которыми грузят грунт на транспортные средства. Транспортными средствами служат автомобили-самосвалы, раз гружающиеся назад и на стороны (с боковой разгрузкой), землевозы, реже ленточные звеньевые транспортеры длиной 200— 300 м и более. Рентабельны землевозы, конкурирующие с автомобилямисамосвалами на коротких расстояниях возки (до 1— 3 км). Земле возы бывают на базе одно- и двухосных колесных тягачей. Они, как правило, разгружаются назад или вбок, обладают хорошей проходимостью и высокой маневренностью. Особенно высока манев ренность у землевозов с задней разгрузкой. При опрокидывающем ся кузове и уменьшенной базе колес землевозы способны развора чиваться по радиусу, меньшему ходовой базы.
Одноковшовые экскаваторы — самоходные землеройные машины циклического действия, цикл которых включает рабочий ход — копание (заполнение ковша грунтом), транспортный ход — подъем и перемещение ковша в сторону, выгрузка в отвал или транспорт ные средства и обратный ход. Экскаваторами разрабатывают мес торождения каменных материалов, а также выполняют погрузоч ные работы (прямой лопатой или грейферным ковшом). В соответ ствии с ГОСТ 9663— 61 одноковшовые строительные экскаваторы выпускаются с ковшом 0,15; 0,25; 0,50; 0,65; 1,0; 1,50; 2,5 м3.
Длительность цикла одноковшовых экскаваторов, оборудован ных прямой лопатой, достигает следующих величин:
Емкость ковша, м3 . . . |
0,15 |
0,25 |
0,5 |
0 ,6 5 -0 ,7 5 |
1 |
1.5 |
2 |
Длительность цикла, с , |
|
|
|
|
|
|
|
при угле поворота 90° |
|
|
|
|
|
|
|
и работе в отвал в |
15 |
15 |
22 |
15 |
22 |
26 |
26 |
грунтах III группы . . |
Экскаватор с прямой лопатой во время работы стоит на подо шве забоя и разрабатывает грунт выше уровня стоянки. Траекто рии зубьев ковша, определяющие очертание забоя, образуются сло жением двух движений рукоятки: вращательного относительно оси напорного вала и поступательного.
Для разработки выемки большого сечения продольными про ходками вначале отрывают на всю длины выемки траншею / (рис. 8.6). Первая траншея мельче последующей, так как грунт нужно грузить в транспортные средства, находящиеся выше уровня стоян-
205
Рис. 8.6. Последовательность разработки выемки продольными заходами:
(/ — V/// — о ч е р е д н о с т ь р а з р а б о т к и т р а н ш е й )
ки экскаватора. Затем рядом с траншеей / отрывают более глубо кую II, причем транспортный путь прокладывают по дну траншеи /. Выемка получается последовательными проходками экскавато ра до принятой глубины сечения. В отдельных случаях первый транспортный путь прокладывают по пионерной траншее, которую устраивают для сглаживания неровностей рельефа, мешающих дви жению транспортных средств, а также для сокращения числа про ходок, если глубина выемки не кратна возможной высоте забоя. Пионерную траншею делают минимальной, по габариту автомоби ля. Грунт из нее обычно укладывается в отвал вдоль бровки и по гружается в транспортные средства во время последующих прохо док экскаватора. В отвале грунт размещают, как правило, парал лельно движению экскаватора на площадке, находящейся на уровне стоянки, выше ее или, что лучше, ниже уровня стоянки (выгруз ка под откос).
Подбирают экскаваторы также по условиям выработки. Выра ботка бывает конструктивно-расчетная, которая определяется в процессе конструирования нового экскаватора, и техническая, ха рактеризующая максимальные возможности машины. По ней мож но судить о степени приближения к возможной эксплуатационной выработке и о резервах экскаваторов и машинного парка.
Техническая часовая выработка
Я т = |
(3600^экн : <цкр), |
где qa-— емкость ковша, м3; |
кр, кн — коэффициенты наполнения и |
разрыхления грунта; t^-— длительность цикла, с.
Под эксплуатационной понимают такую выработку экскавато ра, которая может быть достигнута в условиях правильной эксплу атации и использования парка машин при обслуживании машини стами высокой квалификации. Эту выработку принимают в основу при определении экономических показателей для оценки эффектив ности новых машин и выборе варианта механизации земляных ра бот. Нормы эксплуатационной часовой выработки определяют по сборнику ЕНиР. Для экскаваторов, по которым отсутствуют нор мы, среднечасовую выработку определяют по технической выра ботке Я т за 1 ч непрерывной работы. При этом Я Э= Я Т, к ъ к2 (кг— переходный коэффициент от технической выработки экскаватора
206
за 1 ч чистой работы к эксплуатационной часовой, соответствующей уровню производственных норм, к2 — коэффициент перехода от эксплуатационной часовой производительности экскаватора к вы работке на 1 ч смены с учетом внутрисменных перерывов по мете орологическим, организационным и другим причинам, не находя щим отражения в производственных нормах).
Для нового экскаватора «1 = П Э1ПТ;
К2= [ Т — (to + tM)]/Т,
где П э |
и Я т берутся по эталону |
(существующей эффективной ма |
шине); |
Т — продолжительность |
смены, ч; t0 — организационные |
простои; tM-— простои по метеорологическим причинам.
Для одноковшовых серийно изготовляемых экскаваторов К\ при нимают: для машин с ковшом более 1,6 м3 по выработке 0,85, по времени 1,11, для экскаваторов меньше 1,6 м3 соответственно 0,75 и 1,54. К простоям по организационным причинам относят отсутствие фронта работ, несвоевременность обеспечения топливом, маслом, устранение мелких неисправностей, переход из одной рабочей зо ны в другую. Для превышения выработки экскаватора нужно уве личивать число циклов в минуту я т . ц путем сокращения среднего угла поворота и совмещения отдельных операций. Поворот обыч но занимает от 50 до 85%' общего времени цикла. На выработку влияет коэффициент наполнения ковша увеличение которого до стигается правильным соотношением емкости ковша и высоты за боя, увеличением толщины стружки в связных грунтах, наличием достаточного усилия на зубйях ковша, получаемого работой в сред них и тяжелых грунтах прямой лопатой на неполном вылете руко яти (примерно до 7з). Толщину стружки регулируют напорным ме ханизмом. Скорости подъема и напора находятся в тесной зависи мости. Скорость напорного движения должна быть максимальной в начале резания и уменьшаться по достижении ковшом высоты, равной высоте напорного вала, что обеспечивает постоянное усилие на подъемных канатах с использованием максимальной мощности двигателя. Экскаваторы с прямой лопатой снабжают сменными ковшами нормальной емкости, указываемой в основной характери стике, повышенной емкости и скальными. На выработку также вли яет взаимное расположение в забое экскаватора, автомобиля или землевоза, соответствие емкости ковша кузову транспортных средств (м3) :
4 а-с > ( 4 + 1 0) 9 » .
Разгрузка ковша может быть ускорена, если ее производить на ходу, не прерывая поворота. Экскаватор должен работать не менее двух смен в сутки, а если условия позволяют, то и три смены. На выработку экскаватора влияет автоматизация процессов, увеличе ние коэффициента тс2, достигаемое сокращением времени на пере движку экскаватора из забоя в забой и на ремонт (ремонт жела тельно производить в третью смену или выходные дни), устранение задержек транспортных средств, хорошее содержание экскавато-
207