Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
д
Рис. 8.7. Экскаваторный забой:
А — длина стрелы; Б — длина рукоятки; |
а — угол наклона стрелы; В — наибольший |
||||||
радиус |
резания; |
Г — наибольшая высота |
разгрузки; |
Д — радиус резания |
при наи |
||
большей |
высоте |
резания; |
Е — наибольший радиус разгрузки; |
Ж — высота |
разгрузки |
||
при наибольшем |
радиусе |
резания; 3 — наибольшая |
высота |
разгрузки; И — глубина |
|||
резания |
ниже уровня стоянки; К — наибольший радиус резания на уровне |
стоянки; |
|||||
|
|
Л — радиус резания на уровне стоянки |
|
|
ра, забоя и землевозных путей, освещение места работы в туманное и темное время суток.
Э к с к а в а т о р н ы й з а б о й и ег о п р о е к т и р о в а н и е (рис. 8.7). Под забоем экскаватора подразумевают его рабочую зону: площадку, на которой размещается экскаватор, часть поверхности массива, с которой производится выемка грунта или полезного иско паемого, площадку для установки транспортных средств. Когда разработка ведется в отвал, к забою относят также площадку, на которую выгружают из ковша грунт или полезное ископаемое. Раз меры и форма забоя зависят от рабочего оборудования экскавато ра, его размеров, вида транспортных средств (если разработку ве дут с погрузкой на эти средства), от назначения проводимых работ. Если земляные работы ведут .для устройства или образования зем ляного сооружения (котлована, траншеи, выемки), размеры забоя зависят также от размеров земляного сооружения. Забой должен быть запроектирован так, чтобы создавались условия для наилуч шего использования экскаватора, высокой производительности тру да и снижения стоимости работ (см. стр......).
Для эффективной работы экскаватора величина усилия на ре жущей кромке (зубьях) ковша должна быть не менее сопротивле ния грунта копанию Рк= В к к , где В — ширина ковша, h — толщина срезаемой стружки, к — удельное сопротивление резанию грунта, кгс/см2 (для жирной глины— 1,6, для тяжелой — 2,5, для копания взорванных скальных пород — 3,5).
Повышение усилия Р к на зубьях ковша позволяет увеличить толщину стружки h и тем самым сократить путь ковша при взятии грунта и время его загрузки. При работе с не полностью выдвину
208
той рукоятью на 2/з увеличивается усилие резания на 30—40%' по сравнению с наибольшим вылетом, что позволяет увеличить толщи ну стружки и уменьшить путь резания грунта. Чем плотнее грунт, тем больше должна быть высота копания. Минимальная глубина забоя для наполнения ковша грунтом за одно копание зависит от грунта (Н 0 — высота напорного вала экскаватора):
Группа гр у н т о в ......................................... |
I |
и II |
III |
IV |
Минимальная глубина забоя, м . . . |
0 ,3 |
Н0 |
0 ,5 H q |
0 ,7 Н 0 |
Для ускорения подъема и опускания ковша предельная высота подъема ковша не должна быть более 1,2 Н 0. Минимальная высота забоя в связных грунтах определяется высотой резания. В песча ных, гравелистых грунтах и значительно разрыхленной взрывом скале высота забоя практически не ограничена.
В целях снижения энергоемкости копания и значительного уве личения выработки экскаватора применяют ковши без зубьев с полукруглой режущей кромкой (ЦНИИС, проф. Д. И. Федоров). Уширенные боковые стороны ковша позволяют хорошо отрабаты вать откосы, что также снижает трудовые затраты на земляные ра боты. Ковши надежны при работе в пластичных грунтах.
Экскаватор с прямой лопатой разрабатывает грунт впереди себя и выше уровня стоянки ковша снизу вверх, а затем по мере разра ботки на величину принятого хода рукояти вперед. Основные виды проходок и забоев при работе прямой лопатой: боковая и лобовая или тупиковая (рис. 8.8, а я б ). Боковые проходки широко применя ют при разработке выемок и карьеров с погрузкой грунта в транс портные средства, лобовые — для первой проходки в выемках и карьерах, при коротких выемках на крутых склонах местности, для разработки скальных выемок, а также котлованов под фундаменты зданий, если размеры котлована не позволяют применять лобовые забои.
При боковых забоях (см. рис. 8.8, б) экскаватор выгружает грунт в транспортные средства, стоящие сбоку, или реже в отвал, расположенный параллельно ходу экскаватора. Боковые забои мо гут быть одно- и двухъярусными в зависимости от уровней распо ложения транспортных средств. Боковой забой по сравнению с ло бовым более выгоден: значительно меньше угол поворота экскава тора, удобнее подача и загрузка транспортных средств, возможно сквозное движение автомобилей, благодаря чему увеличивается выработка экскаватора, но уменьшается объем грунта, вынимаемый с одной стоянки, и возрастает число передвижек. У лобового забоя много отрицательного: автомобили-самосвалы приходится подавать задним ходом. Установка транспортных средств сзади экскаватора значительно увеличивает угол поворота и удлиняет цикл, уменьшает выработку экскаватора. Однако с одной стоянки разрабатывается больший объем грунта и число передвижек уменьшается. Улучше ние схемы разработки лобовым забоем достигается в расширенном забое (см. рис. 8.8, а).
Размеры забоя определяются рабочими размерами экскаватора.
209
Рис. 8.8. Проходки экскаватора:
/ — центр тяжести забоя; 2 — места стоянок экскаватора; 3 — вешка; 4 — направление дви жения; 5 — направление рабочего хода экскаватора
Чтобы не оставался грунт после передвижки экскаватора, рассто яние от оси его поворота до бокового откоса забоя должно быть не сколько меньшим, чем наибольший радиус резания. При наиболь шем радиусе резания В р и длине рабочей передвижки /п этот раз
мер, согласно рис. 8.8, в, должен быть не более Вл = ]/' В2 — l\.
Графически расстояние от оси поворота экскаватора до боково го откоса забоя является катетом прямоугольного треугольника с гипотенузой В р и вторым катетом /п. Согласно этой же схеме, наи большее расстояние до подошвы бокового откоса забоя
Ал .СТ ~ Ал (Г^СТ • В),
азаложение бокового откоса
Ал А л .ст = В я(D D„):D.
Наибольшая ширина лобового забоя и равная ей наибольшая ширина заходки экскаватора с прямой лопатой в лобовом забое с перемещением экскаватора по прямой линии определяется как уд военный размер В л:
В = 2ВЛ= 2 У B 2 — l\,
Dст — радиус резания с уровня стоянки экскаватора. Наибольшая ширина лобового забоя на уровне стоянки экска
ватора
В сг = 2ВлОсг : В = 2DCT : В В2 — 1\.
Если необходимо увеличить длину заходки по сравнению с ши риной, определяемой по последним двух формулам, следует пере ходить на работу в уширенном лобовом забое, в зигзагообразном или поперечном лобовом забое. При чрезмерном уширении внешней стороны бокового забоя грунт для экскаватора становится недо ступным, т. е. в процессе работы он отодвигается ковшом в выра ботанное пространство. Грунт в этой части забоя может быть за хвачен ковшом лишь в том случае, если угол поворота экскаватора
210
в сторону выработанного пространства не превышает 30—45°. По этому расстояние от оси экскаватора до подошвы откоса со сторо ны погрузочного пути должно быть не больше V2 D ст. Размеры ле вой части такие же, как и у лобового забоя.
Рабочее оборудование драглайна применяют при разработке глубоких выемок и траншей, погрузке гравия, песка из речных карь еров. Он экономичен при работе с перемещением грунта в отвал без вторичной перевалки. При разработке забоя экскаватор стоит близ бровки выемки и работает снизу вверх. Забой разрабатывает ся послойно на глубину, определяемую рабочей характеристикой драглайна.
В СССР и за рубежом увеличивается выпуск одноковшовых по грузчиков, особенно фронтальных на пневмоколесном ходу. Это вызвано необходимостью шире механизировать трудоемкие погру зочно-разгрузочные работы, а также стремлением заменить доро гостоящие одноковшовые экскаваторы. Широкая область примене ния погрузчиков на пневмоколесном ходу объясняется их сравни тельно высокой выработкой и рабочей скоростью, маневренностью, хорошей проходимостью, возможностью переезда на большие рас стояния без помощи тягача. В ряде случаев экономически целесо образно приблизительно на расстояние до 300 м грунт перемещать в ковше погрузчика для загрузки погрузочных бункеров, транспорт ных средств или в отвал.
Оборудование в виде обратной лопаты служит для разработки траншей и котлованов ниже уровня стоянки экскаватора. Приме нение грейфера ограничено разработкой глубоких котлованов, ко лодцев, грунтов под водой и засыпкой при устройстве фундаментов. Грейферы используют для погрузочно-разгрузочных работ на скла дах каменных материалов. При работе экскаватора, оборудованно го прямой лопатой и драглайном, ковш во избежание повреждения кузова должен находиться над ним не менее 0,5— 1 м.
Роторные экскаваторы поперечного копания чаще стали приме нять для работ, ранее выполняемых одноковшовыми экскаватора ми. Ими можно работать без взрывания мерзлых и других тяжелых грунтов в карьерах и совместно с ленточным транспортером при автоматизации всего рабочего процесса.
Для безопасной работы площадка экскаватора должна быть, как правило, горизонтальной (выравнивают бульдозером) или иметь уклон в сторону разгрузки ковша не более 0,9 %'0.
Наиболее характерным является применение экскаваторов на разработке грунтовых карьеров (рис. 8.9), каменных карьеров и глубоких выемок. Экскаватор, работая в комплексе с другими ма шинами, обеспечивает высокую выработку.
§ 38. ПРОИЗВОДСТВО ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ СКРЕПЕРАМИ
Скреперами возводят насыпи из резервов, разрабатывают выем ки с перемещением грунта в насыпь. Они могут копать грунты до III группы включительно, перемещать их на 300— 7000 м и отсы-
211
|
|
|
|
пать там слоями заданной толщи |
|||||
|
|
|
|
ны, при этом скрепер частично |
|||||
|
|
|
|
уплотняет грунт. Когда дальность |
|||||
|
|
|
|
перемещения меньше 100 м, рен |
|||||
|
|
|
|
табельны бульдозеры, если она |
|||||
|
|
|
|
больше 5000 м, выгоднее автомо |
|||||
|
|
|
|
били-самосвалы, землевозы с по |
|||||
|
|
|
|
грузкой экскаваторами или в за |
|||||
|
|
|
|
висимости от местных условий, |
|||||
|
|
|
|
одноковшовыми погрузчиками. |
|||||
|
|
|
|
Основным |
рабочим |
органом |
|||
|
|
|
|
скрепера является ковш, перед |
|||||
|
|
|
|
няя |
нижняя |
кромка |
которого |
||
|
|
|
|
оснащена ножами |
для |
резания |
|||
|
|
|
|
грунта. В тяжелых грунтах скре |
|||||
|
|
|
|
перу |
помогает |
трактор-толкач |
|||
|
|
|
|
или колесный тягач, оборудован |
|||||
|
|
|
|
ный толкающим щитом или отва |
|||||
|
|
|
|
лом бульдозера. Скрепер иногда |
|||||
|
|
|
|
оснащают буфером с пружинным |
|||||
Рис. 8.9. |
Схема устройства |
насыпи |
или гидравлическим амортизато |
||||||
ром, |
что смягчает удары при тол |
||||||||
из грунта, разрабатываемого |
в карь |
||||||||
кании. По |
способу наполнения |
||||||||
ере с транспортировкой |
в |
насыпь: |
|||||||
различают |
две |
разновидности |
|||||||
1 — автомобиль-самосвал; |
2 — бульдозер; |
||||||||
скреперов: с |
загрузкой |
тяговым |
|||||||
3 — каток |
на пневматических шинах при |
||||||||
цепной; |
4 — экскаватор; |
5 — грунтовый |
усилием трактора |
или |
колесного |
||||
|
каРьеР |
|
|
толкача и с принудительной (эле |
|||||
|
|
|
|
ваторной) загрузкой. |
|
Скреперы относятся к машинам цикличного действия, рабочий цикл которых включает порожний ход, загрузку, груженый ход и разгрузку.
Скреперы бывают: со свободной (самосвальной) разгрузкой опрокидыванием ковша вперед или назад; с принудительной раз грузкой прямолинейным движением задней стенки ковша или за слонки назад; с принудительной разгрузкой опрокидыванием задней стенки и днища ковша — опрокидыванием вокруг шарнира подножевой плиты и вокруг шарниров боковых стенок.
По виду тягачей различают скреперы прицепные, полуприценные, самоходные, скреперные поезда. Полуприцепные скреперы с одноосными тягачами большой мощности и скреперные поезда имеют большую перспективу. Самоходные скреперы со всеми веду щими колесами быстрее передвигаются по холмистой местности, по дорогам с большим сопротивлением качению. Стремление уве личить единичную мощность скрепера приводит к созданию скре перных поездов, которым не нужны толкачи. В поезде бывает два скрепера и более, загрузка их происходит поочередно [8.11]. Наи более маневренны и быстроходны полуприцепные скреперы с одно осными тягачами. Однако их недостаток состоит в том, что на веду щую ось тягача передается только 50—55%' массы груженой маши
212