Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 0
ны. Это значительно снижает их тяговые возможности и при заполнении ковша заставляет прибегать к помощи одного или не скольких тягачей или толкачей. Нужны толкачи и для загрузки самоходных скреперов с моторами-колесами. Применение толкачей усложняет организацию работ. Нередко из-за изменившейся даль ности возки приходится уменьшать или увеличивать количество тол качей. Скреперы с элеваторной загрузкой находят эффективное применение на разработке несвязных грунтов, песка, загрузка кото рых в ковш обычного скрепера затруднительна. Такие скреперы лучше планируют грунт, так как они загружаются равномерно, без рывков. Загрузка элеваторного скрепера без помощи толкача зна чительно снижает стоимость разработки грунта. Они не применимы в грунтах с каменистыми включениями и во влажных глинистых грунтах.
На выработку скрепера влияет степень заполнения ковша, кото рая характеризуется коэффициентом наполнения — отношением объема рыхлого грунта, фактически содержавшегося в ковше, к геометрической емкости ковша. Лучше всего ковш заполняется в плотных грунтах влажностью 8— 12%'. Скреперы с загрузкой тяго вым усилием трактора плохо заполняются песком, так как он не имеет плотности, необходимой для проталкивания срезаемой струж ки в ковш. В тяжелых грунтах при работе прицепных и, как прави ло, полуприцепных и самоходных скреперов используют толкачи, количество которых можно определить по уравнению
(Nc— 1) tT= ta ,
откуда
Д/с — /ц : /т 4~ 1 ,
где Nc — число скреперов, обслуживаемых одним толкачом; tT— время цикла толкача при наборе; /ц— длительность цикла скрепе ра. Применение скреперов ограничивают переувлажненные и за болоченные грунты, так как колеса вязнут, возрастает сопротивле ние качению, уменьшается сцепление гусениц или колес тягача с грунтом и, следовательно, уменьшается развиваемое им тяговое усилие. Все это приводит к значительному сокращению доли тя гового усилия, расходуемого на срезание и проталкивание стружки грунта в ковш, вследствие чего резко уменьшается наполнение ков
ша; |
4- 25; |
/т = |
|
/н — длина пути наполнения |
ковша скрепера; vB— скорость |
движения при заполнении скрепера; 25 — время на повороты и раз
вороты, с. |
|
коэффициенты рыхления кр и за |
|||
Объемная масса (плотность), |
|||||
полнения ковша скрепера ки для разных грунтов различны: |
|||||
Песок |
сухой . |
..........................................1 ,5 — 1,6 |
1,10 |
0 ,6 —0,7 |
|
» |
влажный |
(12— 15%) . . . . |
1,6 — 1,7 |
1,10— 1,20 |
0 ,7 —0 ,9 |
Супеси, |
суглинки |
влажные . . . . |
1,6— 1,8 |
1,30— 1,35 |
1, 1— 1,2 |
Глина |
сухая ..............................................1,7— 1,8 |
1 , 2 0 - 1 , 3 0 |
1 , 0 - 1 , 1 |
213
Рис. 8.10. Зависимость выра ботки скреперов от дальности транспортировки грунта, мощ ности двигателя тягача (кВт) и скорости движения (км/ч)
Для нормальной работы осенью и зимой в переувлажненных грун тах, особенно в выемках, необходи мы хороший водоотвод, подъезды к забою и выезды из него. На чрез мерно влажных грунтах также за трудняется разгрузка вследствие на липания грунта на стенках и заслон ке ковша, в результате сокращается его полезная емкость. При влажно сти грунта выше 20—25% работа скрепера невозможна. Плохо рабо тают скреперы на плотных сухих и тяжелых грунтах. Толщина стружки сокращается до 3 —5 см, из-за чего удлиняется путь наполнения ковша, снижается выработка. В данном слу чае приходится прибегать к предва рительному рыхлению грунта, ис пользовать при наборе толкач. Если путь наполнения ковша превышает определенные значения /min грунт целесообразно рыхлить или приме нять толкач:
/т 1 п ................................................................ |
1 2 -1 5 1 8 -2 2 2 5 -3 0 3 5 -3 8 |
q — емкость скрепера, м3 ................. |
2,5 6—8 10—12 15—18 |
Сухой и плотно слежавшийся грунт рыхлят дорожными навес ными рыхлителями и бульдозерами с зубьями на отвале. Зубьев должно быть столько, чтобы не было чрезмерного измельчения грунта. Нецелесообразно рыхлить сухие и пылеватые суглинки, су песи, так как снижается наполнение ковшей. Количество рыхли телей зависит от суммарной выработки скреперов 2 Я Э(0);
|
г р ы х = = ^ Я Э ( С ) : Я р ; |
Я р — выработка |
рыхлителя. |
Выработка скрепера |
|
■ |
= tn + ^рх "Е "Ь Кх "Е 2^пов* |
В цикле большой процент занимают операции рабочего /рх и холостого tXx ходов, длительность которых зависит от дальности перемещения и скорости ирх, vxx, на которых происходит это пере мещение:
^ р х = £ р х : и рх> К х = ^ - х х : vx>x •
Чем больше путь Lpx, Lxx, тем ниже выработка скрепера (рис. 8.10). Дальность возки грунта скреперами определяют предвари тельным расчетом или по табличным данным; целесообразную — экономическим расчетом на оптимальную в заданных условиях
214
|
|
Т а бл и ц а 10 |
С к р еп е р ы |
Е м к о с т ь к о в ш а , м 8 |
Д а л ь н о с т ь в о зк и , м |
Прицепные |
3 |
300 |
|
6 |
500—600 |
|
10 |
750—800 |
|
15 |
1000—1500 |
Полуприцепные |
До 6 |
1500 |
|
10 |
2000 |
|
15 |
2000—3000 |
Самоходные |
15 |
3000—5000 |
|
25 |
3000—7000 |
выполнения работ [8.15]. На рис. |
8.11 показан график такой оптими |
зации [8.16]. Скорость движения зависит от уклона землевозных путей и рельефа местности. Для смягчения уклонов планируют землевозные пути, профилируют и поддерживают их в исправности. Практика применения скреперов установила предельные дальности возки (табл. 10).
Затяжные дожди в летне-осенний период могут привести грунт в состояние, исключающее (кроме песчаного) работу скрепера изза буксования гусениц и колес. В случае дождя лучше приостано-
215
is |
\ 2U |
\ at |
\p |
\ я |
V - |
н |
\i> \ t 3 |
X » \ Ь |
|||
|
,1 \ |
V6 \ 7! |
\ S \N Я |
Рис. 8.12. Способы резания грунта скреперами:
а — г р е б е н ч а т а я ; б — ш а х м а т н о - р е б р и с т а я ; в — р е з а н и е п о д у к л о н . Ц и ф р а м и п о к а з а н а о ч е р е д н о с т ь п р о х о д о в
вить работы, даже если езда скреперов возможна. На промерзших грунтах скреперы, как правило, не работают. Выработку скреперов можно повысить, если использовать толкачи для прицепных и полуприцепных скреперов, сократить время на цикл.
Энергоемкой операцией является загрузка ковша грунтом, в про цессе которой сопротивление движению скрепера, сопротивление призмы волочения и сопротивление продвижению грунта в ковш увеличивается по мере его заполнения при практически неизмен ном усилии, развиваемом тягачом и толкачом. Увеличение сопро тивления, которое может вызвать буксование тягача, компенсирует ся уменьшением толщины стружки (глубины резания). Машинист визуально регулирует величину заглубления ковша, что влияет на колебания времени наполнения и коэффициента наполнения ковша грунтом. Точно уловить момент, когда надо выглублять ковш, ма шинист не всегда может. Это зависит от его опыта и приводит к тому, что за ножами скрепера почти всегда остается несрезанная полоса земли.
Ступенчатое резание применимо только в связных и несыпучих грунтах. На песчаных, особенно сухих, грунтах принята «гребенча тая схема» (рис. 8.12, а), при которой после прохода скрепера на поверхности остается полоса чередующихся гребней и впадин. При этом способе в начале загрузки переднюю заслонку поднимают до отказа, а ковш опускают до максимального заглубления ножей. Движение продолжается до полного буксования тягача (и толка ча). Затем заслонку опускают на образовавшуюся призму волоче ния, а ковш поднимают настолько, чтобы прекратилось буксование трактора. В момент резкого заглубления ножей грунт поступает в ковш лучше, чем при непрерывном движении без изменения глу бины резания или с постепенным ступенчатым уменьшением глу бины. При шахматно-гребенчатой схеме резания грунта (рис. 8.12, б) достаточно широкий забой разрабатывают параллельными пцо-
216
ходками, оставляя между соседни |
|
|
|
|||||
ми выемками |
несрезанные |
полосы |
|
|
|
|||
шириной, несколько меньшей ши |
|
|
|
|||||
рины ковша. При срезке этих полос |
|
|
|
|||||
сопротивление |
на |
боковых |
ножах |
|
|
|
||
уменьшается, следовательно, обеспе |
|
|
|
|||||
чивается увеличение глубины реза |
|
|
|
|||||
ния, а |
также |
уменьшение |
потерь |
|
|
|
||
грунта в боковые |
валики. Влияние |
|
|
|
||||
способа |
резания |
примерно |
можно |
|
|
|
||
характеризовать кн ковша: ступен |
|
|
|
|||||
чатое 0,9; гребенчатое 1; шахматно |
|
|
|
|||||
гребенчатое 1,1. При загрузке скре |
|
|
|
|||||
пера во всех случаях следует стре |
|
|
|
|||||
миться |
к тому, |
чтобы грузовое дви |
Рис. 8.13. Двусторонние въезды и |
|||||
жение было направлено |
под |
уклон |
съезды на |
насыпь |
для скрепера: |
|||
(рис. 8.12, в). |
При |
этом |
движении |
А — н а ч а л о |
в ъ е з д а ; |
Б — к о н е ц с ъ е з д а |
||
большая свободная тяга может быть |
|
|
|
приложена к срезаемому грунту и наполнению ковша. Уклон срезки грунта 3—8°; так как меньшее
значение не сокращает длительность загрузки скрепера. На уклоне более 8° песчаные грунты начинают интенсивно осыпаться перед ножами и плохо поступают в ковш, что снижает выработку скре пера.
Скреперы, начав работу на горизонтальной поверхности, могут при достаточной глубине выемок подготовить забой с полезным для заполнения ковша уклоном. Очень важно соблюдать правила раз грузки скрепера. Вначале заслонку поднимают до отказа. Грунт, находящийся на заслонке в передней части ковша, ссыпается, во лочится по поверхности и планируется ножами. После разравнива ния высыпавшегося грунта приступают к выгрузке остального. Если грунт липкий, влажный, движение заслонки повторяют 2—3 раза до полной разгрузки ковша.
Время набора грунта |
= ln-vc; |
|
la = qcKK:haKp, |
где /н — длина пути, на котором происходит наполнение ковша; vc— скорость скрепера, зависит от его емкости qc и коэффициента рых ления кр. Время разгрузки грунта tp = lp--vp, lp = qcKK\ha (где а — ширина ковша).
Длина пути /р, на котором разгружается скрепер, зависит от толщины слоя hp разравниваемого грунта. При назначении величи ны hp учитывают технологические условия и, в частности, толщину слоя уплотняемого грунта машинами.
Въезды (рис. 8.13) на высокие насыпи располагают |
на рассто |
|
яние 50— 100 м. Крутизна въездов должна быть не |
более 200 %'0 |
|
при ширине их В в— в 0 + 2 м. При насыпи высотой 2—2,5 |
м расстоя |
|
ние между съездами делается равным 50— 100 м, |
для |
разворота |
скреперов достаточно 8—8,5 м. |
|
|
217
Наибольшие уклоны землевозных дорог для прицепных скрепе
ров не должны быть более 0,15—0,17 для рабочего хода |
и 0,17-— |
0,3 — для холостого; для( полуприцепных и самоходных |
0,12—0,2 |
для рабочего хода и 0,15—0,25 для холостого. Как правило, земле возные дороги устраивают с наименьшим числом поворотов, а ми нимальную ширину площадок для поворота на обратный ход при нимают не менее:
Минимальная ширина площадки, м |
7 |
1 2 ,5 |
14 |
15 |
21 |
Емкость ковш а, м3 ................................. |
3 |
6 |
7 |
10 |
10 |
§ 39. ВОЗВЕДЕНИЕ НАСЫПЕЙ ГРЕЙДЕР-ЭЛЕВАТОРАМИ
Грейдер-элеватором можно послойно срезать грунт и отсыпать его в отвал или на транспортные средства. Рабочими органами грейдер-элеваторов служат ножи дисковые, прямые или сфериче ские, ленточные транспортеры. По ходовому оборудованию грей дер-элеваторы разделяются на прицепные, полуприцепные навес ные и самоходные. Стружка, отделяемая от массива грунта, с ножа попадает на ленточный транспортер и направляется в насыпь или на транспортные средства. Грейдер-элеваторы могут отсыпать на сыпи из боковых резервов глубиной до 4—5 м, но СНиПы запре щают разрабатывать боковые резервы глубже 1— 1,5 м. Это в ос новном и ограничивает высоту отсыпаемой из резерва насыпи. Для отбрасывания грунта на расстояние большее, чем позволяет лен точный транспортер, вместо транспортера используют метатели. Как правило, такие машины применяют на мелиоративных работах.
Грейдер-элеваторы можно использовать при возведении насы пей высотой до 1,2 м из односторонних резервов и до 1,5 м из дву сторонних. Консольное расположение транспортера делает грейдерэлеваторы пригодными для работы в равнинной или слабопересе ченной местности с небольшим продольным уклоном (до 50—70%’о) • Ими целесообразно разрабатывать выемки, боковые и сосредото ченные резервы, грунтовые карьеры с погрузкой в транспортные средства. При возведении насыпей из боковых резервов разность отметок не должна сильно колебаться. Выработка грейдер-элева торов резко меняется в зависимости от вида разработок: в отвал из односторонних, двусторонних резервов или в транспортные средства. Выработка прицепного грейдер-элеватора (в м3/ч) при работе из двустороннего резерва подсчитывается по формуле
П э = Ш Л Ь к пг ц к в) : [L : wp.x Н- 7П0В] ,
где L, h, b — длина разрабатываемого участка, глубина и ширина
борозды; кп — коэффициент потери грунта |
с ножа на транспортер |
|
(0,7—0,9) |
;г| 1 — поправочный коэффициент на форму борозды (0,8— |
|
0,9); ир.х, |
Vx.x — рабочая скорость и скорость холостого хода при |
|
движении |
грейдер-элеватора, м/мин; ^пов |
время на повороты в |
конце участка (1,0— 1,2 мин).
При работе в отвал из одностороннего резерва выработка соста вит:
77э = 60Z,ft^&n7)iKB:(Z ,: и р.х) -Ь (L : i/xx) -Ь 2^110в.
218