Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ны. Это значительно снижает их тяговые возможности и при заполнении ковша заставляет прибегать к помощи одного или не­ скольких тягачей или толкачей. Нужны толкачи и для загрузки самоходных скреперов с моторами-колесами. Применение толкачей усложняет организацию работ. Нередко из-за изменившейся даль­ ности возки приходится уменьшать или увеличивать количество тол­ качей. Скреперы с элеваторной загрузкой находят эффективное применение на разработке несвязных грунтов, песка, загрузка кото­ рых в ковш обычного скрепера затруднительна. Такие скреперы лучше планируют грунт, так как они загружаются равномерно, без рывков. Загрузка элеваторного скрепера без помощи толкача зна­ чительно снижает стоимость разработки грунта. Они не применимы в грунтах с каменистыми включениями и во влажных глинистых грунтах.

На выработку скрепера влияет степень заполнения ковша, кото­ рая характеризуется коэффициентом наполнения — отношением объема рыхлого грунта, фактически содержавшегося в ковше, к геометрической емкости ковша. Лучше всего ковш заполняется в плотных грунтах влажностью 8— 12%'. Скреперы с загрузкой тяго­ вым усилием трактора плохо заполняются песком, так как он не имеет плотности, необходимой для проталкивания срезаемой струж­ ки в ковш. В тяжелых грунтах при работе прицепных и, как прави­ ло, полуприцепных и самоходных скреперов используют толкачи, количество которых можно определить по уравнению

(Nc— 1) tT= ta ,

откуда

Д/с — /ц : /т 4~ 1 ,

где Nc — число скреперов, обслуживаемых одним толкачом; tT— время цикла толкача при наборе; /ц— длительность цикла скрепе­ ра. Применение скреперов ограничивают переувлажненные и за­ болоченные грунты, так как колеса вязнут, возрастает сопротивле­ ние качению, уменьшается сцепление гусениц или колес тягача с грунтом и, следовательно, уменьшается развиваемое им тяговое усилие. Все это приводит к значительному сокращению доли тя­ гового усилия, расходуемого на срезание и проталкивание стружки грунта в ковш, вследствие чего резко уменьшается наполнение ков­

ша;

4- 25;

/т =

/н — длина пути наполнения

ковша скрепера; vB— скорость

движения при заполнении скрепера; 25 — время на повороты и раз­

вороты, с.

 

коэффициенты рыхления кр и за­

Объемная масса (плотность),

полнения ковша скрепера ки для разных грунтов различны:

Песок

сухой .

..........................................1 ,5 — 1,6

1,10

0 ,6 —0,7

»

влажный

(12— 15%) . . . .

1,6 — 1,7

1,10— 1,20

0 ,7 —0 ,9

Супеси,

суглинки

влажные . . . .

1,6— 1,8

1,30— 1,35

1, 1— 1,2

Глина

сухая ..............................................1,7— 1,8

1 , 2 0 - 1 , 3 0

1 , 0 - 1 , 1

213


Рис. 8.10. Зависимость выра­ ботки скреперов от дальности транспортировки грунта, мощ­ ности двигателя тягача (кВт) и скорости движения (км/ч)

Для нормальной работы осенью и зимой в переувлажненных грун­ тах, особенно в выемках, необходи­ мы хороший водоотвод, подъезды к забою и выезды из него. На чрез­ мерно влажных грунтах также за­ трудняется разгрузка вследствие на­ липания грунта на стенках и заслон­ ке ковша, в результате сокращается его полезная емкость. При влажно­ сти грунта выше 20—25% работа скрепера невозможна. Плохо рабо­ тают скреперы на плотных сухих и тяжелых грунтах. Толщина стружки сокращается до 3 —5 см, из-за чего удлиняется путь наполнения ковша, снижается выработка. В данном слу­ чае приходится прибегать к предва­ рительному рыхлению грунта, ис­ пользовать при наборе толкач. Если путь наполнения ковша превышает определенные значения /min грунт целесообразно рыхлить или приме­ нять толкач:

/т 1 п ................................................................

1 2 -1 5 1 8 -2 2 2 5 -3 0 3 5 -3 8

q — емкость скрепера, м3 .................

2,5 6—8 10—12 15—18

Сухой и плотно слежавшийся грунт рыхлят дорожными навес­ ными рыхлителями и бульдозерами с зубьями на отвале. Зубьев должно быть столько, чтобы не было чрезмерного измельчения грунта. Нецелесообразно рыхлить сухие и пылеватые суглинки, су­ песи, так как снижается наполнение ковшей. Количество рыхли­ телей зависит от суммарной выработки скреперов 2 Я Э(0);

 

г р ы х = = ^ Я Э ( С ) : Я р ;

Я р — выработка

рыхлителя.

Выработка скрепера

= tn + ^рх "Е "Ь Кх "Е 2^пов*

В цикле большой процент занимают операции рабочего /рх и холостого tXx ходов, длительность которых зависит от дальности перемещения и скорости ирх, vxx, на которых происходит это пере­ мещение:

^ р х = £ р х : и рх> К х = ^ - х х : vx>x •

Чем больше путь Lpx, Lxx, тем ниже выработка скрепера (рис. 8.10). Дальность возки грунта скреперами определяют предвари­ тельным расчетом или по табличным данным; целесообразную — экономическим расчетом на оптимальную в заданных условиях

214


 

 

Т а бл и ц а 10

С к р еп е р ы

Е м к о с т ь к о в ш а , м 8

Д а л ь н о с т ь в о зк и , м

Прицепные

3

300

 

6

500—600

 

10

750—800

 

15

1000—1500

Полуприцепные

До 6

1500

 

10

2000

 

15

2000—3000

Самоходные

15

3000—5000

 

25

3000—7000

выполнения работ [8.15]. На рис.

8.11 показан график такой оптими­

зации [8.16]. Скорость движения зависит от уклона землевозных путей и рельефа местности. Для смягчения уклонов планируют землевозные пути, профилируют и поддерживают их в исправности. Практика применения скреперов установила предельные дальности возки (табл. 10).

Затяжные дожди в летне-осенний период могут привести грунт в состояние, исключающее (кроме песчаного) работу скрепера изза буксования гусениц и колес. В случае дождя лучше приостано-

215

is

\ 2U

\ at

\p

\ я

V -

н

\i> \ t 3

X » \ Ь

 

,1 \

V6 \ 7!

\ S \N Я

Рис. 8.12. Способы резания грунта скреперами:

а — г р е б е н ч а т а я ; б — ш а х м а т н о - р е б р и с т а я ; в — р е з а н и е п о д у к л о н . Ц и ф р а м и п о к а з а ­ н а о ч е р е д н о с т ь п р о х о д о в

вить работы, даже если езда скреперов возможна. На промерзших грунтах скреперы, как правило, не работают. Выработку скреперов можно повысить, если использовать толкачи для прицепных и полуприцепных скреперов, сократить время на цикл.

Энергоемкой операцией является загрузка ковша грунтом, в про­ цессе которой сопротивление движению скрепера, сопротивление призмы волочения и сопротивление продвижению грунта в ковш увеличивается по мере его заполнения при практически неизмен­ ном усилии, развиваемом тягачом и толкачом. Увеличение сопро­ тивления, которое может вызвать буксование тягача, компенсирует­ ся уменьшением толщины стружки (глубины резания). Машинист визуально регулирует величину заглубления ковша, что влияет на колебания времени наполнения и коэффициента наполнения ковша грунтом. Точно уловить момент, когда надо выглублять ковш, ма­ шинист не всегда может. Это зависит от его опыта и приводит к тому, что за ножами скрепера почти всегда остается несрезанная полоса земли.

Ступенчатое резание применимо только в связных и несыпучих грунтах. На песчаных, особенно сухих, грунтах принята «гребенча­ тая схема» (рис. 8.12, а), при которой после прохода скрепера на поверхности остается полоса чередующихся гребней и впадин. При этом способе в начале загрузки переднюю заслонку поднимают до отказа, а ковш опускают до максимального заглубления ножей. Движение продолжается до полного буксования тягача (и толка­ ча). Затем заслонку опускают на образовавшуюся призму волоче­ ния, а ковш поднимают настолько, чтобы прекратилось буксование трактора. В момент резкого заглубления ножей грунт поступает в ковш лучше, чем при непрерывном движении без изменения глу­ бины резания или с постепенным ступенчатым уменьшением глу­ бины. При шахматно-гребенчатой схеме резания грунта (рис. 8.12, б) достаточно широкий забой разрабатывают параллельными пцо-

216


ходками, оставляя между соседни­

 

 

 

ми выемками

несрезанные

полосы

 

 

 

шириной, несколько меньшей ши­

 

 

 

рины ковша. При срезке этих полос

 

 

 

сопротивление

на

боковых

ножах

 

 

 

уменьшается, следовательно, обеспе­

 

 

 

чивается увеличение глубины реза­

 

 

 

ния, а

также

уменьшение

потерь

 

 

 

грунта в боковые

валики. Влияние

 

 

 

способа

резания

примерно

можно

 

 

 

характеризовать кн ковша: ступен­

 

 

 

чатое 0,9; гребенчатое 1; шахматно­

 

 

 

гребенчатое 1,1. При загрузке скре­

 

 

 

пера во всех случаях следует стре­

 

 

 

миться

к тому,

чтобы грузовое дви­

Рис. 8.13. Двусторонние въезды и

жение было направлено

под

уклон

съезды на

насыпь

для скрепера:

(рис. 8.12, в).

При

этом

движении

А — н а ч а л о

в ъ е з д а ;

Б — к о н е ц с ъ е з д а

большая свободная тяга может быть

 

 

 

приложена к срезаемому грунту и наполнению ковша. Уклон срезки грунта 3—8°; так как меньшее

значение не сокращает длительность загрузки скрепера. На уклоне более 8° песчаные грунты начинают интенсивно осыпаться перед ножами и плохо поступают в ковш, что снижает выработку скре­ пера.

Скреперы, начав работу на горизонтальной поверхности, могут при достаточной глубине выемок подготовить забой с полезным для заполнения ковша уклоном. Очень важно соблюдать правила раз­ грузки скрепера. Вначале заслонку поднимают до отказа. Грунт, находящийся на заслонке в передней части ковша, ссыпается, во­ лочится по поверхности и планируется ножами. После разравнива­ ния высыпавшегося грунта приступают к выгрузке остального. Если грунт липкий, влажный, движение заслонки повторяют 2—3 раза до полной разгрузки ковша.

Время набора грунта

= ln-vc;

 

la = qcKK:haKp,

где /н — длина пути, на котором происходит наполнение ковша; vc— скорость скрепера, зависит от его емкости qc и коэффициента рых­ ления кр. Время разгрузки грунта tp = lp--vp, lp = qcKK\ha (где а — ширина ковша).

Длина пути /р, на котором разгружается скрепер, зависит от толщины слоя hp разравниваемого грунта. При назначении величи­ ны hp учитывают технологические условия и, в частности, толщину слоя уплотняемого грунта машинами.

Въезды (рис. 8.13) на высокие насыпи располагают

на рассто­

яние 50— 100 м. Крутизна въездов должна быть не

более 200 %'0

при ширине их В в— в 0 + 2 м. При насыпи высотой 2—2,5

м расстоя­

ние между съездами делается равным 50— 100 м,

для

разворота

скреперов достаточно 8—8,5 м.

 

 

217


Наибольшие уклоны землевозных дорог для прицепных скрепе­

ров не должны быть более 0,15—0,17 для рабочего хода

и 0,17-—

0,3 — для холостого; для( полуприцепных и самоходных

0,12—0,2

для рабочего хода и 0,15—0,25 для холостого. Как правило, земле­ возные дороги устраивают с наименьшим числом поворотов, а ми­ нимальную ширину площадок для поворота на обратный ход при­ нимают не менее:

Минимальная ширина площадки, м

7

1 2 ,5

14

15

21

Емкость ковш а, м3 .................................

3

6

7

10

10

§ 39. ВОЗВЕДЕНИЕ НАСЫПЕЙ ГРЕЙДЕР-ЭЛЕВАТОРАМИ

Грейдер-элеватором можно послойно срезать грунт и отсыпать его в отвал или на транспортные средства. Рабочими органами грейдер-элеваторов служат ножи дисковые, прямые или сфериче­ ские, ленточные транспортеры. По ходовому оборудованию грей­ дер-элеваторы разделяются на прицепные, полуприцепные навес­ ные и самоходные. Стружка, отделяемая от массива грунта, с ножа попадает на ленточный транспортер и направляется в насыпь или на транспортные средства. Грейдер-элеваторы могут отсыпать на­ сыпи из боковых резервов глубиной до 4—5 м, но СНиПы запре­ щают разрабатывать боковые резервы глубже 1— 1,5 м. Это в ос­ новном и ограничивает высоту отсыпаемой из резерва насыпи. Для отбрасывания грунта на расстояние большее, чем позволяет лен­ точный транспортер, вместо транспортера используют метатели. Как правило, такие машины применяют на мелиоративных работах.

Грейдер-элеваторы можно использовать при возведении насы­ пей высотой до 1,2 м из односторонних резервов и до 1,5 м из дву­ сторонних. Консольное расположение транспортера делает грейдерэлеваторы пригодными для работы в равнинной или слабопересе­ ченной местности с небольшим продольным уклоном (до 50—70%’о) • Ими целесообразно разрабатывать выемки, боковые и сосредото­ ченные резервы, грунтовые карьеры с погрузкой в транспортные средства. При возведении насыпей из боковых резервов разность отметок не должна сильно колебаться. Выработка грейдер-элева­ торов резко меняется в зависимости от вида разработок: в отвал из односторонних, двусторонних резервов или в транспортные средства. Выработка прицепного грейдер-элеватора (в м3/ч) при работе из двустороннего резерва подсчитывается по формуле

П э = Ш Л Ь к пг ц к в) : [L : wp.x Н- 7П0В] ,

где L, h, b — длина разрабатываемого участка, глубина и ширина

борозды; кп — коэффициент потери грунта

с ножа на транспортер

(0,7—0,9)

;г| 1 — поправочный коэффициент на форму борозды (0,8—

0,9); ир.х,

Vx.x — рабочая скорость и скорость холостого хода при

движении

грейдер-элеватора, м/мин; ^пов

время на повороты в

конце участка (1,0— 1,2 мин).

При работе в отвал из одностороннего резерва выработка соста­ вит:

77э = 60Z,ft^&n7)iKB:(Z ,: и р.х) -Ь (L : i/xx) -Ь 2^110в.

218