Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
Рис. 2.4. Линейный календарный график строительства дороги:
/ — средняя директивная |
линия |
выполнения линейных |
земляных работ; 2 — действительная |
|||||||
линия выполнения земляных работ; 3 — устройство |
песчаного |
слоя; |
4 — устройство щебеноч |
|||||||
ного основания; 5 — устройство |
асфальтобетонного |
покрытия; |
6 — устройство |
поверхностной |
||||||
обработки и укрепительных полос; 7 — устройство |
железобетонных |
круглых |
труб |
отрядом |
||||||
№ 1; Ь устройство железобетонных круглых труб |
отрядом |
№ |
2; 9 — строительство |
малых |
||||||
железооетонных |
мостов; |
ю — строительство средних |
и крупных |
мостов; 11 — выполнение со |
||||||
средоточенных |
земляных |
работ; |
12 — карьеры песка; |
13 — карьеры |
камня; |
14 — асфальто |
бетонный завод
случаях на помощь приходят машины, управляющие производст венными процессами, осуществляющие автоматический контроль за ними, управляющие вычислительные машины автоматической реги страции, сигнализации и управления, информационно-вычислитель-
31
ные и др. Используется оборудование, которое позволяет обеспечить двустороннюю связь. Предупредительные сигналы о возможности простоя с указанием причины передаются при помощи номерного диска абонентского устройства, установленного непосредственно на рабочем месте. Эти сигналы поступают на пульт учета и сигнальное табло от любой службы. Отсчет времени простоя по каждой причи не производится малогабаритными электромагнитными счетчиками.
Важным элементом системы управления являются календарные и сетевые графики. Линейный календарный график отображает объемы основных строительных работ на объекте и их выполнение во времени и в пространстве (рис. 2.4). По оси ординат в определен ном масштабе откладывают продолжительность работ: год, месяц, недели, иногда дни и смены. По оси абсцисс наносят километраж до роги или намеченного к строительству участка ситуационный план трассы с указанием размещения производственных предприятий, комплексов линейных зданий и сооружений, трубы и мосты.
Продолжительность строительного сезона в рабочих сменах устанавливают по формуле
т — [Т’к — (Т’вых + |
7пр + Ткл + Т’р)] к с> |
(2 -6 ) |
где Тк — число календарных |
дней в планируемом |
периоде; |
Т’вых+Т'пр — выходные и праздничные дни за этот же период; Гкр —
нерабочие |
дни по метеорологическим условиям; |
Тр — нерабочие |
дни из-за |
профилактических ремонтов машин |
и оборудования; |
кс — коэффициент сменности (число смен в сутки).
Сроки начала и конца летнего строительного сезона приведены для некоторых районов РСФСР в табл. 3.
С е т е в о е п л а н и р о в а н и е и у п р а в л е н и е д о р о ж н ым с т р о и т е л ь с т в о м . При больших объемах работ линей ные календарные графики не обеспечивают четкой координации деятельности отдельных строительных подразделений. В случае изменения условий работ, особенно на крупных объектах, при со оружении которых выполняется несколько сот различных процес сов, линейные графики требуют многократных переделок. Линейные календарные графики не отражают в нужной мере все взаимозави симости между работами; в них трудно выделить работы, от кото рых прежде всего зависит общий срок продолжительности строи тельства. В линейном графике отсутствуют показатели запасов (резервов) времени, поэтому очень трудно выделить работы, опре деляющие завершение всего строительства, и использовать в слу чае необходимости ресурсы времени, которые имеются у менее напряженных работ. Поэтому исключительно важное значение приобретает внедрение новых методов планирования и управления, разработанных на основе достижений науки и вычислительной тех ники и получивших название систем сетевого планирования и управления — СПУ.
Элементами сетевого графика являются: событие, работы, ожи дания и зависимости (рис. 2.5). Событие — результат выполнения одной или нескольких работ, позволяющий приступить к последую-
32
Область, край, АССР
1
Амурская
Астраханская
Архангельская и Ненецкий националь ный округ
Белгородская
Воронежская
Горьковская
Дагестанская
Краснодарский
Курская
Ленинградская
Московская, Влади мирская, Калининская и Смоленская
3и О
2
15 .V - I.X
25.III — 25 .XI
10.VI — 20.IX
12.IV — 5.XI
15.IV — 3.XI
28.IV — 10.Х
20.III — I.XII
2.III — 20.XII
16.IV — 2.XI
27.IV - 20.Х
24.IV - 4.XI
Т а б л и ц а 3
|
Виды дорожных работ |
|
|
|
лс |
АБ |
ЦБ |
К и КДЗ |
УООВ |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
15.V — |
15.V — |
15.V — |
29.IV — |
15.V — |
ю .х |
8.IX |
26.IX |
1.Х |
29.VIII |
25.III — |
25.III — |
11.I I I - |
25.III — |
25.III — |
25.XI |
15.Х |
25.Х I |
5.Х |
5.Х |
10.VI — |
10.VI — |
10.VI — |
27.V — |
10.VI — |
9.Х |
15.VIII |
10.XI |
20.IX |
5.VIH |
12.IV — |
12.IV — |
12.IV - |
29.III — |
12.IV — |
15.XI |
2.IX |
23.Х |
5.XI |
22.Х |
15.IV — |
15.IV — |
15.IV — |
31.III — |
15.IV — |
11.XI |
30.XI |
20.Х |
3.XI |
20.IX |
28.IV - |
28.IV — |
28.IV — |
19.IV — |
28.IV — |
28.Х |
14.IX |
7.Х |
16.Х |
4.IX |
20,111 — |
20.1 II — |
20.III — |
20.III — |
ДОЛИ — |
20.Х |
13.Х |
14.XI |
14.XI |
13.Х |
2.1II — |
2.III — |
2.III — |
2.Ш — |
2. III — |
31.XII |
10.XI |
20.Х II |
20.XII |
16.IX |
I6.IV — |
16.IV — |
16.IV — |
2.IV — |
16.IV — |
14.XI |
26.IX |
19.Х |
2.XI |
16.IX |
27.1V — |
27.IV — |
27.1V — |
16.IV — |
|27.IV — |
6.XI |
14. IX |
9.Х |
20.Х |
14.IX |
24.IV — |
24.IV — |
24.IV — |
13.IV — |
24.1V — |
4 .XI |
4.XI |
Ю.Х |
20.Х |
7.1Х |
Новгородская |
и |
23.IV — |
23.IV — |
23.IV — |
23.IV — |
11.IV — |
20.IV — |
Псковская |
|
25.XI |
12.XI |
20.IX |
16.Х |
25.Х |
10.IX |
Орловская, Липец |
21.IV — |
20.IV — |
21.IV — |
21.IV — |
6.IV — |
21.IV — |
|
кая, Брянская |
|
1.XI |
8.XI |
26. IX |
19.Х |
1.XI |
16.IX |
Омская (северные |
12.V — |
12.V — |
12.V — |
12.V — |
23. IX — |
12.V — |
|
районы) и Свердлов |
|||||||
ская |
|
З.Х |
14.Х |
12. IX |
12.Х |
З.Х |
2.IX |
Пермская |
|
7.V — 7.Х |
7.V — |
7.V — |
7.V — |
26.1V — |
7.V — |
|
|
|
20.Х |
9 .IX |
1.Х |
7.V |
30.VIII |
2 Полосин — Никитин |
33 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл. |
3 |
||
1 |
|
|
2 |
|
3 |
4 |
5 |
|
6 |
7 |
|
|
Ростовская |
н/Дону |
1.1V — |
1.1V — |
1.1V — |
1.IV — |
22. III— |
1.IV — |
|
||||
(западные районы) |
20.Х I |
26.XI |
14.XI |
4.XI |
|
20.XI |
4.Х |
|
||||
Саратовская |
|
|
25.IV — |
15.1V — |
15.1V — |
15.IV — |
5 .IV — |
15.1V — |
||||
|
|
1.XI |
5.XI |
28.IX |
17.Х |
|
1.XI |
18.IX |
|
|||
|
|
|
|
|
||||||||
Ставропольский |
|
1.IV — |
1.IV — |
1.1V — |
I.IV — |
|
24.III — |
1-IV — |
|
|||
край |
|
|
15.Х1 |
26.Х1 |
7.Х |
1.XI |
|
15.XI |
27.IX |
|
||
Тамбовская |
и Пен |
22.IV — |
22.IV — |
23.IV — |
22.IV — |
22.IV — |
22.IV — |
|||||
зенская |
|
|
30.IX |
2.Х1 |
12.1Х |
12.Х |
|
ЗО.Х |
11.IX |
|
||
Томская |
|
|
20.V — |
20 .V — |
20 .V — |
20 .V — |
5.V — |
20.V — |
|
|||
|
|
1.Х |
16.Х |
9 .IX |
29.IX |
|
1.Х |
30.VH |
|
|||
|
|
|
|
|
||||||||
Хабаровский край |
1.1 — |
I.V — |
I.V — |
I.V — |
|
23.IV — |
I. |
V |
||||
(центральные районы) |
15.Х |
25.Х |
24.IX |
11.Х |
|
15.Х |
II . |
IX |
||||
Челябинская |
|
1.V — |
I.V — |
1.V — |
I.V — |
18.V — |
1.V — |
|
||||
|
10.Х |
21.Х |
12.IX |
2.Х |
|
10.Х |
1.IX |
|
||||
|
|
|
|
|
||||||||
П р и м е ч а н и е . |
Условные обозначения в таблице: 3 |
и 0 — земляные и от |
||||||||||
делочные работы: |
ЛС — строительство |
линейных |
искусственных |
сооружений, |
||||||||
АБ — устройство |
асфальтобетонного |
покрытия, ЦБ — устройство |
цементобетон |
|||||||||
ного покрытия, К и КДЗ — разработка карьера каменных материалов |
и перера |
|||||||||||
ботка камня |
(гравия) |
на щебень, |
УООВ — устройство |
усовершенствованных |
облегченных покрытий с применением органических вяжущих. По земляным ра ботам календарные сроки относятся к возведению земляного полотна в насыпях до 1,5—2 м и выемках — 2—3 м.
Более широкий охват районов РСФСР приведен в климатических справоч никах и СНиП.
щим работам: земляное полотно сделано, можно приступать к уст ройству подстилающего слоя и др. Событие в отличие от работы не является процессом, оно совершилось мгновенно и не отражает зат раты времени и средств. На сетевом графике событие изображают кружками с. порядковым номером. Событие, не имеющее предше ствующих работ, называют начальным, а не имеющее последующих работ — конечным. Первое событие сетевого графика является ис ходным, оно определяет начало выполнения программы; последнее событие означает достижение конечной цели, будет завершающим.
Все остальные события считаются промежуточными. Работой в сетевом графике называют любой производственный процесс, тре бующий затрат времени и ресурсов — устройства земляного полот на, дорожной одежды и т. д. Работа кодируется номерами предше ствующего и последующего событий. Она изображается сплошной линией, соединяющей два события; направление стрелки дается сле ва направо. Над линией пишется наименование работы, под ней — продолжение работы в днях. В понятие работы входит ожидание, т. е. затраты времени на технологические перерывы (продолжитель ность твердения цементногрунтового слоя перед устройством сле-
34
дующего слоя дорожной одежды, подгрунтовка основания жидким битумом перед укладкой слоя асфальтобетона и т. д.). Ожидание, как и работа, изображается сплошной линией; под ней пишется про должительность в днях. Термином «зависимость» отражают пра вильную взаимосвязь работ при построении сетевого графика. Она не требует ни расхода ресурсов, ни времени. Зависимость обознача ется пунктирной линией; стрелки вычерчивают без масштаба. При составлении графика вначале определяют исходные данные: нормы продолжительности строительства и директивные сроки; проектно сметную документацию, проекты организации строительства и про изводства работ, типовые технологические карты; нормы и расцен ки на строительно-монтажные работы; сведения о сложившейся структуре и наличии ресурсов строительных организаций; данные о продолжительности и технологической последовательности выпол нения отдельных работ. Наименование и объемы работы определя ют по проекту. По этим объемам определяют трудовые затраты в днях на отдельные виды работ. Зная эти данные, приступают к по строению модели сетевого графика строительства дороги.
Непрерывную последовательность работ в сетевом графике на зывают путем. Между начальным и конечным событиями имеется несколько путей. Длина пути равна сумме продолжительностей сос
тавляющих его работ. К р и т и ч е с к и м |
называют путь наибольшей |
длины между начальным и конечным |
событиями. Его продолжи |
тельность определяет срок строительства. Критический путь обозна чают двумя параллельными линиями (на рисунке — жирные ли нии) .
Главная задача сетевого планирования заключается в выборе критического пути. Чтобы сократить срок строительства, следует уменьшить продолжительность работ, лежащих на критическом пу ти, так как все другие события и работы лежат на более коротких путях; на этих путях и так имеется резерв времени или запасное время. Расчет сетевого графика сводится к определению раннего и позднего начала и окончания работ, критического пути и работ,
2* |
35 |
Т а бл и ц а 4
Наименование
Продолжительность критического пути
Продолжительность
работы
Раннее начало работы
Раннее окончание ра боты
Позднее начало работы
Позднее окончание ра боты
Общий запас времени
Частный запас времени
Обозначение
Т кр
^т—п
/Р-н
Lm—n
/Р-о
1т—п
/П.Н
1,т—п
Л1.0
1т—а
R m —n
Чт- п
Формула
—
—
= max fgp°M
* % - п = % - п = % - п + *т -п
С - л = ^кр — 2 t’n- n
(лежащих на критическом пути)
+ |
tm —п |
/П.о __ |
лт.н , J. |
1т—п |
гт —п “г" 1тп—п |
п__/П.,0 ___ /Р-о
^тп—п — Lm—n |
Lm—n |
|
If |
/Р-Н |
__ /Р-о |
‘ m—n |
l(m + l ) —л |
Lm—n- |
т. е. следующего пути
П р и м е ч а н и е . Индекс т обозначает номер предшествующего, п ■— после
дующего событий.
лежащих на нем, запасов времени и календарных дат. Формулы для расчета приведены в табл. 4.
Средства вычислительной техники, быстродействующие элек тронно-вычислительные машины открывают широкие возможности для совершенствования системы сетевого планирования и управле ния строительством автомобильных дорог. Расчет графика на ЭВМ производится для нахождения параметров сети по специальному ал горитму, который состоит из совокупности правил и порядка расче та, записываемых в виде команд для определенного типа ЭВМ. Команды объединяют в блоки, обеспечивающие настройку машин на выполнение нужных действий. Отдельные блоки составляют об щую программу работы машины по расчету сетевого графика. Ис ходными данными для расчета сетевого графика являются сведе ния о составляющих его работах и зависимостях по схеме: началь ное события; конечное событие; продолжительность.
36