Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
рассчитанные для частоты высшей гармоники цепи ста тора:
= [ -go ) л; •*" (6-8)
/ — частота питания.
Так как в схеме замещения параметры ротора при водятся к частоте статора, то в (6 -8 ) надо брать поря док гармоники статора. Коэффициент рассеяния первич ной цепи для высшей гармоники можно принять таким же, как для основной cr„«=ai.
При расчете приведенного индуктивного сопротивле ния ротора для тока высшей гармоники следует учесть уменьшение проводимости паза вследствие вытеснения тока. Проводимость паза ротора должна быть рассчи тана, как указано в гл. 5.
Потери в обмотке статора от высших гармоник
|
А^с«ир3 = ЗИ*в/ Л в-Ю -, |
кВт, |
(6-9) |
||||
где kPn— коэффициент Фильда для |
частоты f tn: |
|
|||||
|
kFn — 1 + |
|
|
|
|
|
|
|
|
4-0,1076 |
Ь ц У н 2 |
h2 |
|
(6- 10) |
|
|
|
|
Ь„ У |
CunCu |
|
|
|
|
|
__lt — 0,5n rbr |
* |
|
|
||
|
|
г~ |
о Ж |
|
|
|
|
пг— число |
вентиляционных каналов; |
Ьг— ширина |
вен |
||||
тиляционного канала, см; 1а — длина витка обмотки ста |
|||||||
тора, см; |
Нси— высота |
меди в |
пазу, |
см; Леи — высота |
|||
элементарного проводника, см. |
|
|
|
|
|||
Добавочные потери в обмотке ротора от высших гар |
|||||||
моник тока: |
|
|
|
|
|
|
|
|
АРси2„ =32(/"„)= г2 Г 10-\ |
кВт, |
(6-11) |
||||
где г"2i= |
г"2Ckr г"„а, |
г"гс — сопротивление части об |
|||||
мотки ротора, |
лежащей |
в пазу; |
г"2а— сопротивление |
||||
остальной |
части |
обмотки; коэффициент kT определяется |
как указано в гл. 5.
Тепловой расчет двигателя проводится для разных частот вращения с учетом добавочных потерь от высших гармонических.
•Я
6> Асинхронно-вентильный каскад
В схеме асинхронно-вентилыюго каскада в цепь об мотки ротора включается выпрямитель и регулируемый (тиристорный) инвертор, подключенный к питающей сети. Напряжение инвертора направлено навстречу вы прямленной э. д. с. ротора. В результате ток ротора снижается, уменьшается вращающий момент двигателя
и двигатель |
тормозится. |
ш |
|||
Мощность |
скольжения, |
||||
|
|||||
т. е. разность между |
|
||||
электромагнитной |
мощ |
|
|||
ностью, |
передаваемой со |
|
|||
статора |
на |
ротор |
Рэм = |
|
|
= а>сМ, |
и мощностью на |
|
|||
валу, |
равной |
(озс — |
|
||
передается |
в сеть |
|
|||
угловая скорость электро |
|
||||
магнитного |
поля статора, |
|
|||
( 0 2 — угловая скорость ро |
|
||||
тора). Регулируя угол |
|
||||
управления |
инвертора, |
|
|||
изменяют напряжение ин Рис. G-5. Принципиальная схема |
|||||
вертора. При этом |
изме асинхронно-вентилыюго каскада. |
||||
няется |
мощность |
сколь |
|
жения, передаваемая в сеть, и тем самым регулируется частота вращения двигателя.
На рис. 6-5 изображена принципиальная схема асин хронно-вентильного каскада с неуправляемым выпрями телем и двумя тиристорными инверторами. Схема позво
ляет |
получить |
плавное изменение скорости в преде |
лах 1 |
: 1 0 . |
подводимое к статору, регулируется |
Напряжение, |
для уменьшения мощности преобразователей, которая потребовалась бы при низких скоростях, и снижения потерь и нагрева двигателя. При частоте вращения, со ставляющей 0,5 номинальной, напряжение на статоре около 0,751/и, а при частоте вращения л= 0,25лц, напря жение (0,5-т-(0,55) UH.
На рис. 6 - 6 представлены механические характери стики двигателя M = f(n) при разных углах управления инвертора. Пуск начинается при угле 20° и пониженном
напряжении. Ток статора |
при пуске (1,0-н'1,2)/п. Меха |
нические характеристики |
могут быть рассчитаны по |
ГЛ. 9]. |
|
Особенностью двигателя в схеме вентильного каска да является работа при больших скольжениях, т. е. относительно высокой частоте тока и потока в роторе. Кроме того, включение выпрямителя в цепь ротора создает дополнительные потери и дополнительные мо-
Рис. 6-6. Механические характеристики двигателя мощ ностью 3500 кВт при регулировании по схеме вентильно го каскада.
менты. Для снижения потерь в сердечнике ротора он выполняется из стали с уменьшенными удельными по терями, например марки Э31.
Вентильный преобразователь в цепи ротора является источником высших гармонических. Кривая тока ротора несинусоидальна, в результате искажается также кри вая тока статора. Порядок гармоник тока ротора и их амплитуда зависят от схемы соединения преобразова
теля и |
режима его работы. Частота высших гармоник |
||
тока в |
роторе при |
трехфазной мостовой схеме |
равна |
s/i(6 A±l) (частота |
первой гармонической тока |
рото |
ра sfi).
Поля высших гармонических тока ротора вращаются относительно статора и индуктируют в его обмотке токи,
60
имеющие частоты!
/1(5) = /i ( 1 —6 s) ; fi(7 ) = / i ( l + 6 5 ); /l(M)= /l(l ±&ks).
Намагничивающий ток высших гармоник протекает по обмотке ротора. Для скорости, близкой к синхронной, когда частота высших гармоник не превышает 1,5/, можно принять, что п-я гармоника тока статора
1\п~1 гп I On,
где /оп — намагничивающий ток, приведенный к обмот ке статора,
10п~ IolnlI
I'm — п-я гармоника тока ротора, приведенного к обмот ке статора.
При частотах в роторе, больших l,5/i, можно считать, что гармоника тока статора равна приблизительно соот ветствующей гармонике приведенного тока ротора, вы звавшего этот ток. Намагничивающие силы соответст вующих гармоник статора и ротора, т. е. гармоники ротора и индуктированного ею тока статора, неподвиж ны относительно друг друга. Взаимодействуя, они создают асинхронный момент, величина которого мала
(см. § 6 -2 ).
Взаимодействие несоответствующих гармоник (на пример, основной гармоники н. с. статора и высших гар монических н. с. ротора) создает колебательные момен ты. Величина их может быть рассчитана по [Л. 12]. Максимальная амплитуда колебательных моментов не велика (менее 1 0 %), и вызываемые ими изменения ча стоты вращения можно не учитывать.
Потери. При регулировании напряжения статора по
тери |
в |
сердечнике статора |
при снижении |
напряжения |
||||
где Р?е — потери при Ua. |
|
|
|
|
||||
Потери в стали ротора от основного потока |
|
|||||||
РРе = |
/?( ^ - ) 1 '3 |
(1 >6 Ва2 ^ + |
|
|
кВт, |
(6-12) |
||
где |
fz=fis; |
Bz2 |
и Baz — индукции в |
зубцах и |
спинке |
|||
ротора; |
Gaz |
и |
Gz2 — массы |
спинки |
и зубцов |
ротора; |
||
р — удельные потери данной марки стали, |
Вт/кг. |
|
61
Поверхностные потери в роторе, если он выполнен из стали Э31, а статор из стали Э41, можно принять равны ми 40% потерь в стали статора:
P /Fe2,= 0 ,4 /5Fel-
Вентиляционные потери
(6-13)
где Рвет — вентиляционные потери при номинальной ча стоте вращения.
При расчете добавочных потерь от высших гармоник тока надо учитывать увеличение сопротивления из-за вы теснения тока в стержнях ротора и статора. Расчет коэффициента Фильда для обмотки статора — см. § 6-2. Для двухслойной обмотки ротора коэффициент Фильда
|
|
^ = 1Т® + 'КЕ)|-С^Г ' |
|
|
где £ — по формуле (5-5) для |
прямоугольного |
стержня |
||
высотой |
h'\ |
Iq— расчетная длина сердечника |
ротора |
|
(см. § 4-2); |
1а— длина витка |
обмотки ротора: <р(£)=| |
||
при 1 ^ 2 ; |
ф ( £ ) ~ 2 , 2 5 при £>3- |
|
|
При частотах вращения, близких к синхронной, ча стота высших гармонических тока ротора мала, посколь ку частота основной гармоники не превышает 0,5 Гц. Для номинальной частоты вращения и номинальной мощности добавочные потери в роторной обмотке от выс ших гармоник для двигателя 3400 кВт составляют около 10% потерь от основной гармонической. При скольжени ях s>0,25 для гармоник 5-го порядка и выше у крупных двигателей при высоте стержня более 2 0 мм можно при нять:
Добавочные потери в обмотках статора и ротора от высших гармоник рассчитываются по (6-9) и (6-11).
Несинусоидальность кривых тока ротора и статора, вызванная преобразователем в цепи ротора, приводит к незначительному снижению к. п. д. при основной ско рости, а при низких скоростях потери от высших гармо ник относительно повышаются н могут заметно повлиять на нагрев двигателя.
62
Глава седьмая
ПУСК СИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
7-1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПУСКА
Крупные вертикальные синхронные двигатели в боль шинстве случаев применяются для привода осевых насо сов, которые не имеют задвижки на напорном трубопро воде. Момент сопротивления насосного агрегата в нача ле пуска мал; при трогании с места — это момент сил трения в подпятнике и подшипниках электродвигателя и насоса. Момент сил трения насоса в большинстве слу чаев составляет 1—5% номинального момента. Момент сопротивления агрегата при трогании с места
M COnp = 9,81/Gr, Н-м,
где f — коэффициент трения скольжения, равный прибли зительно 0,2; г — средний радиус сегментов подпятника, м; G — масса ротора двигателя и ротора насоса, кг.
Ориентировочно массу ротора насоса можно принять равной 0,25—0,4 массы ротора двигателя. Момент со
противления при |
пуске |
(при s = 1) |
не |
превышает |
15— |
20% номиналвного момента. |
для |
трогания |
(при |
||
Вращающий |
момент |
двигателя |
s =l ) должен быть не менее 0,3М1Ъучитывая возможные снижения напряжения в сети. По мере разворота агрега та момент сопротивления насоса растет по квадратичной зависимости от частоты вращения.
Момент сопротивления осевого насоса к концу пуска (при синхронизации двигателя) зависит от длины трубо провода и длительности пуска. В большинстве случаев при синхронизации момент сопротивления равен 80— 100% номинального. У центробежных насосов на напор ном трубопроводе имеется задвижка и момент сопротив ления к концу пуска меньше номинального. Для надеж ной синхронизации вращающий момент двигателя при скольжении s = 0,05 должен быть не менее 1,3 Мн-
При синхронизации на ротор действуют моменты: асинхронный и синхронизирующий и тормозные момен ты сил инерции и нагрузки. Если при подаче возбужде ния полярность полюсов ротора оказывается противопо ложной полярности ближайшего по направлению вращения полюса поля статора, то ротор ускоряется, скольжение уменьшается, н когда к полюсу ротора по-
63