Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рассчитанные для частоты высшей гармоники цепи ста­ тора:

= [ -go ) л; •*" (6-8)

/ — частота питания.

Так как в схеме замещения параметры ротора при­ водятся к частоте статора, то в (6 -8 ) надо брать поря­ док гармоники статора. Коэффициент рассеяния первич­ ной цепи для высшей гармоники можно принять таким же, как для основной cr„«=ai.

При расчете приведенного индуктивного сопротивле­ ния ротора для тока высшей гармоники следует учесть уменьшение проводимости паза вследствие вытеснения тока. Проводимость паза ротора должна быть рассчи­ тана, как указано в гл. 5.

Потери в обмотке статора от высших гармоник

 

А^с«ир3 = ЗИ*в/ Л в-Ю -,

кВт,

(6-9)

где kPn— коэффициент Фильда для

частоты f tn:

 

 

kFn — 1 +

 

 

 

 

 

 

 

4-0,1076

Ь ц У н 2

h2

 

(6- 10)

 

 

 

Ь„ У

CunCu

 

 

 

 

__lt — 0,5n rbr

*

 

 

 

 

г~

о Ж

 

 

 

пг— число

вентиляционных каналов;

Ьг— ширина

вен­

тиляционного канала, см; — длина витка обмотки ста­

тора, см;

Нси— высота

меди в

пазу,

см; Леи — высота

элементарного проводника, см.

 

 

 

 

Добавочные потери в обмотке ротора от высших гар­

моник тока:

 

 

 

 

 

 

 

АРси2„ =32(/"„)= г2 Г 10-\

кВт,

(6-11)

где г"2i=

г"2Ckr г"„а,

г"гс — сопротивление части об­

мотки ротора,

лежащей

в пазу;

г"2а— сопротивление

остальной

части

обмотки; коэффициент kT определяется

как указано в гл. 5.

Тепловой расчет двигателя проводится для разных частот вращения с учетом добавочных потерь от высших гармонических.

•Я


6> Асинхронно-вентильный каскад

В схеме асинхронно-вентилыюго каскада в цепь об­ мотки ротора включается выпрямитель и регулируемый (тиристорный) инвертор, подключенный к питающей сети. Напряжение инвертора направлено навстречу вы­ прямленной э. д. с. ротора. В результате ток ротора снижается, уменьшается вращающий момент двигателя

и двигатель

тормозится.

ш

Мощность

скольжения,

 

т. е. разность между

 

электромагнитной

мощ­

 

ностью,

передаваемой со

 

статора

на

ротор

Рэм =

 

= а>сМ,

и мощностью на

 

валу,

равной

(озс —

 

передается

в сеть

 

угловая скорость электро­

 

магнитного

поля статора,

 

( 0 2 — угловая скорость ро­

 

тора). Регулируя угол

 

управления

инвертора,

 

изменяют напряжение ин­ Рис. G-5. Принципиальная схема

вертора. При этом

изме­ асинхронно-вентилыюго каскада.

няется

мощность

сколь­

 

жения, передаваемая в сеть, и тем самым регулируется частота вращения двигателя.

На рис. 6-5 изображена принципиальная схема асин­ хронно-вентильного каскада с неуправляемым выпрями­ телем и двумя тиристорными инверторами. Схема позво­

ляет

получить

плавное изменение скорости в преде­

лах 1

: 1 0 .

подводимое к статору, регулируется

Напряжение,

для уменьшения мощности преобразователей, которая потребовалась бы при низких скоростях, и снижения потерь и нагрева двигателя. При частоте вращения, со­ ставляющей 0,5 номинальной, напряжение на статоре около 0,751/и, а при частоте вращения л= 0,25лц, напря­ жение (0,5-т-(0,55) UH.

На рис. 6 - 6 представлены механические характери­ стики двигателя M = f(n) при разных углах управления инвертора. Пуск начинается при угле 20° и пониженном

напряжении. Ток статора

при пуске (1,0-н'1,2)/п. Меха­

нические характеристики

могут быть рассчитаны по

ГЛ. 9].

 



Особенностью двигателя в схеме вентильного каска­ да является работа при больших скольжениях, т. е. относительно высокой частоте тока и потока в роторе. Кроме того, включение выпрямителя в цепь ротора создает дополнительные потери и дополнительные мо-

Рис. 6-6. Механические характеристики двигателя мощ­ ностью 3500 кВт при регулировании по схеме вентильно­ го каскада.

менты. Для снижения потерь в сердечнике ротора он выполняется из стали с уменьшенными удельными по­ терями, например марки Э31.

Вентильный преобразователь в цепи ротора является источником высших гармонических. Кривая тока ротора несинусоидальна, в результате искажается также кри­ вая тока статора. Порядок гармоник тока ротора и их амплитуда зависят от схемы соединения преобразова­

теля и

режима его работы. Частота высших гармоник

тока в

роторе при

трехфазной мостовой схеме

равна

s/i(6 A±l) (частота

первой гармонической тока

рото­

ра sfi).

Поля высших гармонических тока ротора вращаются относительно статора и индуктируют в его обмотке токи,

60

имеющие частоты!

/1(5) = /i ( 1 6 s) ; fi(7 ) = / i ( l + 6 5 ); /l(M)= /l(l ±&ks).

Намагничивающий ток высших гармоник протекает по обмотке ротора. Для скорости, близкой к синхронной, когда частота высших гармоник не превышает 1,5/, можно принять, что п-я гармоника тока статора

1\п~1 гп I On,

где /оп — намагничивающий ток, приведенный к обмот­ ке статора,

10п~ IolnlI

I'm п-я гармоника тока ротора, приведенного к обмот­ ке статора.

При частотах в роторе, больших l,5/i, можно считать, что гармоника тока статора равна приблизительно соот­ ветствующей гармонике приведенного тока ротора, вы­ звавшего этот ток. Намагничивающие силы соответст­ вующих гармоник статора и ротора, т. е. гармоники ротора и индуктированного ею тока статора, неподвиж­ ны относительно друг друга. Взаимодействуя, они создают асинхронный момент, величина которого мала

(см. § 6 -2 ).

Взаимодействие несоответствующих гармоник (на­ пример, основной гармоники н. с. статора и высших гар­ монических н. с. ротора) создает колебательные момен­ ты. Величина их может быть рассчитана по [Л. 12]. Максимальная амплитуда колебательных моментов не велика (менее 1 0 %), и вызываемые ими изменения ча­ стоты вращения можно не учитывать.

Потери. При регулировании напряжения статора по­

тери

в

сердечнике статора

при снижении

напряжения

где Р?е потери при Ua.

 

 

 

 

Потери в стали ротора от основного потока

 

РРе =

/?( ^ - ) 1 '3

(1 >6 Ва2 ^ +

 

 

кВт,

(6-12)

где

fz=fis;

Bz2

и Baz — индукции в

зубцах и

спинке

ротора;

Gaz

и

Gz2 — массы

спинки

и зубцов

ротора;

р — удельные потери данной марки стали,

Вт/кг.

 

61


Поверхностные потери в роторе, если он выполнен из стали Э31, а статор из стали Э41, можно принять равны ми 40% потерь в стали статора:

P /Fe2,= 0 ,4 /5Fel-

Вентиляционные потери

(6-13)

где Рвет — вентиляционные потери при номинальной ча­ стоте вращения.

При расчете добавочных потерь от высших гармоник тока надо учитывать увеличение сопротивления из-за вы­ теснения тока в стержнях ротора и статора. Расчет коэффициента Фильда для обмотки статора — см. § 6-2. Для двухслойной обмотки ротора коэффициент Фильда

 

 

^ = 1Т® + 'КЕ)|-С^Г '

 

где £ — по формуле (5-5) для

прямоугольного

стержня

высотой

h'\

Iq— расчетная длина сердечника

ротора

(см. § 4-2);

— длина витка

обмотки ротора: <р(£)=|

при 1 ^ 2 ;

ф ( £ ) ~ 2 , 2 5 при £>3-

 

 

При частотах вращения, близких к синхронной, ча­ стота высших гармонических тока ротора мала, посколь­ ку частота основной гармоники не превышает 0,5 Гц. Для номинальной частоты вращения и номинальной мощности добавочные потери в роторной обмотке от выс­ ших гармоник для двигателя 3400 кВт составляют около 10% потерь от основной гармонической. При скольжени­ ях s>0,25 для гармоник 5-го порядка и выше у крупных двигателей при высоте стержня более 2 0 мм можно при­ нять:

Добавочные потери в обмотках статора и ротора от высших гармоник рассчитываются по (6-9) и (6-11).

Несинусоидальность кривых тока ротора и статора, вызванная преобразователем в цепи ротора, приводит к незначительному снижению к. п. д. при основной ско­ рости, а при низких скоростях потери от высших гармо­ ник относительно повышаются н могут заметно повлиять на нагрев двигателя.

62

Глава седьмая

ПУСК СИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

7-1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПУСКА

Крупные вертикальные синхронные двигатели в боль­ шинстве случаев применяются для привода осевых насо­ сов, которые не имеют задвижки на напорном трубопро­ воде. Момент сопротивления насосного агрегата в нача­ ле пуска мал; при трогании с места — это момент сил трения в подпятнике и подшипниках электродвигателя и насоса. Момент сил трения насоса в большинстве слу­ чаев составляет 1—5% номинального момента. Момент сопротивления агрегата при трогании с места

M COnp = 9,81/Gr, Н-м,

где f — коэффициент трения скольжения, равный прибли­ зительно 0,2; г — средний радиус сегментов подпятника, м; G — масса ротора двигателя и ротора насоса, кг.

Ориентировочно массу ротора насоса можно принять равной 0,25—0,4 массы ротора двигателя. Момент со­

противления при

пуске

(при s = 1)

не

превышает

15—

20% номиналвного момента.

для

трогания

(при

Вращающий

момент

двигателя

s =l ) должен быть не менее 0,3М1Ъучитывая возможные снижения напряжения в сети. По мере разворота агрега­ та момент сопротивления насоса растет по квадратичной зависимости от частоты вращения.

Момент сопротивления осевого насоса к концу пуска (при синхронизации двигателя) зависит от длины трубо­ провода и длительности пуска. В большинстве случаев при синхронизации момент сопротивления равен 80— 100% номинального. У центробежных насосов на напор­ ном трубопроводе имеется задвижка и момент сопротив­ ления к концу пуска меньше номинального. Для надеж­ ной синхронизации вращающий момент двигателя при скольжении s = 0,05 должен быть не менее 1,3 Мн-

При синхронизации на ротор действуют моменты: асинхронный и синхронизирующий и тормозные момен­ ты сил инерции и нагрузки. Если при подаче возбужде­ ния полярность полюсов ротора оказывается противопо­ ложной полярности ближайшего по направлению вращения полюса поля статора, то ротор ускоряется, скольжение уменьшается, н когда к полюсу ротора по-

63