Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 0
-I
№
8
H
Рис. |
11-5. |
Полюс |
ротора. |
||
1— сердечник |
полюса; |
2 — щека |
|||
полюса; |
3 — стяжная шпилька; |
4 — |
|||
изоляция |
сердечника; 5 |
— полюсная |
|||
катушка; |
6 — изоляционные шайбы; |
||||
7 — изоляционные |
прокладки; |
8 — |
|||
демпферная |
клетка. |
|
вом двух стальных щек н шпилек или заклепок. В баш маках полюсных вырубок выштамповываются и в щеках высверливаются круглые отверстия для размещения стержней демпферной обмотки. Щеки полюсов изготов ляются стальными, литыми или коваными или выреза ются из толстого листового проката.
Крепление полюсов к остову ротора производится посредством Т-образных хвостовиков и парных танген циальных клиньев или болтами.
На рис. 11-5 представлен полюс ротора с насаженной полюсной катушкой крупного вертикального электродви-
Рис. 11-6. Размеры Т-образных хвостов полюсов и пазов ротора.
гателя с хвостовым креплением. Для ужесточения по люсов Т-образные хвосты и сердечники полюсов прова риваются в нескольких местах по длине шихтованной части.
На рис. 11-6 и в табл. 11-1 приведены размеры Т- образных хвостов полюсов и канавок в остове ротора и допускаемые механические нагрузки на хвосты, установ ленные опытным путем. Нагрузки на хвосты даны в ки- лограммах-силы на сантиметр длины полюса. Материал листа Ст 3. При растяжении Т-образных хвостов проис ходит коробление листов полюса и последний теряет устойчивость ранее, чем произойдет разрыв шейки хвоста.
Для увеличения устойчивости полюсов рекомендуется производить проварку головки хвоста. При проваренных хвостах допускаемые нагрузки в среднем увеличиваются на 35%- Величины допускаемых нагрузок по табл. 11-1 составляют примерно половину от нагрузки, при кото рой полюс теряет устойчивость. В шихтованных полюсах наиболее нагруженной частью является хвостовая зона полюсной щеки, на которую действует сосредоточенная центробежная нагрузка от массы лобовой части полюс ной катушки, сегмента пусковой обмотки и самой щеки.
8* |
U5 |
Т а б л и ц а 11-1
Размеры хвостов, полюсов и допускаемые нагрузки
|
|
|
|
Размеры хвоста, |
мм |
|
|
|
ТО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
а |
Ь |
С |
е |
k |
Г1 |
Я |
т |
ft |
п |
S |
|
% |
S |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ь |
% |
Допускаемые нагрузки, кгс/см2
то |
- |
||
Прозарен ный |
|||
Ж |
2. |
||
ТО |
|
||
& |
! |
|
|
5 |
я |
|
20 |
40 |
38 |
20 |
|
1 ,5 |
1 ,5 |
22 |
42 |
40 |
20 |
1 ,0 |
|
800 |
1 |
100 |
|
|
1 ,5 |
1 |
500 |
2 000 |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
26 |
32 |
50 |
25 |
80 |
1 ,5 |
1 ,5 |
29 |
55 |
52 |
25 |
1 ,0 |
|
700 |
1 |
100 |
|
1 ,5 |
2 |
100 |
2 800 |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
32 |
65 |
58 |
32 |
98 |
2 |
1 ,5 |
35 |
69 |
60 |
32 |
1 ,0 |
|
— |
1 |
300 |
|
1 ,5 |
2 200 |
2 900 |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
38 |
70 |
58 |
32 |
110 |
|
1 ,5 |
42 |
74 |
60 |
32 |
1 ,0 |
|
— |
1 800 |
||
|
1 ,5 |
2 500 |
3 400 |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
48 |
80 |
66 |
40 |
150 |
3 |
1 ,5 |
52 |
90 |
68 |
40 |
1 ,5 |
|
— |
4 800 |
Ввертикальных электродвигателях полюсы крепятся
костову ротора с помощью одного или двух хвостов. Крепление одним хвостом является более простым и тех нологичным, и поэтому имеет преимущественное приме нение.
Втихоходных синхронных двигателях шихтованные полюсы могут крепиться к ободу ротора посредством стальных болтов. По сравнению с клиновым болтовое крепление полюсов является более простым в изготов лении. Кроме того, толщина обода ротора может быть существенно уменьшена.
Ввиду этого, если обеспечивается достаточная меха ническая прочность, то болтовое крепление полюсов мо жет быть рекомендовано наряду с клиновым креплением
спомощью Т-образных хвостов. Глубина ввинчивания
болтов в нарезку шихтованных полюсов должна быть равной 2 7 г диаметра нарезки.
Для ужесточения шихтованного полюса последний снабжается стальным брусом круглой или прямоуголь-
116
ной формы. Брус пропускают через отверстия в штам пованных листах полюсов и нажимных щеках. При ис полнении полюса со стальным брусом болты, крепящие полюсы к магнитному ободу ротора, ввинчиваются не в шихтованный сердечник, а в сплошной брус.
Рис. 11-7. Продольный разрез синхронного двигателя 3200 кВт, 6 кВ, 375 об/мнн.
На рис. 11-7 приведен общий вид (продольный раз рез) синхронного двигателя мощностью 3200 кВт, 375 об/мин, на роторе которого установлены шихтован ные полюсы, имеющие сплошные брусья круглой формы. Ввиду недостаточности места для установки болтов для крепления полюсов применены стальные шпильки и гайки.
117
11-4. РАСЧЕТ ПОЛЮСА
Расчет крепления полюса Т-образным хвостом за ключается в определении центробежной силы 1 см по люса по формуле
C = ll,2(G c+G 0)tf (гау/1000)2, кгс/см, |
(11-1) |
|
где Gc — масса 1 см длины |
сердечника, кг; Go— масса |
|
1 см длины катушки полюса, |
кг; R — радиус центра тя |
жести полюса с катушкой, см; % — угонная частота вра щения, об/мин.
Расчет крепления полюсов болтами производится по нагрузке, создаваемой центробежными силами собран ного полюса с катушкой. Растягивающее усилие в бол-
118
'fax
a — CItnF, кгс/см2,
где in—’Число болтов, крепящих полюсы; F — сечение болта в нарезанной части, см2.
Допускаемое напряжение в болтах из Ст 5— 1200 кгс/см2.
Расчет кромки башмака сводится к определению на пряжения изгиба в сечении, ослабленном отверстием под демпферный стержень (рис. 11-8).
На кромку башмака шихтованного полюса действует сосредоточенная нагрузка от центробежной силы, созда ваемой обмоткой полюса и самой кромкой башмака; так же как и в полюсных хвостах, при большой нагрузке кромка башмака теряет свою устойчивость.
Центробежная сила 1 см кромки башмака Ск и 1 см обмотки полюса С0 вычисляется по формуле (11-1); пред варительно определяются массы и радиусы центров тя жести кромки башмака и обмотки полюса.
Изгибающий момент в сечении т—т кромки баш мака
M0 = C<>lo+CJK, кгс/см.
Напряжение изгиба в кромке башмака ок = 6М/f?, кгс/см2,
где hK—высота кромки в сечении т—т. Если в это сече ние попадает отверстие для демпферного стержня, то из него необходимо вычесть высоту шлица и V2 диаметра отверстия. Листы сердечника полюса изготовляются из стали марки Ст 3.
Допустимые напряжения в кромке башмака в зави симости от толщины листов сердечника полюса:
Толщина листа, м м ....................................... |
1 |
1,5 |
2 |
Допускаемое напряжение, кгс/см2 ............... |
700 |
1 000 |
1 400 |
11-5. РАСЧЕТ ЩЕКИ ПОЛЮСА
Щеки полюса воспринимают усилия от центробежных сил лобовой части катушки и от давления между листа ми сердечника полюса. Усилие от центробежных сил ло бовой части катушки воспринимается козырьком щеки. Наибольшие напряжения возникают в сечении аа (рис. 11-8) от изгибающих моментов, стремящихся отогнуть козырек под действием центробежных сил.
119
Изгибающий момент в сечении аа от центробежной
силы обмотки |
|
|
Мо = 0,1058ад/?о |
+ |
J - кгс-см, |
где б — высота одного |
витка |
катушки, см; w — число |
витков катушки полюса; Ro — расстояние от осп враще ния до центра тяжести щеки с обмоткой, см; г — наруж ный радиус лобовой части витка, см; I — длина прямого
0,7
о,в
0,5
Of
0,3
0,2
0,1
о
«)
Рис. 11-9. Коэффициенты для расчета моментов.
участка лобовой части витка, см; k — расстояние от ще ки до наружного размера витка, см.
Коэффициент В |
по рис. 11 -9,а в зависимости от |
cos со= 1—/г/г (рис. |
11-8). |
Момент сопротивления щеки
z=b№ф/6, см3,
где b, h и hi — размеры по сечению аа; ср— коэффициент по кривой в зависимости от p = /ii//i (рис. 11-9,6).
Напряжения изгиба в козырьке по сечению аа
сгн=1,2 М/г, кгс/см2.
Напряжение изгиба в сечении щеки bb вызывается усилием запрессовки полюса.
Давление запрессовки р = 30н-40 кгс/см2. Изгибающий момент в сечении bb
Mn3 = pFl, кгс-см,
где К — площадь листа полюса выше сечения bb, см2. Размеры /; 4; хр, Хг см. — рис. 11-8.
120
Напряжение изгиба в сечении bb
Опъ — МаъХг11, кгс/см2,
где ] — момент инерции сечения bb, см4.
Изгибающий момент от центробежных сил обмотки в сечении bb
Mq= Col1, кгс-см.
Изгибающий момент от центробежных сил в части щеки, лежащей выше этого сечения:
Мщ= Сщ13, кгс-см,
где /з — расстояние от центра тяжести сечения bb до проекции центра тяжести верхней части щеки на плоско сти сечения bb, см.
Суммарный момент в сечении bb
МС= М0 + МШГ- 0,7Л4ИЗ, кгс-см.
Напряжение изгиба
ol=Mcx2.IJ, кгс/см2.
Напряжение растяжения
Ог = (Со+Сщ)/5 ,
где 5 — площадь сечения bb.
Суммарное напряжение растяжения в сечении bb
СГ= СГ!• —|—СГ2. кгс/см2.
При наличии на козырьке щеки выступающего зуба, удерживающего демпферный сегмент (рис. 11-5), следует учесть дополнительный изгибающий момент, создаваемый демпферной клеткой полюса.
Хвост щеки воспринимает усилие от центробежных сил щеки и лобовой части обмотки. Напряжение растя жения в шейке хвоста
Ox= C/tndt,
где т—число хвостов на щеке; d и t — размеры шейки
хвоста, см:
Допускаемые напряжения щеки из поковки Ст 3— 1200 кгс/см2, из Ст 5 или 35— 1400 кгс/см2; щеки из стального литья марки 35 Л, групп II, ГОСТ 7832-65 — 1200 кгс/см2.
121