Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
стальными штампованными крышками. Крышки снаб жены фланцами для подвода п отвода охлаждающей воды и водоразделяющими перегородками. Крепление крышки к трубной доске производится через уплотняю щую резиновую прокладку. Рама воздухоохладителя представляет собой стальное гофрированное основание с приваренными уголками, в которых имеются отверстия для подъема воздухоохладителя и отверстия для креп ления его к корпусу статора. Охлаждающая вода по дается по трубкам. Нагретый воздух омывает наружную поверхность оребренных трубок или трубок с проволоч ными спиралями, расположенных в шахматном порядке. Нагретый воздух попадает на трубки со стороны кор пуса статора и выходит из противоположной стороны уже охлажденным. Воздухоохладитель уплотняется на корпусе статора резиновыми шайбами.
Глава одиннадцатая
КОНСТРУКЦИЯ РОТОРА ВЕРТИКАЛЬНЫХ СИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
В зависимости от мощности и частоты вращения ро тор синхронного двигателя имеет различное конструк тивное исполнение.
Ротор состоит из следующих основных узлов: остова, магнитного обода, полюсов, обмотки возбуждения, вала с насаженными втулками подпятника и направляющих подшипников.
11-1. ОСТОВ И МАГНИТНЫЙ ОБОД РОТОРА
На рис. 9-2 общего вида синхронного двигателя мощ ностью 8000 кВт приведена конструкция ротора на но минальную частоту вращения 375 об/мин и угонную частоту вращения 450 об/мин.
В этом двигателе остов ротора выполнен в виде сварной конструкции, состоящей из кованой стальной втулки, двух круглых рам из толстого листа и попереч ных ребер прямоугольного сечения. Кроме приварки, рамы закрепляются на втулке стальными цилиндриче скими штифтами.
На остов ротора насажен обод, выполненный из стального литья марки 25. Обод имеет многогранную
105
форму с числом граней, равным числу полюсов ротора. На каждой грани имеется по одной продольной канавке для крепления полюсов с Т-образным хвостовиком. Обод насаживается на остов с натягом в горячем состоянии. Со стороны, обращенной к нижней крестовине, к ободу прикрепляется болтами диск из стального листа, в ко торый при подъеме ротора упираются винты домкрата или колодки тормоза-домкрата.
Для предохранения от сдвига обода при подъеме ротора на домкратах обод дополнительно закрепляется на остове путем установки стальных цилиндрических штифтов, пропущенных сквозь толщу обода и попереч ное ребро остова. Обод ротора подобной конструкции воспринимает усилия от центробежной силы полюсов и зоны обода, в которой размещаются хвостовики по люсов.
Конструкция ротора, позволяющая демонтировать ротор, не разъединяя линию валов двигателя и приводи
мого механизма, видна из |
рис. 1 1 - 1 общего |
вида |
(раз |
|
реза) вертикального синхронного |
двигателя |
5000 |
кВт, |
|
333 об/мин. Остов такого |
ротора |
состоит из толстого |
стального диска, к которому приварены поперечные стержни прямоугольного сечения и радиальные тонкие ребра. На остов насажен с натягом в горячем состоянии магнитный обод из стальной отливки. Остов прикрепля ется болтами к фланцу кованой стальной втулки, поса женной на вал. Втулка ротора насаживается на вал с натягом методом горячей посадки. Обод для восприя тия усилий от вращающего момента закрепляется на остове стальными штифтами. Штифты входят в обод (примерно па половину его толщины) и в поперечные* стержни остова. Отвинтив болты, крепящие остов ро тора к втулке, можно вынуть собранный ротор из ста тора, оставив вал двигателя на месте.
.На рис. 1 1 - 2 показан ротор крупного синхронного двигателя, у которого обод выполнен из отдельных ко ваных колец. Между отдельными кольцами установлены дистанционные распорки из полосовой стали, образую щие радиальные вентиляционные каналы, через которые охлаждающий воздух попадает в окна между катуш ками обмотки возбуждения. Остов у такого ротора имеет сварную конструкцию, выполнен в виде двух стальных рам круглой формы с приваренными поперечными стерж нями и . вертикальными ребрами, размещенными между
106
рамами. Остов прикрепляется к двум фланцам втулки посредством пригнанных конусных стальных шпилек. Сама втулка насажена на вал с натягом методом горя чей посадки. Подобная конструкция допускает выем ро тора из статора, не нарушая линию спаренных валоз двигателя и насоса.
Рис. 11-1. Общин вид (продольный разрез) синхронного двигателя типа ВДС 325/44-18.
На рис. 11-3 показано магнитное колесо сварной кон струкции. Втулка, обод и диск магнитного колеса вы полняются из листового проката марки Ст 3. В диске магнитного колеса имеется ряд круглых отверстий. В роторе с подобным магнитным колесом полюсы с ка тушками крепятся к ободу болтами или шпильками.
На рис. 9-11 показан синхронный двигатель, рогор у которого не имеет отдельного остова и обода. Магнит-
107
Рис. 11-2. Ротор синхронного двигателя 12 500 кВт.
Рис. 11-3. Магнитное колесо сварной конструкции.
ное колесо представляет собой один пакет, состоящий из толстых стальных листов, стянутых и сваренных между собой электрозаклепками. Сварка листов произ водится через смещенные относительно друг друга круглые отверстия в соседних листах.
11-2. РАСЧЕТ ОБОДА И ВТУЛКИ РОТОРА
При расчете вращающихся частей ротора центробеж ные силы определяются по формуле
где G — масса вращающегося тела, кг; # ц.т — радиус от оси вращения до центра тяжести тела, см; п — расчетная частота вращения, об/мин.
Обод для расчета рассматривается как вращающий ся диск равномерной толщины. У такого диска наиболь шее тангенциальное напряжение растяжения получается на поверхности радиуса г2 (рис. 11-4). Среднее радиаль
ное напряжение на поверхности радиуса г2 |
|
||
где Сп — центробежная |
сила от массы |
всех полюсов |
|
с обмоткой, |
кгс; Сх — центробежная сила |
от массы хво |
|
стовой зоны |
остова, кгс; |
— ширина обода ротора, см |
109
Сх = 11,2G |
<1+ Г2 ( |
ПУ |
|
|||
|
|
x |
2 |
^ 1 |
0 0 0 J ’ |
|
где Gn — масса |
всех |
полюсов |
с |
обмоткой, кг; |
Gx — |
|
масса хвостовой |
зоны |
остова, |
кг; |
R — радиус |
центра |
Рис. 11-4. Магнитное колесо ротора.
тяжести полюса, см; nY— угодная частота вращения, об/мин.
Тангенциальное напряжение в сечении обода на по верхности радиуса г2
°. = Т = ^ 3о+ 7’1Г2 ( т Шю) 2’ кгс/ см3>
где а='Г1/г2, а коэффициент = 72,4(1 +0,212а2) 10~3.
Втулка ротора насаживается на вал методом горя чей посадки. Тангенциальное напряжение на внутреннем радиусе г втулки от центробежной силы втулки
ат ~ ^ 1 Г4 ( т ш г ) ’ кгс/ см »
где 7\ = 72,4(1 +0,212а2) • 10~3, а сн=г/г4 (рис. 11-4).
Удельная растягивающая нагрузка на радиусе г3 за крепления остова ротора на втулке
=КГС/ См2’
НО
где |
С — суммарная центробежная сила сварного остова |
||
ротора, насаживаемого |
на втулку, кгс; |
bz — толщина |
|
опорного фланца втулки, |
см. |
|
|
|
Тангенциальное напряжение во втулке на внутрен |
||
нем диаметре радиуса г |
от наружного растяжения |
||
|
an— HiPi, кгс/см2, |
|
|
где |
коэффициент # , = 2 /(1 — <х2), а а2 = г/г3. |
||
|
Деформация втулки на внутреннем радиусе от цен |
||
тробежной силы и наружного растяжения |
втулки |
Од= (от+>ои)г/Е, см.
При посадке втулки возникает сила трения между валом и втулкой
QT=2Abb • 104, кгс.
Здесь коэффициент |
А = |
1 — а | |
|
|
— -— it/#-10~4, |
|
|||
где / — коэффициент |
трения |
/ == 0,2; |
Е — модуль упруго |
|
сти, для стали # = 2 , 1 |
• 1 0 е кгс/см2; b — длина втулки, |
см; |
||
б — посадочная разность диаметра |
вала и втулки, |
см. |
||
Возникает также момент от силы трения |
|
MT = QTr, кгс • см.
Запас по силе трения Л = МТ/МКГ>.
Максимальное напряжение во втулке от посадки при максимальном натяге
(Тмакс = # 6 • 104/2г, КГС/СМ2,
где коэффициент В = |
i + 4 |
#• К )'4. |
|
2 |
|
Болты, крепящие остов во втулке, воспринимают уси лия от вращающего момента и центробежных сил остова ротора (рис. 11-4).
Напряжение среза в болтах от вращающего момента Т1 =М„р/г3##, кгс/см2,
где N и F — число и сечение болтов.
Напряжение среза в болтах от центробежных сил остова ротора при угоне
%г = CK/NF, кгс/см2,
где К — коэффициент, учитывающий долю передачи внешней нагрузки на внутренний диаметр, /С == 0,65.
111
Напряжение среза в болтах от центробежных сил при работе
Суммарное напряжение среза в болтах при работе дви гателя
Штифты, закрепляющие обод на остове ротора, вос принимают усилия вращающего момента.
Напряжение среза в штифтах
х
где N1 и F1 — число и сечение штифтов.
Допускаемые механические напряжения в ободе п втулке из поковок стали марки Ст 3 — 1200 кгс/см2, ма рок Ст 5 и 35— 1400—1600 кгс/см2. При магнитном остове, выполненном в виде сварного колеса (см. рис. 11-3), тангенциальные напряжения в ободе и втул ке определяются по формулам.
где Со— центробежная сила обода, кгс; Сп — центробеж ная сила полюсов с катушками, кгс; Fi—чистая площадь сечения обода, см2; F2— чистая площадь сечения втулки, см2; т — число отверстий в диске.
При значительных отверстиях в диске связь втулки и обода рассматривается как связь спицами и тогда сила, растягивающая спицу,
Здесь расчетный коэффициент а равен:
где Ri — средний |
радиус |
обода, /сi= 0,25 (Z)i-ЬZ)2) |
, см; |
||
— средний радиус втулки, / ? 2 = 0,25( £ > 3 |
+ ^ 4 ), |
см; |
/с — |
||
расчетная длина |
спицы, |
/с = 0,5(£>2—Ds), |
см; |
Fс — пло- |
112
Щадь сечения спицы, см2; Di — наружный диаметр обода, см; D2— внутренний диаметр обода, см; D3— наружный диаметр втулки, см; Dk— внутренний диаметр втулки, см; £ > 5 — внутренний диаметр диска, см.
Сила, передаваемая на втулку,
Q ^ P c{D3—Dk)l2jF2, кгс.
Напряжение среза в швах А от двойного номиналь ного вращающего момента
X |
0,9Л4кР |
кгс/см2, |
|
алЕ>1 |
|||
|
|
где а1 — размер шва, см.
Напряжение растяжения в швах А от силы, растяги вающей спицу,
Oi=D()Q/albcD2, кгс/см2,
где Ьс — расчетная ширина спицы, bc = n(D0—d0)/m, см. Приведенное срезывающее напряжение в швах А
х п р и в = 4* VА+ 4 х 1 > кгс/см\
Напряжение среза в швах В
0,9AfKpD3
кгс/см2,
й2 (D3-f- D|)
где а2— размер шва, см.
Напряжение растяжения в швах В от силы, переда
ваемой на втулку, |
|
|
|
. __ |
ОД |
кгс/см2. |
|
2 |
M i (D, + |
||
Dt) |
|||
Приведенное срезывающее напряжение в швах В |
|||
хт р Ив = |
4 - 1 /Л° 2 |
+ 4х 2 » КГС/СМ 2. |
Допускаемые механические напряжения в ободе и втулке сварного колеса из Ст 3—1000 кгс/см2. В сварных швах — 500 кгс/см2.
11-3. ПОЛЮСЫ РОТОРА
Для уменьшения пульсационных потерь полюсы наби раются из штампованных листов. Штампованные выруб ки полюсов собираются в монолитные пакеты посредст-
8—730 |
113 |