Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
U-G. ОБМОТКА ВОЗБУЖДЕНИЯ
Обмотка возбуждения синхронных двигателей выпол няется из отдельных полюсных катушек с открытыми наружной и внутренней поверхностями (рис. 11-5).
Катушка полюса изготовляется из голой, согнутой па ребро шинной меди. В синхронных двигателях большой мощности катушки полюсов выполняются из шинной меди специального профиля. Применением подобной ме-
Рис. 11-10. Сечение междуполюсного окна ротора мощного синхронного двигателя.
ди достигается увеличение наружной поверхности ка тушки и улучшение съема тепла с катушки (рис. 11-10).
Витковая изоляция катушки выполняется из лакиро ванной асбестовой бумаги или из стеклоткани, пропитан ной эпоксидным лаком. Для придания монолитности ка тушки опрессовываются и выпекаются под большим дав лением на прессе (не менее 150 кгс/см2 площади витка).
Изоляция катушки от корпуса накладывается непо средственно на сердечник полюса. Она выполняется из ряда слоев асбестовой бумаги и микафолия для класса изоляции В или из стеклоткани, пропитанной эпоксид ным лаком, для класса нагревостойкости F.
122
Изоляция больших полюсов изготовляется в виде твердых коробов, выполненных из прессованной стекло ткани на эпоксидных связующих. Короба составные и склеиваются под давлением непосредственно на сердеч нике полюса. От остова ротора и от полюсного башмака катушки изолируются путем прокладки гетинаксовых или стеклотекстолитовых шайб.
Полюсные катушки выполняются также залитыми синтетическими смолами (эпоксидными) аналогично спо собу пропитки под вакуумом статорных катушек с тер мореактивной изоляцией на эпоксидных связующих. За литые катушки полюсов обладают высокими механиче скими свойствами, высокой влагостойкостью и обеспечи вают хорошую теплопередачу полюсному наконечнику
Упрочненные катушки устанавливаются на изолиро ванные каркасами и шайбами сердечники полюсов и рас крепляются до заливки изоляционными прокладками.
После заливки смолой полюс с катушкой представ ляет одно целое. Конструкция полюсов с залитыми ка тушками возбуждения обладает высокой надежностью, в то же время сами катушки являются неремонтоспособ ными. При неисправности катушки приходится заменять полностью собранный полюс.
Условия охлаждения катушки возбуждения могут быть улучшены путем установки катушки на изолиро ванный сердечник полюса с помощью расклинивающих прокладок. В образованном зазоре между катушкой и сердечником полюса циркулирует охлаждающий воздух.
Выводные концы катушек с целью обеспечения удобств сборки и компенсации температурных деформа ций набираются из топкой ленточной меди и прикле пываются к крайним виткам катушки.
В катушках, выполненных из относительно толстых
медных проводов, |
выводные |
конусы присоединяются |
к крайним виткам |
с помощью |
ласточкиного хвоста и |
пропаиваются.
Соединение катушек производится медными хомути ками н пропаивается. Для предохранения от выгиба и разрыва, которые возможны под действием центробеж ных усилий, верхние выводные концы катушек прикреп ляются к изоляционной прокладке, установленной между башмаками соседних полюсов и прибандажированной шпагатом. Нижние выводные концы прикрепляются изо ляционными планками к ободу ротора (рис. 11-11). Для
123
предохранения катушек от перемещения в радиальном направлении па полюсах, прикрепляемых к остову рото ра Т-образными хвостами, устанавливаются спиральные пружины, и нажим пружин на катушки осуществляется через стальные шайбы (рис. 11-10). Количество пружин
Рис. 11-11. Закрепление выводных концов катушек полюсов.
а — нижние концы катушек; б — верхние концы катушек.
определяется исходя от массы катушки. Каждая пружи на рассчитана на нагрузку 50—70 кгс.
В машинах, у которых полюсы крепятся к остову ро тора болтами, для предохранения от смешения катушки сердечник полюса штифтуется на остове ротора.
При работе катушки подвергаются боковому распо ру от собственной центробежной силы, стремящемуся
выгнуть витки катушки в |
сторону |
соседнего полюса. |
Наибольшее напряжение |
изгиба возникает при этом |
|
в витке катушки в сечении bb (рис. |
11-8) и может быть |
124
определено из выражения |
|
|
|
3= °>05 (Чг")(2г + |
1)2 (ж )'^ |
кгс/см2, |
|
где коэффициент А зависит |
от отношения р.= r/L: |
||
л __ Зя(А3 + 6 (п — 1 ) р.8 + 6р. + 1 |
|
||
— |
(1ЧИ-1) |
(2р. + I)2 |
• |
Допускаемое напряжение на изгиб для меди 500 кгс/см2.
11-7. ДЕМПФЕРНЫЕ ОБМОТКИ
Синхронные вертикальные двигатели имеют демпфер ные (пусковые) обмотки, состоящие из круглых латун ных или медных (латунь марки Л62 по ГОСТ 1019-47, медь марки Ml или М2 по ГОСТ 859-66) стержней, при паянных концами к медным пластинам (сегментам). Для получения хорошего теплоотвода стержни демпферной
обмотки должны сидеть |
в пазу плотно, без зазора. |
, |
J0-20 |
1 |
Д ■— |
Рис. 11-12. Демпферные обмот ки с горизонтально располо женными сегментами.
Стержни должны быть зафиксированы по центру полюс ного башмака с помощью керновки или чеканки для обеспечения равномерного удлинения от торцов башмака при нагреве. Сегменты демпферных обмоток выполняют ся из меди марки МГТ (ГОСТ 434-71) и припаиваются к стержням тугоплавким припоем. Сегменты располага ются в горизонтальной или вертикальной плоскости.
125
Конструкция обмотки с демпферными сегментами, рас положенными в горизонтальной плоскости, является простой и технологичной по исполнению и надежной в работе (рис. 11-12). Подобная конструкция применя ется в основном для тихоходных двигателей, у которых отсутствуют массивные полюсные щеки и имеется воз можность расположить демпферные сегменты в непо средственной близости к краю полюса. Концы соседних горизонтально расположенных сегментов соединяются
Рис. 11-13. Закрепление концов горизонтальных сегментов демпферной обмотки.
между собой внахлест болтами, образуя замкнутое кольцо. При достаточной высоте полюсного башмака демпферные обмотки с горизонтальными сегментами мо гут применяться и в случаях механически загруженных обмоток. Конструкция и закрепление подобной демпфер ной обмотки представлены на рис. 11-13. Концы сосед них сегментов соединяются между собой медными пла стинами и для механического закрепления притянуты стальными изолированными шпильками к ободу ротора.
На рис. 11-14 показана конструкция демпферной об мотки с сегментами, расположенными в вертикальной плоскости. Сегменты соседних полюсов соединяются меж ду собой в кольцо посредством соединительных планок из медных шин марки МГТ и болтов. При высоком рас четном нагреве сегментов применяются эластичные со единительные планки, компенсирующие тепловую дефор мацию сегментов. Эластичные соединительные планки
126
-Щ
а)
Рис. 11-14. Демпферные об мотки с вертикально распо ложенными сегментами.
|
а — крепление |
клеток соседних |
|
|
полюсов |
планками; б — крепле |
|
б) |
ние клеток стальными бандаж |
||
|
ными |
кольцами. |
выполняются наборными из медных полос толщиной
0,3—0,5 мм.
На рис. 11-14,6 показано усиленное механическое за крепление демпферной обмотки посредством стального кольца, прикрепленного с наружной стороны сегментов. С внутренней стороны сегменты соединяются между со бой медными накладками. Стальное кольцо выполняется из стали Ст. 3.
Наиболее часто для крупных двигателей применяется конструкция демпферной обмотки с креплением каждо го сегмента зубом (выступом) па козырьке щеки полю са (рис. 11-15).
На плоскости сегмента, обращенной к щеке, делается паз глубиной примерно в половину толщины сегмента
Рис. 11-15. К расчету крепления сегмента демпфер ной обмотки зубом щеки.
(не менее 6 мм). В этом пазу размещается выступ щеки. Соединение сегментов в кольцо выполняется в этом слу чае также с помощью соединительных медных планок по две на каждый стык. Контактные поверхности сегментов и накладок для особо тяжелых условий пуска двигателя выполняются серебреными.
11-8. МЕХАНИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ДЕМПФЕРНЫХ ОБМОТОК
Механический расчет демпферных обмоток с верти кально расположенными сердечниками производится аналогично расчету обмоток короткозамкнутых роторов асинхронных двигателей, исходя из допустимых изгибаю щих напряжений в стержнях и растягивающих усилий в кольце (гл. 12).
При горизонтально расположенных сегментах стерж ни рассчитываются на изгиб от центробежных сил самих стержней и сегментов. При закреплении демпферной об-
128
мотки стальным кольцом, исходя из величин изгибаю щих моментов от центробежных сил стержня, сегментов, накладок, крепежа и самого стального кольца, опреде ляется напряжение изгиба в стержне и кольце.
Напряжение растяжения в болтах, крепящих кольцо
ксегменту, определяется из выражения
=— , кгс/см-,
где Ci — центробежная сила сегментов, накладок и бол тов, кгс; т — число стержней по окружности; Q — ради
альное усилие на конце стержня, |
кгс; N — число болтов, |
||
крепящих сегменты к кольцу; S — сечение болта по резь |
|||
бе, см2; f — коэффициент трения |
меди по |
стали, рав |
|
ный 0,2. |
в |
стальном |
кольце — |
Допускаемые напряжения: |
1200 кгс/см2, в болтах из Ст 3 — 1000 кгс/см2.
При креплении сегмента с помощью зуба расчет демп ферной обмотки сводится к определению напряжений в стержне от действия центробежных сил и тепловых де формаций.
Напряжение-от действия центробежных сил в сечении
АА (рис. 11-15)
2 , 5 (8С ,а , — 3о / я 2) I |
кгс/см3; |
||
(21 + |
3а г) d 3 |
||
|
|||
в сечении Б Б |
|
|
|
в. |
1 ,2 5 qlt |
кгс/см3, |
|
d 3 |
|||
|
|
||
где С1 — центробежная |
сила демпферного сегмента, на |
кладок и болтов, приходящаяся на один стержень, кгс; q — центробежная сила 1 см стержня, кгс/см; I — рас четная длина стержня до условной точки опоры К, см; щ — расстояние от центра тяжести сегмента до точки опоры, см; аг — расстояние от сегмента до точки опоры, см; d — диаметр стержня, см.
Напряжения, вызываемые тепловыми деформациями от действия силы трения между сегментом и зубом щеки в сечении АА,
CTI = C2f6i/0,l d3, кгс/см2,
9—730 |
129 |