Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 0
12-4. РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ КОРОТКОЗАМКНУТОЙ ОБМОТКИ
Механический расчет стержней и короткозамыкающего кольца обмотки производится исходя из допусти мых изгибающих напряжений в стержнях и напряжения растяжения в кольце (рис. 12-8). Основным фактором возникновения напряжения в обмотке является тепловое расширение короткозамыкающего кольца во время пу ска. В результате взаимодействия реактивного усилия, сжимающего кольцо, и реактивного момента, скручиваю щего кольцо, получается сложная деформация стержней.
Центробежная сила стержня
где Ду= |
1,3 п, об/мин; |
R — радиус |
расположения стерж |
ней, см; |
р — плотность |
материала |
стержня, кг/см3 (для |
меди p= 8,9-10“3 кг/см3, для латуни р=8,5-10~3 кг/см3);
F — площадь поперечного сечения стержня, см2.
Для расчета изгибающих моментов вводятся следую щие промежуточные коэффициенты:
K = 24RKa t - ^ r , см2;
S = K (l+ U l)—33J—P, см2;
А= 3K—R, см2;
В= ЗК(\+21/1)+Ш + 12, см2,
где R,< — радиус центра тяжести кольца, см; а —темпе ратурный коэффициент линейного расширения материа ла кольца, °С (для меди а = 16,5 -10—6 °С-1; для латуни a = 20-10_e °C_1); t — превышение температуры кольца над температурой сердечника при пуске, °С; Е — модуль
упругости |
материала |
стержня, |
кгс/см2 |
(для |
меди Е = |
= 1,1 • 10е |
кгс/см2, для |
латуни |
марки |
ЛС59 |
£ = 0,93Х |
ХЮ6 кгс/см2, для латуни марки Л62 £ = 1 -1 0 6 кгс/см2); J = ^ - d k, см4— момент инерции сечения стержня; Ек и
/ к— модуль упругости и момент инерции сечения кольца.
141
Радиальное усилие на конец стержня со стороны кольца (положительное наружу, отрицательное к цен
тру)
Q= 2s±L , кгс,
где L = l + 4X, см.
Изгибающий момент на конце стержня (рис. 12-8)
|
|
МА= Alql\2L, кгс-см. |
|
|
|
|||
Изгибающий момент в сечении В стержня |
|
|||||||
|
|
|
|
MB = Blq/\2L, |
кгс-см |
|||
|
|
|
|
(положительный момент |
||||
|
|
|
|
по часовой стрелке, отри |
||||
|
|
|
|
цательный — против). |
||||
|
|
|
|
Напряжение изгиба в |
||||
|
|
|
|
стержне |
|
|
|
|
|
|
|
|
ст = Л1/0,1d3, кгс/см2. |
||||
|
|
|
|
Суммарное |
напряже |
|||
|
|
|
|
ние растяжения |
в кольце |
|||
|
|
|
|
з к = 1 1 , 2 р к £ к Г - у щ р ) + |
||||
Рис. 12-10. Зависимость предела |
. |
т |
( м а b___ |
|||||
' |
2ъ |
\ |
2 |
|||||
текучести меди |
от |
температуры |
||||||
отжига. |
|
|
----кгс/см2. |
|
||||
|
|
|
|
|
||||
Допускаемые напряжения в стержне 80%. а в коль |
||||||||
це 70% предела текучести материала. |
|
|
|
|||||
Из кривой рис. 12-10 |
видно значительное влияние от |
|||||||
жига меди |
при |
пайке |
па |
допускаемые |
напряжения |
|||
в стержнях и кольцах. |
|
|
|
|
|
12-5. ОБМОТКА ФАЗНОГО РОТОРА
Обмотка ротора фазных асинхронных двигателей мо жет выполняться петлевой или волновой. Оба типа об мотки изготовляются в виде стержней из медной поло сы марки МГМ (ГОСТ 434-53), выгнутой на ребро и изолированной слюдосодержащими материалами (рис. 12-11). Волновая обмотка имеет преимущество перед петлевой в том, что автоматически образует междуполюсные соединения, является полношаговой, лучше вен-
142
Тйлнруется и более технологична в изготовлении. Петле вая обмотка для обеспечения необходимых электриче ских показателей должна выполняться с укороченным шагом и требует междуполюсных соединений.
В большинстве своем вертикальные асинхронные
электродвигатели с |
фазным |
ротором |
изготовляются |
с двухслойной волновой обмоткой (рис. |
12-11). |
||
Для возможности |
укладки |
обмотки |
в полузакрытые |
пазы сердечника стержни в заготовке имеют отогнутую лобовую часть только с одной стороны. Своим прямым
Б - Б
<\
I
Рис. 12-11. Стержни фазной обмотки ротора.
/ — стержень из меди МГМ; 2 — гильза из микафолия МФГ; 3 — микалента.
концом стержень вставляется в паз с торца сердечника и затем этот конец отгибается в процессе укладки об мотки. Соединение концов верхнего и нижнего стержней производится хомутиками из медной полосы и пропайкой.
Выводные концы обмотки ротора выполняются из изолированных медных шин, присоединенных одним кон цом к пропущенным сквозь центральное отверстие вала кабелям или изолированным шинам, а другим концом к шпилькам контактных колец.
На рис. 12-12 показана конструкция изоляции пазо вой и лобовой частей стержня роторной обмотки.
В пазовой части стержни имеют гильзовую изоляцию из нескольких слоев макафолия марки МФГ толщиной 0,2 мм или слюдопластофолия марки СФГ-Б и одного слоя стеклянной ткани толщиной 0,06 мм (ГОСТ 8481-61) или лакированной бумаги толщиной 0,05 мм
143
(ЛБ 246 ОБХ 613.039). Гильза образуется после обкатки стержня с наложенной изоляцией в нагретом состоянии на специальном обкаточном станке.
В лобовой части стержень изолируется микалентой марки ЛФЧ-ББ или стекломикалентой толщиной 0,13 мм марки ЛФС-ТТ20 (ГОСТ 4268-65) 2—3 слоя вполнахле-
Рис. 12-12. Конструкция изоляции обмотки ротора.
а —'Пазовая часть (/ — микафолий тол щиной 0,2 мм односторонней толщиной 1,0 мм; 2 — кабельная бумага толщиной 0,08 мм, один Ъюй вперекрой па широ
кой стороне; 3 — прокладка |
гетинаксо- |
|
вая толщиной 0.5 мм; |
4 — клин гетинак- |
|
совый); б — лобовая |
часть |
(5 — мика- |
лента толщиной 0,13 мм, четыре слоя вполнахлеста; 6 — лента стеклянная толщиной 0,2 мм, один слой впол нахлеста).
ста и стеклянной лентой толщиной 0,1—0,2 мм (ГОСТ 5937-56) — 1 слой. Слои микаленты в зоне сопряжения пазовой и лобовой изоляции накладываются под гильзу со сдвигом, образуя ступенчатый стык (рис. 12-11).
Обмотка фазного ротора закрепляется в пазу посред ством изоляционных клиньев из гетинакса марки I или стеклотекстолита марки СТЭФ. В ответственных случаях обмотанный ротор пропитывается изоляционным лаком МЛ-92 (ГОСТ 15865-70) или лаком ПЭ-933 (МРТУ 6-10-714-68) с последующим покрытием эмалью ГФ-92ГС (ГОСТ 9151-59). Класс изоляции подобной об мотки В.
12-6. БАНДАЖИ ОБМОТКИ РОТОРА
Лобовые части фазной обмотки ротора закрепляют ся посредством проволочных бандажей. Бандажи выпол няются из многих витков высокопрочной луженой маг нитной или немагнитной проволоки, накладываемых по-
144
верх изоляционной прокладки на лобовые части обмот ки с двух сторон ротора. Ряды проволок скрепляются в нескольких местах по окружности замками из белой жести и пропаиваются по всей поверхности оловянистым припоем, образуя монолитный бандаж.
На проволочный бандаж воздействуют центробежные силы от массы лобовой части обмотки и собственной массы.
Напряжение растяжения от центробежной силы об
мотки |
|
|
|
|
з0 = |
1,13 О Л / |
«у У |
’ |
кгс/см2, |
|
d2w у 1000 ) |
|
||
где Go — масса |
лобовой части обмотки, кг; D0— сред |
|||
ний диаметр обмотки, см; |
d — диаметр бандажной про |
волоки, см; w — число витков.
Напряжение от собственной центробежной силы бан
дажа |
|
= 0,0222D] |
кгс/см3, |
где Di — диаметр ротора, см. |
|
Суммарное напряжение |
|
ff=cTo+(Xi, кгс/см2.
Диаметр бандажной проволоки выбирается в зависи мости от диаметра ротора. Для роторов диаметром'400— 1000 мм берется бандажная проволока диаметром 1,6 мм. Для роторов диаметром более 1000 мм берется бандаж ная проволока диаметром 2 мм.
Допускаемое напряжение в проволочном бандаже, выполненном из стальной луженой бандажной прово локи (ГОСТ 9124-59), 4000—5000 кгс/см2.
Асинхронные двигатели с диаметром ротора до 1000 мм могут выполняться с бандажами из стеклово локна, пропитанного эпоксиднополиэфирным лаком мар ки ЛСБ-F.
Стеклобандажная лента размером 0,2x20 мм накла дывается многими слоями непосредственно на лобовые части обмотки с таким же натяжением, как при нало жении проволочного бандажа (100—ПО кгс), и запека ется при температуре около 150 °С. Объем стеклобандажа должен превышать в 2—2,5 раза объем проволоч-
10—730 |
145 |
ново бандажа. Предел прочности стеклобандаЖа па рас тяжение после запечки при температуре 150—160 °С в течение 10—12 ч составляет 3000 кгс/см2.
12-7. КОНТАКТНЫЕ КОЛЬЦА
В асинхронных двигателях с фазным ротором верти кального исполнения контактные кольца для удобства обслуживания располагаются наверху машины выше верхней крестовины. Как правило, вертикальные асин хронные двигатели с фазным ротором выполняются с по-
Рис. 12-13. Контактные кольца вертикального асинхронного двигате ля с фазным ротором.
стоянно наложенными щетками на контактных кольцах
ине имеют приспособления для короткого замыкания обмотки и подъема щеток при работе.
Комплект контактных колец выполняется с тремя кольцами. Ширина контактного кольца выбирается рав ной 30—40 мм и соответствует ширине щетки и величи не аксиального хода ротора. Расстояние между контакт ными кольцами в среднем находится в пределах 50 мм
ив основном диктуется возможностью размещения токо собирательных колец траверсы. Высота контактного кольца определяется из условия механической прочно сти, допустимой плотности тока, а также обеспечения износа колец порядка 10—15 мм на время ресурса дви гателя. Материал контактных колец: сталь марки Ст 5
или бронза марки БрАЖ 9-4.
146
Контактные кольца обычного исполнения представля ют собой три кольца, насаженные на изолированную чу гунную или стальную втулку. Изоляция втулки выпол няется из стеклобандажной ленты, намотанной многими слоями и затем запеченной. В крупных асинхронных двигателях для обеспечения улучшенных условий охлаж дения контактные кольца изготовляются с кольцами, на саженными на изолированные шпильки.
На рис. 12-13 показаны контактные кольца на ток до 1000 А и напряжение до 1500 В. Три контактных коль ца собираются на изолированные втулками шпильки, ввинченные в стальной держатель-буксу.
Держатель насаживается на верхний конец вала дви гателя. Из-за необходимости при каждой разборке дви гателя съема контактных колец с вала на внутренней поверхности буксы наплавлены медные пояски, облегча ющие посадку и съем контактных колец. Кабельные на конечники или медные пластины токоподводящих кабе лей или шин от обмотки ротора прикрепляются непосред ственно к телу контактных колец.
Глава тринадцатая
ВАЛЫ
13-1. КОНСТРУКЦИИ ВАЛОВ
Валы вертикальных электродвигателей изготовляют ся кованными из стали марки 30 или 35.
Для сопряжения с приводом вал выполняется с флан цевым концом для непосредственного сопряжения или со свободным концом для посадки муфты. При испол нении с фланцем па вал насаживаются наглухо втулка нижнего направляющего подшипника и съемная втулка подпятника (см. рис. 9-2). Для обеспечения соосности втулок и вала и параллельности опорной поверхности втулки подпятника и фланца окончательная обработка вала производится с уже насаженными втулками.
Для укладки токоподвода от обмотки ротора до кон тактных колец верхняя часть вала выполняется с цен тральным отверстием.
В ряде случаев валы электродвигателей для привода насоса снабжаются сквозным центральным отверстием для пропуска тяг механизма разворота лопастей насоса.
10* |
147 |