Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
где /■— коэффициент трения пары меди по стали, ран ный 0,2;
b1 — расстояние от оси стержня до опорной поверхности зуба, см.
Нагретый сегмент отгибает стержни в тангенциаль ном направлении. От теплового расширения сегмента наибольший прогиб, а следовательно, и напряжение бу дут иметь крайние стержни демпферной обмотки:
|
at = ЗЕасИЬ/Б, |
|
где Е — модуль |
упругости |
материала стержня (медь |
1,1-10е, латунь |
0,93 • 10е, |
кгс/см2); а — температурный |
коэффициент литейного расширения материала сег мента (медь— 16,5• 106, латунь — 20-10° °С-1); t — пре вышение температуры сегмента, °С; L — расстояние от оси полюса до крайнего стержня, см.
Суммарные напряжения изгиба в сечениях АА и ББ крайнего стержня
чБ= V + 0,5,,)* + V кгс/см3.
Расположение стержней по дуге несколько снижает в них суммарное напряжение изгиба. Допускаемое сум марное напряжение в стержнях из меди 500 кгс/см2, из латуни 1000 кгс/см2.
11-9. ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТРУКЦИИ РОТОРА СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
а) Распорки
Всинхронных двигателях, если напряжение в ка тушке полюса на изгиб превосходит допускаемое (для меди 500 кгс/см2), необходимо в междуполюсные окна соседних полюсов устанавливать распорки из немагнит ного материала, которые будут воспринимать усилия от тангенциальной составляющей центробежной нагрузки, создаваемой катушками. Распорки изготовляются из прочного кованого алюминиевого сплава или из литой бронзы. Распорки из кованого, термически обработан ного алюминиевого сплава выполняются цельными и
130
прикрепляются к остову ротора болтами (рис. 11-10). Для уменьшения перекрытия поверхности катушек и обеспечения максимального прохода охлаждающего воз духа в междукатушечное пространство соседних полю сов распорки изготовляются меньшей высоты, чем ка тушка. Распорка устанавливается между катушками на изоляционных прокладках из теплостойкого материала (стеклотекстолита марки СТЭФ). Литые распорки из медного сплава, состоящие из двух частей, опирающихся на башмаки полюсов и распертых сверху шпилькой, в вертикальных двигателях применяются редко.
б) Токоподвод
В вертикальных синхронных двигателях токоподвод от контактных колец к обмотке возбуждения выполняет ся из изолированных кабелей и помещается в централь ном отверстии вала.
С одного конца вала кабели присоединяются к вы
водам катушек. С другого |
конца кабели |
токоподвода |
с помощью кабельных |
наконечников |
присоединены |
к шпилькам контактных колец. На участке от места вы хода кабеля из-центрального отверстия вала до катушек полюсов токоподвод располагается на остове ротора. Ка бели токоподвода закрепляются на остове ротора и на валу посредством изоляционных прокладок, стальных хомутиков и болтов (рис. 11-2).
в) Вентиляторы
В большинстве типов синхронных вертикальных дви гателей применяются вентиляторы, выполненные в виде отдельных крыльев, прикрепленных с обеих сторон ро тора к торцам обода (рис. 9-11 и 9-12). Вентиляторные крылья изготовляются из листовой стали.
Число крыльев с каждой стороны обода соответству ет числу полюсов ротора, и располагаются они таким образом, чтобы лопасти направляли воздух в междуполюсные окна. На общем виде ротора (рис. 11-2) по казан центробежный вентилятор в обычном кольцевом исполнении. Вентилятор состоит из двух стальных дис ков и прикрепленных между ними лопастей. Вентилято ры прикрепляются к торцевым поверхностям обода рото ра болтами.
9* |
131 |
г) Контактные кольца
При исполнении синхронного двигателя с пристроен ным возбудителем контактные кольца размещаются на верху вала возбудителя рядом с коллектором (рис. 9-4). Они представляют собой два стальных кольца, закреп ленных с помощью изолированных стальных шпилек на
Рис. 11-16. Контактные кольца вертикального син хронного двигателя.
буксе, насаженной па вал. Подвод тока к контактным кольцам осуществляется через медные шпильки, ввин ченные и запаянные в кольцах.
При независимой системе возбуждения контактные кольца размещаются на торцевой части вала ротора. По добная конструкция представляет собой стальной фла нец, на котором посредством четырех стяжных изолиро ванных шпилек и промежуточных изоляционных втулок закреплены два контактных кольца (рис. 11-16). Кабель ные наконечники токоподвода ротора прикрепляются не посредственно к телу контактных колец (без контактных шпилек).
132
Глава двенадцатая
КОНСТРУКЦИЯ РОТОРА ВЕРТИКАЛЬНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
12-1. СЕРДЕЧНИК РОТОРА
Конструкция ротора зависит от того, как выполнен сердечник: из цельных листов электротехнической стали или из отдельных штампованных сегментов. При внеш нем диаметре ротора до 1 м сердечник выполняется из цельных штампованных листов электротехнической ста ли толщиной 0,5 мм марок Э11; Э12; Э13 и Э31
Рис. 12-1. Ротор нсобмотапным с сердечником из цельных штампо ванных листов.
по ГОСТ 807-58. При радиальной системе вентиляции двигателя сердечник выполняется из пакетов, разделен ных радиальными вентиляционными каналами шириной по 10 мм. Листы сердечника набираются непосредствен но на вал или на промежуточную втулку и стягиваются в монолитный пакет двумя нажимными стальными флан цами в короткозамкнутом роторе или обмоткодержателями при фазном роторе, закрепленными на валу или втулке шпонками (рис. 12-1). При внешнем диаметре более 1 м сердечник выполняется из штампованных сег ментов из электротехнической стали толщиной 0,5 мм
133
с полузакрытыми пазами для обмотки (рис. 12-2). Сег менты собираются в перекрой па 1/2 или 2/3 сегмента в отдельные пакеты по 40—50 мм, разделенные венти ляционными каналами по 10 мм, и стягиваются в моно литный сердечник посредством двух нажимных фланцев и стяжных шпилек.
Вентиляционные каналы в сердечнике образуются за счет вентиляционных распорок специального профиля
двутаврового сечения размером 8—10 мм, приклепанных и приваренных точечной сваркой к концевым листам или сегментам пакета (рис. 12-3).
Концевой лист или концевой сегмент состоит из сло женных по два штампованных листов или сегментов. Крайние пакеты сердечника снабжаются нажимными стальными пальцами прямоугольного сечения. Нажимные пальцы приклепываются и привариваются к концевым сегментам. Нажимные фланцы для сегментного сердеч ника выполняются сварной конструкции из листовой ста ли. К основному нажимному фланцу привариваются по окружности ряд ребер и цилиндр, служащий опорой для лобовой части обмотки ротора. Кроме напряжений от собственных центробежных сил, нажимной фланец под вержен крутящему моменту и действию сил при прес совке и стяжке сердечника шпильками.
Сегментный сердечник ротора насаживается на остов ротора, представляющий собой сварную конструкцию из
134
листового проката. Сердечник стягивается в монолитный пакет стяжными шпильками и распирается в радиаль ном направлении стальными клиньями, пропущенными сквозь впадины на внутреннем диаметре сердечника и
Рис. 12-3. Концевой лист с вентиляционными распорками пакета сердечника ротора.
1 — концевой лист; 2 — вентиляционная распорка.
отверстия в нажимных фланцах (рис. 12-4). В мощных асинхронных двигателях пакеты ротора собираются на клиньях типа ласточкиного хвоста, привинченных к осто ву, и также стягиваются стальными шпильками.
Для обеспечения необходимого воздушного зазора сердечник ротора обрабатывается по наружной поверх ности. При этом обработка сердечника должна произво-
135
91Z
640
Рис. 12-4. Ротср с сердечником из штампованных сегментов.
нарезке, см; / — длпМа шпильки, см; «у — угопная часто та вращения, об/мин.
Суммарное напряжение в шпильке
(Ти=ст/о + сг"о, кгс/см2.
Допускаемые напряжения в шпильке из стали марки Ст 5 по нарезке 1000 кгс/см2, в средней части
1200 кгс/см2.
Сегментный сердечник ротора под действием центро бежных сил испытывает растягивающее напряжение
c = 0>022(D -A )s( T^ g- ) * - ^ r p, кгс/см2,
где D — наружный диаметр сердечника, см; /г и /гмин — полная и минимальная высоты спинки, см.
Коэффициент р учитывает ослабление сечения сер дечника в местах стыка сегментов: при перекрое на 1/2 сегмента р= 2, при перекрое на 2/3 сегмента р=1,5.
Допускаемое напряжение для стали марок Э11, Э12 и Э13— 1000 кгс/см2, для стали Э31 — 1200 кгс/см2.
12-3. ОБМОТКИ КОРОТКОЗАМКНУТЫХ РОТОРОВ
Короткозамкнутые обмотки асинхронных двигателей выполняются в виде клеток из голых стержней и короткозамыкающих колец из меди или ее сплавов.
Рис. 12-6. Типы исполнении короткозамкнутых обмоток роторов асинхронных двигателей.
/ —одинарная |
клетка с круглыми стержнями; 2 — клет |
ка с высокими |
прямоугольными стержнями; 3 — двойная |
клетка с круглыми стержнями; 4 — клетка со стержнями колбовидного профиля; 5 — клетка с клиновидными стержнями.
Конструкция и размеры короткозамкнутых клеток определяются в первую очередь исходя из термомехани ческой на/рузкп в условиях пуска.
Из осповиы с пяти исполнений короткозамкнутых кле ток (рис. 12-6) в рассматриваемых электродвигателях
138
преимущественное применение нашли обмотки с двой ной клеткой из круглых стержней и с одной клеткой из профильных медных стержней колбовндпого сечения. Короткозамкнутая обмотка с двойной клеткой имеет верхнюю клетку, выполненную из материалов с большим удельным электрическим сопротивлением (латунь, броп-
Рнс. 1-2-7. Ротор вертикального асинхронного двигателя с коротко замкнутой обмоткой из клиновидных стержней.
за), что обеспечивает высокие пусковые свойства дви гателя. Нижняя клетка, предназначенная для рабочих режимов, выполняется из меди. Короткозамыкающие кольца для обеих клеток выполняются из шинной меди марки Ml или вырезаются из листов. Стержни припаи ваются к короткозамыкающим кольцам тугоплавким при поем. Для получения хорошего теплоотвода стержни должны сидеть в пазу плотно. По наружной поверхности в средней плоскости ротора стержни зачеканиваются для равномерного удлинения при нагреве. На рис. 12-4 пред ставлен ротор с короткозамкнутой обмоткой из колбо видных стержней. Для обеспечения необходимой термомеханической устойчивости и высококачественной при
пайки |
стержней к короткозамкнутым кольцам стержни |
с обоих концов обрабатываются. |
|
В |
быстроходных вертикальных электродвигателях, |
а также в электродвигателях, предназначенных для при вода механизмов с большими маховыми массами, при меняется более сложная конструкция. На рис. 12-7 пока зана конструкция ротора мощного быстроходного вер тикального электродвигателя, имеющего короткозамкну тую обмОтку с клиновидными стержнями. Клиновидные стержни в пазу ротора распираются снизу стальными клиньями. Благодаря этому достигаются плотная посад
139
ка стержней в пазу и хорошие условия теплопередачи от стержней к сердечнику ротора. Для припайки стерж ней в короткозамкнутых кольцах делаются вырезы по
сечению стержня. Для |
дополнительного закрепления па |
|||||||
|
|
|
лобовые |
части |
коротко |
|||
|
|
|
замкнутой |
обмотки наса |
||||
|
|
|
жены |
сплошные |
сталь |
|||
|
|
|
ные бандажи. |
|
|
|||
|
|
|
Во избежание недопу |
|||||
|
|
|
стимых |
изгибающих на |
||||
|
|
|
пряжений, |
возникающих |
||||
|
|
|
от радиального |
расшире |
||||
Рис. 12-8. Стержень и кольцо ко |
ния |
колец при |
пайке |
|||||
стержней |
|
тугоплавким |
||||||
роткозамкнутой |
обмотки |
ротора |
припоем, |
|
длину |
|
незакре |
|
асинхронного |
двигателя. |
|
|
|||||
|
|
|
пленной |
|
части |
|
стержня |
специально увеличивают (рис. 12-8).
На рис. 12-9 представлены кривые средних значений пусковых хаарктеристик / Пуск, -Мпуск в зависимости от частоты вращения электродвигателя для различных ис полнений короткозамкнутых обмоток. Из этих кривых
видно, |
что лучшими характеристиками обладают обмот- |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
Мгц/СК/Миом |
|
|
|
|
Рис. 12-9. Пусковые характеристи |
" г - |
|
— |
|
||||||
ки короткозамкнутых |
асинхрон |
|
|
|
||||||
ных |
двигателей |
мощностью |
1; г |
* |
'- X |
' |
|
|||
|
|
500—2000 кВт. |
|
|
3-5 |
\ |
\ |
|||
------- м-.---------/. |
|
|
|
|
\\ |
|||||
/ — одинарная |
клетка |
с круглыми |
|
|
|
|
|
|||
стержнями; |
2 — клетка |
с высокими пря |
Z |
3:5 |
|
|
|
|||
моугольными |
стержнями; |
3 — двойная |
? . |
|
||||||
клетка |
с |
круглыми |
стержнями; 4 — |
|
-лХ--- - |
|
||||
клетка |
со |
стержнями |
колбовидного |
|
|
|
|
|
||
профиля; |
5 — клетки |
с |
клиновидными |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
стержнями. |
|
|
|
ft/ftcUHX |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
0 |
0,2 |
0,4- 0,6 |
0,8 |
7,0 |
ки с двойными клетками и клиновидными стержнями. Одноклеточная обмотка с колбовидными стержнями по пусковым характеристикам мало отличается от обмотки с двойной клеткой. В то же время обмотка с колбовид ными стержнями имеет меньший расход цветных метал лов и проще в изготовлении.
140