Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 18-3

Номинальные данные двухскоростных электродвигателей серии ДВДА

 

 

 

При номиналь­

 

 

 

 

 

 

ной

нагрузке

 

 

 

Тип электродви­

Номинальнаям кВт,ность

Напряжение, В

враЧастота­ 0)/,щенияМИН

статораТок, А

.к„д.п%

 

 

 

гателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

S

 

 

 

 

 

 

9*

о

 

 

 

 

 

 

5>

О

 

 

 

 

 

 

г/>

С

Д

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

6J0/500 o j / m i u (синхр.)

 

 

 

ДВДА 173/29-10-12

500/315

G000

594

66,0

91,0

0,81

6,0

 

4 ‘5

46,0

00,0

0,74

6,5

 

ДВДА 215/49-1J-12

600/1 000

6 000

515

140

93,4

0,87

5,5

 

4)6

120

93,2

0,8*

5,5

 

 

 

500/375 о5/мин (синхр.)

 

 

 

ДВДА 173/39-12-16

630/315

6 000

404

80

91.5

0,83

5,3

 

 

 

 

372

52

88.5

0,66

5.0

 

ДВДА 173/49-12-16

800/400

6 000

494

99

92,9

0,84

5,0

 

 

 

 

372

60

90,5

0,71

4,8

 

ДВДА 215/39-12-16

1000/500

6 000

494

122

92,8

0,85

5,0

 

 

 

 

371

67

91,0

0,79

4,0

 

375/300 O j / m h i i (синхр.)

 

 

 

 

§•

 

 

 

 

а.

 

 

 

 

it

X

 

 

 

^ z

ном

макс

ном

f-

е

* СО

о

 

 

 

>>

 

 

 

а> п.

At

М

М

§ 1

 

|

 

1

£ О.

 

 

 

 

0,65

 

 

 

 

2,2

0,8

 

2,2

0,8

0,9

 

2,5

 

 

0,9

 

2,2

0,95

1,0

 

2.1

 

 

0,70

2,1

1.7

0,80

2,2

 

ДВДА 215/49-16-20

I 000/500

6 000

371

143

92,5

0,73

4,6

0.7

2.3

2,25

2)7

77

90,5

0,6)

4,0

0,6

2.0

ДВДА 215/64-16-20

1 400/70J

6 000

371

188

93,5

0,76

4,5

0,65

2,0

2.75

 

 

 

2)8

10)

41,5

0,68

4,0

0,75

2,1

 

насоса. От каждой из двух обмогок выводится по шесть концов, расположенных в двух зажимных коробках. Вентиляция электродвигателя осуществляется вращаю­ щимся ротором и прикрепленными к корпусу ротора вен­ тиляционными крыльями. Охлаждающий воздух посту­ пает в машину сверху, через окно в крестовине и снизу из фундаментной ямы. Нагретый воздух выбрасывается наружу через отверстия в обшивке корпуса статора.

Корпус статора цилиндрической формы, сварной кон­ струкции, из листовой стали, неразъемный. Сердечник статора состоит из ряда пакетов, собранных из штампо­ ванных лакированных сегментов электротехнической стали.

Ротор имеет конструкцию, одинаковую с ротором электродвигателя серии ВАН. Также имеют одинаковую

197


Рис. 18-3. Общий вид (продольный разрез) двухскоростного асин­ хронного двигателя се­ рии ДВДА.

Рис. 18-4. Габаритные и присоеди­ нительные размеры электродвига­ телей серии ДВДА.

Т а б л и ц а 18-4

Габаритные, присоединительные размеры и массы электродвигателей серии ДВДА

 

Размеры,

М М

 

 

D | D, | d

d; | I'з

/. | L,

I;

Ц

600/500 о)/мнн (снихр.)

ДВДА

173/20-10 12

2 220

1 00

450

300

ЗГ>0

44

1040

500

2 040

800

ДВДА

215/49-10-12

2 720

2 200

430

300

300

44

1300

580

2 40)

800

500/375 оЗ/мип (сипхр.)

Д В Д А

1 7 3 /3 9 -1 2 -1 0

2

2 2 0

1

9 0 0

460

300

3 3 0

44

1

140

500

2

140

800

11 500

Д В Д А

1 7 3 /4 9 -1 2 -1 6

2

2 2 0

1

ч о о

460

•00

360

44

1

3 0 0

500

2

3 0 0

8 0 0

12 500

Д В Д А

2 1 5 /3 9 -1 2 - 1 6

2

7 2 0

2

2 0 0

4G0

3 0 0

3 3 0

44

1

2 0 0

580

2

С00

8 0 0

15 800

 

 

375/300 оЗ/мин (синхр.)

 

 

 

 

 

ДВДА 215/40-16-2)

2 720

2 201

430

300

360

44

1250

580

2 350

800

17 800

ДВДА 215/64-16-20

2 720

2 200

430

3)0

360

44

1 400

580

2 500

800

20 000

конструкцию верхняя и нижняя крестовины, подпятник, направляющие подшипники и другие узлы и детали.

Габаритные и присоединительные размеры электро­ двигателей серии ДВДА приведены на рис. 18-4 и

в табл. 18-4.

Глава девятнадцатая

ПОДГОТОВКА К МОНТАЖУ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

19-1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Большое разнообразие конструктивных исполнений крупных вертикальных электродвигателей вызывается широким применением этих машин во многих отраслях народного хозяйства страны, где условия их работы весьма разнообразны. В зависимости от природных и климатических условий и режима работы насосов имеет место большое разнообразие в компоновке насосных агрегатов и их установке на насосных станциях.

В ряде случаев насосные агрегаты одинаковой про­ изводительности могут существенно отличаться по общей компоновке и высоте.

Внедренные в последние годы отечественными пред­ приятиями унифицированные серии вертикальных дви­ гателей, центробежных и осевых пасосор позволили

199



обеспечить более рациональное и экономичное строи­ тельство насосных станций. В свою очередь это дало возможность в определенной мере облегчить ускорение монтажа крупных вертикальных машин, что особо важ­ но, учитывая возросший объем строительства ороситель­ ных и ирригационных систем и других гидротехнических сооружений.

Серии вертикальных электродвигателей, за исключе­ нием машин наружной установки (серия ВДН), выпол­ няются подвесного исполнения, с двумя направляющими подшипниками и подпятником, расположенным в ванне верхней крестовины. Валы электродвигателя и насоса жестко соединены между собой с помощью фланцевого соединения, и подпятник двигателя воспринимает пол­ ную вертикальную нагрузку от сил тяжести роторов дви­ гателя и насоса, а также реакцию воды, действующую на колесо насоса. Последняя составляет значительную долю от общей нагрузки на подпятник и в крупных машинах примерно в 2—3 раза больше массы роторов.

Особенностями монтажа вертикальных машин явля­ ется необходимость точной сборки вала агрегата, состоя­ щего из двух или трех частей, соблюдение строго верти­ кального положения оси валов, равномерной нагрузки на подпятник и исключение недопустимых биений валов. Соединение валов, обработка отверстий для фланцевого соединения, как правило, выполняются в процессе мон­ тажа при центровке вала двигателя с валом насоса и только в единичных случаях производится на предприя­ тии— изготовителе насосов. Трудность монтажа этих ма­ шин заключается в том, что высота насосного агрегата весьма значительна и достигает у крупных агрегатов

15—20 м.

На рис. 19-1 даны общая компоновка крупного осе­ вого насоса с электродвигателем 12 500 кВт, 375 об/мин и его основные габариты.

Несмотря на большие разнообразия конструктивного исполнения и габаритов вертикальных двигателей основ­ ные принципы сборки машин остаются во многом общи­ ми. По однотипности конструктивного исполнения дви­ гателей и выполнения их монтажа вертикальные двига­ тели могут быть подразделены на следующие основные группы:

1.Асинхронные двигатели мощностями до 1000 кВт

счастотами вращения 1000—750 об/мин,

20U

Рис. 19-1. Установка на

насосном станции

синхронного двигателя

12 500 кВт, 10 000

В, 250 об/мин с

осевым насосом.


2.Асинхронные и синхронные двигатели мощностями 1000—3200 кВт с частотами вращения 750—375 об/мин.

3.Асинхронные двигатели для атомных электростан­ ций (АЭС) мощностями до 8000 кВт с частотой враще­ ния 1000 об/мин.

4.Синхронные двигатели мощностями 4000—8000 кВт

счастотами вращения 375—250 об/мин.

5. Синхронные двигатели мощностями от 10 000 кВт

ивыше частотами вращения 300—214 об/мин.

Кгруппе 2 могут быть отнесены также двухскорост­ ные асинхронные двигатели с короткозамкнутым рото­

ром серии ДВДА, которые отличаются от односкорост­ ных двигателей только исполнением обмоток статоров.

Электродвигатели любой мощности проходят полную сборку на предприятиях — изготовителях машин и под­ вергаются определенным испытаниям согласно требова­ ниям ГОСТ. Крупные насосы такой проверки не прохо­ дят, производится только сборка основных узлов, а иног­ да контрольная сборка насоса.

Совместная сборка электродвигателя с насосом в за­ водских условиях не производится ввиду большой тру­ доемкости выполнения этих работ и необходимости боль­ ших производственных площадей. Поэтому впервые пол­ ная сборка насосного агрегата производится на месте установки, где проверяется работа машин в эксплуата­ ционных условиях, выполняются пусконаладочные испы­ тания для проверки всего комплекса оборудования на соответствие заданным требованиям.

Полный цикл монтажных работ по сборке крупных вертикальных двигателей состоит из следующих основ­ ных этапов:

а) сборки двигателя и его центровки с насосом; б) сборки водяной системы охлаждения машины,

маслопроводов верхней и нижней крестовин, а также трубопроводов гидравлических домкратов у двигателей мощностью от 4000 кВт;

в) наладки аппаратуры автоматического управления и защиты, аппаратуры теплового контроля машины и си­ стемы возбуждения у синхронных машин.

Для ускоренного

ведения

монтажа и ввода

машин

в эксплуатацию эти

работы

следует совмещать

и про­

водить по рабочему графику, который составляется за­

ранее на

основании

монтажно-технологических карт,

с учетом

трудоемкости

и потребности рабочих. Состав

202