Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 0
двигателей укладываются упаковочные — отправочные ведомости, содержащие перечень уложенных деталей и номера их чертежей.
Важными требованиями к упаковке узлов и деталей машины являются надежное закрепление их в упаковоч ной таре при выполнении погрузочно-разгрузочных ра бот и обеспечение целостности упаковки во время хра пения оборудования. При выполнении разгрузочных ра бот во избежание поломок ящиков при подъеме краном стропы должны захватывать груз за нижние опорные балки или специально предназначенные для этого места, обычно отмечаемые на ящиках. При подъеме тяжеловес ных узлов (статор, ротор и др.) захват стропами произ водится непосредственно за подъемные средства, преду смотренные в изделии. В ряде случаев для строповки узлов приходится снимать специальные крышки люков или верхние крышки ящиков, которые после выгрузки следует вновь закрывать, обеспечивая плотность упаков ки и защиту от попадания внутрь атмосферных осадков.
Для ускорения монтажа следует так разместить узлы двигателей при их выгрузке, чтобы обеспечить удобный доступ к ним и контроль за состоянием оборудования. Важным условием для сохранности двигателей и вспомо гательного электротехнического оборудования, во многом облегчающим монтаж машин, является сооружение за крытых помещений для складирования оборудования. Двигатели, которые не устанавливаются сразу после прибытия, хранятся в упакованном виде, в чистом вен тилируемом помещении при температуре окружающего воздуха не ниже +1 °С и предельном значении относи тельной влажности не выше 80% при 25°С.
19-3. КОНСЕРВАЦИЯ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ
Для обеспечения высококачественного монтажа дви гателей и надежной их эксплуатации важнейшее значе ние приобретает надежная консервация узлов и деталей двигателей «а период их хранения.
Консервация производится для защиты от коррозии обработанных сопрягаемых поверхностей деталей и узлов и в первую очередь поверхностей трения на время транс портирования и хранения оборудования. Допустимые сроки хранения указываются в заводских инструкциях. Чаще всего стойкость консервирующих материалов долж-
210
на обеспечивать хранение двигателей в течение не менее 12 мес. При более длительном сроке хранения оборудо вания следует иметь в виду, что при резких колебаниях температуры воздуха и неблагоприятных условиях хра нения, особенно в осенне-зимний и весенний периоды, поверхности деталей обильно покрываются влагой, кото рая может вызвать коррозию. Это относится и к узлам машин в упакованном состоянии. Поэтому поверхности трения втулок подпятника и нижнего направляющего подшипника, вращающегося диска подпятника, сопряга емые участки вала, покрытые консервирующими мате риалами, а также другие сопрягаемые поверхности долж ны подвергаться периодическим осмотрам и в случае выявления коррозии на их поверхности — переконсерва-
цнн.
Материалы, применяемые для консервации, выбира ются с учетом их стойкости и легкой смываемости при монтаже. Консервация производится пластичными (кон систентными) смазками марки ПВК по ГОСТ 10586-63, пушечной смазкой УНЗ по ГОСТ 3005-51, ЦИАТИМ-203 по ГОСТ 8773-58. Места, мало доступные для консерва ции и снятия смазок при расконсервации (внутренние поверхности деталей), могут защищаться консервационным маслом К-17Н по ГОСТ 10877-64.
Поверхности, подлежащие переконсервации, тща тельно очищаются, протираются хлопчатобумажными салфетками, смоченными бензином Б-70 или уайт-спири том по ГОСТ 3134-52. На подготовленную поверхность сразу же кистью наносится на два слоя консервирую щая смазка марки ПВК, предварительно нагретая до 90—110°С. Поверх нее накладываются два-три слоя па рафинированной бумаги, а затем наносится повторный слой смазки. Суммарная толщина консервирующего слоя 0,5—1 мм. В случае отсутствия консервирующей смазки ПВК допускается применение пушечной смазки марки УНЗ. Консервация смазкой ЦИАТИМ-203 производится без подогрева с помощью шпателя. Поверхности трения, фланец вала и посадочные поверхности поверх консерви рующей смазки дополнительно предохраняются полиэти леновой пленкой, несколькими слоями электрокартона и мешочной тканью, которая покрывается лаком БТ-99 ГОСТ 8017-56. Резьбовые отверстия в крестовинах, ста торе и других узлах покрываются смазкой ЦИАТИМ-203 или консервационным маслом К-17Н. Следует учиты-
Н * |
? М |
вать, что консервация может производиться только при положительной температуре не ниже 12 °С и относитель ной влажности не выше 70%.
19-4. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, МОНТАЖНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Для подготовки оборудования насосной |
станции |
к монтажу, проведения ревизии его перед |
сборкой и |
предварительной сборки отдельных узлов используется специальная монтажная площадка, располагаемая в на чале машинного зала насосной станции. Размеры ее определяются возможностью размещения на ней основ ных узлов одного двигателя и нормально она должна иметь площадь, равную или несколько больше площади, приходящейся на один насосный агрегат. Подготовка деталей к- монтажу, сборка узлов на монтажной площад ке — важное условие для создания определенного задела при одновременном монтаже нескольких машин.
Основные узлы двигателей — статор и ротор чаще всего прибывают на монтаж в собранном виде, что во многом облегчает задачу по их подготовке к дальнейшей сборке. Только у двигателей с внешним диаметром ста тора 4 600 мм и высотой его более 2 200 мм и машин большего габарита, когда статор выполняется разъем ным из двух частей, требуется выполнить трудоемкие работы по стыковке частей статора, укладке стержней или катушек в местах разъемов статора, соединения об мотки и выполнению высоковольтных испытаний обмот ки до сборки машины.
Во всех машинах меньшего габарита задача по под готовке узла статора к монтажу заключается в основном
втщательной проверке состояния обмотки, заклинозки катушек в пазах и крепления лобовых частей, удаления консервирующих смазок с сопрягаемых обработанных плоскостей и резьбовых отверстий. Все резьбовые отвер стия следует проверить метчиками.
Вроторах проверяется отсутствие повреждений и за боин в катушках и плотная посадка их на полюсах, со стояние контактных соединений демпферной обмотки, крепление полюсов к остову ротора. Следует убедиться
внадежной затяжке болтовых соединений и их контров ке. В роторах асинхронных двигателей проверяется на дежность пайки обмотки и клиновка сердечника на осто-
212
ве. При удалении консервирующих смазок с плоскостей трения втулок подпятника и нижнего направляющего подшипника, фланца вала должны приниматься меры предосторожности для исключения их повреждения. Кон сервирующие смазки удаляют с помощью шпателей, медных или алюминиевых скребков, ветошн, смоченной бензином, керосином или другим растворителем, и про тиркой насухо чистыми бязевыми салфетками, не допус кая появления царапин на очищаемых поверхностях. Сохранение этих плоскостей на весь период монтажа в надлежащем состоянии имеет важное значение, по скольку в случае повреждения восстановление их требу ет выполнения сложных и трудоемких работ.
В тех случаях, когда ротор выполнен отъемным от вала, сборка ротора с валом может выполняться на мон тажной площадке и собранный ротор устанавливается в машину.
На монтажной площадке производится полная раз борка узлов верхней и нижней крестовин, очистка и промывка масляных ванн. Следует произвести предвари тельную сборку крестовин с установкой сегментов под пятника и направляющих подшипников, приборов тепло вого контроля, проверив правильный монтаж проводки от этих приборов. В крестовине устанавливаются мас лоохладители и собираются трубопроводы в пределах габарита двигателя. На монтажной площадке осуществ ляются и многие другие технологические и монтажные операции по проверке сборки возбудителей, воздухоох ладителей и других узлов машин.
При необходимости выполнения большого объема монтажно-сборочных и такелажных работ в процессе подготовки и сборки двигателей требуется заблаговре менно оснастить монтажную площадку верстаками, стеллажами для хранения мелких деталей, осветитель ной сетью и низковольтной сетью, шкафами для хране ния вспомогательных материалов н инструмента. К мон тажной площадке и к месту установки машин в машин ном зале желательно проложить трубопровод сжатого воздуха для продувки п очистки деталей и узлов перед монтажом и в процессе сборки двигателей, а также для подключения пневматических инструментов.
Монтаж крупных вертикальных насосных агрегатов отличается рядом специфических условий и сложностью в сравнении с монтажом других крупных электрических
213
машин и, как правило, выполняется с помощью мосто вых электрических кранов, устанавливаемых в машин ном зале. Кран должен иметь два крюка: основной и вспомогательный (грузоподъемностью 3—5 т), что облег чает осуществлять кантовку деталей и быструю сборку средних и небольших деталей.
Насосные агрегаты с двигателями средней мощности (до 2000 кВт) для снижения затрат на строительство на сосных станций могут монтироваться мостовыми крана ми упрощенной конструкции с ручными механизмами для подъема груза и его перевозки. Грузоподъемность крана определяется по массе наиболее тяжелого узла насоса или двигателя, а не по массе всей машины. Наи большую массу обычно имеет ротор двигателя, кроме тех случаев, когда ротор выполнен со съемным валом и втулкой, насаженной на нем. В этом случае грузоподъ емность крана определяется массой статора. Массы уз
лов у насосов в большинстве случаев |
меньше, чем |
у двигателей. |
|
Основные габаритно-установочные размеры, монтаж |
|
ные массы вертикальных, асинхронных |
и синхронных |
двигателей приведены в табл. 17-2, 17-3, 18-2 и 18-4. Вы сотная отметка расположения крана от пола машинного зала насосной станции, которая в основном определяет его высоту, зависит от высоты монтируемых узлов насос ного агрегата. Наибольшую высоту имеет ротор двига теля, и минимальная высота крюка крана от пола машинного зала задается положением ротора при его вве дении в статор. Она определяется как сумма высоты ста тора и вала ротора, длины стропа от верхнего конца за ла до крюка (в пределах 1,5—2 м) и запаса 0,5 м на монтажные неточности и зазор между нижним концом вала и статором. Предельное нижнее положение крюка крана должно позволять производить опускание в шах ту на рабочую отметку вала с колесом насоса.
Опыт монтажа двигателей и насосов показывает, что для правильной организации монтажных работ весьма важным является своевременная подготовка и оснаще ние монтажного участка вспомогательным оборудовани ем, приспособлениями и вспомогательными материала ми. Основная часть приспособлений поставляется вместе с машиной. К числу монтажных приспособлений, постав ляемых с двигателями, относятся следующие:
а) приспособление для подъема и перевозки ротора.-
ги
б) приспособление для запрессовки втулки подпят ника па вал и ее снятия;
в) гидравлические домкраты для двигателей мощно стью от 4000 кВт и винтовые домкраты для машин мень шей мощности;
г) насос высокого давления с бачком для двигателей с гидравлическими домкратами;
д) приспособление для поворота ротора на подпят нике;
е) набор рым-болтов для подъема деталей и узлов массой до двух тонн;
ж) приспособление для установки днища нижней крестовины.
Описание конструкции указанных приспособлений и их применение дано ниже при рассмотрении сборки ма шин.
Часть монтажных приспособлений, например, для центровки и выверки линии валов насосного агрегата, регулировки высотного положения двигателя, изготовля ются при монтаже. При подготовке двигателей к монта жу следует также подготовить определенное количество
вспомогательных |
материалов. |
Примерная |
потребность |
|
|
|
Т а б л и ц а 19-4 |
Вспомогательные материалы для монтажа |
|||
Материал |
Коли |
Материл |
Коли |
чество |
чество |
Трос стальной диаметром |
40 |
||
14 мм, |
м ................... |
||
Струнная проволока |
|
||
стальная |
диаметром |
50 |
|
0,5—0,7 мм, м . . . . |
|||
Шланги для пневматмче- |
30 |
||
ских машинок, м . . . |
|||
Рукава для газовой свар- |
60 |
||
ки и резки, |
м . . . . |
||
Силовой кабель для под- |
|
||
ключения |
электрос ва- |
50 |
|
рочных |
аппаратов, м |
||
Провода |
для |
электроду- |
100 |
говой сварки, м . . . |
|||
Бакелитовый лак, кг . . |
2 |
||
Лен чесаный, кг . . . . |
1 |
||
Соляровое масло, л . . . |
50 |
Бензин авиационный, |
л |
50 |
||
Ветошь чистая, |
кг . . . |
10 |
||
Миткаль, м2 ................... |
10 |
|||
Шкурка шлифовальная во- |
|
|||
достойкая |
на |
бумаж- |
1 |
|
ной основе, |
кг . . . . |
|||
Шкурка шлифовальная |
|
3 |
||
№ 1, 2 и 3, м2 . . . |
||||
Вазелин технический, |
кг |
10 |
||
Мазь политань, кг . . . |
0,2 |
|||
Припой ПОС-40, кг . . . |
3 |
|||
Канифоль, к |
г ............... |
0,5 |
||
Фольга латунная |
толщи- |
2 |
||
ной 0,05—0,1 |
мм, |
кг |
||
Электроды для электро- |
|
|||
сварки диаметром |
|
По надоб |
||
3,0—5,0 м м ............... |
||||
|
|
|
|
ности |
215
Материалов на монтаж двигателя Мощнбстью 560(3— 8000 кВт приведена в табл. 19-4.
До начала сборки двигателей монтажному персона лу следует детально ознакомиться с проектом установки насосного агрегата и с технической документацией, от правляемой на каждый двигатель: комплектом узловых чертежей, установочным чертежом и общим видом ма шины; техническим описанием конструкции двигателя; инструкцией по монтажу и эксплуатации двигателя; пас портом машины и протоколом заводских испытаний.
Хорошее знание монтажным персоналом тех или иных особенностей двигателей способствует высококаче ственному ведению монтажных работ.
Глава двадцатая
МОНТАЖ СТАТОРА, НИЖНЕЙ КРЕСТОВИНЫ И РОТОРА
20-1. СБОРКА ФУНДАМЕНТНЫХ ПЛИТ, НИЖНЕЙ КРЕСТОВИНЫ И СТАТОРА
Базой для сборки двигателя является вал насоса, ко торый к началу монтажа двигателя должен быть отцент рирован относительно вертикальной оси фундамента и выверен строго в вертикальном положении. При этом вал насоса установлен и закреплен ниже рабочей отмет ки на высоту центрирующего буртика фланца вала на соса или двигателя плюс 2—3 мм (всего 12—15 мм). Та кой способ монтажа вертикальных двигателей является наиболее рациональным в первую очередь для сборки крупных машин, поскольку вертикальная ось вала насо са позволяет осуществлять правильную установку и вы верку крупных узлов машины без последующей пере движки узлов в собранной машине.
Основной задачей при монтаже статора, ротора, верх ней грузонесущей и нижней крестовин является совме щение оси внутренней поверхности статора, осей кресто вин и оси вала двигателя с осью вала насоса и правильная выверка горизонтального положения верхних плоскостей статора и крестовин. Необходимо также обеспе чить взаимную установку всех узлов двигателя так, что бы их оси в горизонтальной плоскости совпадали с ося ми фундамента, а именно: с осью х — вдоль насосной
216
станции и осью у — поперек нее. Для облегчения выпол нения этой операции при монтаже на чертежах узлов двигателя указывается условная линия сборки их, обоз начаемая «радиальная линия сборки», которая ориенти рована относительно выводов обмотки статора, разъема статора (у двигателей большой мощности) и т. д.
До начала сборки узлов на фундаменте проверяются его соответствие размерам, заданным в габаритно-уста-
Рис. 20-1. Сборка статора с нижисн крестовиной и плитами двига
|
телей 15—17-го габаритов |
на фундаменте. |
|
||
/ — статор; |
2 — крестовина |
нижняя; |
3 — плита |
фундаментная; 4 — клинья ка |
|
сательные; |
5 —-прокладки |
стальные; |
б — домкрат пинтовой; 7 — гнездо |
направ |
|
ляющего подшипника; 5 — струна |
(^=0,3^0,5 |
мм) отцентрированная |
с осью |
||
|
|
вала насоса. |
|
|
новочном чертеже двигателя, правильность расположення колодцев для анкерных болтов и высотные отметки опорных площадок, па которые устанавливаются фунда ментные плиты статора и нижней крестовины, относи тельно фланца вала насоса.
У синхронных и асинхронных двигателей 15—17-го габаритов (мощностью до 3200 кВт) статор устанавли вают в сборе с фундаментными плитами и нижней кре стовиной, которая на заводе-изготовителе машин отцент рирована относительно внутренней поверхности сердеч ника статора п защтифтована четырьмя штифтами (рис.
217