Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

должна быть полностью восстановлено. Следует обеспе­ чить плотный контакт всех соединений путем равномер­ ной обтяжки соединительных болтов и убедиться1в от­ сутствии зазоров щупом 0,03 мм. После ревизии1болты и гайки контрятся стопорными планками. В тех случаях, когда соединение демпферной системы выполнено брон-

Рис. 20-5. Кантовка и транспортировка ротора краном.

/ — хомут; 2 — запорное кольцо; 3 — фланец монтажный для ВДС 325.

зовыми болтами, нельзя производить замену их на сталь­ ные или латунные.

В роторе проверяется витковая изоляция катушек полюсов напряжением промышленной частоты, как это указано ниже.

До введения ротора в статор (для облегчения даль­ нейшей сборки) целесообразно проверить шабровку сег­ ментов нижнего направляющего подшипника по втулке, установленной на вал, и подготовить гидравлические или винтовые домкраты к установке ротора. Определив по чертежам или путем непосредственного измерения раз­ мер по оси ротора до нижней опорной плоскости, кото­ рой ротор опирается на домкраты, вывинчивают винты

15—730

225

домкратов на такую высоту, чтобы после опускания ро­ тора фланец вала оказался па проектной отметке.

Кантовку ротора в вертикальное положение, перевоз­ ку и опускание его в статор производят с помощью при­ способления, показанного на рис. 20-5. На конец вала, предназначенного для посадки втулки подпятника, вре­ менно надевается хомут и закрепляется разрезным коль­ цом, устанавливаемым в кольцевой выточке вала. При кантовке ротора фланец вала должен опираться на шпальную клеть пли сварную подставку, на которой ук­ реплены деревянные брусья, и иметь надежный упор, чтобы исключить перемещение фланца при подъеме ро­ тора, предохраняя фланец от ударов и деформаций.

Для предотвращения повреждения активной стали и обмотки статора при опускании ротора в четырех диа­ метрально' расположенных местах между ротором и внут­ ренней поверхностью статора прокладывают деревян­ ные или прессшпановые прокладки толщиной 5—6 мм. С помощью подъемного приспособления ротор краном опускают в статор и опирают его на домкраты, добива­ ясь минимального смещения его вертикальной оси от оси насоса (до 2—3 мм).

Убедившись в правильном положении фланца по вы­ соте или после дополнительной регулировки высотного положения ротора, снимают монтажное приспособление

свала.

Вдвигателях с разборным ротором, когда вал с на­ саженной на валу втулкой выполнены отъемными, сое­ динение остова ротора с втулкой осуществляется призонными коническими винтами и его сборку производят на монтажной площадке. После кантовки вала в верти­ кальное положение с помощью подъемного хомута он устанавливается на опорную плиту, заделанную в бетон

монтажной площадки, и фланец крепится к плите вре­ менными болтами. Установив ротор на втулку по завод­ ской маркировке с помощью монтажных штифтов и бол­ тов, запрессовывают ротор на свое посадочное место и соединяют со втулкой вала призонными шпильками; гай­ ки контрят предохранительными шайбами. Собранный ротор с помощью подъемного приспособления устанав­ ливают в статор, оперев его на домкраты.

В ряде случаев не предоставляется возможным осу­ ществить сборку ротора на монтажной площадке из-за недостаточной грузоподъемности крана или низкой высо-

226


Нл машинного зала насосной. В этом случае вал о п у с ­ кают в статор и опирают его втулкой нижнего направ­ ляющего подшипника на специальные монтажные крюки, укрепленные на обойме гнезда нижнего направляю­ щего подшипника (рис. 20-6). :На гидравлических дом­ кратах дополнительно устанавливают стальные про­ кладки толщиной 100—120 мм и на них опускают ротор.

Рис. 20-6. Приспособление для установки вала и сборки его

сротором.

Спомощью временных монтажных болтов осуществля­ ют посадку остова ротора на втулку и соединение призонными шпильками.

При монтаже асинхронных двигателей 14-го и 15-го габаритов, у которых масса ротора не превышает 2 т, его опускают в статор с помощью рым-болта, вварачиваемого в торец вала, и закрепляют к фланцу нижней крестовины с помощью разъемного приспособления, уста­ новленного в заточке вала. До введения его в статор проверяется крепление и расклиновка сердечника ро­ тора.

15*

227

Глава двадцать первая

СБОРКА ВЕРХНЕЙ КРЕСТОВИНЫ, ПОДПЯТНИКА, НАПРАВЛЯЮЩИХ ПОДШИПНИКОВ И ВЫВЕРКА ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА

21-1. СБОРКА ВЕРХНЕЙ КРЕСТОВИНЫ И ПОДПЯТНИКА

Верхние крестовины синхронных и асинхронных дви­ гателей 14—17-го габаритов, а также ВДС 325 после испытания машин на стенде завода фиксируются отно­ сительно статора призонными коническими штифтами. Это облегчает их монтаж и обеспечивает правильное положение масло- и водопровода, а также выводов теп­ лового контроля относительно радиальной линии сборки двигателя. У более крупных двигателей штифтовка пос­ ле испытаний чаще всего не производится, поскольку на месте установки приходится перемещать крестовину относительно статора при выверке общей линии валов насосного агрегата и получения равномерного воздушно­ го зазора. У этих двигателей на крестовине и статоре должна быть маркировка, задающая положение при установке.

Масляные ванны крестовин окрашены внутри масло­ стойким грунтом ГФ-020 ГОСТ 4056-63, поверхность ла­ кового покрытия должна быть чистой и гладкой. В тех случаях, когда заводская покраска оказывается нару­ шенной из-за длительного хранения крестовины на от­ крытом воздухе или по другим причинам, ванну следует очистить, протереть бензином или уайт-спиритом и вновь покрасить маслостойким грунтом.

Очищенная и подготовленная ванна проверяется ке­ росином на отсутствие течей в сварных швах соединения ванны с днищем, сварки внутренней выгородки, флан­ цев и других деталей. При этом внешние швы покрыва­ ются меловым водяным раствором, что позволяет легко обнаруживать течи. В случае выявления течей дефект­ ные швы зачищаются до чистого металла и только после этого производится их заварка. При установленной и закрепленной болтами к статору крестовине должно обеспечиваться горизонтальное положение верхнего опор­ ного кольца, что позволяет получить вертикальное поло­ жение выгородки ванны, осуществить сборку сегментов направляющего подшипника без перекосов и правиль­ ную центровку возбудителя в случае двигателя с прнст-

228


роенным к валу возбу­

 

 

дителем. Проверка осу­

 

 

ществляется

гидравли­

 

 

ческим

уровнем,

и от­

 

 

клонение

горизонталь­

 

 

ного

положения долж­

 

 

но находиться в пре­

 

 

делах

одного

деления.

 

 

Сборка

подпятника

 

 

двигателя

 

 

является

 

 

весьма

 

ответственной

 

 

монтажной

операцией.

 

 

Подпятник

восприни­

 

 

мает

 

 

значительные

 

 

усилия

 

при

работе

 

 

(давление на сегменты

 

 

25—40 кгс/см2) и рабо­

 

 

тает

в

 

неблагоприят­

 

 

ных

режимах

при

пу­

 

 

сках

и

отключениях

 

 

двигателя. После каж­

 

 

дого

отключения

 

дви­

 

 

гателя

от

сети

ротор

 

 

затормаживается

и за­

 

 

тем вращается в обрат­

 

 

ном

направлении

с

 

 

угонной

 

частотой

 

вра­

 

 

щения

(1,3 ч-1,6)/гн в

 

 

течение

 

5—15

 

мин.

 

 

Угонная

 

частота

 

вра­

 

 

щения и время работы

 

 

двигателя в этом режи­

 

 

ме в основном зависят

 

 

от конструктивного ис­

 

 

полнения

насоса

 

и на­

 

 

порного

 

водовода

на­

Рис.

21-1. Сборка подпятника двига­

сосной. Для нормаль­

телей

14—17-го габаритов, а также

ной работы подпятника

 

ВДС 325.

должны

выдерживать­

 

 

ся следующие условия:

 

перпендикулярности плоско­

1)

 

обеспечение строгой

сти трения вращающегося диска подпятника и верти­ кальной оси вала двигателя, а также отсутствие биения плоскости трения при работе;

229



2)правильная пригонка и установка опорных сегмен­ тов подпятника;

3)плотная посадка втулки подпятника на валу.

Сборка подпятника (рис. 21-1) начинается с провер­ ки правильности пригонки баббитовой поверхности сег-

Рис. 21-2. Приспособление для поворота ротора двигателя.

1— приспособление для поворота;

2 — шпонка; 3 — трос диаметром

12— 14

мм.

ментов к рабочей поверхности вращающегося диска. Зеркальная рабочая поверхность диска не должна иметь царапин, забоин и следов коррозии. Если обнаружива­ ются местные дефекты в виде забоин или коррозии, то их следует устранять путем зачистки мелкой наждачной шкуркой, смоченной турбинным маслом, и шлифовкой

230

пастой ГОИ. Шлифовка должна производиться равно­ мерно по окружности. Частота поверхности должна быть не ниже V8 и отклонение по толщине диска не более

0,05 мм.

Шабровку сегментов по подготовленной поверхности диска производят путем неоднократных перемещений их в прижатом состоянии по дуге окружности. Пригонка сегментов считается нормальной, если число «пятен» ка­ сания не менее 2—3 на 1см2 и площадь касания сегмента

Рис. 21-3. Размеры клиновых скосов па сегменты.

составляет около 80% его общей площади. У мощных двигателей со значительными нагрузками на подпят­ ник сегменты имеют большую площадь и окончатель­ ную проверку их прилегания следует выполнять в нагру­ женном состоянии, т. е. после опускания ротора на подпятник. Поворот ротора на 1—2 оборота осуществляет­ ся с помощью специального приспособления (рис. 21-2), используемого также для центровки вала двигателя с валом насоса. На кольцевой швеллер наматывают 3— 4 витка стального троса диаметром 12—14 мм, а конец троса укрепляется к приспособлению скобой. Второй ко-

231

 

 

 

 

 

 

нец троса через блок под­

 

 

 

 

 

 

вешивают к крюку крана,

 

 

 

 

 

 

и его подъемом осущест­

 

 

 

 

 

 

вляют

вращение

ротора.

 

 

 

 

 

 

У двигателей

мощностью

 

 

 

 

 

1 3200 кВт и менее врагце-

 

 

 

 

-■2

ние

ротора производится

 

 

 

 

-

вручную с помощью кре-

 

 

 

 

стовипы, привернутой к

 

 

 

 

 

 

верхнему

торцу

вала.

 

 

 

 

 

 

При проверке шабров­

 

 

 

 

 

 

ки сегментов особое вни­

 

 

 

 

 

 

мание

обращается

па

 

 

 

 

 

 

правильность

скосов

для

 

 

 

 

 

 

захода масла, что являет­

 

 

 

 

 

 

ся важным фактором для

 

 

 

 

 

 

образования

масляной

 

 

 

 

 

 

пленки между

сегмента­

 

 

 

 

 

 

ми и диском

подпятника

 

 

 

 

 

 

при

 

работе

двигателя.

 

 

 

 

 

 

Скосы

для

захода масла

 

 

 

 

 

 

должны быть расположе­

 

 

 

 

 

 

ны на набегающих сторо­

 

 

 

 

 

 

нах

сегментов

и иметь

 

 

 

 

 

 

плавный переход к пло­

 

 

 

 

 

 

скости

трения.

На

рис.

 

 

 

 

 

 

21-3 представлены разме­

 

 

 

 

 

 

ры скосов сегментов в за­

 

 

 

 

 

 

висимости от радиальных

Рис. 21-4. Сборка подпятника дьи-

 

размеров

сегментов.

В

 

двигателях с частыми пу­

гателей типов ВДС 375 и ВДС 425.

 

сками

и высокой угонной

/ — сегмент;

2 — диск;

3 — винт

опор­

 

ный; 4 — винт;

5 — планка контрящая;

 

частотой вращения скосы

5 —планка

упорная;

7 — винт

для

 

выполняются

также

на

предохранения

сегмента от «прилипа­

 

ния* к диску

при подъеме ротора.

 

сбегающих

сторонах

сег­

ментов.

Опорные болты сегментов подпятника должны ввер­ тываться по возможности с одинаковым усилием. Резь­ ба болтов смазывается техническим вазелином или дру­ гой смазкой. Сегменты подпятника устанавливаются на опорные болты на 3—5 мм ниже размера, указанного на чертеже. Для выравнивания давления всех сегментов над головками опорных болтов прокладываются круглые медные шайбы толщиной 2—3 мм. Установленные

232