Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 0
20-1). В этих машинах производить дополнительную центровку нижней крестовины не требуется. У двигате лей больших габаритов (мощностью 4000 кВт и выше) сборку начинают с нижней крестовины и фундаментных плит (рис. 20-2), а затем устанавливают статор.
К лапам нижней крестовины присоединяют фунда ментные плиты так, чтобы лапы опирались всей опорной
Рис. 20-2. Сборка статора, нижней крестовины с фундаментными плитами синхронного двигателя 18-го габарита и более на фунда менте.
/ — статор; 2 — крестовина нижняя; 3 — плита фундаментная; 4 — клинья каса тельные; 5 — прокладки стальные; 6 — домкрат гидравлический.
плоскостью на опорные выступы фундаментных плит. При установке крестовины с плитами на фундамент под каждую фундаментную плиту устанавливаются по две пары касательных клиньев (уклон 1:50) суммарной тол щиной 50—60 мм и стальные прокладки под ними тол щиной 12—20 мм. Площадь прокладок выбирается та кой, чтобы давление на бетон с учетом реакции воды на колесо насоса было не выше 20—25 кгс/см2.
Площадки фундамента для установки клиньев и про кладок выравнивают и проверяют по уровню, чтобы обеспечить горизонтальное положение клцнрев,
т
Остальная часть поверхности бетона под плитаШ! Должна быть очищена и иметь шероховатую поверхность для обеспечения хорошего схватывания бетонной под ливки с фундаментом.
Крестовина с плитами центрируется по высотной от метке и по вертикальной оси агрегата. При центровке ее относительно вертикальной оси насосного агрегата базой является внутренняя цилиндрическая поверхность гнезда направляющего подшипника, что в дальнейшем облегчает сборку сегментов подшипника. С помощью касательных клиньев осуществляют регулировку высот ного положения верхних опорных площадок фундамент ных плит, которые должны находиться в одной плоско сти относительно высотной проектной отметки и выве
рены в горизонтальном положении по |
уровню |
или |
|
нивелиру, по двум осям насосной |
(по осям х и у). |
|
|
В двигателях типа ВДС 425 (внешний диаметр сер |
|||
дечника статора DBn=4 250 мм) |
статор |
и нижняя |
кре |
стовина устанавливаются на отдельные фундаментные плитки. Под каждую фундаментную плиту статора уста навливаются, как было показано выше, по четыре пары касательных клиньев, а под плитами нижней крестови ны две пары, а центровка статора и крестовины осуще ствляется независимо.
Из-за большой массы двигателей типов ВДС 375 и ВДС 425 ( D B h = 3750 и 4250 мм) и большой осевой на грузки на верхние грузонесущие крестовины эти двига тели устанавливаются на шесть фундаментных плит, а двигатели меньшего габарита на четыре.
На лапах нижних крестовин двигателей 18-го габари та и выше установлены гидравлические домкраты, пока занные на рис. 20-2, а у двигателей меньшего габарита— винтовые домкраты, которые используются при монтаже ротора или для подъема ротора при ревизии подпятника. При сборке следует произвести ревизию домкратов, об ратив внимание на плотное прилегание манжет к цилинд ру, на свободное без дополнительных усилий опускание поршня в цилиндре после снятия давления масла. У вин товых домкратов производится проверка свободного вра щения винтов и их смазка турбинным или машинным маслом.
Статор устанавливается на фундаментные плиты и центрируется по оси агрегата, после чего его крепят бол тами к плитам. Следует отметить целесообразность точ
219
ной центровки расточки статора относительно вертикаль ной оси насосного агрегата, чтобы исключить в дальней шем трудоемкую операцию по дополнительной центровке его в собранном двигателе для выверки зазора.
Центровка статора осуществляется путем измерения расстояния между отвесной струной, натянутой вдоль оси агрегата, и пакетами сердечника статора. При длине сердечника до 1000 мм измеряются расстояния до верх него и нижнего пакетов, а при длине свыше 1000 мм — до верхнего, среднего и нижнего пакетов. Количество точек измерения на каждом пакете должно быть не ме нее четырех — по двум взаимно перпендикулярным диа метрам, а у двигателей с внутренним диаметром статора 2500 мм — не менее шести точек. Измерение произво дится при помощи специальной штанги с микрометриче ской головкой. Допустимые отклонения от средней вели чины всех измерений не должны превышать ±5% рас четного воздушного зазора для синхронных двигателей и ±8% для асинхронных двигателей и синхронных двигаселей с разъемным статором. Последние являются тихо
ходными (с числом полюсов 24 |
и менее), и отклонения |
|||
величины |
воздушного |
зазора |
под всеми |
полюсами |
в меньшей мере сказываются на |
вибрацию, |
чем у бы |
||
строходных |
двигателей. |
Неравномерность |
воздушного |
зазора также влияет на величину уравнительного тока, протекающего по обмотке статора, если она состоит из нескольких параллельных ветвей. Поскольку чаще всего у двигателей обмотки статоров выполняются распреде ленными, токи в ветвях при неравенстве зазоров под по люсами будут отличаться мало.
У двигателей с разъемным статором в некоторых слу чаях при транспортировке или вследствие неправильно го хранения может нарушиться цилиндрическая форма внутренней поверхности статора.
Если эксцентричность внутренней поверхности стато ра превышает указанные выше нормы, то с помощью винтовых стяжек и гидравлических домкратов придают половинам статора цилиндрическую форму и затем сое диняют их болтами, установив предварительно в разъ емах призонные штифты. На стыках разъемов сердечни ка статора устанавливают прессшпановые прокладки толщиной 0,5—1 мм для исключения электрического за мыкания стыков разрезных сегментов сердечника и обес печения плотной стыковки его.
220
Одновременно с центровкой вертикальной оси статора гидравлическим уровнем проверяется также горизон тальное положение верхнего обработанного кольца ста нины по осям х и у в зоне крепления лап верхней грузонесущей крестовины. В тех случаях, когда не обеспечи вается строгая перпендикулярность вертикальной оси расточки статора относительно горизонтальной плоско сти, обычно находят среднее положение, при котором отклонение вертикальной оси позволяет получить разни цу измерений положения внутренней поверхности стато ра относительно отвесной струны не выше нормы. При большей разнице целесообразно выверять точно верти кальную ось статора, а регулировку горизонтального по ложения площадок для установки верхней крестовины осуществлять путем установки прокладок под лапы кре стовины.
Особое внимание при монтаже статора уделяется обеспечению целостности обмотки статора, предохране нию ее от механических повреждений и загрязнения. После выверки статора следует тщательно очистить и продуть сжатым воздухом лобовые части обмотки, вен тиляционные каналы сердечника статора.
При неудовлетворительном хранении двигателя воз можно повреждение лаковой пленки обмотки. В таких случаях лобовые части обмотки очищаются бензином, насухо вытираются неворспстым материалом, а затем покрываются покровным изоляционным лаком воздуш ной сушки такого цвета, каким был ранее покрыт ста тор.
При черном покрытии обмотка покрывается масляно битумным лаком БТ-99 (ГОСТ 8017-56), а при красном или сером покрытии соответственно эмалями ГФ 92-ХК или ГФ 92-ХС. Следует иметь в виду, что лаковое по крытие может наноситься только на обмотку с неувлажненной изоляцией, а в тех случаях, когда изоляция ув лажнена, обмотка предварительно подвергается сушке.
Двигатели большой мощности (18-го габарита и вы ше) выполняются с шинными выводами, которые сни маются на время транспортирования для уменьшения габарита статора. При сборке машины выводные шины присоединяются к токособирательным шинам обмотки болтами, припаиваются оловянистым припоем ПОС-40 и крепятся зажимными колодками к статору (рис. 20-3). Места соединений шин следует изолировать, учитывая
221
Малые электрические расстояния между шинами разных фаз.
При сборке статора крупного двигателя с разъемным статором укладка стержней или катушек на разъемах статора производится по заводской технологической ин струкции. Нагрев катушек или стержней с микалентной
Вид Л
Рис. 20-3. Сборка выводных шин обмотки статора двигателей 18-го габарита и более.
/ — ш и п а в ы в о д н а я ; 2 — ш и н а с о е д и н и т е л ь н а я ; 3 — и з о л я ц и я со е д и н е н и я ш ин ( м и к а л е н т а то л щ и н о й 0.17 м м , 8 с л о е в и с т е к л я н н а я л е н т а т о л щ и н о й 0,2 мм , о д и н с л о й в п о л н а х л е с т а ); -/ — з а ж и м н а я к о л о д к а .
изоляцией перед укладкой осуществляется током или
вспециально сооружаемой нагревательной установке. Выводы обмотки статора должны иметь маркировку
согласно ГОСТ 183-66, а именно: начало первой фазы CJ, второй С2, третьей СЗ и соответственно маркировку концов фаз С4, С5 и С6. Если обмотка состоит из не скольких параллельных ветвей, обозначение такое же, как у простой обмотки, и дополнительно цифрами впе реди обозначения фазы указываются номера параллель ных ветвей, например 1С1, 2С1, ЗС1 и т. д. — начала параллельных ветвей первой фазы и 1С4, 2С4, ЗС4 и т. д.— концы этих ветвей той же фазы. Аналогично обоз начаются ветви второй и третьей фаз.
При сборке обмоток двигателей с разъемным стато ром после соединения и пайки обмотки проверяют ра венство сопротивления всех фаз при постоянном токе.
222
При подключении выводов к шинам распределительно го устройства необходимо обеспечить правильное чере дование фаз согласно обозначениям установочного чер
тежа.
Для контроля температуры нагрева обмотки и актив ной стали статора в пазах уложены термометры сопро-
Вид Л
Рис. 20-4. Схема расположения термометров сопротивления для измерения нагрева обмотки сердечника статора.
/ — те р м о м е т р ы с о п р о т и в л е н и я д л я и з м е р е н и я т е м п е р а т у р ы о б м о тк и ; 2 — т е р
м о м е т р ы со п р о т и в л е н и я |
д л я и з м е р е н и я т е м п е р а т у р ы с е р д е ч н и к а ; 3 — п р о в о д |
П Т С Д |
2X0,75 м м 2; 4 — в т у л к а ; 5 — п а н е л ь . |
тивлеипя, выводы которых подключены к клеммнику, установленному на обшивке статора (рис. 20-4). При сборке проверяется целостность проводки от термомет ров сопротивления до клеммника. Если обнаруживает ся обрыв цепи термометров, проверяют пайку выводных концов термометра с проводами соединительного кабе ля, тщательно вновь их пропаивают и изолируют. Сам кабель должен быть выполнен экранированным и обо лочка его надежно заземлена на случай, если произой дет пробой изоляции обмотки в пазах, где уложены тер мометры сопротивления.
В двигателях с замкнутым циклом вентиляции уста навливают на статор воздухоохладители, обеспечивая
223
плотное прилегание их к обшивке статора или фланцам патрубков. Допустимые местные зазоры 1—2 мм, а при большей величине зазоры устраняют установкой резино вых прокладок. Воздухоохладители предварительно подвергают гидравлическому испытанию давлением 5 кгс/см2 в течение 10—15 мин. Утечки воды в местах развальцовки трубок, в сварочных швах крышек и уплот нениях не допускаются и должны полностью устраняться. Если вода протекает через места заделки трубок в труб ных досках, то течь устраняют дополнительной разваль цовкой трубок. В случае повреждения отдельных трубок и невозможности их исправления они заглушаются с обоих концов деревянными или стальными пробками. Поскольку воздухоохладители выполняются с запасом охлаждающей поверхности не менее 10%, исключение нескольких трубок (до 5%) не влияет на охлаждение машины. При большем количестве поврежденных тру бок, охладитель заменяют резервным.
Разность температур воды, нагретой в воздухоохла дителе, и холодной воды, входящей в него, не должна превышать 10°С. Воздухоохладители выполняются обыч но четырехструйными, а по воде чаще всего соединяются в группы по два последовательно. При этом обеспечива ются указанная разность температуры и минимальный расход воды.
20-2. СБОРКА РОТОРА
Одновременно со сборкой узла статора, на монтаж ной площадке следует осуществлять подготовительные работы к установке ротора. Производится расконсерва ция и очистка ротора и ревизия его. Особо важное зна чение для надежной работы крупных синхронных двига телей имеет надежное соединение демпферной обмотки полюсов. В первую очередь это относится к двигателям, устанавливаемых на объектах, где требуется произво дить частые пуски машин. При пуске двигателей в демп ферных сегментах и соединениях протекают большие токи. Чтобы обеспечить хороший контакт, поверхности соединений в крупных машинах чаще всего выполняются с серебряным покрытием, а в машинах меньшей мощно сти— луженными ПОС-40. Необходимо проверить, не нарушено ли покрытие контактных поверхностей сегмен тов и накладок, а в случае их повреждения из-за неудов летворительного хранения покрытие этцх поверхностей
224