Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20-1). В этих машинах производить дополнительную центровку нижней крестовины не требуется. У двигате­ лей больших габаритов (мощностью 4000 кВт и выше) сборку начинают с нижней крестовины и фундаментных плит (рис. 20-2), а затем устанавливают статор.

К лапам нижней крестовины присоединяют фунда­ ментные плиты так, чтобы лапы опирались всей опорной

Рис. 20-2. Сборка статора, нижней крестовины с фундаментными плитами синхронного двигателя 18-го габарита и более на фунда­ менте.

/ — статор; 2 — крестовина нижняя; 3 — плита фундаментная; 4 — клинья каса­ тельные; 5 — прокладки стальные; 6 — домкрат гидравлический.

плоскостью на опорные выступы фундаментных плит. При установке крестовины с плитами на фундамент под каждую фундаментную плиту устанавливаются по две пары касательных клиньев (уклон 1:50) суммарной тол­ щиной 50—60 мм и стальные прокладки под ними тол­ щиной 12—20 мм. Площадь прокладок выбирается та­ кой, чтобы давление на бетон с учетом реакции воды на колесо насоса было не выше 20—25 кгс/см2.

Площадки фундамента для установки клиньев и про­ кладок выравнивают и проверяют по уровню, чтобы обеспечить горизонтальное положение клцнрев,

т

Остальная часть поверхности бетона под плитаШ! Должна быть очищена и иметь шероховатую поверхность для обеспечения хорошего схватывания бетонной под­ ливки с фундаментом.

Крестовина с плитами центрируется по высотной от­ метке и по вертикальной оси агрегата. При центровке ее относительно вертикальной оси насосного агрегата базой является внутренняя цилиндрическая поверхность гнезда направляющего подшипника, что в дальнейшем облегчает сборку сегментов подшипника. С помощью касательных клиньев осуществляют регулировку высот­ ного положения верхних опорных площадок фундамент­ ных плит, которые должны находиться в одной плоско­ сти относительно высотной проектной отметки и выве­

рены в горизонтальном положении по

уровню

или

нивелиру, по двум осям насосной

(по осям х и у).

 

В двигателях типа ВДС 425 (внешний диаметр сер­

дечника статора DBn=4 250 мм)

статор

и нижняя

кре­

стовина устанавливаются на отдельные фундаментные плитки. Под каждую фундаментную плиту статора уста­ навливаются, как было показано выше, по четыре пары касательных клиньев, а под плитами нижней крестови­ ны две пары, а центровка статора и крестовины осуще­ ствляется независимо.

Из-за большой массы двигателей типов ВДС 375 и ВДС 425 ( D B h = 3750 и 4250 мм) и большой осевой на­ грузки на верхние грузонесущие крестовины эти двига­ тели устанавливаются на шесть фундаментных плит, а двигатели меньшего габарита на четыре.

На лапах нижних крестовин двигателей 18-го габари­ та и выше установлены гидравлические домкраты, пока­ занные на рис. 20-2, а у двигателей меньшего габарита— винтовые домкраты, которые используются при монтаже ротора или для подъема ротора при ревизии подпятника. При сборке следует произвести ревизию домкратов, об­ ратив внимание на плотное прилегание манжет к цилинд­ ру, на свободное без дополнительных усилий опускание поршня в цилиндре после снятия давления масла. У вин­ товых домкратов производится проверка свободного вра­ щения винтов и их смазка турбинным или машинным маслом.

Статор устанавливается на фундаментные плиты и центрируется по оси агрегата, после чего его крепят бол­ тами к плитам. Следует отметить целесообразность точ­

219



ной центровки расточки статора относительно вертикаль­ ной оси насосного агрегата, чтобы исключить в дальней­ шем трудоемкую операцию по дополнительной центровке его в собранном двигателе для выверки зазора.

Центровка статора осуществляется путем измерения расстояния между отвесной струной, натянутой вдоль оси агрегата, и пакетами сердечника статора. При длине сердечника до 1000 мм измеряются расстояния до верх­ него и нижнего пакетов, а при длине свыше 1000 мм — до верхнего, среднего и нижнего пакетов. Количество точек измерения на каждом пакете должно быть не ме­ нее четырех — по двум взаимно перпендикулярным диа­ метрам, а у двигателей с внутренним диаметром статора 2500 мм — не менее шести точек. Измерение произво­ дится при помощи специальной штанги с микрометриче­ ской головкой. Допустимые отклонения от средней вели­ чины всех измерений не должны превышать ±5% рас­ четного воздушного зазора для синхронных двигателей и ±8% для асинхронных двигателей и синхронных двигаселей с разъемным статором. Последние являются тихо­

ходными (с числом полюсов 24

и менее), и отклонения

величины

воздушного

зазора

под всеми

полюсами

в меньшей мере сказываются на

вибрацию,

чем у бы­

строходных

двигателей.

Неравномерность

воздушного

зазора также влияет на величину уравнительного тока, протекающего по обмотке статора, если она состоит из нескольких параллельных ветвей. Поскольку чаще всего у двигателей обмотки статоров выполняются распреде­ ленными, токи в ветвях при неравенстве зазоров под по­ люсами будут отличаться мало.

У двигателей с разъемным статором в некоторых слу­ чаях при транспортировке или вследствие неправильно­ го хранения может нарушиться цилиндрическая форма внутренней поверхности статора.

Если эксцентричность внутренней поверхности стато­ ра превышает указанные выше нормы, то с помощью винтовых стяжек и гидравлических домкратов придают половинам статора цилиндрическую форму и затем сое­ диняют их болтами, установив предварительно в разъ­ емах призонные штифты. На стыках разъемов сердечни­ ка статора устанавливают прессшпановые прокладки толщиной 0,5—1 мм для исключения электрического за­ мыкания стыков разрезных сегментов сердечника и обес­ печения плотной стыковки его.

220


Одновременно с центровкой вертикальной оси статора гидравлическим уровнем проверяется также горизон­ тальное положение верхнего обработанного кольца ста­ нины по осям х и у в зоне крепления лап верхней грузонесущей крестовины. В тех случаях, когда не обеспечи­ вается строгая перпендикулярность вертикальной оси расточки статора относительно горизонтальной плоско­ сти, обычно находят среднее положение, при котором отклонение вертикальной оси позволяет получить разни­ цу измерений положения внутренней поверхности стато­ ра относительно отвесной струны не выше нормы. При большей разнице целесообразно выверять точно верти­ кальную ось статора, а регулировку горизонтального по­ ложения площадок для установки верхней крестовины осуществлять путем установки прокладок под лапы кре­ стовины.

Особое внимание при монтаже статора уделяется обеспечению целостности обмотки статора, предохране­ нию ее от механических повреждений и загрязнения. После выверки статора следует тщательно очистить и продуть сжатым воздухом лобовые части обмотки, вен­ тиляционные каналы сердечника статора.

При неудовлетворительном хранении двигателя воз­ можно повреждение лаковой пленки обмотки. В таких случаях лобовые части обмотки очищаются бензином, насухо вытираются неворспстым материалом, а затем покрываются покровным изоляционным лаком воздуш­ ной сушки такого цвета, каким был ранее покрыт ста­ тор.

При черном покрытии обмотка покрывается масляно­ битумным лаком БТ-99 (ГОСТ 8017-56), а при красном или сером покрытии соответственно эмалями ГФ 92-ХК или ГФ 92-ХС. Следует иметь в виду, что лаковое по­ крытие может наноситься только на обмотку с неувлажненной изоляцией, а в тех случаях, когда изоляция ув­ лажнена, обмотка предварительно подвергается сушке.

Двигатели большой мощности (18-го габарита и вы­ ше) выполняются с шинными выводами, которые сни­ маются на время транспортирования для уменьшения габарита статора. При сборке машины выводные шины присоединяются к токособирательным шинам обмотки болтами, припаиваются оловянистым припоем ПОС-40 и крепятся зажимными колодками к статору (рис. 20-3). Места соединений шин следует изолировать, учитывая

221

Малые электрические расстояния между шинами разных фаз.

При сборке статора крупного двигателя с разъемным статором укладка стержней или катушек на разъемах статора производится по заводской технологической ин­ струкции. Нагрев катушек или стержней с микалентной

Вид Л

Рис. 20-3. Сборка выводных шин обмотки статора двигателей 18-го габарита и более.

/ — ш и п а в ы в о д н а я ; 2 — ш и н а с о е д и н и т е л ь н а я ; 3 — и з о л я ц и я со е д и н е н и я ш ин ( м и к а л е н т а то л щ и н о й 0.17 м м , 8 с л о е в и с т е к л я н н а я л е н т а т о л щ и н о й 0,2 мм , о д и н с л о й в п о л н а х л е с т а ); -/ — з а ж и м н а я к о л о д к а .

изоляцией перед укладкой осуществляется током или

вспециально сооружаемой нагревательной установке. Выводы обмотки статора должны иметь маркировку

согласно ГОСТ 183-66, а именно: начало первой фазы CJ, второй С2, третьей СЗ и соответственно маркировку концов фаз С4, С5 и С6. Если обмотка состоит из не­ скольких параллельных ветвей, обозначение такое же, как у простой обмотки, и дополнительно цифрами впе­ реди обозначения фазы указываются номера параллель­ ных ветвей, например 1С1, 2С1, ЗС1 и т. д. — начала параллельных ветвей первой фазы и 1С4, 2С4, ЗС4 и т. д.— концы этих ветвей той же фазы. Аналогично обоз­ начаются ветви второй и третьей фаз.

При сборке обмоток двигателей с разъемным стато­ ром после соединения и пайки обмотки проверяют ра­ венство сопротивления всех фаз при постоянном токе.

222


При подключении выводов к шинам распределительно­ го устройства необходимо обеспечить правильное чере­ дование фаз согласно обозначениям установочного чер­

тежа.

Для контроля температуры нагрева обмотки и актив­ ной стали статора в пазах уложены термометры сопро-

Вид Л

Рис. 20-4. Схема расположения термометров сопротивления для измерения нагрева обмотки сердечника статора.

/ — те р м о м е т р ы с о п р о т и в л е н и я д л я и з м е р е н и я т е м п е р а т у р ы о б м о тк и ; 2 — т е р ­

м о м е т р ы со п р о т и в л е н и я

д л я и з м е р е н и я т е м п е р а т у р ы с е р д е ч н и к а ; 3 — п р о в о д

П Т С Д

2X0,75 м м 2; 4 — в т у л к а ; 5 — п а н е л ь .

тивлеипя, выводы которых подключены к клеммнику, установленному на обшивке статора (рис. 20-4). При сборке проверяется целостность проводки от термомет­ ров сопротивления до клеммника. Если обнаруживает­ ся обрыв цепи термометров, проверяют пайку выводных концов термометра с проводами соединительного кабе­ ля, тщательно вновь их пропаивают и изолируют. Сам кабель должен быть выполнен экранированным и обо­ лочка его надежно заземлена на случай, если произой­ дет пробой изоляции обмотки в пазах, где уложены тер­ мометры сопротивления.

В двигателях с замкнутым циклом вентиляции уста­ навливают на статор воздухоохладители, обеспечивая

223

плотное прилегание их к обшивке статора или фланцам патрубков. Допустимые местные зазоры 1—2 мм, а при большей величине зазоры устраняют установкой резино­ вых прокладок. Воздухоохладители предварительно подвергают гидравлическому испытанию давлением 5 кгс/см2 в течение 10—15 мин. Утечки воды в местах развальцовки трубок, в сварочных швах крышек и уплот­ нениях не допускаются и должны полностью устраняться. Если вода протекает через места заделки трубок в труб­ ных досках, то течь устраняют дополнительной разваль­ цовкой трубок. В случае повреждения отдельных трубок и невозможности их исправления они заглушаются с обоих концов деревянными или стальными пробками. Поскольку воздухоохладители выполняются с запасом охлаждающей поверхности не менее 10%, исключение нескольких трубок (до 5%) не влияет на охлаждение машины. При большем количестве поврежденных тру­ бок, охладитель заменяют резервным.

Разность температур воды, нагретой в воздухоохла­ дителе, и холодной воды, входящей в него, не должна превышать 10°С. Воздухоохладители выполняются обыч­ но четырехструйными, а по воде чаще всего соединяются в группы по два последовательно. При этом обеспечива­ ются указанная разность температуры и минимальный расход воды.

20-2. СБОРКА РОТОРА

Одновременно со сборкой узла статора, на монтаж­ ной площадке следует осуществлять подготовительные работы к установке ротора. Производится расконсерва­ ция и очистка ротора и ревизия его. Особо важное зна­ чение для надежной работы крупных синхронных двига­ телей имеет надежное соединение демпферной обмотки полюсов. В первую очередь это относится к двигателям, устанавливаемых на объектах, где требуется произво­ дить частые пуски машин. При пуске двигателей в демп­ ферных сегментах и соединениях протекают большие токи. Чтобы обеспечить хороший контакт, поверхности соединений в крупных машинах чаще всего выполняются с серебряным покрытием, а в машинах меньшей мощно­ сти— луженными ПОС-40. Необходимо проверить, не нарушено ли покрытие контактных поверхностей сегмен­ тов и накладок, а в случае их повреждения из-за неудов­ летворительного хранения покрытие этцх поверхностей

224