Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стороны (точка А) прокладок такой же толщины М между втулкой и диском, используя для этой цели мед­ ную или латунную фольгу. Применение в качестве про­ кладок электрокартона или кальки не допускается. Про­ кладки устанавливаются усту­ пами на'глубину не менее чем 2/3 диаметра диска (рис. 22-2).

Несмотря на относительную простоту выверки перпендику­ лярности вала с помощью кли­ новых прокладок, применение их следует по возможности ог­ раничить, так как при работе прокладки сминаются и цент­ ровка валов может нарушиться.

Одновременно

с

проверкой

 

радиального биения вала про­

 

веряют торцевое биение флан­

 

ца вала,

величина

которого не

 

должна

превышать

0,04

мм.

 

Оно

определяется

индикато­

 

ром

с изогнутым

наконечни­

 

ком,

устанавливаемым

на

 

планке, привернутой к фланцу

 

вала насоса, либо щупом отно­

 

сительно

одной

точки торца

Рис. 22-2. Установка клино­

фланца вала насоса при пово­

видных прокладок между

ротах ротора через 45°.

на

диском и втулкой подпят­

Биение фланца

вала

ника.

практике

определяют и путем

 

поворота ротора на 360°, устанавливая только два индикатора в одной вертикальной плоскости — один на втулке и другой на фланце. На наружной поверхности фланца вала, втулке и диске подпятника наносятся вер­ тикальные риски краской в восьми точках, равномерно расположенных на окружности. Риски нумеруются про­ тив вращения ротора двигателя.

В отличие от предыдущего способа ротор поворачи­ вается последовательно на 45° и биения вала отсчиты­ ваются по индикаторам восемь раз. После полного обо­ рота ротора стрелки индикаторов при правильном про­ ведении измерений должны вновь показывать начальное положение. В качестве примера в табл. 22-2 приведены данные измерения биений вала асинхронного двигателя.



 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

22-2

Измерение биений ф ланца

вала двигателя

при

повороте

ротора на 36')° (в сотых

долях

миллиметра)

 

 

 

 

 

Номера точек

 

7

8

Место измерения

 

2

3

4

5

6

Втулка подпятника

0

0

I

1

0

__9

1

0

Фланец вала

0

6

11

13

10

9

4

—2

Результирующее биение

0

(5

10

14

16

11

5

_2

Приведенные биения фланца

0

8

12

16

18

13

7

0

Величины биений в противоположных точках

(15,26,

3—7, 48) алгебраически вычитаются, в результате чего определяется абсолютная величина биения фланца и на­ правление максимального биения (между точками 4м 5).

Максимальная разность

показаний индикаторов рав­

на биениям фланца вала.

Для удобства определения

точки максимального биения и построения кривой бие­ ния подсчитывают приведенные биения, приняв макси­ мальную величину результирующего биения со знаком минус (—) за нуль. Найдя место и величину максималь­ ного биения вала и подсчитав допустимое биение вала в зависимости от отношения длины вала к наружному диаметру подпятника, определяют перпендикулярность диска подпятника к оси вала. Если обнаруживается неперпендикулярность, то ее устраняют шабровкой втулки на стороне максимального биения или установкой клино­ вых прокладок с противоположной стороны.

22-3. СОЕДИНЕНИЕ ВАЛОВ ДВИГАТЕЛЯ И НАСОСА

Для обеспечения правильного соединения валов про­ изводится прицентровка вала двигателя к валу насоса. При этом должна быть обеспечена установка двигателя в такое положение, при котором совпадают образующие фланцев обоих валов. Регулировка совпадения осей ва­ лов производится путем перемещения ротора по подпят­ нику, если требуемая величина перемещения не приводит к существенному нарушению равномерности воздуш­ ного зазора и коаксиальности внутренней расточки втул­ ки подпятника относительно выгородки. При значитель­ ном несовпадении осей валов (более 1 мм) регулировка осуществляется перемещением верхней крестовины в тре­ буемом направлении. Совмещение фланцев проверяется контрольной линейкой, устанавливаемой в четырех точ-

250


ках по Окружное™ фланцев и измерением зазоров Меж­ ду линейкой и фланцем с помощью щупов (рис. 22-3).

Несоосность валов двигателя и насоса допускается в пределах 0,06 мм при диаметре фланца до 600 мм и 0,1 мм при диаметре фланца 725 мм и более. Параллель­ ность фланцев валов достигается изменением взаимного положения касательных клиньев, установленных под фундаментными плитами, или установкой регулировоч­

ных

стальных прокладок

под

 

 

плитами.

Окончательная

до­

 

 

водка осуществляется

регули­

 

 

рованием

плоскости подпятни­

 

 

ка

путем

изменения

высоты

 

 

опорных болтов сегментов. Па­

 

 

раллельность торцов

фланцев

 

 

измеряется при помощи щупов

 

 

и мерной калиброванной план­

 

 

ки,

устанавливаемой

между

 

 

фланцами (рис. 22-3). Непарал­

Рис. 22-3. Прицентровка ва­

лельное™

фланцев

не

дол­

ла двигателя к валу насоса.

жна

превышать 0,03—0,05 мм

/ — вал

двигателя: 2 — щуп: 3 —

мерный

брусок: 4— вал насоса;

(меньшая

величина при

диа­

5 — лекальная линейка.

метре фланца до 600 мм).

Центровка валов двигателя и насоса должна произво­ диться с особой тщательностью у быстроходных машин

(750—1000 об/мин).

Для соединения валов ротор двигателя вращают на подпятнике до совпадения отверстий во фланцах валов двигателя и насоса, при котором обеспечивается мини­ мальное смещение отверстий. Перед подъемом ротора насоса торцы фланцев следует тщательно зачистить и убедиться в отсутствии забоин на их поверхности.

Вал насоса подтягивают к валу двигателя четырьмя временными болтами, выполненными с диаметром, умень­ шенным на 2—4 мм в сравнении с диметром рабочих болтов, и установленными равномерно по окружности. Для правильного совмещения отверстай при подъеме вала насоса в двух диаметрально расположенных отвер­ стиях устанавливаются временные болты с диаметром, близким к диаметру отверстий. После плотного сопри­ косновения фланцев свободные отверстия развертывают­ ся цилиндрическими развертками до требуемого диаме­ тра и устанавливаются призонные болты. При установке они должны быть смазаны ртутной мазью, что облег­

251


чает их вЫем при ремонте. Этой операций предшествует проверка правильности общей линии валов агрегата Операция развертывания отверстий весьма трудоемка, поэтому в тех случаях, когда для передачи вращающего момента допускается установка меньшего числа призонных болтов, они устанавливаются во фланцах через одно отверстие и временные болты устанавливаются в отвер­ стиях, не требующих развертывания.

Затягивание болтов производится путем вращения гаек диаметрально противоположных болтов, при этом добиваются затяжки всех болтов с равномерным уси­ лием. Плотность соединения фланцев проверяется щу­ пом 0,03 мм, наличие зазора не допускается.

У двигателей мощностью более десяти тысяч кило­ ватт, у которых фланцевые болты выполняются большо­ го диаметра (0 85 мм и более), затягивание болтов требует больших усилий, поэтому здесь должны приме­ няться специальные пневматические гайковерты.

Усилие затяжки болтов с нормальной метрической резьбой приближенно может быть подсчитано исходя из момента закручивания гайки по следующей формуле:

 

М ~ 0,22 /^[кгс • см],

 

 

где d — наружный

диаметр резьбы, см;

P —S a — натя­

жение болта, кгс;

5 — расчетное сечение

болта

по на­

резке, см2; ст — напряжение растяжения,

равное

1000—

1200 кгс/см2.

Задавшись длиной ключа с удлинительной трубой от оси болта (I, см), находят усилие, которое необходимо приложить к концу трубы:

22-4. ПРОВЕРКА ВЕРТИКАЛЬНОЙ ОСИ ВАЛОВ НАСОСНОГО АГРЕГАТА С ПОМОЩЬЮ СТРУН

После соединения валов, удаления прокладок и клиньев между вращающимися и неподвижными дета­ лями насоса производится проверка вертикального поло­ жения оси валов с помощью струн (рис. 22-4). Для этого на верхнем конце вала двигателя крепится крестовина, изолированная от вала с помощью гетинакса или дру­ гого изоляционного материала. К крестовине крепятся четыре струны из стальной калиброванной проволоки 0 0,3—0,5 мм, к концам которых подвешиваются грузы массы 6 кг (проволока 0,3 мм) и 15 кг (проволока

252