Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
стороны (точка А) прокладок такой же толщины М между втулкой и диском, используя для этой цели мед ную или латунную фольгу. Применение в качестве про кладок электрокартона или кальки не допускается. Про кладки устанавливаются усту пами на'глубину не менее чем 2/3 диаметра диска (рис. 22-2).
Несмотря на относительную простоту выверки перпендику лярности вала с помощью кли новых прокладок, применение их следует по возможности ог раничить, так как при работе прокладки сминаются и цент ровка валов может нарушиться.
Одновременно |
с |
проверкой |
|
||||
радиального биения вала про |
|
||||||
веряют торцевое биение флан |
|
||||||
ца вала, |
величина |
которого не |
|
||||
должна |
превышать |
0,04 |
мм. |
|
|||
Оно |
определяется |
индикато |
|
||||
ром |
с изогнутым |
наконечни |
|
||||
ком, |
устанавливаемым |
на |
|
||||
планке, привернутой к фланцу |
|
||||||
вала насоса, либо щупом отно |
|
||||||
сительно |
одной |
точки торца |
Рис. 22-2. Установка клино |
||||
фланца вала насоса при пово |
|||||||
видных прокладок между |
|||||||
ротах ротора через 45°. |
на |
диском и втулкой подпят |
|||||
Биение фланца |
вала |
ника. |
|||||
практике |
определяют и путем |
|
поворота ротора на 360°, устанавливая только два индикатора в одной вертикальной плоскости — один на втулке и другой на фланце. На наружной поверхности фланца вала, втулке и диске подпятника наносятся вер тикальные риски краской в восьми точках, равномерно расположенных на окружности. Риски нумеруются про тив вращения ротора двигателя.
В отличие от предыдущего способа ротор поворачи вается последовательно на 45° и биения вала отсчиты ваются по индикаторам восемь раз. После полного обо рота ротора стрелки индикаторов при правильном про ведении измерений должны вновь показывать начальное положение. В качестве примера в табл. 22-2 приведены данные измерения биений вала асинхронного двигателя.
№
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
22-2 |
||
Измерение биений ф ланца |
вала двигателя |
при |
повороте |
|||||
ротора на 36')° (в сотых |
долях |
миллиметра) |
|
|
||||
|
|
|
Номера точек |
|
7 |
8 |
||
Место измерения |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
Втулка подпятника |
0 |
0 |
I |
— 1 |
0 |
__9 |
— 1 |
0 |
Фланец вала |
0 |
6 |
11 |
13 |
10 |
9 |
4 |
—2 |
Результирующее биение |
0 |
(5 |
10 |
14 |
16 |
11 |
5 |
_2 |
Приведенные биения фланца |
0 |
8 |
12 |
16 |
18 |
13 |
7 |
0 |
Величины биений в противоположных точках |
(1—5,2—6, |
3—7, 4—8) алгебраически вычитаются, в результате чего определяется абсолютная величина биения фланца и на правление максимального биения (между точками 4м 5).
Максимальная разность |
показаний индикаторов рав |
на биениям фланца вала. |
Для удобства определения |
точки максимального биения и построения кривой бие ния подсчитывают приведенные биения, приняв макси мальную величину результирующего биения со знаком минус (—) за нуль. Найдя место и величину максималь ного биения вала и подсчитав допустимое биение вала в зависимости от отношения длины вала к наружному диаметру подпятника, определяют перпендикулярность диска подпятника к оси вала. Если обнаруживается неперпендикулярность, то ее устраняют шабровкой втулки на стороне максимального биения или установкой клино вых прокладок с противоположной стороны.
22-3. СОЕДИНЕНИЕ ВАЛОВ ДВИГАТЕЛЯ И НАСОСА
Для обеспечения правильного соединения валов про изводится прицентровка вала двигателя к валу насоса. При этом должна быть обеспечена установка двигателя в такое положение, при котором совпадают образующие фланцев обоих валов. Регулировка совпадения осей ва лов производится путем перемещения ротора по подпят нику, если требуемая величина перемещения не приводит к существенному нарушению равномерности воздуш ного зазора и коаксиальности внутренней расточки втул ки подпятника относительно выгородки. При значитель ном несовпадении осей валов (более 1 мм) регулировка осуществляется перемещением верхней крестовины в тре буемом направлении. Совмещение фланцев проверяется контрольной линейкой, устанавливаемой в четырех точ-
250
ках по Окружное™ фланцев и измерением зазоров Меж ду линейкой и фланцем с помощью щупов (рис. 22-3).
Несоосность валов двигателя и насоса допускается в пределах 0,06 мм при диаметре фланца до 600 мм и 0,1 мм при диаметре фланца 725 мм и более. Параллель ность фланцев валов достигается изменением взаимного положения касательных клиньев, установленных под фундаментными плитами, или установкой регулировоч
ных |
стальных прокладок |
под |
|
|
||
плитами. |
Окончательная |
до |
|
|
||
водка осуществляется |
регули |
|
|
|||
рованием |
плоскости подпятни |
|
|
|||
ка |
путем |
изменения |
высоты |
|
|
|
опорных болтов сегментов. Па |
|
|
||||
раллельность торцов |
фланцев |
|
|
|||
измеряется при помощи щупов |
|
|
||||
и мерной калиброванной план |
|
|
||||
ки, |
устанавливаемой |
между |
|
|
||
фланцами (рис. 22-3). Непарал |
Рис. 22-3. Прицентровка ва |
|||||
лельное™ |
фланцев |
не |
дол |
ла двигателя к валу насоса. |
||
жна |
превышать 0,03—0,05 мм |
/ — вал |
двигателя: 2 — щуп: 3 — |
|||
мерный |
брусок: 4— вал насоса; |
|||||
(меньшая |
величина при |
диа |
5 — лекальная линейка. |
метре фланца до 600 мм).
Центровка валов двигателя и насоса должна произво диться с особой тщательностью у быстроходных машин
(750—1000 об/мин).
Для соединения валов ротор двигателя вращают на подпятнике до совпадения отверстий во фланцах валов двигателя и насоса, при котором обеспечивается мини мальное смещение отверстий. Перед подъемом ротора насоса торцы фланцев следует тщательно зачистить и убедиться в отсутствии забоин на их поверхности.
Вал насоса подтягивают к валу двигателя четырьмя временными болтами, выполненными с диаметром, умень шенным на 2—4 мм в сравнении с диметром рабочих болтов, и установленными равномерно по окружности. Для правильного совмещения отверстай при подъеме вала насоса в двух диаметрально расположенных отвер стиях устанавливаются временные болты с диаметром, близким к диаметру отверстий. После плотного сопри косновения фланцев свободные отверстия развертывают ся цилиндрическими развертками до требуемого диаме тра и устанавливаются призонные болты. При установке они должны быть смазаны ртутной мазью, что облег
251
чает их вЫем при ремонте. Этой операций предшествует проверка правильности общей линии валов агрегата Операция развертывания отверстий весьма трудоемка, поэтому в тех случаях, когда для передачи вращающего момента допускается установка меньшего числа призонных болтов, они устанавливаются во фланцах через одно отверстие и временные болты устанавливаются в отвер стиях, не требующих развертывания.
Затягивание болтов производится путем вращения гаек диаметрально противоположных болтов, при этом добиваются затяжки всех болтов с равномерным уси лием. Плотность соединения фланцев проверяется щу пом 0,03 мм, наличие зазора не допускается.
У двигателей мощностью более десяти тысяч кило ватт, у которых фланцевые болты выполняются большо го диаметра (0 85 мм и более), затягивание болтов требует больших усилий, поэтому здесь должны приме няться специальные пневматические гайковерты.
Усилие затяжки болтов с нормальной метрической резьбой приближенно может быть подсчитано исходя из момента закручивания гайки по следующей формуле:
|
М ~ 0,22 /^[кгс • см], |
|
|
где d — наружный |
диаметр резьбы, см; |
P —S a — натя |
|
жение болта, кгс; |
5 — расчетное сечение |
болта |
по на |
резке, см2; ст — напряжение растяжения, |
равное |
1000— |
1200 кгс/см2.
Задавшись длиной ключа с удлинительной трубой от оси болта (I, см), находят усилие, которое необходимо приложить к концу трубы:
22-4. ПРОВЕРКА ВЕРТИКАЛЬНОЙ ОСИ ВАЛОВ НАСОСНОГО АГРЕГАТА С ПОМОЩЬЮ СТРУН
После соединения валов, удаления прокладок и клиньев между вращающимися и неподвижными дета лями насоса производится проверка вертикального поло жения оси валов с помощью струн (рис. 22-4). Для этого на верхнем конце вала двигателя крепится крестовина, изолированная от вала с помощью гетинакса или дру гого изоляционного материала. К крестовине крепятся четыре струны из стальной калиброванной проволоки 0 0,3—0,5 мм, к концам которых подвешиваются грузы массы 6 кг (проволока 0,3 мм) и 15 кг (проволока
252