Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

баритов) и частотами вращения от 600 до 1000 об/мин, которые по массе и габариту могут отправляться с пред­ приятий в собранном виде. В этом случае требуется про­ изводить только частичную ревизию двигателей и цен­ тровку фланцев валов.

Центровку двигателей в случае прибытия их в разо­ бранном виде целесообразно производить после полной сборки двигателя на фундаменте или на монтажной пло­ щадке в зависимости от грузоподъемности подъемных средств. Для обеспечения вертикального положения вала гидравлическим уровнем проверяют горизонтальное по­ ложение верхней торцевой плоскости втулки подпятника, осуществляя необходимую регулировку установкой стальных прокладок под фундаментными плитками. Про­ изводится присоединение вала насоса к валу двигателя и затем проверка общей линии вала индикаторами с по­ воротом ротора вручную на 360°. При необходимости осуществляют выверку подпятника или пригонку флан­ цевого соединения валов одним из способов, указанных выше. Учитывая относительно небольшие осевые нагруз­ ки в таких двигателях, исправление излома линии вала агрегата может быть выполнено более простым спосо­ бом— путем установки клиновых прокладок.

Глава двадцать третья

МОНТАЖ ЩИТОВ, ПЕРЕКРЫТИЙ, МАСЛО-

ИВОДОПРОВОДОВ, СБОРКА ВОЗБУДИТЕЛЯ

ИОКОНЧАНИЕ СБОРКИ ДВИГАТЕЛЯ

23-1. МОНТАЖ ЩИТОВ И ПЕРЕКРЫТИЙ

Во всех вертикальных электродвигателях вход охлаждающего воздуха в машину выполняется двусто­ ронним: сверху и снизу статора. Чтобы обеспечить пра­ вильное направление воздуха к вентиляторам и защиту лобовых частей от повреждений, устанавливаются воз­ духоразделяющие щиты. В двигателях с замкнутым циклом вентиляции имеются дополнительные перекры­ тия, ограничивающие объем воздуха, циркулирующего

внутри машины.

В асинхронных и синхронных двигателях мощностью до 2500 кВт устанавливается только верхний воздухо­ разделяющий щит, который крепится к лапам крестови­ ны и статору (рис. 23-1). Одновременно он служит пере-

260


Рис. 23-1. Сборка воздухоразделяющих щитов электродвигателей 15—17-го габаритов.

1 — верхний воздухоразделяющий

щит; 2 — прокладка под перекрытием (гети-

накс или дерево); 3 — козырек;

4 — угольник; 5 — шпилька; 6 — нижний воз­

духоразделяющий щит (устанавливается только у двигателей 2500—3200 кВт); <4=25-ь30 мм; 5 = 15-т-20 мм.

261

крытием для обслуживания верхней крестовины. При сборке щита необходимо выдерживать расстояние до об­ мотки статора не менее 50—60 мм и до вентилятора 25—30 мм. Поскольку активная длина этих двигателей не велика, эффективная вентиляция обеспечивается без нижнего воздухонаправляющего щита и воздух частично поступает в машину из шахты фундамента. Только в электродвигателях с мощностями 2500—3200 кВт уста­ навливаются нижний щит и в двигателях наружной уста­ новки — перекрытие, которое отделяет полностью вну­ тренний объем машин от подвального помещения.

В синхронных двигателях мощностью 3200 кВт и вы­ ше, выполняемых с замкнутым циклом вентиляции, воз­ духоразделяющие щиты устанавливаются сверху и сни­ зу статора (рис. 23-2). Щиты крепятся к верхнему и нижнему кольцам статора. Для исключения вибрации щитов и втягивания их внутрь при пуске машины, что может привести к задеванию вентилятора за щит, они должны надежно крепиться шпильками к лапам кресто­ вин. При сборке должны обеспечиваться определенные зазоры между щитами и вентиляторами ротора. По усло­ виям вентиляции эти зазоры должны быть минимальны­ ми — в пределах допусков, указанных на чертежах. Между нижним щитом и вентилятором зазор следует выдерживать в пределах 15—20 мм, а между верхним щитом и вентилятором из-за необходимости подъема ро­ тора при ревизии подпятника — в пределах 25—35 мм (большая величина для двигателей с внешним диамет­ ром сердечника статора 375 см и выше).

Чтобы обеспечить замкнутый объем для вентиляции машины в шахте фундамента устанавливается нижнее перекрытие, которое крепится к угольнику, заделанному по всему периметру в бетон фундамента. Перекрытие крепится к нижней крестовине шпильками и уплотняется по валу гетинаксовым кольцом. В перекрытии имеется открывающийся лаз для возможности осмотра и обслу­ живания нижней крестовины, домкратов и др.

Верхнее перекрытие выполняется из рифленой листо­ вой стали, собирается из сегментов, расположенных меж­ ду лапами крестовины, в пределах габарита статора и внешнего перекрытия, закрывающего верхнюю часть фундамента (рис. 23-3). Для его крепления в кромку фундамента заделывается кольцевой угольник, который укрепляется цементным раствором. Перекрытие должно

262


Рис. 23-2. Сборка воздухоразделяющих щитов дви­ гателей ВДС 325 и ВДС 375.

Г — верхний щит; 2 — нижний щит; 3 — планка; 4 и 6 — шпильки М16; 5 — планка; планки 3 и 5 привариваются к ла­ пам крестовин при монтаже.

собираться с минимальными зазорами между сегмента­ ми (1—2 мм), плотно прилегать к опорному угольнику и планкам для исключения подсоса внутрь машины за­ грязненного воздуха. Поверхность перекрытия следует

выполнять на уровне пола машзала

или выше

на

3—

5 см. В отдельных случаях, когда

машинный

зал

не

Рис. 23-3.

Верхнее перекрытие крупных синхронных двигателей

 

с замкнутым циклом вентиляции.

1 — кольцевой

угольник — опора; 2 и

3 — внутренние листы перекрытия (риф-

леная сталь толщиной б—8 мм);

4 и 5 — наружные листы; 6 — плитка;

7 — опора.

отапливается, можно производить частичный отбор на­ гретого воздуха для его обогрева в зимнее время. В этом случае на обшивке статора снимают четыре или шесть симметрично расположенных заглушек и к ним присое­ диняют патрубки, направляющие нагретый воздух в ма­ шинный зал, через окна в верхнем перекрытии машины. Если проектом окна в перекрытии не предусмотрены, их вырезают по месту и закрывают жалюзи или решетками,

264

й также открывают дверь для поступления воздуха в фундамент машины. В теплое время года двигатель должен работать с полностью замкнутой системой вен­

тиляции.

Окончательную сборку перекрытий производят после сборки масла- и водопроводов двигателя, предусмотрев в перекрытиях отверстия для пропуска труб.

23-2. СБОРКА МАСЛО- И ВОДОПРОВОДОВ

Внешние масло- и водопроводы двигателей собира­ ются при монтаже в соответствии с заводскими черте­ жами. Смазка и охлаждение подпятника и направляю­ щих подшипников осуществляется маслом, заключенным в объеме ванн верхней и нижней крестовин без внешней циркуляции его. Охлаждение масла производится встро­ енными в ваннах маслоохладителями, через трубки ко­ торых протекает охлаждающая вода. Поэтому масло­ проводы крестовин имеют вспомогательное применение для заполнения ванн маслом после монтажа, пополне­ ния его при работе, слива масла в резервную емкость при ревизии подпятника или смене масла, а также для предохранения от перезаполнения ванн путем слива из­ лишка масла через переливную трубку в сливной масло­ провод. Типовая схема масло- и водопровода мощных синхронных двигателей (4000 кВт и выше) показана на рис. 23-4. Как видно из рисунка, все трубы маслопро­ вода выполняются одинакового диаметра не более Н/г"- На сливных трубах установлены вентили, которые по­ зволяют осуществить слив масла из ванн крестовин, а также краны для взятия пробы масла. Чтобы исклю­ чить переполнение ванн маслом в процессе их наполне­ ния, у крупных двигателей на подающих трубах также устанавливаются вентили, которые закрываются после наполнения ванн маслом до требуемого уровня. В двига­ телях меньшей мощности (15—17-го габаритов) трубы маслопроводов применяются меньшего сечения — диа­ метром 1". В масляной ванне верхней крестовины встрое­ ны шесть или четыре маслоохладителей, которые в пер­ вом случае соединяются по воде в две параллельные группы, а во втором последовательно. В нижней кресто­ вине все маслоохладители соединяются по воде после­ довательно. У двигателей 15—18-го габаритов в ванне нижней крестовины маслоохладитель выполняется в ви­ де змеевика из латунной трубки диаметром 17—19 мм,

265


концы которой впаяны в штуцера, выведенные нарушу через днище нижней крестовины. До установки масло­ охладители испытываются водой давлением 4 кгс/см2 в течение 15 мин.

Ванна

Рис. 23-4. Принципиальная схема масло- и водопроводов крупного синхронного двигателя.

266

Вдвигателях типа ВДС 325 и больших, выполняемых

сзамкнутой системой вентиляции, водопроводы обеспе­ чивают питание охлаждающей водой воздухоохладите­ лей, предназначенных для охлаждения циркулирующего через машину воздуха.

Для охлаждения воздуха и масла мощных верти­ кальных двигателей требуется значительное количество воды. Если известны потери в машине, то потребный рас­ ход определяется по формуле

Q= 0,86P/Af,

где Р — потери, кВт; At — превышение температуры во­ ды, которое не должно быть более 6—8°С.

По рассчитанному расходу воды выбирается сечение водопровода. Чтобы исключить подачу в охладители чрезмерно холодной воды в зимнее время, что может вы­ звать отпотевание поверхности охладителей, следует пре­ дусмотреть частичную рециркуляцию нагретой воды, вы­ ходящей из охладителей в системе охлаждения. Для этого коллекторы холодной и нагретой воды соединя­ ются между собой задвижкой. Автоматический контроль работы водяной системы осуществляется электроконтактным манометром, который включает сигнал при прекра­ щении циркуляции волы в системе и термометрическими сигнализаторами, встроенными в машину и контроли­ рующими нагрев воздуха на выходе из охладителей. На автоматизированных насосных станциях также осущест­ вляется контроль уровня масла в ваннах крестовин с по­ мощью реле типа РП-40.

Основным требованием при сборке трубопроводов маслосистемы является обеспечение чистоты внутренних поверхностей труб и арматуры. После контрольной сбор­ ки и маркировки трубы снимаются и внутренние поверх­ ности труб тщательно очищаются от окалины и ржавчи­ ны ершами, соляркой и керосином. Очистка сильно за­ грязненных труб производится раствором ортофосфорной кислоты 10—15%-ной концентрации. Собранные во­ дяные трубопроводы должны испытываться гидравличе­ ским давлением 4 кгс/см2 в течение 15 мин.

Схема трубопроводов гидравлических домкратов крупных синхронных двигателей приведена на рис. 23-5. Гидравлическое давление при подъеме роторов двигате­ ля и насоса достигает 80—100 кгс/см2, поэтому сборка тоубопроводов должна производиться с большой тща­ тельностью обеспечивая плотность фланцевых и других

267


соединений, сварку соединений осуществляют высокока­ чественными электродами марки Э-50. Трубопроводы вы­ полняются из толстостенных бесшовных труб с внутрен­ ним диаметром 15—16 мм. После сборки трубопровод испытывается маслом давлением 150 кгс/см2 в течение

Рис. 23-5. Схема трубопроводов гидравлических домкратов.

/ — гидравлический домкрат; 2 — тройник; 3 — труба бесшовная */вн=15-г16 мм;

4 — скоба; 5 — фланец; 5 — вентиль запорный цапковый; 7 — медная уплотни­ тельная шайба.

10 мин. Поскольку подъем ротора производится на не­ большую высоту (15—20 мм) и внутренний объем дом­ кратов невелик, для подъема используется ручной маслонасос высокого давления, установленный на передвиж­ ном бачке. Обычно один насос используется для всех электродвигателей станции.

268

23-3. СБОРКА ВОЗБУДИТЕЛЯ, КОНТАКТНЫХ КОЛЕЦ, ТРАВЕРСЫ ЩЕТКОДЕРЖАТЕЛЕЙ

Крупные синхронные двигатели выполняются с при­ строенным машинным возбудителем, магнитная систе­ ма которого устанавливается на фланец верхней кресто­ вины, а якорь жестко прифланцован к торцу вала дви­ гателя (см. рис. 9-4). Сборка возбудителя начинается с установки и выверки якоря возбудителя. Торцевые по­ верхности вала двигателя и фланца вала якоря проверя­ ются локальной линейкой, а также измеряются диамет­ ры центрирующей заточки и выступа на валах. Допу­ стимый диаметральный зазор не более 0,1 мм. При креп­ лении якоря к ралу двигателя должна обеспечиваться равномерная обтяжка болтов по окружности для исклю­ чения перекоса вертикальной оси якоря. Отсутствие за­

зора между фланцем и валом

проверяется

щупом

0,03 мм. На верхнем конце вала

возбудителя

установ­

лены контактные кольца, к которым следует присоеди­ нять выводы токоподвода ротора. Измерение биения вала возбудителя рекомендуется производить одновре­ менно с проверкой общей линии валов двигателя и на­ соса. При наличии биения его устраняют шабровкой тор­ цевой поверхности фланца вала двигателя либо установ­ кой клиновых прокладок из латунной фольги. Установка магнитной системы производится при снятой траверсе щеткодержателей, причем следует принять меры для предохранения обмоток и коллектора от повреждений. Магнитная система устанавливается таким образом, что­ бы коробка выводов располагалась правильно относи­ тельно лап крестовины согласно проекту и воздушный зазор между якорем и полюсами был равномерным. По­ сле центровки подставка магнитной системы крепится к фланцу крестовины и фиксируется относительно нее коническими штифтами.

При сборке траверсы щеткодержателей возбудителя необходимо руководствоваться следующими требова­

ниями:

а) расстояние между бракетами траверсы или между щетками по окружности коллектора должно быть равно­ мерным (допустимое отклонение ±1 мм); кромки щеток каждого бракета должны лежать на одной линии, па­ раллельной коллекторной пластине;

б) для возможности подъема ротора двигателя домкратами зазор по высоте между петушками кол­

269