Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 0
баритов) и частотами вращения от 600 до 1000 об/мин, которые по массе и габариту могут отправляться с пред приятий в собранном виде. В этом случае требуется про изводить только частичную ревизию двигателей и цен тровку фланцев валов.
Центровку двигателей в случае прибытия их в разо бранном виде целесообразно производить после полной сборки двигателя на фундаменте или на монтажной пло щадке в зависимости от грузоподъемности подъемных средств. Для обеспечения вертикального положения вала гидравлическим уровнем проверяют горизонтальное по ложение верхней торцевой плоскости втулки подпятника, осуществляя необходимую регулировку установкой стальных прокладок под фундаментными плитками. Про изводится присоединение вала насоса к валу двигателя и затем проверка общей линии вала индикаторами с по воротом ротора вручную на 360°. При необходимости осуществляют выверку подпятника или пригонку флан цевого соединения валов одним из способов, указанных выше. Учитывая относительно небольшие осевые нагруз ки в таких двигателях, исправление излома линии вала агрегата может быть выполнено более простым спосо бом— путем установки клиновых прокладок.
Глава двадцать третья
МОНТАЖ ЩИТОВ, ПЕРЕКРЫТИЙ, МАСЛО-
ИВОДОПРОВОДОВ, СБОРКА ВОЗБУДИТЕЛЯ
ИОКОНЧАНИЕ СБОРКИ ДВИГАТЕЛЯ
23-1. МОНТАЖ ЩИТОВ И ПЕРЕКРЫТИЙ
Во всех вертикальных электродвигателях вход охлаждающего воздуха в машину выполняется двусто ронним: сверху и снизу статора. Чтобы обеспечить пра вильное направление воздуха к вентиляторам и защиту лобовых частей от повреждений, устанавливаются воз духоразделяющие щиты. В двигателях с замкнутым циклом вентиляции имеются дополнительные перекры тия, ограничивающие объем воздуха, циркулирующего
внутри машины.
В асинхронных и синхронных двигателях мощностью до 2500 кВт устанавливается только верхний воздухо разделяющий щит, который крепится к лапам крестови ны и статору (рис. 23-1). Одновременно он служит пере-
260
Рис. 23-1. Сборка воздухоразделяющих щитов электродвигателей 15—17-го габаритов.
1 — верхний воздухоразделяющий |
щит; 2 — прокладка под перекрытием (гети- |
накс или дерево); 3 — козырек; |
4 — угольник; 5 — шпилька; 6 — нижний воз |
духоразделяющий щит (устанавливается только у двигателей 2500—3200 кВт); <4=25-ь30 мм; 5 = 15-т-20 мм.
261
крытием для обслуживания верхней крестовины. При сборке щита необходимо выдерживать расстояние до об мотки статора не менее 50—60 мм и до вентилятора 25—30 мм. Поскольку активная длина этих двигателей не велика, эффективная вентиляция обеспечивается без нижнего воздухонаправляющего щита и воздух частично поступает в машину из шахты фундамента. Только в электродвигателях с мощностями 2500—3200 кВт уста навливаются нижний щит и в двигателях наружной уста новки — перекрытие, которое отделяет полностью вну тренний объем машин от подвального помещения.
В синхронных двигателях мощностью 3200 кВт и вы ше, выполняемых с замкнутым циклом вентиляции, воз духоразделяющие щиты устанавливаются сверху и сни зу статора (рис. 23-2). Щиты крепятся к верхнему и нижнему кольцам статора. Для исключения вибрации щитов и втягивания их внутрь при пуске машины, что может привести к задеванию вентилятора за щит, они должны надежно крепиться шпильками к лапам кресто вин. При сборке должны обеспечиваться определенные зазоры между щитами и вентиляторами ротора. По усло виям вентиляции эти зазоры должны быть минимальны ми — в пределах допусков, указанных на чертежах. Между нижним щитом и вентилятором зазор следует выдерживать в пределах 15—20 мм, а между верхним щитом и вентилятором из-за необходимости подъема ро тора при ревизии подпятника — в пределах 25—35 мм (большая величина для двигателей с внешним диамет ром сердечника статора 375 см и выше).
Чтобы обеспечить замкнутый объем для вентиляции машины в шахте фундамента устанавливается нижнее перекрытие, которое крепится к угольнику, заделанному по всему периметру в бетон фундамента. Перекрытие крепится к нижней крестовине шпильками и уплотняется по валу гетинаксовым кольцом. В перекрытии имеется открывающийся лаз для возможности осмотра и обслу живания нижней крестовины, домкратов и др.
Верхнее перекрытие выполняется из рифленой листо вой стали, собирается из сегментов, расположенных меж ду лапами крестовины, в пределах габарита статора и внешнего перекрытия, закрывающего верхнюю часть фундамента (рис. 23-3). Для его крепления в кромку фундамента заделывается кольцевой угольник, который укрепляется цементным раствором. Перекрытие должно
262
Рис. 23-2. Сборка воздухоразделяющих щитов дви гателей ВДС 325 и ВДС 375.
Г — верхний щит; 2 — нижний щит; 3 — планка; 4 и 6 — шпильки М16; 5 — планка; планки 3 и 5 привариваются к ла пам крестовин при монтаже.
собираться с минимальными зазорами между сегмента ми (1—2 мм), плотно прилегать к опорному угольнику и планкам для исключения подсоса внутрь машины за грязненного воздуха. Поверхность перекрытия следует
выполнять на уровне пола машзала |
или выше |
на |
3— |
5 см. В отдельных случаях, когда |
машинный |
зал |
не |
Рис. 23-3. |
Верхнее перекрытие крупных синхронных двигателей |
|
|
с замкнутым циклом вентиляции. |
|
1 — кольцевой |
угольник — опора; 2 и |
3 — внутренние листы перекрытия (риф- |
леная сталь толщиной б—8 мм); |
4 и 5 — наружные листы; 6 — плитка; |
7 — опора.
отапливается, можно производить частичный отбор на гретого воздуха для его обогрева в зимнее время. В этом случае на обшивке статора снимают четыре или шесть симметрично расположенных заглушек и к ним присое диняют патрубки, направляющие нагретый воздух в ма шинный зал, через окна в верхнем перекрытии машины. Если проектом окна в перекрытии не предусмотрены, их вырезают по месту и закрывают жалюзи или решетками,
264
й также открывают дверь для поступления воздуха в фундамент машины. В теплое время года двигатель должен работать с полностью замкнутой системой вен
тиляции.
Окончательную сборку перекрытий производят после сборки масла- и водопроводов двигателя, предусмотрев в перекрытиях отверстия для пропуска труб.
23-2. СБОРКА МАСЛО- И ВОДОПРОВОДОВ
Внешние масло- и водопроводы двигателей собира ются при монтаже в соответствии с заводскими черте жами. Смазка и охлаждение подпятника и направляю щих подшипников осуществляется маслом, заключенным в объеме ванн верхней и нижней крестовин без внешней циркуляции его. Охлаждение масла производится встро енными в ваннах маслоохладителями, через трубки ко торых протекает охлаждающая вода. Поэтому масло проводы крестовин имеют вспомогательное применение для заполнения ванн маслом после монтажа, пополне ния его при работе, слива масла в резервную емкость при ревизии подпятника или смене масла, а также для предохранения от перезаполнения ванн путем слива из лишка масла через переливную трубку в сливной масло провод. Типовая схема масло- и водопровода мощных синхронных двигателей (4000 кВт и выше) показана на рис. 23-4. Как видно из рисунка, все трубы маслопро вода выполняются одинакового диаметра не более Н/г"- На сливных трубах установлены вентили, которые по зволяют осуществить слив масла из ванн крестовин, а также краны для взятия пробы масла. Чтобы исклю чить переполнение ванн маслом в процессе их наполне ния, у крупных двигателей на подающих трубах также устанавливаются вентили, которые закрываются после наполнения ванн маслом до требуемого уровня. В двига телях меньшей мощности (15—17-го габаритов) трубы маслопроводов применяются меньшего сечения — диа метром 1". В масляной ванне верхней крестовины встрое ны шесть или четыре маслоохладителей, которые в пер вом случае соединяются по воде в две параллельные группы, а во втором последовательно. В нижней кресто вине все маслоохладители соединяются по воде после довательно. У двигателей 15—18-го габаритов в ванне нижней крестовины маслоохладитель выполняется в ви де змеевика из латунной трубки диаметром 17—19 мм,
265
концы которой впаяны в штуцера, выведенные нарушу через днище нижней крестовины. До установки масло охладители испытываются водой давлением 4 кгс/см2 в течение 15 мин.
Ванна
Рис. 23-4. Принципиальная схема масло- и водопроводов крупного синхронного двигателя.
266
Вдвигателях типа ВДС 325 и больших, выполняемых
сзамкнутой системой вентиляции, водопроводы обеспе чивают питание охлаждающей водой воздухоохладите лей, предназначенных для охлаждения циркулирующего через машину воздуха.
Для охлаждения воздуха и масла мощных верти кальных двигателей требуется значительное количество воды. Если известны потери в машине, то потребный рас ход определяется по формуле
Q= 0,86P/Af,
где Р — потери, кВт; At — превышение температуры во ды, которое не должно быть более 6—8°С.
По рассчитанному расходу воды выбирается сечение водопровода. Чтобы исключить подачу в охладители чрезмерно холодной воды в зимнее время, что может вы звать отпотевание поверхности охладителей, следует пре дусмотреть частичную рециркуляцию нагретой воды, вы ходящей из охладителей в системе охлаждения. Для этого коллекторы холодной и нагретой воды соединя ются между собой задвижкой. Автоматический контроль работы водяной системы осуществляется электроконтактным манометром, который включает сигнал при прекра щении циркуляции волы в системе и термометрическими сигнализаторами, встроенными в машину и контроли рующими нагрев воздуха на выходе из охладителей. На автоматизированных насосных станциях также осущест вляется контроль уровня масла в ваннах крестовин с по мощью реле типа РП-40.
Основным требованием при сборке трубопроводов маслосистемы является обеспечение чистоты внутренних поверхностей труб и арматуры. После контрольной сбор ки и маркировки трубы снимаются и внутренние поверх ности труб тщательно очищаются от окалины и ржавчи ны ершами, соляркой и керосином. Очистка сильно за грязненных труб производится раствором ортофосфорной кислоты 10—15%-ной концентрации. Собранные во дяные трубопроводы должны испытываться гидравличе ским давлением 4 кгс/см2 в течение 15 мин.
Схема трубопроводов гидравлических домкратов крупных синхронных двигателей приведена на рис. 23-5. Гидравлическое давление при подъеме роторов двигате ля и насоса достигает 80—100 кгс/см2, поэтому сборка тоубопроводов должна производиться с большой тща тельностью обеспечивая плотность фланцевых и других
267
соединений, сварку соединений осуществляют высокока чественными электродами марки Э-50. Трубопроводы вы полняются из толстостенных бесшовных труб с внутрен ним диаметром 15—16 мм. После сборки трубопровод испытывается маслом давлением 150 кгс/см2 в течение
Рис. 23-5. Схема трубопроводов гидравлических домкратов.
/ — гидравлический домкрат; 2 — тройник; 3 — труба бесшовная */вн=15-г16 мм;
4 — скоба; 5 — фланец; 5 — вентиль запорный цапковый; 7 — медная уплотни тельная шайба.
10 мин. Поскольку подъем ротора производится на не большую высоту (15—20 мм) и внутренний объем дом кратов невелик, для подъема используется ручной маслонасос высокого давления, установленный на передвиж ном бачке. Обычно один насос используется для всех электродвигателей станции.
268
23-3. СБОРКА ВОЗБУДИТЕЛЯ, КОНТАКТНЫХ КОЛЕЦ, ТРАВЕРСЫ ЩЕТКОДЕРЖАТЕЛЕЙ
Крупные синхронные двигатели выполняются с при строенным машинным возбудителем, магнитная систе ма которого устанавливается на фланец верхней кресто вины, а якорь жестко прифланцован к торцу вала дви гателя (см. рис. 9-4). Сборка возбудителя начинается с установки и выверки якоря возбудителя. Торцевые по верхности вала двигателя и фланца вала якоря проверя ются локальной линейкой, а также измеряются диамет ры центрирующей заточки и выступа на валах. Допу стимый диаметральный зазор не более 0,1 мм. При креп лении якоря к ралу двигателя должна обеспечиваться равномерная обтяжка болтов по окружности для исклю чения перекоса вертикальной оси якоря. Отсутствие за
зора между фланцем и валом |
проверяется |
щупом |
0,03 мм. На верхнем конце вала |
возбудителя |
установ |
лены контактные кольца, к которым следует присоеди нять выводы токоподвода ротора. Измерение биения вала возбудителя рекомендуется производить одновре менно с проверкой общей линии валов двигателя и на соса. При наличии биения его устраняют шабровкой тор цевой поверхности фланца вала двигателя либо установ кой клиновых прокладок из латунной фольги. Установка магнитной системы производится при снятой траверсе щеткодержателей, причем следует принять меры для предохранения обмоток и коллектора от повреждений. Магнитная система устанавливается таким образом, что бы коробка выводов располагалась правильно относи тельно лап крестовины согласно проекту и воздушный зазор между якорем и полюсами был равномерным. По сле центровки подставка магнитной системы крепится к фланцу крестовины и фиксируется относительно нее коническими штифтами.
При сборке траверсы щеткодержателей возбудителя необходимо руководствоваться следующими требова
ниями:
а) расстояние между бракетами траверсы или между щетками по окружности коллектора должно быть равно мерным (допустимое отклонение ±1 мм); кромки щеток каждого бракета должны лежать на одной линии, па раллельной коллекторной пластине;
б) для возможности подъема ротора двигателя домкратами зазор по высоте между петушками кол
269