ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 0
124 ОТ УЧЕНИЯ О ПАРАЛЛЕЛИЗМЕ К ТЕОРИИ ФИЛЭМБРИОГЕНЕЗА
типах и в его объяснении зародышевого сходства. На основе представлений Бэра Лебедкин создал классификацию явлений рекапитуляций. Первую группу рекапитуляций составляют у него случаи прямого развития от простого к сложному, вто рую — случаи, когда морфологически более дифференцирован ные эмбриональные органы оказываются у взрослого организма упрощенными в строении, третью — временно сохраняющиеся рудиментарные органы и, наконец, четвертую — случаи повто рения сложного, отклоняющегося эволюционного развития пред ков. Основная цель Лебедкина состояла в анализе явлений ре капитуляций под углом зрения понятия о типе, которое он заимствовал у Бэра. В этом возвращении к Бэру сказалась неудовлетворенность морфолога тем положением, которое сло жилось в генетике. Сосредоточившись на анализе поведения от дельных признаков, генетики, естественно, отвлеклись на пер вых порах от исследования более сложных закономерностей наследственной передачи сложно скоррелированных признаков. Судьба отдельных признаков оказалась на время изолирован ной от развития органов, систем органов и организма как целого.
*
Итак, многолетняя дискуссия вокруг биогенетического закона укрепила уверенность в его жизненности. Дарвинисты показали, что при всех своих недостатках закон отражает реальную зако номерность живой природы — рекапитуляцию анцестральных признаков в онтогенезе. Одновременно дискуссия сделала оче видным, что ни биогенетический закон, ни теория рекапитуля ции Геккеля не могут претендовать на роль общей теории соотношения онтогенеза и филогенеза. Первое десятилетие XX в. принесло убеждение, что только в пределах такой общей теории и возможно объяснение рекапитуляции. Руководствуясь этой идеей, А. Н. Северцов приступает к детальному исследованию морфологических закономерностей соотношения эмбриологии и эволюции. На протяжении 1910— 1936 гг. он создает теорию филэмбриогенеза, с позиций которой находит место биогенети ческого закона в явлении соотношения индивидуального и исто рического развития.
Глава VIII
КРИТИКА ТЕОРИИ РЕКАПИТУЛЯЦИИ ПРОТИВНИКАМИ ДАРВИНИЗМА
Биогенетический закон и теория рекапитуляции встретили рез кую оппозицию среди антидарвикистов. Морфологи-идеалисты приложили немало стараний, чтобы дискредитировать эти эво люционные обобщения. Позиции противников закона рекапиту ляции, несмотря на общность конечного вывода — отрицание эволюционного смысла закона,— сильно различались: здесь име ло место и безоговорочное отрицание биогенетического закона, и механистическое и откровенно идеалистическое объяснения фактов рекапитуляции, и даже попытка использовать явление рекапитуляции в качестве аргумента против теории Дарвина.
Кризис, который пережила биология на рубеже двух послед них столетий, не прошел для морфологии бесследно. Он привел к возрождению в XX в. различных течений откровенно идеали стического толка. Одним из заметных течений подобного рода явилась так называемая идеалистическая морфология. Критика эволюционизма велась также с позиций номогенеза, историче ской биогенетики и теории исторического гетерогенезиса. Сре ди объектов нападок антидарвинистов продолжали оставаться биогенетический закон и теория рекапитуляции. Противники дарвинизма по-прежнему безоговорочно отвергали материали стическую трактовку биогенетического закона, пытаясь по-свое му объяснить явление повторяемости.
Принимая и отстаивая закон, дарвинисты в большинстве своем относились к нему критически. Их критика носила, как правило, дружественный и конструктивный характер и имела целью согласовать закон с новым фактическим материалом, накопленным в разных областях биологии.
1.ПРОБЛЕМА РЕКАПИТУЛЯЦИИ
ВИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ МОРФОЛОГИИ
Отказ от биогенетического закона А. Келликер (1876) мотиви ровал тем, что закон не вскрывает закономерностей сохранения (рекапитуляции) одних признаков и выпадения других, что даже близкие формы подчас резко отличаются и что эти отличия дают о себе знать иногда на ранних этапах онтогенеза. Исходя из своей теории гетерогенного развития, он утверждал, что ссылкой на филогению невозможно объяснить онтогению, так
126 |
ОТ УЧЕНИЯ О ПАРАЛЛЕЛИЗМЕ К ТЕОРИИ ФИЛЭМБРИОГЕНЕЗА |
как сам процесс исторического развития нуждается в обоснова нии Г Немецкий палеонтолог О. Иекель12 включил положение об эволюционном преобразовании организмов путем изменения ран них стадий онтогенеза в свои построения, касающиеся развития органического мира. По Иекелю, развитие идет от высшего к низшему, крупные таксономические единицы низшего порядка могут возникать из высокоорганизованной и филогенетически исходной формы. Он допускал фантастические скачки от низ ших форм к высшим, например от членистоногих непосредствен но к позвоночным. Такого рода превращения (в природе, раз умеется, немыслимые) находят у Иекеля объяснение в допуще нии внезапных и глубоких превращений ранних стадий онтоге неза. Иекель утверждал, что онтогенез есть один из важнейших факторов эволюции. Идеи Иекеля представляли собой запоздав шее палеонтологическое издание гипотезы Келликера.
Шопенгауэровская идея гетерогенного зарождения нашла себе сторонника в лице Э. Гартмана (1906). Отвергая пред ставление о постепенной эволюции видов, Гартман, в духе идей своего учителя, высказался в пользу резко скачкообраз ного, катастрофического способа видообразования. Первое яйцо, дающее начало новому виду, по его мнению, должно возник нуть в яичнике родственного вида путем изменения эмбриональ ных зачатков на самой ранней стадии онтогенеза. При такой трансмутации процесс видообразования совершается разом, а не путем накопления мелких изменений. «...Арена этих внезапных превращений лежит, по Гартману, не в готовой особи, а пред ставляет из себя метаморфозу зародыша, которая только и приводит к образованию нового вида»3. Подобная точка зре ния исключает дарвиновское объяснение процесса эволюции, подменяя его принципом автогенеза, и Гартман прямо признал это4. Допущение катастрофических перестроек онтогенеза при вело Гартмана к критике филогенетической системы организмов и биогенетического закона. Он не отрицал того, что ряд этапов онтогенеза животных соответствует главным ступеням естествен ной системы, однако отказался видеть в этом аргумент в пользу реальности генеалогических связей, ссылаясь на сильное сокра щение в онтогенезе пути филогенетического развития, совер
1 A. Kolliker. Entwicklungsgeschichte des Menschen und |
der hoheren |
Thiere. |
|
2 |
Leipzig, 1876, S. 390—394. |
Entwicklung. |
Jena, |
O. Jaekel. Dber verschiedene Wege phylogenetischer |
|||
|
1902 (Abdruck aus «Verhandlung des Vereinigten internationalen Zoologen |
||
3 |
Kongresses zu Berlin», 1901). |
|
|
Э. Гартман. Истина и заблуждения в дарвинизме. Критическое изложе |
|||
4 |
ние органической теории развития. Пер. с нем. СПб., 1906, стр. 38—39. |
||
Там же, стр. 40. |
|
|
ГЛАВА VIII. КРИТИКА ТЕОРИИ РЕКАПИТУЛЯЦИИ |
127 |
шенно затемняющее переходы от одной ступени к другой. По пытка проследить эволюцию какого-либо органа на основании изучения его онтогенеза приводит, в конечном счете, к вопросу о первичном появлении нового органа у зародыша. Процесс этот происходит внезапно; возникшее изменение сказывается затем на морфологическом облике данного типа. Отсюда Гарт ман заключал, что «эмбриология не оказывает трансмутации никакой поддержки и скорее подтверждает теорию гетероген ного зарождения на основании внутренних законов развития» 5. Даже переход от одной разновидности к другой всегда есть след ствие метаморфозы в зародыше. Он полемизировал с Вигандом, не соглашаясь принять его точку зрения, согласно которой скачок от беспозвоночного к позвоночному и другие переходы, обусловленные метаморфозом зародыша, были предопределены при сотворении богом первичной клетки с помощью соответ ственных материальных зачатков, вложенных в эту клетку и передающихся по наследству до момента реализации. Упрекая Виганда в допущении «внутреннего материализма» (в то время как Дарвин критикуется им за «внешний» материализм), Гарт ман настаивает на своей автогенетической концепции эволюции. Полное торжество «закона внутреннего развития» Гартман свя зывает с признанием дарвинизмом закона корреляции. Введение в теорию естественного отбора принципа корреляции делает, по мнению Гартмана, учение Дарвина внутренне противоречи вым. Ни один из принципов Дарвина, за исключением принци па корреляции, не в состоянии объяснить происхождение видов и процесс прогрессивной эволюции органического мира. Но, приняв этот принцип, дарвинизм, по Гартману, признал якобы закон внутреннего развития, а вместе с тем и гетерогенное зарождение6. Гартман нащупал плохо разработанную в то время область дарвинизма — корреляции — и постарался использовать этот неизбежный на первых порах пробел в интересах идеа лизма.
С критикой биогенетического закона выступил один из круп нейших представителей идеалистической морфологии, А. Неф. Не отрицая самого факта существования связи между онтоге незом и филогенезом, он принципиально отказался от дарви новской концепции развития, от филогенетического направления в морфологии и призвал к возвращению на позиции теории «идеальных» типов. Свою позицию Неф излагает недвусмыслен но. «Для понимания систематических (не исторических) отноше ний между сходными формами совершенно не нужна гипотеза,9
9 Там же, стр. 46.
8 Там же, стр. 148.
128 |
ОТ УЧЕНИЯ О ПАРАЛЛЕЛИЗМЕ К ТЕОРИИ ФИЛЭМБРИОГЕНЕЗА |
что первичная форма реально существовала,— писал он.— Мы можем мыслить ее себе скорее лишь как идею творящего ра зума в круге религиозных представлений, именно как «творче скую мысль» бога»7. Биогенетический закон Неф отрицал8, полагая, что, во-первых, рекапитуляции возможны только на ранних эмбриональных стадиях и что, во-вторых, это явление объясняется законом консервативных предшествующих стадий. Он гласит: «При наличии двух последовательных онтогенетиче ских стадий, из которых вторая возникает путем преобразова ния первой, последнюю следует рассматривать и филогенети чески как первичную» 9. Это мотивируется, между прочим, тем, что «онтогенетически первичное состояние органического обра зования филогенетически менее изменчиво, чем возникающее из него вторичное того же образования»10. Отсюда следует, что онтогенез изменяется в зависимости от того, какие стадии онто генеза предков испытали преобразования. Изменение ранних стадий приводит к глубокому видоизменению последующих ста дий и, в конечном счете, взрослого организма; изменение позд них стадий вызывает менее значительную перестройку. По пред ставлениям Нефа, стадии являются тем более консервативными, чем раньше они появляются в онтогенетическом ряду, и тем более прогрессивными, чем позднее они появляются.
Руководствуясь «законом консервативных предшествующих стадий», невозможно представить себе происхождение онтогененеза и его эволюцию. Закон не объясняет (и не допускает) главного — прогрессирующего эволюционного преобразования онтогенеза, возникновения в онтогенезе признаков, выходящих за рамки вида, рода и в конечном счете — типа. Для сторон ника Оуэна, Агассиса и Кювье, каким был Нэф, последнее оз начало бы признание несостоятельности собственной позиции.
Представители идеалистической морфологии даже во второй четверти XX в. продолжали борьбу с Геккелем. Механистич ность и формалистичность построений Геккеля создавала ши рокие возможности для критики. Пользуясь этим, антидарви нисты прибегали к нехитрому приему: указывая (во многих слу чаях вполне обоснованно) на те или иные слабости теоретиче-
1 A. Naef. Die individuelle Entwicklung organischer Formen als Urkunde ihrer Stammesgeschichte (Kritische Betrachtungen fiber sogenannte «biogenetische Crundgesetz»). Jena, 1971, S. 16.
8 A. Naef. Idealistische Morphologie und Phylogenetik. Zur Methodik der sys-
tematischen Morphologie. Jena, 1919. |
der |
Vererbungswissenschaft, |
||
9 A. Naef. Phylogenie |
der |
Tiere.— Handbuch |
||
Bd. 3. Berlin, 1931, S. 15. |
|
der |
vergleichende Anatomie |
|
10 A. Naef. Allgemeine Morphologie. «Handbuch |
||||
der Wirbeltiere». Bd. |
1. Die |
Gestalt als Begriff |
und |
Idee. Berlin, 1913, S. 104. |
ГЛАВА VIII. КРИТИКА ТЕОРИИ РЕКАПИТУЛЯЦИИ |
129 |
ских построений самого Геккеля, они молчаливо ставили знак равенства между дарвинизмом и геккелевским взглядом на раз витие, а затем, даже не называя имени Дарвина, отбрасывали его материалистическую концепцию эволюции.
Примечательна в этом отношении книга Л. Берталанфи (1928) «Критическая теория формообразования» п. Автор пол ностью отказывается от биогенетического закона Геккеля. К это му его вынуждают три причины: во-первых, уже первая ста дия — яйцо с его бесчисленными закладками — показывает, по его словам, что нельзя говорить о повторении филогенеза онто генезом; во-вторых, ценогенетические исключения из закона рекапитуляций делают этот закон иллюзорным и ограничивают область его практического применения и, наконец, в-третьих, понятия онто- и филогенеза лежат в различных плоскостях, так что их параллелизирование невозможно.
Для Берталанфи «филогенез... есть лишь собирательное имя для бесконечного ряда отдельных онтогенезов». «Эволюционная история», говорил он, является «только абстракцией». Онтогене тическое развитие может повторять лишь прошедшие онтоге незы. «...Онтогенез никогда не может проходить ряд предков, так как зародыш высшей животной формы никогда не тожде ствен другой, низшей животной форме. Члены филогенетиче ского ряда являются самостоятельными формами жизни, а эмб риональные стадии — лишь переходящие состояния»12. Посколь ку биогенетический закон неверно отражает, с точки зрения Берталанфи, фактическое положение дел, он уточняет его: «В онтогенезе развертываются накопленные в процессе фило генеза «закладки». Так как низшие формы развития как в фило-, так и в онтогенезе представляют предпосылку для выс ших, то между ними возникает параллелизм...» 13
Материалистическая трактовка явления рекапитуляции была резко осуждена Г. Дришем. Принцип рекапитуляции он прене брежительно именовал «дарвинистическим мнимым «основным биогенетическим» законом»14. Дриш отказал эмбриологии в способности раскрывать пути перехода от одной формы к дру гой в процессе эволюции, рассматривая процесс развития особи как переход от общих форм к более специализированным. Дриш солидаризовался с Тисом в том, что сходство стадий эмбрионального развития говорит только о том, что животные,
11L. Bertalanffy. Kritische Theorie der Formbildung. Berlin, 1928.
12Ibid., S. 204.
13Там же.
14Г. Дриш. Витализм. Его история и система. Авторизов. пер. А. Гурвича.
М„ 1915, стр.160.
5 Э. Н. Мирзоян