Файл: Мирзоян, Э. Н. Развитие учения о рекапитуляции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

330

СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ РЕКАПИТУЛЯЦИИ

Среди трудностей, возникающих при перестройке методоло­ гического фундамента всякого значительного научного направ­ ления, следует выделить проблему метода. В случае механики развития трудность состояла в том, что предстояло синтези­ ровать специфический метод механики развития и общий метод эволюционной биологии. Вероятно, поэтому Филатов, считая, что всякое научное направление характеризуется целью, объек­ том (предметом) и методом исследования, особенно обстоятель­ но обсудил вопрос о методе сравнительно-морфологического направления в механике развития. Он мыслился Филатовым как соединение основ метода эволюционной морфологии, объ­ единяющего представление о филогенетическом родстве орга­ низмов и отражении в онтогенезе закономерностей эволюцион­ ного процесса, с представлением механики развития о путях дифференцировки в онтогенезе. Среди задач сравнительного исследования в механике развития Филатов выделил изучение формообразовательного аппарата первоначальных закладок у высших и низших животных как предпосылку для уяснения путей его эволюции. Сравнительно-исторический метод, модифи­ цированный Филатовым применительно к специфике объекта механики развития, требовал рассматривать явления в динами­ ке, как нечто ставшее. «С этой точки зрения,— подчеркивал Филатов,— данные об отдельных формообразовательных явле­ ниях мы можем надеяться в конце концов использовать для того, чтобы представить себе закономерности, управляющие эти­ ми явлениями не только в настоящее время, но и в их исто­ рическом развитии»61. Об эволюции формообразования, по мне­ нию Филатова, можно судить по двум критериям: по относи­ тельному возрасту формообразовательных реакций у низших и высших форм, определяемому по положению животного в системе, и по топографии формообразовательных материалов. Второй критерий опирается на развитое Филатовым представле­ ние о первичном и вторичном соотношении между организмом и его органами. По мысли Филатова 62, исторически более ран­ ним и примитивным состоянием нужно считать рассеянное рас­ положение в организме однотипных органов, или частей формообразовательного аппарата, и вторичным — концентриро­ ванное их расположение. К примеру, формообразовательные ап­ параты кожных желез, как и сами железы, диффузно распро­ странены в организме. В случае формообразования линзы на­ блюдается концентрация источников формативного действия (образования глазной чаши), тогда как источник формообразо­

61 Д ■ П.

Филатов. Сравнительно-морфологическое направление..., стр. 70.

Д. П.

Филатов. Детермин анионные процессы..., стр. 455.


ГЛАВА XIV. НА ПУТЯХ СИНТЕЗА

331

вательной реакции (эпителий) широко распространен в теле за­ родыша. «Интересно отметить,— замечает Филатов,— что фор­ мообразовательный аппарат линзы в пределах амфибий обнару­ живает признаки эволюционного изменения, выражающегося в том, что линзообразовательные свойства эпителия начинают концентрироваться, оставаясь в области чаши и исчезая в туло­ вище» 63.

Механика развития изучала преимущественно тот способ ста­ новления закладок, который обусловливается системой формо­ образовательного аппарата. Между тем индивидуальное разви­ тие охватывает и такие явления, которые не укладываются в указанный способ и возникают, подчиняясь иным механизмам. Учитывая это обстоятельство, Филатов систематизировал фор­ мообразовательные процессы онтогенеза и исследовал проблему их эволюции. Он выделил три основных вида формообразова­ ния — взаимодействие частей зародыша, регуляцию и регенера­ цию (как частный случай регуляции),— заметив при этом, что каждый из названных видов формообразования осуществляется многими типами процессов, возникших в ходе исторического развития организмов. Согласно Филатову, на первых этапах существовали весьма простые механизмы формообразования, которые с течением времени подверглись усложнению. «...В сво­ их истоках аппараты типичного развития и регуляторный аппа­ рат сливаются»64. Более сложные типы процессов, благодаря которым произошла дифференцировка существующих ныне ви­ дов формообразования, появились, по-видимому, позднее. Таким образом, имела место своеобразная дивергенция: «возникнув из одного начала, с течением времени процессы разошлись и полу­ чили различные названия» 65.

Филатов вскрыл сходство типичного развития и регуляции. Отказавшись от обычного представления о регуляции как вы­ правлении нарушений, вызванных искусственным вмешатель­ ством в развитие, он предложил понимать под регуляцией не только восстановление нарушенной или удаленной части, но все случаи, когда вслед за каким-либо отклонением создаются та­ кие новые условия организации и соотношения частей, которые в состоянии обеспечить дальнейшее развитие организма. Любая тенденция к нарушению гармонического развития частей заро­ дыша способна повлечь за собой регуляцию. Понятие «регуля­ ция» приобретает, следовательно, широкий биологический смысл и не только в плане индивидуального, но также и историче­

63 Д. П. Филатов. Сравнительно-морфологическое направление..., стр. 71. 61 Д. П. Филатов. Об историческом подходе..., стр. 14.

165 Там же.


332 СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ РЕКАПИТУЛЯЦИИ

ского развития. В регуляции Филатов усматривал «основной феномен развития, послуживший исходным пунктом для формо­ образования при других, более сложных способах воздействия одних частей на другие» 66.

Принцип регуляции получил дальнейшее развитие в статье М. А. Воронцовой 67, наметившей контуры обобщающей теории индивидуального развития, отправной посылкой которой служит признание ведущей роли регуляции в процессах развития68. В основе возникновения новых признаков в онтогенезе лежат, согласно Воронцовой, регуляционные процессы, которые направ­ лены на ликвидацию нарушения старой системы равновесия под воздействием меняющихся условий среды. Если нарушение не поддается выправлению и организм при этом не погибает, то вновь возникшее соотношение частей может повлечь появление новых особенностей и утрату или видоизменение старых при­ знаков. В силу коррелятивных отношений изменение претерпе­ вают и другие части и в конечном счете — организм в целом. Регуляция возникших в организме нарушений изменяет способ­ ность всех его частей к развитию. Онтогенез протекает по тем путям и в той последовательности, которые имели место в фило­ генетическом развитии признака, определяемом совокупностью конкретных условий — внешних и внутренних.

Воронцова принимает рекапитуляцию как результат дедук­ ции и как реальный факт и определяет ее как «процесс пов­ торения зародышем онтогенеза его матери, которая в свою оче­ редь повторила онтогенез своего материнского организма, и ни в коем случае не как «краткое повторение филогенеза»» 69. Нет ли противоречия между положением теории о необходимости трактовать онтогенез, принимая во внимание историю вида, и этим категорическим отказом рассматривать онтогенез как рекапитуляцию филогенеза? Думается, что нет. Отказ от геккелевской формулы биогенетического закона следует расцени­ вать как реакцию против механистического и догматического ее истолкования, но отнюдь не в том смысле, будто процессы регуляции, лежащие в основе онтогенеза, при возникновении каждого нового признака нацело сметают или неузнаваемым образом видоизменяют ранее сложившуюся в филогенезе архи­ тектонику онтогенеза.

66Д. П. Филатов. Об историческом подходе..., стр. 15.

67М. А. Воронцова. Процессы регуляции как основа индивидуального разви­ тия.— В сб.: Вопросы репаративной и физиологической регенерации. М., Медгиз, 1960.

68Л. Я. Бляхер. Очерк истории морфологии животных. М., Изд-во АН СССР, 1962, стр. 216—220.

69М. А. Воронцова. Процессы регуляции..., стр. 223.


ГЛАВА XIV. НА ПУТЯХ СИНТЕЗА

333

По мысли Воронцовой, теория регуляции дополняет теорию филэмбриогенеза, придавая ей еще большую жизненность. Обе теории имеют много общего. И та и другая допускают, что организм может претерпевать изменения на любой стадии онто­ генеза, характеризующейся наличием формообразовательных процессов, и что, пройдя через контроль отбора, новообразо­ вания наследственно закрепляются.

Зарождение эволюционного направления в эксперименталь­ ной эмбриологии не только подтвердило прогноз А. Н. Северцова о перспективности сближения эволюционной морфологии и механики развития. Перед механикой развития открылась ре­ альная возможность принять участие в разработке эволюцион­ ных проблем.

В 1939 г. ученик А. Н. Северцова А. А. Машковцев70 вы­ сказал мнение о целесообразности создания эволюционной срав­ нительной механики развития. Примером сопряжения механики

развития и теории

филэмбриогенеза может служить статья

Н. И. Драгомирова

(1948) 71. Ссылаясь на опыты межвидовой

трансплантации зачатка органов амфибий, Драгомиров прини­ мал, что «морфогенетические потенции зачатков изменяются в течение эволюции несравненно сильнее, чем внутренняя среда их развития» 72. Появление новой стадии морфогенеза при эво­ люции по типу анаболии расценивалось им как явление, свя­ занное с включением новых факторов, действие которых приурочено к данной стадии. Он отметил, что в процессе эволю­ ции новое качество возникает на основе изменения наследствен­ ной реакции клеточного материала, образующего орган. Драго­ миров переосмыслил случай архаллаксиса, изученный Северцовым, через призму механики развития. Речь идет о смещении вперед брюшных плавников у костистых рыб в ходе эволюции. Подобное смещение непосредственно не затрагивает организа­ цию зародыша. В этом случае отбор совершается по данному признаку. Соображения Драгомирова наводят на мысль, что механизм осуществления архаллаксиса в разных случаях будет неодинаков и что, вероятно, эволюционный эффект, вызывае­ мый этим модусом, также будет отличаться в зависимости от механизма его реализации.

Драгомиров проверил гипотезу Северцова, полагавшего, что появление хрусталика в ходе эволюции позвоночных было об­

70А. А. Машковцев. Морфо-физиологические закономерности в развитии поз­ воночных животных. В сб.: Памяти академика А. Н. Северцова, т. 1. М.— Л., Изд-во АН СССР, 1939, стр. 383—426.

71Н. И. Драгомиров. О роли детерминационного поля в развитии и эволю­

ции органа.— Изв. АН СССР, сер. биол., № 3, 1948, стр. 343—348. 72 Там же, стр. 344.