Файл: Лурье, Г. Б. Основы технологии абразивной доводочно-притирочной обработки учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис.

 

58.

Общий

 

вид

 

станка

ЗЕ153 с обозначением

органов

 

 

 

 

 

управления:

 

 

 

25 24

/

регулировка

скорости

стола,

2 — регулировка выдержки в конце

хода

стола,

3

кнопка

останона

шлифовального

круга,

4

кнопка

«Общий стоп», 5 — переключатель

реверса

мнкроподачи,

 

6'

кнопка

переключателя

скорости

 

ручной

продольной

подачи,

 

7 — маховик

продольной подачи стола, 8 — руко­

ятка

 

 

микроупора,

 

9 —

фиксация

винта

 

 

микроупора,

 

10

рукоятка

упора,

 

/ /

выталкиватель

центра,

12 — рукоятка реверса стола,

13

вводной выключатель, 14 — регуля­

тор скорости врезной подачи, 15 —

регулятор

скорости

 

вращения

при­

вода изделия, 16 — сигнальная лам ­

па действия смазки, 17 — сигналь­

ная

лампа

наличия

 

напряжения .

18

 

кнопка

«Общий

пуск»,

19

выключатель

местного

освещения,

20

 

кнопка

пуска

 

шлифовального

круга,

 

21

кран

 

о х л а ж д е н и я ,

22

 

сигнальная

лампа

 

«Пе­

реднее

положение

 

мнкроподачи» .

23

 

кнопка

пуска

 

врезной

 

по­

дачи . 24 — лимб установки

величи­

ны мнкроподачи, 25 — кнопка

пус­

ка

толчковой

мнкроподачи,

26

л и м б , механизма

мнкроподачи,

27 —

рукоятка

фиксации

пинолп,

 

23

рукоятка отвода пнноли,- 29 — вы­

талкиватель

центра

з а д н е й

бабки .

30

 

фиксатор

поворота

стола.

31

—. винт

фиксации индикатора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32

— винт

поворота стола, 33 — ру­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

коятка толчковой подачи, 34 — рукоятка быстрого

отвода - подвода шлифовального круга,

35

рукоятка упора

механизма

подачи, 36

— выключатель изделия,

37 —

кнопка

«Стоп» врезной подачи,

38

рукоятка

переустанова лимба,

39 — сигналь-

пая лампа

« З а д н е е положение микроподачи», 40

— маховик

механизма

подачи,

41

— рукоятка

переключения

на

скорость

 

 

правки,

42

дроссель скорости

правки, 43

рукоятка

пуска

стола

 

 

 


другой — восемью пружинами 6', которые создают натяг в осевом направлении. Подшипники шпинделя смазы­ ваются маслом, поступающим по трубопроводу 2 от спе­ циального агрегата, вынесенного за пределы станины. Для наблюдения за подачей масла в подшипники шпин­ деля в передней части шлифовальной бабки имеются два маслоуказательны.х глазка.

На шлифовальной бабке установлен бачок 4 для смазки направляющих стола, которая осуществляется маслом ВНИИНП-401, поступающим из бачка 4. Маслоуказатель 5 служит для контроля уровня масла в бачке.

В шлифовальную бабку встроен механизм микроподачи. Шлифовальная бабка установлена на направляю­ щих качения с предварительным натягом, создаваемым четырьмя секциями тарельчатых пружин 20. К верхнему корпусу шлифовальной бабки подвижная направляющая притягивается четырьмя резиновыми шайбами — пру­ жинами. С боков направляющие защищены козырька­ ми. Для защиты направляющих от эмульсии установ­ лена гибкая хлорвиниловая крышка. Верхняя часть шли­ фовальной бабки закрыта кожухом. Под кожухом на­ ходится механизм микроподачи. Шлифовальный круг закрыт кожухом. Над ним проложена труба для под­ вода рабочей жидкости.

П е р е д н я я б а б к а , (рис. 60). На корпусе 1 пе­ редней бабки четырьмя болтами крепится электродви­ гатель 6, который через ременную передачу передает крутящий момент шкиву и планшайбе 5. Для натяже­ ния ремня к корпусу электродвигателя прикреплен на­ тяжной ролик 2. Деталь приводится во вращение по­ водком, укрепленным на планшайбе, которая соединена со шкивом. Сзади имеется винт 4 для выталкивания центра 7 из шпинделя 8 изделия. Передняя бабка кре­

пится двумя

болтами 3,

квадратные

головки

которых

входят в Т-образный

паз

стола. Механизмы

передней

бабки закрыты кожухом 6.

 

 

 

З а д н я я

. б а б к а

(рис. 61). Корпус 4

бабки

ко­

робчатой формы. Пиноль 3 от загрязнения

защищена

крышкой и

гармошечной

прокладкой,

укрепленной

на

передней части корпуса и пи-ноли. Пиноль 'отводится рукояткой 1 рьгчажной системы, а поджимается к изде­ лию пружиной 5. Центр выталкивается вращением вин­ та 2. Часть корпуса, находящаяся между двумя проре­ зами, пружинит, она предназначена для закрепления

127


(

Б-В

l

9 В

Рис. 59. Шлифоральная баб­ ка станка 3EI53:

/ — шаровой палец, 2 — трубо ­ провод, 3 — вкладышный под­ шипник, 4 Сачок, 5 — маслоуказатель, б — пружина, 7 — шпиндель шлифовального кру­ га, 8, 9 — гайки, 10—15 — про­ кладки, 16— бронзовая опора, 17—19 — фланцы, 20 — тарель

чатые пружины

Рис. 60. Передняя бабка станка ЗЕ153


пиноли в любом положении. Отвод осуществляется шар­ нирами 7, 8 до упора 6. В верхний прилив корпуса задней бабки ставится приспособление 3 для правки круга. Оправка инструмента для правки зажимается ганкой.

Бабка крепится двумя болтами, квадратные головки которых входят в паз стола.

Одной из отличительных особенностей станка особо высокой точности ЗЕ153 является механизм микропода­ чи, определяющий точность и чистоту обработки. Этот механизм позволяет обеспечить минимальное импульс­

ное перемещение в пределах от 0,1 до 0,5 мкм

и

регу­

лировать

скорость врезной подачи в пределах

от

0,02

до 0,2

мм/мин.

 

 

1_ 4 -1 j

А-А

Рис. 61. Задняя бабка станка ЗЕ153

 

М е х а н и з м

м и к р о п о д а ч и

с т а н к а

мод.

ЗЕ153 показан на

рис 62. Непрерывное вращение

130

электродвигателя, либо поворот храпового колеса на заданный угол преобразуется посредством червячной и •винтовой пары на поступательное перемещение винта 3. Этот винт передает движение двум рычажным переда­ чам 4, последней из которых служит качающийся кор­ пус 1 шлифовальной бабки, подвешенный на шарнире, выполненном в виде пружинного креста 2. Механизм микроподачи основан на принципе качающейся шлифо­ вальной бабки на шарнире, ось которого совмещена в вертикальной плоскости с осью круга. Применение упру­ гого элемента в шарнирной опоре шлифовальной бабки исключает наружное трение и зазоры в соединении и позволяют механизму работать с исключительно высо­ кой чувствительностью.

J

4

Рис. 62. Схема

механизма микроподачи

станка ЗЕ153

Станок ЗЕ153 имеет

п о в ы ш е н н у ю ж е с т к о с т ь

и и и . н и м а л ь н ы е т е м п е р а т у р н ы е д е ф о р м а-

ц и и .

Под действием сил резания технологическая

система

упруго деформируется, вследствие чего форма

и размеры обрабатываемой детали изменяются. Дефор­ мация технологической системы зависит от ее жестко­ сти". Жесткость — способность упругой системы оказы­ вать сопротивление действующим силам. Количественно

жесткость С определяется

отношением

 

р

С =

—кГ[мкм,

 

у

где Ру — действующая сила, кГ; у — величина перемещения, мкм.

Жесткость станка складывается из собственной жест­ кости отдельных деталей и из контактных жесткостей стыковых соединений. Суммарную жесткость круглошлифовального станка характеризует величина перемещения

5*

'

131


образующей шлифовального круга относительно перед­ него и заднего центров по направлению осп у под дей­ ствием силы резания. Повышенная жесткость частично объясняется применениеммноговкладышных самоустанавливающихоя на сферических опорах подшипников, обладающих высокой жесткостью.

Основными источниками выделения тепла в станке ЗЕ153 являются: электродвигатель привода круга, опо­ ры шпинделя круга, электродвигатель привода изделия и подшипники шкива планшайбы, •гидроцилиядр приво­

да стола,- гидропанель,

гидроцилиндр быстрого подво­

да-отвода шлифовальной

бабки, гидробак.

Тепловое равновесие наступает через 3—3,5 ч, одна­ ко интенсивное смещение узлов станка происходит в

течение первых 60

мин.

В плоскости, перпендикулярной

осп переднего

центра,

происходит

сближение

осей

кру­

га

и обрабатываемой

детали

до

20 мкм,

в

плоскости,

перпендикулярной

оси

заднего

центра,

оси

расходятся,

в

результате

возникает перекос

осей

до

6

мкм

на

100 мм. Эта погрешность определяется неравномерным нагревом стенок базовых деталей станка.

Снижение тепловых деформаций может быть достиг­

нуто:

 

 

 

 

 

выносом электродвигателя

привода

шлифовального

круга за

пределы станины, путем установки его

рядом

со станком или над шлифовальной бабкой;

 

поддерживанием избыточной температуры масла ги­

дравлики

в пределах 5 °С

или полной

изоляцией

гидро­

цилиндра

и гидропанели

при

помощи

рубашки,

чтобы

тепло, выделяемое в них, направлялось за пределы станка. Бак с нагретым маслом устанавливают на та­

ком

расстоянии от

стенок станины, чтобы исключался

их

нагрев.

 

Смазка станка.

Правильная и своевременная смазка

является условием безаварийной работы станка, увели­ чивает срок его службы, предотвращает преждевремен­ ный износ деталей. Смазка подшипников круга осу­ ществляется от специального агрегата смазки. Контроль за поступлением смазки производит реле контроля по­ дачи масла на сливе из шлифовальной -бабки. Давление в системе смазки шпинделя — 0,5—1 кГ/см2*. Смазку направляющих качения шлифовальной бабки, а также подшипников шпинделя передней бабки осуществляют от масленки периодически. Смазка направляющих станины

132