Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время применяется блочная система горочной авто­ матической централизации, разработанная Всесоюзным научно-ис­ следовательским институтом железнодорожного транспорта (ЦНИИ МПС). Она обеспечивает два режима работы —маршрутный и програм-. мный. Маршрутный режим работы заключается в том, что оператор нажатием соответствующей кнопки на пульте готовит маршрут к оче­ редному отцепу в то время, когда предыдущий войдет на изолирован­ ную секцию головной стрелки. При программном режиме оператор последовательным нажатием кнопки накапливает маршруты согласно порядку расположения отцепов в сортировочном листке. Накопитель может быть смонтирован на любое количество маршрутов. Использо­ вав маршруты в накопителе, оператор нажатием кнопок имеет воз­ можность дополнить их. Программный режим работы может быть так­ же с применением записи на перфокарте. Кроме автоматического ре­ жима, в блочной ГАЦ предусмотрено управление стрелками посред­ ством перевода рукояток.

На ряде станций ГАЦ дополняют устройствами для ввода инфор­ мации о подходах поездов. Практически такое устройство при помо­ щи перфокарт реализовано на станциях Лосиноостровская, Сверд- ловск-Сортировочный, Юдино, Шкиротава и др. Сортировочный листок там передают на горку по телетайпу. Приемный телеграфный аппарат связан электрической схемой с прибором кодирования отверстий на перфокартах — перфоратором. При передаче сортировочного листка автоматически изготовляется перфокарта с закодированной на ней программой расформирования состава. Оператор горки вставляет пер­ фокарту в специальное считывающее устройство, которое по мере рос­ пуска состава считывает закодированные данные и передает их в систе­ му ГАЦ для установки маршрутов. Такая система обеспечивает ис­ пользование ГАЦ в автоматическом режиме, позволяет отказаться от маршрутных накопителей, увеличивает надежность системы. При помощи специальных устройств и использования ЭВМ можно обрабо­ тать информацию о каждом сформированном поезде, отпечатать на­ турный лист, справку об обеспеченности тормозами и т. д. Натурный лист в телеграфном коде может быть выдан также на перфоленту и ис­ пользован для передачи по линиям автоматизированного телеграфа на станцию назначения.

Автоматическое регулирование скорости скатывания отцепов с горки (АРС) должно обеспечить необходимые интервалы между ними в различных пунктах — на стрелочных переводах и замедлителях, а также необходимую дальность пробега и безопасность соударения

с вагонами,

находящимися на подгорочных путях.

В

системе

АРС ЦНИИ использованы следующие приборы и устройства:

 

весомерное устройство — определение весовой категории

и длины

отцепа;

 

 

 

 

устройство для контроля заполнения путей;

 

 

ско­

радиолокационный скоростемер — непрерывное измерение

рости движения отцепов в пределах тормозной позиции;

выхода

отце­

вычислительное устройство — определение скорости

пов со второй

и третьей тормозных позиций;

 

 

 

83


накопители — хранение информации и передача ее по маршруту следования;

устройства управления тормозными позициями.

Успешно прошла эксплуатационные испытания система автомати­ ческого задания скорости роспуска составов (АЗСР ЦНИИ МПС). Она обеспечивает переменную скорость роспуска с горки в зависи­ мости от длины отцепов и места разделения маршрутов их следования. До подачи состава к горбу сортировочной горки в диспетчерской фор­ мируется исходная информация о маршрутах следования отцепов и количестве вагонов в каждом из них. Пользуясь манипулятором, диспетчер фиксирует эту информацию на перфокарте. Заготовленная перфокарта закладывается оператором горки в считывающее устрой­ ство — контрольник. В процессе роспуска состава информация счи­ тывается с перфокарты и поступает в устройство АЗСР, где вычисля­ ется скорость роспуска очередного отцепа. Информация о требуемой скорости передается на световые указатели горочного светофора и его повторителя. Скорость роспуска очередного отцепа вычисляется до скатывания предыдущего с горба горки.

На основе информации о маршруте следования и длине отцепов система АЗСР осуществляет и программное управление горочной автоматической централизации (ГАЦ), включает на мачте светофора световые цифровые указатели количества вагонов в двух смежных отцепах — спускаемом в данный момент и следующим за ним. Сос­ тавитель, руководствуясь этими показаниями, расцепляет состав. Момент отрыва отцепов от состава определяется при помощи радиоло­ кационных скоростемеров фиксацией разности скоростей надвигае­ мой группы вагонов и свободно скатывающегося отцепа после его

отделения.

листков

Для пересылки грузовых документов и сортировочных

применяется механизированная почта — пневматическая.

Она ра­

ботает на принципе разности давлений, создаваемых в трубопроводе впереди и позади движущегося патрона. Между двумя техническими конторами или другими пунктами прокладывают транспортирующий

трубопровод из стальных цельнотянутых труб диаметром

149 мм.

В помещениях контор устанавливают приемо-отправочные

станции,

к которым подходят соединительные трубопроводы от воздуходувных устройств, монтируемых в отдельных помещениях. Грузовые доку­ менты пересылают в специальных металлических патронах.

12. Порядок пользования устройствами СЦБ и их содержание

Порядок пользования устройствами сигнализации, централиза­ ции и блокировки определяется Инструкцией о порядке пользования устройствами СЦБ для данной станции.

Все аппараты СЦБ, поездной и станционной радиосвязи должны быть закрыты и запломбированы.

Дежурные по станции, сигналисты и стрелочники, пользующиеся устройствами СЦБ, несут ответственность за целостность пломб.

84


Вступая на дежурство, дежурные по станции, сигналисты и стрелоч­ ники обязаны тщательно проверить состояние напольных и постовых устройств СЦБ и опробовать их действие. О всех замеченных неисправ­ ностях делается запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети и ставится в из­ вестность обслуживающий эти устройства электромеханих или до­ рожный мастер. В исключительных случаях в целях ускорения работ

по устранению неисправностей разрешается заменять запись

регист-

• рируемой телефонограммой в этом же журнале.

стрелки

При электрической централизации в случае повреждения

(если при установке маршрута она не переводится) дежурный по стан­ ции должен отменить устанавливаемый маршрут и попытаться перевести стрелку при помощи индивидуального стрелочного коммутатора или же приготовить вариантный маршрут в обход неисправной стрелки. Если задать вариантный маршрут не представляется возможным, электромеханик совместно с дежурным по станции выключают повреж­ денную стрелку из централизации без сохранения пользования сиг­ налами маршрута и передает ее на ручное управление с помощью курбеля. Курбели хранятся в специальном шкафчике на стрелочном посту в горловине станции.

Перевод стрелки при помощи курбеля производит старший стрелоч­ ник по указанию дежурного по станции. После перевода стрелки курбелем она запирается на висячий замок.

Для установки маршрута с поврежденным изолированным участ­

ком сначала переводятся стрелки поврежденного участка,

после чего

маршрут устанавливается обычным

порядком —нажатием

маршрут­

ных кнопок.

устройств набора и

установки

Во всех случаях повреждения

маршрута или сбрасывания маршрута на пульт-табло приготовление производится с помощью индивидуальных стрелочных коммута­ торов.

Прием поездов в этом случае осуществляется по пригласительному сигналу; отправление — по бланку зеленого цвета; маневры — по личному или телефонному указанию дежурного по станции состави­ телю или старшему стрелочнику под запрещающее показание манев­ рового сигнала. Установка маршрутов приема, отправления поездов и маневровая работа указанным порядком производятся также и в слу­ чае прекращения подачи переменного тока для питания рельсовых цепей станции.

Во всех случаях производства работ по переоборудованию, пере­ носу, ремонту, испытанию и замене устройств и приборов и другим работам СЦБ, вызывающим нарушение установленных зависимостей,

производство их осуществляется

с согласия дежурного по станции,

а на участках с диспетчерской

централизацией — дежурного поезд­

ного диспетчера с обязательной записью руководителем работ в Жур­ нал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и кон­

тактной сети.

Замена и отключение отдельных устройств и приборов СЦБ, когда установленные зависимости не нарушаются (например, замена отдель­

85


ных реле, лампочек и т. п.), могут производиться с согласия дежурного по станции без записи в Журнале осмотра; на участках с диспетчер­ ской централизацией — с согласия дежурного поездного диспетчера.

13. Виды связи и их назначение

Существуют следующие виды связи:

магистральная телефонная и телеграфная связь — для служеб­ ных переговоров и передачи информации между МПС и управлениями дорог, а также для связи последних между собой;

дорожная телефонная и телеграфная связь — для служебных переговоров и передачи информации между управлениями дорог, от­

делениями и крупными станциями;

переговоров де­

дорожная

распорядительная — для служебных

журного по

распорядительному отделу службы

движения дороги

с дежурными по отделениям и станциям;

 

поездная

диспетчерская — для служебных переговоров поездного

диспетчера со станциями, входящими в его участок. В провода этой связи включают только телефоны дежурных по станциям, операторов, дежурных по локомотивным депо, подменным пунктам, тяговым под­ станциям, энергодиспетчеров и локомотивных диспетчеров;

энергодиспетчерская —для служебных переговоров энергодиспет­ чера с тяговыми подстанциями, дистанциями контактной сети и пос­ тами секционирования;

служебная связь электромехаников СЦБ и связи — для перего­ воров с начальником дистанции сигнализации и связи, его заместите­ лем или инженером дистанции. В нее включены телефоны, установлен­ ные в рабочих комнатах на станциях или в квартирах электромехани­ ков;

постанционная — для служебных переговоров работников стан­ ций между собой, а также с отделением и управлением дороги;

линейно-путевая — для служебных переговоров по вопросам со­ держания в исправном состоянии пути и сооружений;

поездная межстанционная—для служебных переговоров по дви­ жению поездов; в нее включают только телефоны дежурных по стан­ ции, а на участках с автоблокировкой также телефоны перегонной связи и дежурных по переездам;

перегонная — для служебных переговоров между находящимися на перегоне работниками и дежурными по стациям, ограничивающим перегон;

информационная — для передачи сведений на сортировочные и крупные грузовые станции о поездах, находящихся на подходе; стрелочная—для служебных переговоров дежурного по станции со стрелочными постами. Включение в ее сеть других телефонов за­

прещается; диспетчерская внутристанционная — для служебных переговоров

маневрового диспетчера со станционными работниками; местная — для общей служебной связи.

86


Поездная радиосвязь предназначена для служебных переговоров поездного и локомотивного диспетчеров, дежурных по раздельным пунктам, а также дежурных по депо с машинистами поездных локомо­ тивов и последних между собой. Получила распространение и радио­ проводная система поездной радиосвязи, при которой аппарат в поме­ щении диспетчера соединен проводами с ближайшей к локомотиву стационарной радиостанцией, откуда связь с локомотивом осущест­ вляется по радио.

На станциях применяют следующие виды радиосвязи: маневровую — для переговоров станционного диспетчера с маши­

нистами маневровых локомотивов; горочную — для переговоров дежурного по горке с машинистами

горочных локомотивов; вывозную — для переговоров узлового диспетчера с машинистами

вывозных локомотивов; радиосвязь списчика вагонов с техническими конторщиками.

В телеграфной связи используются аппараты Морзе, Бодо, СТ-35, Т-51, Т-63 и СТ-2М. Аппараты Морзе, как устаревшие, применяются только на малодеятельных линиях в целях постанционной и межстанцибнной связи. Стартстопный рулонный телеграфный аппарат Т-51 воспроизводит знаки не на ленте, а на листе бумаги, поступающей из рулона, и позволяет получить с телеграмм несколько копий. ■

Г ЛАВА

VI

ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

1. Вагоны и вагонное хозяйство

Вагонный парк железных дорог состоит из грузовых и пассажир­ ских вагонов, К пассажирским относятся вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, а также вагоны-рестораны, почтовые, багажные и специального назначения (служебные, динамометрические, вагоны-лаборатории, вагоны-клубы и др.). К вагонам грузового парка относятся крытые полувагоны, платформы, изотермические вагоны, цистерны и вагоны специального назначения (транспортеры, молоч­ ные, живорыбные и др.).

К р ы т ы е в а г о н ы предназначены для перевозки грузов, подверженных атмосферным влияниям: продовольственных, тарно­ упаковочных и т. д. Они оборудованы люками и задвижными дверями. Крытые вагоны для перевозки скота оборудуются кормушками, коры­ тами, баками для воды и другими устройствами. Кузова этих вагонов могут быть решетчатыми. Для перевозки мелких Животных и птиц кузова вагонов строятся многоярусными.

В п о л у в а г о н а х перевозят уголь, руду, флюсы, кокс и дру­ гие сыпучие грузы, а также лес, прокат, строительные и другие нава­ лочные грузы. Полувагоны имеются нескольких типов: четырехосные сварной конструкции с металлическими кузовом, шестиосные и вось­ миосные вагоны-хопперы сварной конструкции с металлической об­ шивкой для перевозки цемента (цементовозы), бункерные для пере­ возки битума и т. д.

П л а т ф о р м ы относятся к открытым вагонам, используемым для перевозки длинномерных грузов, проката, труб, лесных строитель­ ных материалов: бревен, досок, брусьев, а также различных машин и тарных грузов, не боящихся влияния атмосферных осадков. На платформах перевозят и контейнеры. Преимущество платформ для перевозки указанных грузов заключается в том, что они допускают быструю и удобную погрузку и разгрузку с широким применением простейших средств механизации. Для перевозки громоздких тяжело­ весных грузов (крупных отливок, станин, ферм мостовых кранов,

трансформаторов, роторов, генераторов, турбин и т.

п.)

используют

специальные многоосные (от 6 до 16 и более) платформы,

называемые

транспортерами.

 

 

 

Скоропортящиеся грузы перевозят в специальных

и з о т е р м и ­

ч е с к и х в а г о н а х ,

в которых поддерживается

низкая темпе­

ратура, требуемая для

того или иного груза. Устройство кузова и

88