ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
В нижней части табло расположены сигнальные кнопки: приема Т — для открытия входных светофоров; отправления Т — для открытия выходных светофоров; пригласительные П (НПК, ЧПК) — для включения пригласительных огней.
На пульте расположены двухпозиционные кнопки для управления стрелками и контрольные лампочки. Для управления каждой стрелкой предусмотрены две кнопки: верхняя —для перевода стрелки в плюсо вое положение, нижняя — для перевода стрелки в минусовое поло жение. При плюсовом положении стрелки над соответствующей кноп кой горит зеленая лампочка, при минусовом положении стрелки — желтая лампочка. Кроме того, на пульте установлен ряд вспомога тельных кнопок и два ключа-жезла для отправления хозяйственных поездов и толкачей на перегон с возвращением их обратно на станцию отправления.
Разновидностями релейной централизации являются: релейно кодовая с кодовым управлением стрелками и сигналами в удаленных парках или на подходах к станции; диспетчерская — стрелками и сигналами нескольких раздельных пунктов управляет диспетчер; го рочная, применяемая на механизированных сортировочных горках.
Для перевода и замыкания остряков стрелки служит стрелочный электропривод. Он обеспечивает и контролирует плотное прилегание остряка к рамному рельсу, отвод другого остряка от рамного рельса
на расстояние не менее 125 |
мм не допускает запирания стрелки |
|
при зазоре между |
прижатым остряком и рамным рельсом 4 мм и |
|
более. |
|
|
В современных |
системах |
электрической централизации все пути |
и стрелки, входящие в маршруты, делят на изолированные участки. Система рельсовых цепей обеспечивает контроль их занятости; воз можность приготовления маршрута только на свободный путь; авто матическое закрытие светофоров, если хотя бы одна из изолированных секций занята подвижным составом; невозможность разделки маршрута до фактического освобождения стрелочных участков подвижным сос тавом и перевода стрелки под составом.
При релейной централизации при приеме поездов на станцию каждого из них следует установить маршрут и открыть входной светофор, так как в нормальном состоянии на входном сигнале горит красный огонь, запрещающий въезд поездов на станцию. Для уста новки маршрута дежурный по станции нажатием кнопок переводит стрелки в соответствующее положение и открывает входной све тофор.
Крупные и средние станции оборудуются маршрутно-релейной централизацией стрелок и сигналов, при которой реле и источники питания располагаются на центральном посту и соединены с объекта ми управления кабелями. Каждый изолированный участок представ ляет собой элементарный маршрут и имеет самостоятельные устройства для замыкания и контроля. Сложный маршрут набирается из эле ментарных маршрутов. Предварительное замыкание стрелок всех изо лированных участков в маршруте происходит одновременно при отк рытии светофора. Полное замыкание их наступает при занятии поез
79
дом предмаршрутного участка. Автоматическое размыкание маршрута происходит посекционно, т. е. по мере освобождения стрелочных участков поездом.
При маршрутно-релейной централизации централизационным ап паратом является пульт-табло желобкового типа. Задание любого маршрута (кроме вариантного) осуществляется нажатием двух кнопок: начала и конца маршрута, расположенных на пульт-табло. В резуль тате стрелки автоматически устанавливаются в соответствующее зада ваемому маршруту положение и открывается светофор.
Предусмотрена возможность задания вариантных маршрутов. Кнопки поездных маршрутов установлены на пульте управления
возле повторителей соответствующих светофоров, кнопки маневро вых маршрутов — на оси пути на ординате светофора, вариантные кнопки —в соответствующих точках на линии пути. Кнопки для уста новки маршрутов в аппаратах более старого типа—трехпозиционные, а в аппаратах последних выпусков — двухпозиционные, имеющие один контакт. Отмена маршрутов при трехпозиционных кнопках производится вытягиванием кнопки (на себя), при двухпозиционных кнопках — нажатием специальной кнопки «Отмена маршрута» и на жатием" маршрутной кнопки у сигнала.
Установленный маршрут сигнализируется на табло загоранием белой полосы, открытие светофора — загоранием зеленой лампочки его повторителя при поездных передвижениях и белой лампочки — при маневровых передвижениях; при занятии поездом участка в его пределах загорается красная полоса.
На повторителях входных светофоров на табло имеются также красная и белая лампочки, контролирующие соответственно исправ ность красной и белой ламп входного светофора.
Для управления стрелками при неисправности маршрутно-набор ной группы, их опробования и приема поездов по пригласительному сигналу на пульте управления предусмотрены индивидуальные стре лочные рукоятки, нормально занимающие среднее положение. Над
каждой стрелочной |
рукояткой |
установлены лампочки: |
зеленая — |
|
для |
контроля нормального положения стрелки, желтая — для конт |
|||
роля |
переведенного |
положения |
стрелки, красная — для |
контроля |
перевода и взреза стрелки. Нормально контрольные лампочки пога шены и загораются при нажатии специальной кнопки; красная лампоч ка при взрезе стрелки загорается независимо от нажатия кнопки.
При приеме поезда на станцию по пригласительному сигналу де журный по станции делает запись об этом в журнале осмотра путей, стрелок и устройств СЦБ, срывает пломбу с кнопки НПК пригласи тельного огня и нажимает ее.
Многолетняя эксплуатация аппаратов рассмотренного типа вы явила быструю утомляемость дежурных по станции вследствие'необ ходимости непрерывного передвижения при установке маршрутов, недостаточно хорошего обзора табло и утомления глаз из-за частой смены индикации. Поэтому в последнее время начали применять пульт-манипулятор с выносными табло. В этом случае на выносном табло изображается план станции с соответствующей индикацией, а
80
на пульт-манипуляторе установлены кнопки для задания маршрутов и другие органы управления.
На наших железных дорогах широко внедряется блочная система электрической централизации.
В указанной системе приняты релейные блоки закрытого типа со штепсельным включением, в каждом из которых собираются отдель ные типовые элементы схем маршрутно-релейной централизации
сприменением малогабаритных нейтральных реле.
11.Устройства СЦБ на сортировочных горках
Кустройствам механизации и автоматизации сортировочной горки относятся:
тормозные средства — вагонные замедлители, устанавливаемые в районе стрелочной зоны, а на автоматизированных горках — также
ив начале путей сортировочного парка; централизованное или автоматическое управление стрелками; светофорная сигнализация;
телефонная связь и связь громкоговорящего оповещения, радио связь между дежурным по горке и машинистами горочных локомо тивов;
пневматическая почта для пересылки грузовых документов и сор тировочных листков.
Управление стрелками, сигналами и замедлителями на механизи рованных горках сосредоточено на постах. Один из них — распоря дительный — расположен на вершине горки, один или два исполни тельных — в районе нижних тормозных позиций. С аппарата распоря дительного поста управляют замедлителями верхней тормозной по зиции, первыми головными стрелками и всеми сигналами. Исполни тельные посты управляют остальными замедлителями и стрелками. При автоматическом управлении вагонными замедлителями и гороч ной автоматической централизации стрелок строится только один го рочный пост.
На |
некоторых |
автоматизированных горках в начале |
подгороч |
|
ных путей строят |
специальные |
будки местного управления парко: |
||
выми |
замедлителями (третья |
тормозная позиция) — по |
одной на |
два пучка.
Горочная сигнализация служит для подачи сигналов машинисту, надвигающему состав на горку. Трехзначные светофоры устанавливают на вершине горки, а их повторители — на путях надвига. Повтори тельные сигналы могут быть заменены и дополнены устройствами ло комотивной сигнализации. Горочные светофоры подают сигналы: один зеленый огонь — «Разрешается роспуск состава с установленной
скоростью»; один желтый |
огонь — «Разрешается роспуск |
вагонов |
с уменьшенной скоростью»; |
один красный огонь — «Стой»; |
буква Н |
на световом указателе белого цвета, горящая одновременно с красным огнем, — «Осадить вагоны с горки на пути парка приема». Для раз решения и запрещения маневров в подгорочном парке служит спе
8i
циальная маневровая сигнализация — двузначные светофоры, ко торые подают сигналы: луйно-белый огонь — «Маневры разрешены»; синий огонь — «Маневры запрещены».
Для механического торможения вагонов на сортировочных гор ках в СССР применяются балочные вагонные замедлители — клеще видные нажимного действия и клещевидно-весовые. Клещевидные за медлители (тип 50) работают по принципу клещей, которые образуются из двух рычагов — одноплечего и двуплечого, насаженных на общую ось. Концы рычагов соединены с тормозным цилиндром (пневмати ческим приводом). При заполнении его сжатым воздухом концы ры чагов раздвигаются и короткое плечо двуплечего рычага сближается с одноплечим рычагом. Обод колеса вагона зажимают балки с приболченными к ним тормозными шинами, как клещами. Когда сжатый воздух из тормозного цилиндра выпущен, тормозная система под действием силы тяжести и регулирующих пружин возвращается в исходное отторможенное положение. Замедлитель состоит из отдельных одинако вых звеньев длиной 2275 мм, установленных попарно с каждой сто роны рельсовой колеи.
Клещевидно-весовой замедлитель (тип КВ) тормозит отцепы, воз
действуя |
на |
бандажи |
колес в зависимости |
от |
веса |
подвижного |
|
состава. |
|
|
|
|
|
|
|
Клещи |
образуются |
тормозными |
балками |
литой |
конструкции. |
||
Одна балка |
неподвижно закреплена |
на раме, |
а |
вторая вращается |
на оси, укрепленной на подшипниках рамы. Такие клещи устанав ливают на каждой рельсовой нити. Действуют они на бандажи колес ной пары независимо друг от друга. Клещевидно-весовые замедли тели используются трех видов: КВ1, КВ2, КВЗ.
Замедлителями обеих систем управляют при помощи реле.
На механизированных горках применяется автоматическая цент рализация стрелок — ГАЦ. Эта система позволяет вести роспуск со ставов в трех режимах:
автоматическом — маршруты для всех отцепов набираются перед началом роспуска (предварительный набор);
маршрутно-автоматическом — оператор устанавливает маршруты для каждого отцепа непосредственно перед спуском его, стрелки же по мере спуска устанавливаются автоматически;
неавтоматическом — каждую стрелку по пути следования отцепа устанавливает оператор в индивидуальном порядке.
При автоматическом роспуске маршрутные задания передаются от одной стрелки к другой по мере продвижения вагонов. Всякое установленное, но еще не использованное задание может быть изме нено до вступления отцепа на изолированную секцию головной стрелки без перерыва в роспуске. Можно изменить маршрут следования любого отцепа и после вступления его на изолированную секцию головной стрелки при помощи рукояток. При нагоне одного отцепа другим во время движения по горке маршрут последнего автоматически гасится. При нагоне на головной стрелке или перед нею неиспользованные
задания могут быть погашены вручную оператором без нарушения работы ГАЦ.
62