ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
а путевую педаль устанавливают под рельсом, электрически изолиро ванным от земли. Вместо педалей могут быть использованы рельсо
вые цепи.
Для отправления на перегон хозяйственных поездов и толкачей в полуавтоматической блокировке применяют различные ключи-жезлы, имеющие таблички с соответствующими надписями.
6. Диспетчерская централизация
Диспетчерская централизация (ДЦ) это комплекс наиболее со вершенных и эффективных технических средств для регулирования движения поездов. Ее составными элементами являются автоблоки ровка на перегонах, электрическая централизация стрелок и сигналов на станциях и устройства телеуправления (ТУ) и телесигнализации (ТС), которые обеспечивают: управление из одного пункта сигналами
истрелками ряда станций и перегонов; контроль за положением и заня тостью стрелок, перегонов, путей на раздельных пунктах и прилега ющих к ним блок-участках, а также повторение показаний входных
ивыходных сигналов; возможность перехода при маневровой работе на местное управление стрелками на станции; автоматическую запись исполненного графика движения поездов.
Операции приема, отправления и проследования поездов через промежуточные станции участка выполняет поездной диспетчер без участия дежурных по станциям и стрелочников. На диспетчерском посту установлены аппарат управления, передающие и приемные кодовые устройства, устройства для питания аппаратуры и линии. Управляющий аппарат и его кодовое устройство связаны двухпровод ной цепью с линейными кодовыми устройствами на промежуточных станциях участка.
Схема устройств ДЦ приведена на рис. 29.
Аппарат диспетчерского управления размещают в комнате по ездного диспетчера при отделении железной дороги и связывают со всеми промежуточными станциями и разъездами участка двухпро водной линейной цепью.
Совместно с аппаратурой управления и контроля размещают при
боры, используемые для приема диспетчерских приказов и передачи информации на пост диспетчера. Приборы управления фиксируют и расшифровывают приказы диспетчера и включают аппаратуру уп равления стрелками, сигналами, маршрутами. Аппаратура контроля проверяет состояние стрелочных и путевых секции, положение стре лок, показания станционных светофоров, правильность приготовлен ного маршрута и замыкание маршрутов.
Информация о состоянии контролируемых объектов и выпол нении диспетчерских приказов шифруется и передается на пост дис петчера.
На промежуточных станциях и разъездах участка устанавливают кодовую аппаратуру, включаемую в линейную цепь диспетчерского участка.
74
В системах диспетчерской централизации предусматриваются три способа управления стрелками и светофорами на промежуточных стан циях и разъездах:
1)диспетчерское — с аппарата поездного диспетчера;
2)резервное — с пульт-табло, установленного в помещении стан ции и имеющего управляющие кнопки и контрольные лампы;
3)местное — стрелками и маневровыми светофорами — с пульттабло или с маневрового щитка релейной будки ключом для местного перевода стрелок.
Резервное управление вводят в действие по приказу поездного дис петчера. Начальник станции поворотом специального ключа, хра нящегося на станции, воспринимает управление и отключает диспет чера. Резервное управление применяют при неисправности или перио дическом ремонте кодовых устройств, а также тогда, когда на главных путях станции производят значительную маневровую работу, чере дующуюся с пропуском поездов.
Местное управление разрешает поездной диспетчер, и восприни мается оно специальной кнопкой на пульт-табло или маневровом щитке: на лицевой стороне щитка имеются оптические указатели, кнопки и специальный ключ для местного перевода стрелок. Ключ нормально свободен, и его можно изъять, но изъятие его без получения
разрешения от диспетчера (или |
с пульта резервного управления) |
не дает возможности переводить’ |
стрелку. На щитке имеются кнопки |
управления маневровым светофором и стрелкой с электрозамком.
На железных дорогах СССР находятся в эксплуатации следующие системы диспетчерской централизации: временного кода (ДВК) полярно-частотного кода (ПЧДЦ), частотного кода (ЧДЦ), частотно го кода с циклическим контролем.
Разработана и успешно начала применяться диспетчерская цент рализация системы «Нева» с циклическим контролем, построенная на принципе непрерывной периодической проверки состояния конт ролируемых устройств на станциях.
Диспетчерский |
|
КодоВая линия диспетчерской, |
централизации |
|||
пост |
|
|
|
|
|
|
Центральное (постовое] |
|
Линейное кодовое устрой |
||||
\ |
ш о ссе устройства |
|
||||
|
ство |
■ |
ч П |
|||
|
|
|
|
|||
щ ение | |
Управление |
Изёещени-е |
|
|
||
|
|
|
|
Управляющая аппаратура |
||
|
|
|
|
местной релейной, цен- |
||
, |
Управляющий |
|
т рализации |
|
~~ |
|
у |
аппарат |
|
|
|
|
|
'^Уасшо^я |
|
дкйровки. |
V |
, у сВегпофорь1~иВтоПромежу ' |
||
станция с |
|
у |
В т и р а е т |
точная |
||
|
п |
|
|
|
станция 5 |
|
постом ДЦ |
|
Промежуточная с ц ^ ^ н а я |
|
|||
|
гтли,,,,<, и |
гр у ППа |
|
|
||
|
|
с анция А |
|
|
|
|
Рис. 29. Схема устройства ДЦ
75
7. Электрожезловая система
Электрожезловая система осталась в эксплуатации только на мало деятельных участках однопутных линий. Электрожезловые аппараты двух станций каждого перегона связаны между собой электрически таким образом, что из двух аппаратов одновременно может быть вынут только один жезл, относящийся к данному перегону. Так как правом занятия перегона является жезл, выданный машинисту дежурным по станции, то на перегон может быть отправлен только один поезд. Чтобы было невозможно вложить жезл от аппарата одного перегона в аппарат другого, электрожезловые аппараты и жезлы изготовляют ся девяти различных серий. Установка аппаратов одной и той же серии, как правило, допускается не чаще чем через три перегона.
При движении поездов с толчками или вслед применяются раз винчивающиеся жезлы. На тех перегонах, когда толкач возвращает ся на станцию отправления, жезловые аппараты дополняют прибора ми с ключом-жезлом. Для сокращения станционного интервала жез ловые аппараты иногда выносят в помещение стрелочного поста, но и в этом случае изъятие жезлов из них возможно только с разрешения дежурного по данной станции. При нахождении на перегоне стрелки, примыкающей к главному пути, ключ ее контрольного замка механи чески соединяется с жезлом, находящимся в аппарате станции, к ко торой приписана эта стрелка.
Электрожезловый аппарат системы Трегера — это электромеха нический прибор, собранный в металлическом корпусе прямоугольной формы. Электромеханическая часть аппарата состоит из электрозат вора, замыкающих дисков, рычагов, автопереключателя и коммута тора, т. е. из деталей, замыкающих жезлы, которые хранятся в жезлохранилище. В качестве источника постоянного тока служит жезло вой индуктор, снабженный специальным переключателем для вклю чения в электрическую схему аппаратов того или другого перегона.
8. Ключевая зависимость и контрольные замки
Устройства ключевой зависимости взаимно замыкают стрелки и сигналы при помощи стрелочных и сигнальных контрольных замков. Типовым является замок системы Мелентьева. По назначению замки Мелентьева разделяются на стрелочные, сигнальные и аппаратные. Для замыкания остряков в плюсовом и минусовом положениях на стрелке устанавливают два замка, а для замыкания в каком-либо одйом положении — один замок. Замки крепят со стороны перевод ного механизма к рамному рельсу при помощи планки. Под замком проходит запирающая полоса, которая болтом связана с сережкой остряка стрелки. Взаимозцмыкание стрелок и сигналов при числе маршрутов не более двух может осуществляться непосредственно на сигнальных станках, а при большем числе маршрутов — при помощи стрелочных централизаторов. Маршрутно-контрольные устройства обеспечивают;
78
возможность открытия входного семафора или светофора в том случае, если постовым стрелочником правильно выполнен заданный маршрут, а ключи от стрелок замкнуты в аппарате;
отпирание стрелочных ключей только с разрешения ДСП; невозможность установки взаимно враждебных маршрутов; контроль за приготовленными маршрутами приема и отправления
на аппарате дежурного по станции.
Все пути приема поездов в границах предельных столбиков могут быть оборудованы рельсовыми цепями.
Основные приборы этих систем — исполнительные и распоряди тельные аппараты. Распорядительный аппарат устанавливают в поме щении дежурного по станции. При его помощи дежурный контроли рует правильность установки стрелочниками заданных маршрутов, запирает их электрически, разрешает стрелочнику открыть сигнал, разделать маршрут и тем самым исключает возможность открытия взаимно враждебных сигналов. Исполнительный аппарат находится на стрелочном посту. В нем запирают ключи от стрелок и сигналов, входящих в установленные маршруты. Все стрелки, участвующие в маршрутах приема, отправления, а также охранные оборудуют зам ками системы Мелентьева, а на сигнальных станках устанавливают контрольные замки.
Для правильного приготовления маршрутов приема и отправле ния, обеспечивающих безопасное следование поездов по станции, в помещении ДСП на видном месте вывешивают таблицу зависимостей маршрутов, а на стрелочных постах — выкопировки из нее.
9. Механическая централизация и станционная блокировка
Централизацией называется система управления стрелками и сиг налами из одного или нескольких пунктов. Приборы и устройства, служащие для управления стрелками и сигналами, называются устрой ствами централизации.
В механической централизации приводами стрелок и сигналов уп равляют при помощи гибких тяг, идущих к ним от централизованного поста. Стрелочные взрезные рычаги обеспечивают контроль взреза стрелки и обрыва гибких тяг. Каждый шкив рычага пломбируется от дельной пломбой. Взрез стрелки и обрыв гибких тяг. вызывают срыв пломбы. В этих случаях пользоваться стрелкой для пропуска поездов нельзя. После устранения повреждений стрелка и шкивы возвраща ются в исходное положение опломбированным взрезным ключом, находящимся сбоку рычажной станины на крюке.
Руководящим документом для работы дежурного по станции яв ляется таблица зависимости, на основании которой выполнены Есе необходимые взаимозамыкания между стрелками, сигналами и марш рутами, обеспечивающие безопасность передвижения поездов. Таб лицу зависимости составляют на основе техническо-распорядитель ного акта, принятой расстановки сигналов на станции и специализа ции путей.
77
Посты, где находятся приборы и устройства, могут быть распоря дительными и исполнительными. Распорядительный пост и все испол нительные электрически связаны между собой, что обеспечивает сог ласованность их действий и единый контроль над ними. Основные при боры этой связи — блок-механизмы. Группа блок-механизмов на рас порядительном посту образует так называемый распорядительный блок-аппарат. Блок-механизмы на исполнительных постах составляют исполнительный блок-аппарат.
Взаимно связанные блок-аппараты с относящимися к ним прибо рами и устройствами называются станционной блокировкой.
Блок-аппараты станционной блокировки приведены в такую зависимость, при которой для приема, отправления или сквозного прохода поезда может быть установлен только тот маршрут, который задан с распорядительного поста. При неправильно приготовленном маршруте соответствующий сигнал открыть нельзя. Дежурный по станции может контролировать правильность постановки исполнитель ными постами стрелок по заданному маршруту. При этом без специаль ного блокировочного разрешения с распорядительного поста даже при правильно установленном маршруте на исполнительном посту нельзя открыть соответствующий сигнал, хотя рычаг управления этим сиг налом на посту есть.
10. Электрическая централизация стрелок
Применяют следующие системы электрической централизации стрелок и сигналов:
релейную; маршрутно-релейную; блочную.
Для малых станций применяют релейную централизацию с цент ральными зависимостями и местным питанием, а также с централь ными зависимостями и центральным питанием.
Централизационный аппарат в этой системе представляет собой пульт-табло с кнопочным управлением стрелками и сигналами. В верхней части пульта расположено табло, на котором показан схе матический план станции с изображением стрелок, изолированных секций и светофоров.
Каждой изолированной секции на табло соответствует отдельная контрольная лампочка. При отсутствии состава на секции лампочка погашена, при занятии секции поездом лампочка загорается. В гор ловинах станции на табло расположены четыре лампочки, две из них контролируют приближение поезда к станции, две другие — удаление его со станции. На повторительных выходных светофорах установлены зеленые лампочки, контролирующие горение на них разрешающих огней. На повторителях входных светофоров предусмотрены три лам почки: красная — для контроля горения красного огня, зеленая — для контроля горения любого разрешающего огня, белая — для конт роля горения лунно-белого (пригласительного) огня.
78