Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бодный подъезд транспорта к складским помещениям и площадкам, удобную его стоянку при погрузке и выгрузке грузов, по возмож­ ности поточное следование по территории, а также возможность

погрузки и выгрузки по прямым вариантам вагон —автомобиль и автомобиль—вагон.

В зависимости от путевого развития различают грузовые дворы тупикового (рис. 30) и сквозного типов (рис. 31). На рис. 32 приведены схемы грузовых дворов со средними размерами грузовой работы. Для механизации погрузочно-разгрузочных работ грузовые дворы обеспечивают погрузчиками, кранами, механическими лопатами, по­ вышенными путями, эстакадами и другими средствами. Грузовые дворы могут быть общего типа и специализированными по роду грузов. На грузовых дворах общего типа ближе к населенному пункту размеща­ ют склады для тарноупаковочных грузов и контейнеров, а дальше — пути и складские устройства для навалочных грузов (угля, минераль­ но-строительных, лесных грузов и др.).

Весовой путь и вагонные весы располагают в горловине грузового двора, ведущей в район погрузки и выгрузки массовых навалочных и насыпных грузов, или между сортировочным парком и грузовым двором. Габаритные ворота устанавливают в стрелочной горловине путей приема и отправления поездов. Товарную контору располагают у въезда на грузовой двор. Перед ней предусматривается место для сто­ янки автотранспорта.

Все прирельсовые склады делятся на две основные группы: о б ­

щ е г о п о л ь з о в а н и я ,

расположенные, как

правило, на гру­

зовом дворе, принадлежащие

железным дорогам,

и

н е о б щ е г о

п о л ь з о в а н и я , арендованные организациями

и

предприятиями

или принадлежащие им и находящиеся на примыкающих к станции подъездных путях.

Для взвешивания грузов на станциях имеется в е с о в о е х о ­

зя й с т в о , оно оснащается новыми мощными вагонными весами. Создаются новые электронно-тензометрические вагонные весы,

рассчитанные на потележечное взвешивание при прохождении соста­ ва через площадку со скоростью до 10 км/ч. Весы периодически про­ веряются железными дорогами, а также органами Государственного Комитета стандартов Совета Министров СССР, которые ставят клеймо, дающее право на эксплуатацию весов.

На товарных весах взвешивают все тарноупаковочные и штучные

грузы, на вагонных — грузы, перевозимые насыпью,

в навалку

(кроме перевозимых в вагонах-ледниках) или наливом

в цистернах.

Общий вес груза определяется взвешиванием на весах или под­ счетом веса на грузовых местах по трафарету или по стандарту. Для отдельных грузов вес может определяться расчетным путем, по обмеру или условно. Вес тарных и штучных грузов определяется до предъяв­ ления их к перевозке с указанием на каждом грузовом месте веса брутто и нетто.

Если предъявляются грузовые места стандартного веса, указание веса на каждом грузовом месте не обязательно, за исключением слу­ чаев, когда стандартами предусмотрено обязательное указание веса

4*


Рис. 30. Схема тупикового грузового двора

Рис. 31. Схема сквозного грузового двора

Рис. 32. Схемы грузовых дворов со средними размерами работы

100


брутто и нетто на стандартных местах. В этом случае в накладной в графе «Способ определения веса» проставляется также стандартный вес брутто и нетто одного грузового места.

О способе определения веса грузоотправитель обязан указать в накладной.

Вес грузов определяют: железная дорога — при погрузке на мес­ тах общего пользования; грузоотправитель — при погрузке на местах необщего пользования.

Определение веса грузов по трафарету, по стандарту, расчетным путем, по обмеру или условно, а также грузов, погрузка которых возложена на грузоотправителя, во всех случаях производится грузо­ отправителем, за исключением отгружаемых с мест общего пользо­ вания грузов, перевозимых навалом и насыпью, вес которых при нали­

чии на станции вагонных весов по требованию грузоотправителя

оп­

ределяется железной дорогой.

 

В выполнении коммерческой работы на грузовой станции важная

организующая роль принадлежит т о в а р н о й к о н т о р е .

Ос­

новные ее задачи следующие: оформление документов на грузы, сда­ ваемые к перевозке и прибывшие; денежные расчеты по перевозкам, штрафам и сборам; передача получателям информации о прибытии груза; прием заявок на подачу вагонов; извещение грузоотправителей о количестве вагонов, разрешенных для погрузки, учет выполнения плана перевозок; ведение установленных форм учета и отчетности

идругие операции по поручению начальника станции.

Впоследние годы на отдельных дорогах созданы узловые расчетные конторы, которые выполняют основные функции товарных контор всех станций, что позволило механизировать и централизовать многие виды коммерческих операций.

На подъездных путях или пунктах перевалки с большим грузообо­ ротом, удаленных от товарных контор, могут быть организованы филиалы товарных контор.

Для выполнения своих задач товарные конторы должны иметь теле­ фонную связь с подразделениями станции, отправителями и получа­ телями, механизированную почту для пересыли грузовых документов

втехническую контору, на грузовой двор и обратно, пишущие машин­ ки для заполнения бланков грузовых документов, счетно-суммирую- щие машины для определения провозных платежей, сборов и состав­

ления отчетов, электрические штемпеля, автоматические указатели

исправочные установки, шкафы для хранения грузовых документов

ибланков, пооперационные графики, нормы на выполнение отдельных операций и схемы документооборота. В конторе должны быть поме­ щения для клиентуры, удобная для работы мебель и другое оборудо­ вание. Размещение и оборудование рабочих мест должны обеспечивать поточность обработки и оформление грузовых документов.

Организацию работы грузового двора и товарной конторы, как

цехов станции, определяет технологический процесс, в разделах ко­ торого отражены:

г р у з о в о й д в о р : порядок обработки погрузочно-разгрузоч­ ных фронтов маневровыми средствами; специализация складов

101


общего пользования и арендованных участков; графики работы ме­ ханизмов и устройств на погрузке и выгрузке вагонов и автомобилей;

операции приема,

выдачи, ввоза и вывоза грузов; способы связи с тех­

нической конторой и пересылка перевозочных документов;

т о в а р н а я

к о н т о р а : порядок оформления грузовых пе­

ревозочных документов, их пересылки на грузовой двор; связь с авто­ мобильными хозяйствами, обслуживающими станцию; взаимный обмен информацией о подходе грузов, подлежащих вывозу, а также запла­ нированных к ввозу на станцию.

3. Прием грузов к перевозке, погрузка и отправление

Существует следующая классификация грузов: тарноупаковоч­ ные или штучные; навалочные, перевозимые без счета мест повагонными отправками; насыпные, загружаемые в вагоны, как в закрома (зерно); наливные, перевозимые в вагонах-цистернах (последние, если их перевозят в бочках, бидонах или бутылях, относятся к тар­ ным грузам)..

До предъявления к перевозке отправитель должен подготовить груз и предъявить его в исправной таре, соответствующей государст­ венным стандартам, а грузы, на упаковку которых стандартов не ус­ тановлено, — в исправной таре, обеспечивающей их полную сохран­ ность. Сельскохозяйственные продукты, отправляемые колхозами, можно принимать в нестандартной таре, но обеспечивающей сохран­ ность груза.

Грузоотправитель должен предъявить станции отправления сос­ тавленный и подписанный им комплект перевозочных документов, состоящий из накладной, дорожной ведомости, ее корешка и квитанции о приеме груза, отчетливо заполненных под копировальную бумагу на пишущей машинке, штемпелями или чернилами. Никакие подчистки и помарки не допускаются, а необходимые изменения и дополнения удостоверяют подписями и штемпелем станции. За верность внесен­ ных в перевозочные документы сведений отправитель несет полную ответственность.

Комплект перевозочных документов составляют на имя определен­ ного грузополучателя.

Новые перевозочные документы универсальны и могут быть исполь­ зованы для различых видов расчетов. В документах объединены тек­ стовая и кодированная информация, предусмотрено все необходимое для обработки их на ЭВМ.

Н а к л а д н а я — основной перевозочный документ. Она сопро­ вождает груз до станции назначения и выдается вместе с ним получа­ телю и является документом, имеющим юридическое и расчетнокассовое назначение: по ней устанавливаются взаимные обязанности дороги и отправителя, ответственность за сохранность и своевременную доставку груза, права владельца его на заявление претензий и исков,

правильность

применений тарифов и точность денежных

расчетов

за перевозку

и т. д.

.

102


Д о р о ж н а я в е д о м о с т ь

вместе с накладной следует до

станции назначения груза. Корешок дорожной

ведомости

остается

на станции отправления и служит

основным документом для учета

и отчетности о выполнении плана

перевозок.

Квитанция

о приеме

груза к перевозке — важный юридический документ, свидетельствую­ щий о приеме дорогой груза от отправителя. После расчета за пе­ ревозку ее выдают на руки отправителю.

Заполненный комплект грузовых документов отправитель предъяв­ ляет товарному кассиру, уполномоченному начальником станции визировать накладные. Товарный кассир проверяет правильность заполнения их, наличие разрешения (плана) погрузки: уточняет, нет ли конвекционных запрещений, открыта ли станция назначения для приема груза к перевозке. Затем визирует их, проставляя номер плана перевозки, число и месяц ввоза груза на станцию, наименование или номер склада (участка, секции), на который должен быть завезен груз, единую сетевую разметку (номер станции назначения). Затем накладная возвращается отправителю для ввоза груза на склад станции или погрузки средствами отправителя на местах необщего пользования или подъездных путях.

Технология приема грузов к перевозке зависит от места выполне­

ния соответствующих

операций. При

приеме

п о в а г о н н ы х

о т п р а в о к ч е р е з

с к л а д с т а

н ц и и

груз доставляют на

нее в день, указанный в накладной, и предъявляют вместе с наклад­ ной приемосдатчику грузов станции. Проверив наличие разрешения на ввоз груза, приемосдатчик грузов дает указание бригадиру комп­ лексной механизированной бригады разгрузить автомобиль. В про­ цессе этой работы приемосдатчик грузов принимает груз, сличает его данные с указанными в накладной, проверяет исправность упаковки, наличие и правильность отправительской маркировки. Приняв груз, приемосдатчик грузов предварительно составляет вагонный лист, а в процессе погрузки следит за правильностью укладки и крепления мест, не допуская их разъединения, повреждения и порчи груза.

М е л к и е о т п р а в к и ввозят на станцию также в день, от­ меченный в накладной, и по указанию приемосдатчика грузов разме­ щают в складе или грузят непосредственно в вагон. Тяжеловесные и длинномерные грузы укладывают с внешней стороны штабеля, а под­ доны, — как правило, в два или три яруса в зависимости от веса и раз­ меров грузовых мест. Укладка должна обеспечить возможность под­ счета мест и проверку железнодорожной маркировки до начала по­ грузки в вагон. Проверяя грузовые места и укладывая их на поддоны, приемосдатчик грузов наносит на каждое из них железнодорожную марку, в которой указывается дробью: в числителе — порядковый номер по книге приема грузов к отправлению и через тире — коли­ чество мест; в знаменателе — условный шифр станции отправления согласно Единой сетевой разметке. При перевозке грузов мелкими и ма­ лотоннажными отправками железнодорожная маркировка наносится на каждый пакет, сформированный на поддоне. При централизованном ввозе прием груза в склад может удостоверяться распиской приемо­ сдатчика грузов в наряде экспедитора.

юз