Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Загружая сборный вагон, приемосдатчик грузов следит за правиль­ ной укладкой мест. Отправки дальнего назначения, или так называе­ мое «ядро», которое следует дальше станции сортировки, необходимо размещать у одной из торцовых стен вагона, чтобы приемосдатчику грузов грузосортировочной платформы легко было найти груз и про­

верить его принадлежность к данной отправке.

В товарной конторе на погруженные отправки подбирают доку­ менты. Первый экземпляр вагонного листа большого формата поме­ щают в середину пачки документов. Сверху подшивают вагонный лист малого формата, в котором указаны номер вагона, сведения о плом­

бах, количество отправок и вес груза.

Все документы прочно скреп­

ляют и пересылают в техническую контору.

При погрузке на с т а н ц и и

с р е д с т в а м и о т п р а ­

в и т е л я приемосдатчик грузов до начала ее проверяет накладную, наличие разрешения на ввоз грузов, записывает номер вагона в па­ мятку, указывая время начала погрузки. Это время, а также момент окончания погрузки отправитель удостоверяет подписью в памятке весовщика. На основании накладной приемосдатчик грузов состав­ ляет вагонный лист и записывает отправку в книгу приема груза к от­ правлению. Загруженный вагон отправитель предъявляет приемо­ сдатчику грузов, который принимает его по наружному осмотру, про­ веряя наложенные пломбы (если груз перевозят за пломбами) и раз­ мещение и крепление грузов (на открытом подвижном составе). Об окончании погрузки приемосдатчик грузов делает отметку в вагонном

листе и памятке.

Затем документы пересылают в товарную контору.

При погрузке

на п о д ъ е з д н ы х п у т я х груз отправляют

за ответственностью отправителя. Присутствие приемосдатчика гру­ зов при погрузке грузов на подъездных путях не обязательно. На него возложены только функции проверки размещения и крепления грузов на открытом подвижном составе. При погрузке средствами отправи­ теля окончательно рассчитываются с ним за перевозку и выдают грузовую квитанцию после сдачи товарному кассиру памятки при­ емосдатчика грузов, вагонного листа и накладной.

В товарной конторе, получив накладную, проверяют правильность оформления приема груза, обращая внимание на соблюдение техни­ ческой нормы загрузки вагона и отметку старшего приемосдатчика, проверившего погрузку. Затем товарный кассир (или таксировщик) делает таксировку, т. е. по тарифным руководствам определяет про­ возные платежи идополнительные сборы, вносит необходимые сведения в комплект перевозочных документов и производит расчет с отправи­ телями и выдает ему квитанцию в приеме груза к перевозке. На стан­ циях с небольшой работой все операции выполняет т о в а р н ы й

к а с с и р .

Товарный кассир, оформив перевозочные документы, передает их приемосдатчику-планеру, который подгруппировывает мелкие отправ­ ки по назначениям с учетом технических норм загрузки вагона и от­ правляет документы коммерческому конторщику для составления вагонного листа и проставляет в нем против каждой отправки единую сетевую разметку станции назначения.

104


Платежи за перевозку грузов, проезд проводников, сопровождаю­ щих грузы, погрузку и взвешивание средствами железной дороги и другие сборы отправитель обязан уплатить на станции отправления. За перевозки импортных грузов с припортовых и пограничных стан­ ций по внутренним документам, пробег транспортеров, направляемых под погрузку, и грузовых вагонов, следующих в заводской ремонт, платежи можно взыскивать на станции назначения. В этом случаев на­ кладной пишут: «Расчет на станции назначения».

Существует порядок централизованного оформления расчетов за перевозки через узловые расчетные конторы. Заполненные накладные отправитель предъявляет в товарную контору с приложением справки Госбанка на централизованный расчет для хранения в узловой расчет­ ной конторе. В товарной конторе по поступившим от весовщика после приема груза документам заполняют комплект перевозочных докумен­ тов необходимыми данными и направляют их для расчета платежей

врасчетную контору. Полученные из расчетной конторы квитанции

оприеме груза и ведомости подачи и уборки вагонов с указанными в них суммами платежей, предъявленных к оплате через Госбанк, вручают под расписку отправителю.

Дороги принимают к перевозке отдельные грузы с объявленной ценностью. Отправитель обязан объявить ценность драгоценных металлов и камней, предметов искусства, картин, статуй, художест­ венных изделий, ковров и антикварных вещей, а также домашних вещей, перевозимых без проводников отправителя. Без объявления ценности такие грузы к перевозке не принимаются. Объявлять ценность других грузов, кроме навалочных, насыпных, наливных и других массовых, скоропортящихся, опасных грузов, перевозимых на откры­ том подвижном составе, за пломбами отправителя и с проводниками, а также части грузов, перевозимых по одной накладной, можно толь­ ко пожеланию отправителя. Отправляя груз с объявленной ценностью, отправитель обязан составить опись грузовых мест в двух экземплярах и уплатить дополнительно сборы по ставкам, предусмотренным тарифами.

В а г о н н ы й л и с т — это один из трех основных перевозочных документов (кроме накладной и дорожной ведомости), которым оформ­ ляют перевозку на станции отправления груза. Составляют его на каждый загруженный вагон. Если накладная—это договор перевоз­ ки, а дорожная ведомость — документ, сопровождающий груз в пути следования, то вагонный лист необходим для внутристанционной ра­

боты. Вагонные листы

составляют в зависимости

от вида отправки:

повагонная — форма

ГУ-38а,

маршрутная — ГУ-386,

мелкие—

ГУ-38г,

контейнеры — ГУ-38в.

отправок вагонные

листы

составляют

При

погрузке повагонных

водном экземпляре, сборных вагонов — в двух или трех экземплярах

взависимости от груза (свой прием, транзитный и др.). Вагонный лист заполняют чернилами или на пишущей машинке; наименование станции, составившей вагонный лист, проставляют штемпелем.

В вагонном листе указывают коды натурного листа: данные о вагоне (закодированы в семизначном номере);

105


сведения о грузе (номер отправки, станции отправления и назна­ чения, род, вес, марки, число мест, упаковка);

сведения о пломбах (чьи они, контрольные знаки, число).

6 вагонном листе отмечают время подачи вагонов под погрузку, вы­ грузку и окончания этих работ. На вагоны с грузами, требующими особых условий перевозки, в верхней части вагонного листа ставят штамп или пишут от руки «Огнеопасный», «Скоропортящийся» и др. Вагонный лист составляет и подписывает приемосдатчик, производив­ ший погрузку, который затем пересылает его в товарную контору. На станциях назначения и сортировочных платформах по вагонным листам выгружают и сортируют грузы. По окончании выгрузки или сор­ тировки вагонные листы хранятся подобранными и сшитыми по дням выгрузки или сортировки.

Вагонные листы поступают в товарную контору, где к каждому из них подбирают накладные и дорожные ведомости. Все эти документы из товарной конторы передают в техническую или в контору дежурного подстанции (на небольших станциях) по книге сдачи документов (форма ГУ-48).

Подвижной состав, подаваемый под погрузку, должен быть испра­ вен и очищен, а в необходимых случаях промыт и, если нужно про­ дезинфицирован. Все вагоны перед погрузкой должны быть соот­ ветственно подготовлены и осмотрены в техническом и коммерческом отношении. Подавать под погрузку неочищенный подвижной состав допускается только с согласия отправителя. В этом случае дорога уплачивает штраф в размере 2 р. 50 к. с вагона в пользу отправителя, который обязан очистить и загрузить эти вагоны. На очистку вагонов

предоставляется необходимое время, определяемое

соглашением на­

чальника станции с отправителем.

общего

и необщего пользования

в

Началом погрузки на пунктах

п р е д е л а х с т а н ц и и

считается

момент

подачи вагонов

к

месту, где подготовлен груз,

а

окончанием — момент получения

станцией уведомления о готовности к уборке всей одновременно по­

данной

партии вагонов. Началом погрузки

на п о д ъ е з д н ы х

п у т я х

считается момент подачи вагонов

локомотивом дороги

к пунктам погрузки или сдачи выведенных на установленный догово­ ром путь, а окончанием — момент получения станцией уведомления отправителя о готовности к уборке всей одновременно поданной партии вагонов при обслуживании локомотивом владельца подъезд­ ного пути.

Крытые и изотермические вагоны, а также цистерны и контейнеры после загрузки должны быть опломбированы пломбами дороги (если погрузка производилась ее средствами) или грузоотправителя.

Порядок пломбирования вагонов и контейнеров установлен Пра­ вилами перевозок грузов (раздел 5).

Пломбы навешивают у крытых вагонов и ледников по одной на

каждую дверь, а у ледников

с пристенными карманами — также

на льдозагрузочные люки, у

ледников с потолочными баками —

на вентиляционные люки. У цистерн пломбируют крышку наливного люка, сливное устройство (по особым правилам), у контейнеров —

106


дверь. Конструкция пломбы не должна допускать снятия ее без нару­ шения целости.

Во избежание открытия дверей в пути следования и нарушения целости пломб обе дверные накладки укрепляют закрутками из про­ волоки диаметром 4—6 мм, длиной 250—260 мм. Проволокой обхва­ тывают дверную накладку и ушко стойки вагона, после чего ее до кон­ ца закручивают концами вверх вплотную к ушкам, чтобы было не­ возможно снять ее без инструмента. Закручивают проволоку спе­ циальной металлической пластинкой с двумя отверстиями диаметром 6—10 мм и расстоянием между ними 35 мм. Без проволочной закрутки пломбируют вагоны с самоуплотняющимися дверями, на закладках которых есть специальные защелки (крытые вагоны с объемом кузова

120 и 106 м3).

Применяют свинцовые или полиэтиленовые пломбы с камерой или

сдвумя параллельными отверстиями, а также полиэтиленовые пломбы

сэластичным лепестком, изготовленные в соответствии с техниче­ скими условиями, и термически обработанную (отожженную) проволо­ ку диаметром 0,6—0,7 мм (ГОСТ 3282—46).

Проволока при навешивании свинцовых пломб предварительно скручивается в две нити из расчета четыре витка на 1 см длины.

Свинцовые пломбы с двумя параллельными отверстиями навеши­ вают так: в каждое отверстие продевается один конец пломбировочной проволоки; свободный длинный конец (короткий делается равным 10— 15 мм) пропускается в два оборота сквозь ушки дверной накладки вагона, а затем последовательно через оба отверстия пломбы с тем, чтобы и второй свободный (выпущенный) конец был также длиной 10— 15 мм. После этого пломба зажимается тисками. Петля из проволоки, образовавшаяся после навешивания, между ушками дверной накладки вагона и пломбой должна быть не более 45 мм (у цистерн и контейне­ ров не более 25 мм).

При навешивании полиэтиленовых пломб с камерой концы прово­ локи пропускают через входные отверстия, затем эти концы скручи­ вают между собой двумя витками (один конец закручивается вокруг второго, а затем второй — вокруг первого) в последовательном поряд­ ке. Образовавшийся узел втягивают до отказа в камеру пломбы, кото­ рую затем зажимают пломбированными тисками.

Применяется также полиэтиленовая пломба с лепестком, с помощью которого она навешивается на вагон. Внутри пломбы находится глу­ хая камера и металлическая армировка в виде скобы. Вместе с плом­ бой отливается лепесток, на конце которого имеются пазы. Лепесток со стороны вагона продевается в ушной проем дверной стойки и нак­ ладки и изгибается таким образом, чтобы головка его плотно вошла в камеру до отказа, после чего пломбу зажимают тисками. На пломбах, навешиваемых на вагон или контейнер, должны быть отчетливы и

ясны следующие знаки: пломбирование тисками дороги: наименование станции; сокращенное наименование дороги; контрольные знаки;

107


номер тисков; пломбирование тисками грузоотправителя:

наименование грузоотправителя; наименование станции; сокращенное наименование дороги;

номер тисков.

Отправитель может предусматривать на пломбах и контрольные зна­ ки _ это буквенные обозначения и цифры в последовательности от 001

до 999.

Пломбы, навешиваемые на один вагон или контейнер, должны иметь одинаковые контрольные знаки. Пломбирование разных вагонов (контейнеров) пломбами с одними и теми же контрольными зна­ ками в течение данных суток не допускается.

Правилами определено, что отправление со станций погрузки ва­

гонов и контейнеров с неясными оттисками знаков на

пломбах,

а также с неправильно навешенными

пломбами запрещается.

Пломбировочные тиски (вместе с

книгой

пломбировки — форма

ГУ-37) хранятся под замком у работника,

специально

уполномо­

ченного начальником станции. При выдаче тисков для пломбирования вагонов этот работник должен отметить в книге пломбировки время (число, месяц, часы и минуты), а приемосдатчик грузов — распи­ саться в их получении. Вместе с тисками выдается и книга пломби­ ровки, в которую заносят номера запломбированных вагонов и конт­ рольные знаки. По окончании работы пломбировочные тиски вместе с книгой пломбировки возвращаются работнику, ответственному за их хранение.

За задержку вагонов под погрузкой сверх нормы отправитель уп­ лачивает дороге штраф по ставкам, предусмотренным тарифами.

Для наиболее рационального использования грузоподъемности и вместимости вагонов Министерство путей сообщения устанавливает технические нормы загрузки, которые обязательны не только для ра­ ботников железнодорожного транспорта, но и для грузоотправителей.

Технической нормой загрузки называется количество соответствую­ щим образом подготовленного груза, которое должно быть загружено в данный тип вагона при наилучшем использовании его грузоподъ­ емности и вместимости.

Установлена ответственность отправителя в виде штрафа за весо­ вой или объемный недогруз в случае отказа по требованию станции догрузить вагон. За весовой недогруз, т. е. недогруз до технической нормы или грузоподъемности вагона, взыскивается штраф 1 руб. за'каждые недогруженные 100 кг, считая неполные 100 кг за полные; за объемный недогруз, т. е. недогруз до полной вместимости, — штраф 20 руб. независимо от типа и грузоподъемности вагона.

Прогрессивные технические нормы не ограничивают, а, наоборот, способствуют проявлению творческой инициативы передовых приемо­ сдатчиков грузов и грузчиков, изыскивающих наиболее целесооб­ разные способы загрузки вагонов.

Для уменьшения простоя вагонов и сокращения порожнего про­ бега важное значение имеют сдвоенные грузовые операции, т. е,

108