Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

загрузка вагонов в пунктах выгрузки. Ценен в этом отношении опыт Чусовского отделения Свердловской дороги. Сущность его заклю­ чается в том, что грузы на станции отправления загружают в тот род подвижного состава, в котором нуждается станция назначения.

4. Сроки доставки и следования грузов в пути

Своевременная доставка грузов по назначению — одна из основ­ ных обязанностей железных дорог. Сроки доставки устанавливает Министерство путей сообщения по согласованию с Госснабом СССР, и нарушение их влечет за собой материальную ответственность дорог. Сроки дифференцированы по способам перевозки (маршрутами, повагонными и мелкими отправками) и различны для грузовой и большой скорости. Действующие сроки доставки грузов приведены в табл. 3.

Т а б л и ц а 3

Действующие сроки доставки грузов

 

 

 

 

Скорости

продвижения

грузов

Нормы пробега,

 

 

 

 

км/сутки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г р у з о в а я

скорость

 

Маршрутная отправка

 

 

550

Повагонная

*

 

 

 

330

Мелкая

 

 

*

 

 

 

180

 

 

 

 

Б о л ь ш а я

скорость

 

Скоропортящиеся грузы в рефрижераторных поездах . . . .

660

То же

в рефрижераторных секциях и вагонах, а также рыба

 

и рыбопродукты, перевозимые в вагонах-ледниках с Даль­

 

него

Востока

марш рутам и..........................................................

 

500

Прочие скоропортящиеся грузы, перевозимые в вагонах-ледни­

 

ках и крытых вагонах:

 

 

 

маршруты с охлаж дением

.

420

маршруты

без

охлаждения .................................... .....

540

повагонными отправками с ...............................охлаж дением

330

то же, без охлаждения и нескоропортящиеся грузы, пере­

 

возимые повагонными

отправкам .........................................и

380

Нескоропортящиеся грузы, перевозимые мелкими отправками

330

Живность,

перевозимая м арш рутам ......................................... .....и

вагонами и группами

430

Живность,

перевозимая

одиночными

360

в агон ов .........................................

 

 

..... . .........................................

'

Сроки доставки исчисляются в зависимости от установленной нор­ мы суточного пробега с учетом выполнения операций в пунктах от­ правления, назначения и в пути следования с первой полуночи после приема груза к перевозке. Они увеличиваются на дополнительные опе­ рации, выполняемые с гружеными вагонами в пути следования: переправа через реки, проливы, озера и моря на судах и паромах; передача или прием грузов, перевозимых в прямом смешанном желез-

109


подорожно-автомобильном сообщении; передача грузов транспортно­ экспедиционной конторе или прием от нее; переадресовка — на 0,5

суток.

На перегрузку из вагона одной колеи в вагон другой колеи добав­ ляются' одни сутки. Сроки доставки грузов, перевозимых мелкими от­ правками и в контейнерах на расстояние до 1000 км, увеличивают­ ся (на накопление и сортировку на грузосортировочных платфор­ мах) на одни сутки, а более 1000 км — надвое суток. Если груз за­ держан для таможенного, ветеринарного досмотра или для выпол­ нения других административных формальностей, срок доставки уд­ линяется на все время задержки.

Сроки доставки грузов, перевозимых маршрутами, определяют так: для маршрутов, загруженных на одной станции отправления на одну станцию назначения, — по нормам для маршрутных отправок за все расстояние перевозки, а для маршрутов с распылением до станции распыления — по нормам для маршрутных отправок, а от станции распыления до станции назначения — по нормам для повагонных отправок.

Для негабаритных грузов устанавливают особые сроки доставки грузов с учетом необходимости соблюдения в пути следования специ­ фических условий перевозки. В местном сообщении эти сроки устанав­ ливает начальник дороги, а в прямом — Главное управление движе­ ния МПС.

Груз считается доставленным вовремя, если на станции назначения он выгружен средствами дороги или подан получателю до истечения установленного срока доставки. При задержке в подаче из-за занятости фронта выгрузки или по другим причинам, зависящим от получателя, срок доставки считается выполненным, если груз прибыл на станцию назначения до истечения установленного срока. Доставка грузов по назначению в срок имеет важное значение для экономики страны и является одной из основных обязанностей железных дорог.

За невыполнение сроков доставки грузов они несут материальную

ответственность:

дорога уплачивает

грузополучателю штраф, если

не докажет,

что

просрочка произошла не по ее вине. Размер штрафа

зависит от

срока

доставки, времени

просрочки и провозной платы

(Устав железных дорог Союза ССР, ст. 153). Исходя из этого дорога

уплачивает 12% провозной

платы

при просрочке

не

свыше одной

десятой срока доставки; 24% —более одной

десятой,

но не

свыше

двух десятых; 36% — более двух десятых, но не свыше трех

деся­

тых; 48% — более трех

десятых,

но не

свыше

четырех десятых;

60% — более четырех десятых срока доставки.

дорога уплачивает

Если срок доставки не превышает пять суток,

грузополучателю штраф в размере 12% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более 60%. Дорога может быть освобождена от уплаты штрафа за просрочку в доставке грузов в случае стихийных бедствий (заносы, наводнения и др.), вызвавших перерыв движения или задержку в продвижении грузов, а также в случае задержки ва­ гонов на подходах к станции назначения из-за занятости подъездного пути или фронтов выгрузки по вине получателя, перегруза в пути ПО



следования, вызванного неправильной погрузкой по вине отправителя, и др.

Для разграничения ответственности между дорогами за сохран­ ность и своевременную доставку грузов, а также для облегчения их розыска в пунктах перехода с дороги на дорогу ведется учет всех пе­ редаваемых грузовых отправок по натурным листам. Копии натурных листов хранят на станции перехода и используют, если необходимо навести справки о проследовании груза. На обороте каждой дорожной ведомости проставляется время перехода груза с дороги на дорогу (число, месяц и год) — календарный штемпель в строго последова­ тельном порядке. По календарным штемпелям устанавливают факти­ ческий путь следования груза. В зависимости от него определяют объем перевозок грузов на дорогах в тонно-километрах и распределяют доходы между ними, устанавливают дорогу, виновную за просрочку в доставке груза, и др.

Специальная проверка груза в пути следования производится в пунктах осмотра поездов в коммерческом отношении, которые на­ ходятся на станциях технического осмотра поездов и смены бригад или локомотивов. Коммерческие неисправности в пути следования, как правило, устраняют без отцепки вагона от поезда. Если в составе об­ наруживают такие неисправности, которые не могут быть устранены без отцепки вагона, последнее оформляют актом общей формы.

Изменить станцию назначения груза (переадресовка) дорога мо­ жет на основании заявления отправителя, получателя или министерст­ ва и ведомства, в систему которого входит получатель. Пере­ адресовку разрешает начальник грузовой службы дороги — в мест­ ном и прямом сообщениях; начальник отделения — в пределах от­ деления; начальник станции — домашние вещи, перевозимые мелкими отправками и в контейнерах в местном и прямом сообщении. Повтор­ ная переадресовка и переадресовка грузов в обратном направлении не допускаются.

5. Выгрузка и выдача грузов

Для подготовки станций к приему грузов на дорогах установлен обязательный порядок информации о предстоящем их прибытии за 8—12 ч и с указанием времени прибытия, количества и рода вагонов, наименования груза и получателя за 3—6 ч. Получателям информация о прибытии грузов передается не позднее чем через 30 мин после полу­ чения ее из информационного пункта отделения дороги или информа­ ционного бюро другой станции порядком, установленным договорами. В соответствии с договорами получателям передаются сведения о гру­ зах, необходимые им для подготовки и своевременной разгрузки ва­ гонов. Для этой цели на станциях с объемом работы более 150 ваго­ нов создают информационные бюро, а на остальных это делают опера­ торы или другие работники в соответствии с технологическими схе­ мами информации на дороге.

Получателей, в адрес которых прибывают грузы в незначительном количестве, станция обязана известить, как правило, в день прибытия

Ш


и во всяком случае не позднее 12 ч следующего дня. О времени подачи вагонов под выгрузку станция должна предупредить получателя не

позднее чем за 2 ч.

При выгрузке с р е д с т в а м и с т а н ц и и приемосдатчик грузов, получив из технической конторы вагонные листы, устанав­ ливает очередность разгрузки вагонов, во время подачи проверяет исправность пломб и осматривает вагоны (или груз на открытом под­ вижном составе) в коммерческом отношении. Выгружаемый груз ук­

ладывают на специализированные участки склада,

как можно полнее

используя

его емкость, так, чтобы можно было

подсчитать места

и обеспечить

технику

личной безопасности работающих на складе.

В

процессе

выгрузки

приемосдатчик грузов проверяет

количество

и

исправность грузовых мест; следит за правильностью их укладки;

маркирует

отправку,

указывая время выгрузки,

номер

накладной

и число мест; записывает выгруженные отправки в книгу выгрузки; делает в вагонных листах отметки о месте выгрузки (номер склада, секции, участка), времени окончания грузовой операции. Затем ва­ гонные листы пересылают в товарную контору. Обнаружив неисправ­ ности, приемосдатчик грузов дает указание уложить поврежденный груз в места, отведенные для этого на участке склада, делает отметку

вкниге выгрузки и докладывает об этом заведующему грузовым дво­ ром или начальнику станции. Если груз был подмочен, вызывает осмотрщика вагонов для составления технического акта о состоянии кузова вагона. После взвешивания неисправных мест, а при необхо­ димости и проверки их содержимого составляют заявку на оформле­ ние коммерческого акта. При вывозе груза со станции грузополуча­ тель одновременно с накладной предъявляет приемосдатчику грузов пропуск. Если груз вывозят частями, приемосдатчик делает отметки

внакладной.

По требованию получателя вагоны с навалочными грузами до по­ дачи под выгрузку подают На вагонные весы. Когда вес груза не соот­ ветствует указанному в грузовых документах, приемосдатчик делает об этом отметку в накладной и составляет заявку на оформление ком­ мерческого акта.

Перед окончанием выгрузки приемосдатчик грузов уведомляет маневрового диспетчера (дежурного по станции) о готовности вагонов к уборке, принимает от получателей вагоны, проверяет их исправность и очистку от остатков груза, заканчивает оформление памяток и ва­ гонных листов и пересылает их В'товарную контору.

При подаче под выгрузку на места н е о б щ е г о п о л ь з о в а ­ н и я приемосдатчик грузов проверяет наличие и исправность пломб у вагонов, сдает их получателю, а время подачи и приема оформляет в памятке. При выгрузке он присутствует лишь в случаях, когда по действующим условиям необходима проверка количества и состояния груза. Если по условиям перевозки груз должен выгружать получа­ тель, но он это в установленный срок не сделал, дорога имеет право выгрузить груз своими средствами за счет получателя. При выгрузке груза на открытую площадку груз должен быть расположен на неко­ тором удалении от рельсового пути, чтобы не нарушать габарита и не

112