Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

препятствовать маневровой работе. При высоте груза до 1,2 м расстоя­ ние от головки крайнего рельса должно быть не менее 2 м, а при боль­ шей высоте — не менее 2,5 м.

Порядок и место передачи вагонов на подъездной путь определя­ ет договор на его эксплуатацию. Время передачи оформляется в памят­ ке подписями приемосдатчика грузов и грузополучателя, по оконча­ нии выгрузки приемосдатчик грузов принимает разгруженные вагоны.

Груз выдается получателю после внесения всех причитающихся платежей. В получении груза получатель расписывается в дорожной ведомости. На лицевой стороне накладной станция ставит календар­ ный штемпель, фиксируя время выдачи. Затем накладная вручается получателю и является основанием для вывоза груза со станции.

При централизованных расчетах через узловые расчетные товарные конторы получатель предъявляет справку Госбанка или расписку станции о приеме лимитированной чековой книжки и расписывается в дорожной ведомости о получении груза, указывая номер расчетного счета и отделения Госбанка.

Прибывшие на станцию назначения грузы хранятся бесплатно в течение 24 ч. За хранение груза сверх этого срока взыскивается сбор в размерах, предусмотренных тарифами. Чтобы обеспечить своевременную выгрузку и вывоз грузов с территории станции, на­ чальнику отделения предоставлено право увеличивать плату за хра­ нение грузов до пятикратного размера, а штраф за простой вагонов под выгрузкой более суток — до двукратного. За проверку веса и сос­ тояния груза по требованию получателя дорога взимает с него сбор

впорядке и размерах, предусмотренных тарифами.

С1968 г. на отдельных железных дорогах в виде опыта взамен

штрафа за простой вагонов и задержку контейнеров введена плата за пользование вагонами и контейнерами за время нахождения их на подъездных путях и под грузовыми операциями на станциях, а также за вагоны, задержанные по вине грузоотправителей в ожидании по­

дачи под выгрузку.

Максимальные сроки хранения грузов на станциях следующие:

живность, скоропортящиеся и опасные грузы — от 6 до

24

ч,

ос­

тальные грузы — от 2 до 5 суток, домашние

вещи — до

30 суток.

При невывозе в установленные сроки грузы

реализуются

в

по­

рядке, предусмотренном Правилами. Также поступает дорога, если нельзя доставить или выдать груз получателю из-за возможной порчи или утраты его при дальнейшей перевозке, нет указаний отправителя, как поступать с. грузом, прибытии в адрес получателя, которого не оказалось в районе станции назначения, обнаружен груз, принадлеж­ ность которого не может быть установлена (бездокументный), и др.

6. Погрузка грузов на открытый подвижной состав

Общими требованиями, предъявляемыми к погрузке грузов на открытом подвижном составе, являются: равномерное распределение веса груза по длине и ширине вагона; полное использование очертапз


ння (габарита) погрузки, но не более грузоподъемности вагона; соб­ людение технических условий погрузки и крепления грузов. Весь груз и отдельные его места должны быть плотно уложены и размещены так, чтобы не было неравномерной осадки рессор, сдвига и перекоса груза, обеспечено удобное и безопасное производство погрузочноразгрузочных работ с применением механизмов в пунктах погрузки,

выгрузки и перегрузки.

Для размещения и крепления груза на открытом подвижном сос­ таве применяются растяжки, обвязки, упорные и распорные бруски, стойки, подкладки, прокладки, щиты, турникеты и другие приспо­ собления, а также стандартное крепление многократного исполь­

зования.

Запрещается применять стойки, подкладки, прокладки и прочий реквизит из осины, ольхи, липы и сухостойного дерева других пород. Допускается применение подкладок и прокладок, работающих только

на сжатие, из осины и ольхи.

Каждый из типов крепления рассчитан на определенные нагрузки, что позволяет выбирать их исходя из конкретных условий. Однако в ряде случаев к перевозке предъявляют и такие грузы, для которых правил погрузки и крепления не установд,ено. Это обычно вновь вы­ пускаемая продукция машиностроения, а также уникальные виды оборудования. Для таких случаев разрабатывают специальные усло­ вия погрузки и крепления.

Перед погрузкой на открытый подвижной состав грузы соответ­ ствующим образом подготавливают. В частности, закрепляют все подвижные части (стрелы, навесное рабочее оборудование) экскава­ торов, кранов, тракторов, машин и т. д.; покрывают смазкой или за­ щитным составом поверхности металлических деталей для предохра­ нения их от коррозии; сливают горючее из баков и воду из систем охлаждения; снимают и упаковывают детали, которые могут быть разбиты или утеряны; на грузах высотой более 1 м центр тяжести обозначают знаком «+» и буквами ЦТ, наносимыми яркой несмывае­ мой краской.

При невозможности обеспечить равномерное размещение груза допускается смещение общего центра тяжести грузов от вертикальной плоскости, в которой находится поперечная ось вагона, не более чем на одну восьмую длины базы вагона. При этом разница в загрузке колесных пар двухосных вагонов не должна превышать 4 т, тележек

четырехосных вагонов — 10, шестиосных — 15

и восьмиосных —

20 т. Одновременно необходимо, чтобы нагрузка,

передаваемая на

каждую колесную пару двухосного вагона или тележку четырех-, шес­ ти и восьмиосного вагона, не превышала половины грузоподъемности, установленной для вагона данного типа, с учетом допускаемого пере­ груза.

Груз на открытом подвижном составе должен быть закреплен от сдвига и опрокидывания. Крепление грузов определяется расчетами. При перевозке длинномерных грузов, помимо проверки прочности подкладок, необходимо определить их высоту. При этом учитывают, что груз может быть погружен на сцепе из двух платформ с опорой

114


на обе платформы, из трех платформ с опорой на две крайние, из трех платформ с опорой на одну среднюю.

На сцепах, между закрепленными на платформах колесными длин­ номерными грузами оставляют зазор не менее 220 мм. Расстояние между полом платформы и поверхностью груза, находящейся над сцеп­ лением, должно быть не менее 100 мм. Колеса автомобиля или другой

машины подклинивают, а машйну закрепляют

растяжками только

на одной платформе. Если при этом нагрузки

от колеса вызывают в

досках пола напряжения, превышающие допускаемые, применяются распределительные подкладки.

Способ погрузки длинномерного груза на сцепе из нескольких платформ определяется с учетом особенностей прохождения участков с ломаным профилем, в частности горба и спускной части сортировоч­ ных горок. При выборе схемы формирования сцепа для перевозки длин­ номерных грузов большого веса, опирающихся на одну платформу, необходимо учитывать повышение динамических нагрузок из-за воз­ никающих во время движения продольных колебаний. Выход груза за пределы лобового бруса не должен превышать 400 мм. Длинномер­ ные грузы, т. е. грузы, выходящие за пределы лобового бруса более чем на 400 мм, перевозятся на сцепах. При этом применяют особые по­ воротные опоры-турникеты, позволяющие изменять положение груза относительно платформ во время движения в кривых. Турникеты сос­ тоят из двух частей: нижняя скреплена жестко с платформой, а верх­ няя связана с ней шкворнем и может поворачиваться в горизонтальной плоскости. У одного из турникетов верхняя поворотная подкладка устанавливается подвижно в продольном направлении.

Лесоматериалы отправители обязаны грузить, предварительно подсортировав их так, чтобы в вагоне в каждом штабеле было не более четырех смежных размеров по толщине, а отклонение по длине не превышало 0,5 м. Лесоматериалы грузят штабелями встык вдоль вагона. Допускается совместно размещать в одном вагоне штабеля лесоматериалов различной длины, однако каждый штабель должен состоять из леса одной длины.

При погрузке лесоматериалов необходимо максимально исполь­ зовать габарит в верхней суженной его части с «шапкой». Это позво­ ляет на каждую четырехосную платформу и в полувагон поместить дополнительно до 14 м3 леса. Использовать верхнюю суженную часть габарита запрещается при погрузке:

леса длиной менее 3 м в четырехосные вагоны и менее 4 м в шести­ осные полувагоны;

неровных кряжей; лесоматериалов, пропитанных или покрытых долго невысыхаю­

щими веществами, кроме шпал; свежеокоренных лесоматериалов; лесоматериалов на двухосные платформы;

круглого леса в полувагоны грузоподъемностью 57—59 т. Пиломатериалы грузят так, чтобы отдельные их единицы плотно

прилегали друг' к другу и к ограждающим стойкам. Пиломатериалы разной ширины укладывают с перекрытием швов (кирпичная кладка).

115


Если доски не занимают всей полезной ширины платформы, промежу­ ток заполняют досками, поставленными на ребро. Толщина досок или брусьев в каждом ряду штабеля должна быть одинаковой (допу­ скается разница, предусмотренная ГОСТом).

Пиломатериалы (доски, брусья, шпалы, обапол и др.) длиной 6,5 м и круглый лес (пиловочник, балансы, пропсы, рудничная стойка, дрова и др.) длиной до 4 м можно перевозить в пакетах, увязанных многооборотными полужесткими стропами. В Технических условиях приведены различные типы полужестких стропов в зависимости от вида пакетируемого материала.

После погрузки лесоматериалов и дров грузоотправитель должен на крайние торцы штабелей (со стороны торцовых бортов платформы или у торцовых дверей полувагона) нанести предохранительную марки­ ровку несмываемой краской: букву Т, горизонтальная часть которой шириной не менее 5 см охватывает верхний ряд бревен штабеля по всей его ширине, а вертикальная опускается посередине штабеля сверху вниз на расстояние не менее 5 см. При погрузке лесоматериа­ лов до уровня бортов полувагона, а также короткомерных материа­ лов с вертикальной торцовкой маркировку — букву X — наносят на верхней части каждого штабеля полосами такой же ширины. Лес­ ные грузы и дрова, погруженные в крытые вагоны, а также на откры­ тый подвижной состав пакетами, в контейнерах и с использованием верхней суженной части габарита погрузки, не маркируются.

Перечень грузов, перевозка которых разрешена на открытом под­ вижном составе, опубликован в Правилах перевозок грузов на откры­ том подвижном составе, а порядок их погрузки и крепления — в Тех­ нических условиях погрузки и крепления грузов.

7. Навалочные и насыпные грузы

Навалочные грузы разделяются на две основные группы: массовые, не требующие защиты от атмосферных осадков и распыления (камен­ ный уголь, кокс, руда, флюсы, строительные материалы минерального происхождения, лес, черные металлы, металлолом и т. п.); грузы, которые должны быть защищены от атмосферных осадков, распыления и загрязнения (цемент, минеральные удобрения, соль, известь, але­ бастр и др.). Грузы, отнесенные к первой группе, перевозят на откры­ том подвижном составе, а ко второй — в крытых вагонах. Отдельные навалочные грузы транспортируют в таре, предохраняющей от рас­ пыления (цемент, алебастр, минеральные удобрения и др.), однако при­ нимают их к перевозке без счета мест.

Постоянство потоков и сосредоточенные погрузка и выгрузка зна­ чительной части массовых грузов на крупных предприятих дают воз­ можность широко внедрять маршрутизацию перевозок и упрощать оформление перевозочных документов. По одной накладной (форма 27е) принимают к перевозке однородные грузы отправительскими маршрутами от одного отправителя с одной станции отправления на одну станцию назначения в адрес одного получателя; погрузка и выП6


грузка должны производиться на местах необщего пользования. В местном сообщении по одной накладной можно перевозить также и группы вагонов в порядке устанавливаемом начальником дороги. Переадресовка в пути отдельных вагонов маршрута или группы, сле­ дующих по одной накладной, не допускается.

Навалочные грузы в подавляющем большинстве грузят на подъ­ ездных путях или арендованных участках; взвешивает их отправитель. При этом вес значительной части навалочных грузов определяют по обмеру, расчетным путем или условно. Например, вес каменного угля определяют обмером; отдельных сортов металла — расчетом по весу отдельных мест; гравия, щебня, балласта и других строительных грузов — по емкости ковша экскаватора; кирпича и камня — по количеству штук. На пунктах погрузки должны быть таблицы для

перевода

объемов

загруженных материалов в весовое выражение

с учетом

влажности

груза и объемного веса.

Некоторые навалочные грузы (влажные и мытые угли, руды,бок­ ситы, серный колчедан, гранулированные шлаки, песок, гравий, бал­ ласт, глина и др.) в зимнее время смерзаются в вагонах. Для них разработаны особые условия перевозки. Особые требования предъяв­ ляются также к перевозке цемента, который боится влаги, легко рас­ пыляется и вредно действует на движущиеся части механизмов. Поэтому его следует перевозить в крытых или специальных вагонах и контейнерах, грузить и выгружать под навесом, перемещать по за­ крытым трубопроводам, складировать только в закрытых помещениях. Специальные вагоны-цементовозы полностью обеспечивают сохран­ ность цемента, механизацию его погрузки и выгрузки.

При перевозках массовых навалочных грузов наиболее полное использование грузоподъемности вагонов достигается прежде всего правильным размещением груза. Так, при погрузке каменного угля, руды, флюсов, кокса и др. необходимо следить, чтобы в углах полува­ гона не оставалось пустот, а верхний слой груза был выровнен и воз­ вышался над бортами не более установленной нормы (460 мм). Погруз­ ка углей мелких фракций производится с «шапкой» и уплотнением.

В связи е тем что возможны случаи значительной перегрузки сверх грузоподъемности или, наоборот, недогруза до нее или до тех­ нической нормы, возникает необходимость дозировать вагоны после взвешивания. Для этого устраивают специальные дозировочные пунк­ ты-площадки, с одной стороны которых устанавливают загруженные вагоны, а с другой — запас угля, руды, флюсов и т. п. Для добавления или отгрузки применяют особые мерки, весовая емкость которых за­ ранее определена.

Организация и условия перевозки хлебных грузов имеют ряд осо­ бенностей. Зерно принимают к перевозке удовлетворяющим по ка­ честву кондициям (качественным нормам), установленным ГОСТом, при предъявлении отправителем сертификата Государственной ин­ спекции по качеству сельскохозяйственной продукции или качествен­ ного удостоверения. Муку и крупу перевозят только в таре. Дороги принимают их и выдают получателю по количеству мест и стандартно­ му весу мешка согласно данным, указанным отправителем в накладной.

117