Файл: Альтерман, С. Л. Пособие дежурному по станции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

26

?y

продольного профиля

28

Ufc

филь сооружают исходя из отметки верха земляного полотна по оси главного пути. При этом ширину земляного полотна поверху прини­ мают такой, чтобы расстояние от оси крайнего пути до бройки было не менее 3,5 м. В зависимости от рельефа местности и ширины земляного полотна верхняя часть его (основная площадка) делается односкат­ ной, двускатной или пилообразной с поперечными уклонами от 1 до 3°/оо» направленными к канавам, кюветам, лоткам и другим водо­ отводным устройствам (рис. 5,а и б).

Ширина основной площадки земляного полотна должна быть на прямых участках на однопутных линиях не менее 5,5 м, двухпутных — 9,6 м, а в скальных и дренирующих грунтах — соответственно не менее 5 и 9,1 м. При проектировании новых и реконструкции су­ ществующих линий ширину основной площадки принимают на перего­ нах для дорог I и II категорий 7 м на однопутных и 11,1 м на двухпут­ ных участках. При сооружении насыпей из устойчивых грунтов шири­ на полотна уменьшается на дорогах I и II категорий до 6 м на однопут­ ных и до 10,1 м на двухпутных участках. На кривых участках пути радиусом менее 2000 м земляное полотно уширяется по установлен­ ным нормам.

Верхняя часть однопутного земляного полотна имеет очертание трапеции с шириной поверху 2,3 м и высотой 0,15 м. В грунтах скаль­ ных, из щебня и чистого крупно- и'среднезернистого песка верх земля­ ного полотна делается горизонтальным. Основной площадке земля­ ного полотна—двухпутной линии—придается форма треугольника с равными боковыми сторонами высотой 0,2 м. При нечетном числе путей на перегоне очертание верхней части земляного полотна—тре­ угольник с неравными боковыми сторонами.

Для возведения насыпей используют грунт из выемок или берут его из отведенных вблизи полотна резервов, являющихся одновре­ менно водоотводными сооружениями. В первую очередь их закладыва­ ют с нагорной стороны. В плане резервы имеют обычно вид правиль­ ного прямоугольника. В местах разлива рек в резервах со стороны насыпи оставляют выступы, называемые траверсами, назначение которых уменьшить скорость течения воды и тем самым защитить насыпь от размыва.

Между подошвой насыпи и резервом оставляется полоса невыбранного грунта, называемая бермой. Она способствует повышению устой­ чивости насыпи и защищает подошву ее от подмыва. Ширина бермы 3 м и не менее 2 м, на поймах рек увеличивается до 4—5 м. Если же в перспективе предполагается строительство второго пути, берма со стороны будущего пути увеличивается на ширину междупутья, т. е.

на 4,1 м.

Излишек грунта складывают по бокам выемок в продольные валыкавальеры. Для обеспечения стока воды им придают форму трапеции. Кавальеры располагают так, чтобы между подошвой внутреннего (в сто­ рону полотна) их откоса и верхним ребром (бровкой) откоса выемки была оставлена нетронутая полоса земли—обрез. Для предотвращения

стока воды

на полотно с обреза и путевого откоса кавальера вдоль

последнего

устраивается небольшая продольная присыпка земли —

W

 



Рис. 3. Типовой нормальный поперечный профиль насыпи

ЗаЫнкетная

Рис. 4. Типовой нормальный поперечный профиль выемки

а)

 

 

-8

6

О

Е

5.30

I

3

5

7

 

Не менее т,3,25 5,30 I

5,30 I 5,30

 

5,30 I

5,30

5,30

\3,75\

 

 

 

ом

г !

/

1

 

 

 

 

ш т т ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ш

ж

ш я ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

И

10

9

8

6

4

й

 

I

3

5

7

Рис. 5. Поперечные профили земляного полотна на Станционных площадках

31


банкет. Располагается он между верхним ребром откоса выемки и внутренним (путевым) откосом кавальера. Для отвода воды с внут­ ренних откосов кавальеров и обрезов выемки за банкетом вдоль ка­ вальеров устраивают так называемые забанкетные канавы.

Земляное полотно имеет водоотводные устройства: в выемках — кюветы, а в необходимых случаях — лотки и нагорные канавы; у на­ сыпей — резервы и водоотводные канавы, а в необходимых случаях — дренажные устройства. Уклоны канав и резервов в сторону ближай­ шего искусственного сооружения или ложбины не менее 2°/00Уклон дна кювета должен соответствовать уклону полотна и во всех случаях быть не менее 2%„. Ширина дна и глубина продольных водоотводных нагорных канав не менее 0,6 м, глубина кюветов в обычных грунтах, как правило, 0,6 м, ширина дна 0,4 м.

 

3. Искусственные сооружения

При пересечении дорог,

рек, ручьев,

оврагов, горных хребтов

и т.

п. устраивают разного рода искусственные сооружения: мос­

ты,

тоннели, трубы, лотки, фильтрующие насыпи, подпорные сте­

ны,

галереи и др. Мосты, по

которым пересекаются дороги в раз­

ных

уровнях, называют путепроводами;

мосты, построенные вместо

насыпей на подходах к большой реке или сооружаемые на улицах города, — эстакадами, а возведенные для пересечения глубоких овра­ гов, ущелий и суходолов — виадуками. Мост, предназначенный для прокладки водовода в виде лотка, трубы или канала, называют акве­ дуком.

Для пропуска небольших водотоков под земляным полотном укла­ дывают водопропускные трубы; в неглубоких выемках для пропуска воды с одной стороны на другую устраивают дюкер — два колодца, соединенных горизонтальной трубой, пропущенной под полотном.

Подземный трубопровод, отводящий сточные воды с территории станции! называется коллектором. На горных участках для ограждения железнодорожного пути от возможных обвалов устраивают противо­

обвальные сооружения: галереи, подпорные

и улавливающие стены

и т. п., а для защиты пути от грязе-каменных

потоков (селей), стека­

ющих с гор во время ливней, —селеспуски и другие устройства. Мост состоит из опор и пролетных строений. Опоры могут быть ка­

менными, бетонными, металлическими. Часть опоры, находящаяся в земле, называется фундаментом, а верхняя часть, на которой уста­ навливается про’летное строение, — шкафной частью. Концевые (бере­ говые) опоры моста называют устоями. Устои и промежуточные опоры обеспечивают пролетным строениям заданное положение по высоте и в плане, а также передают нагрузку от пролетных строений на грунт. Мост, не имеющий промежуточных опор, называется однопролетным, при наличии промежуточных опор мост становится многопролетным.

Пролетные строения служат для продолжения пути по мосту, вос­ принимают нагрузку и передают ее опорам. Они состоят из мостового полотна, проезжей части, главных ферм с продольными и поперечны-

32


ми связями и опорных частей. Мостовое полотно включает в себя рель­ сы, мостовые брусья, охранные приспособления и тротуарный настил. Проезжая часть состоит из продольных и поперечных балок. Продоль­ ные балки воспринимают нагрузку от мостового полотна и передают ее поперечным балкам, прикрепляемым к главным фермам. Главные фермы перекрывают пролет моста и, воспринимая давление от попереч­ ных балок или непосредственно от мостового полотна (при малых про­ летах), передают его опорным частям.

Взависимости от расположения проезжей части мосты могут быть

еездой поверху (в уровне верхнего пояса ферм), понизу (в уровне ниж­ него пояса ферм), посередине (посередине высоты ферм).

Наиболее распространенный вид искусственных сооружений наряду

смалыми мостами — трубы. Размер отверстия трубы зависит от объе­ ма воды, который она должна пропустить. Труба собирается из от­ дельных звеньев. Выходной и входной концы (оголовки) ее делают так,

чтобы избежать размыва грунта за или перед ней. Трубы, особенно с небольшими отверстиями, должны быть защищены от попадания в них предметов, поэтому впереди, перед входным концом, устанавливают за­ щитные устройства.

4. Верхнее строение пути

Верхнее строение пути состоит из рельсов, скреплений, шпал, бал­ ластного слоя, противоугонных устройств, стрелочных переводов, мостовых и переводных брусьев.

Р е л ь с ы направляют движение подвижного состава, непосред­ ственно воспринимают на себя нагрузку от него и через металлические подкладки и шпалы передают ее на балластный слой, а через него на земляное полотно. Они служат также проводниками сигнального тока на участках с автоблокировкой и обратного силового тока при электри­ ческой тяге. Р е л ь с о в ы е с к р е п л е н и я служат для прикреп­ ления рельсов к подрельсовому основанию и соединения их между собой в стыках.

Назначение шпал состоит в том, чтобы воспринимать динамические нагрузки и воздействия, обеспечить постоянство ширины колеи и сов­

местно

с балластом — устойчивое

положение рельсо-шпальной ре­

шетки.

Б а л л а с т н ы й с л о й ,

воспринимая давление от шпал,

передает его на основную площадку земляного полотна, обеспечивает устойчивость рельсо-шпальной решетки, отводит воду от верхнего строения пути.

От подвижного состава, кроме вертикальных нагрузок, боковых сил, радиального давления колес в кривых, на путь передаются также усилия, действующие вдоль него. Результатом этого является, угон пути. Длязакрепления его применяют специальные противо­ угонные устройства — «пружинные» самозаклинивающие противо-

угоны.

В последнее время на дорогах СССР широко внедряется бесстыко­ вой путь. Важнейшие его преимущества: экономия металла за счет сты-

2 Зак. 636

33