Файл: Ремонт строительных машин учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ремонт головки блока цилиндров. Головка блока может иметь следующие неисправности: трещины в стенках рубашки охлажде­ ния и в перемычках между клапанными гнездами; коробление пло­ скости прилегания к блоку цилиндров; износ поверхности клапан­ ных гнезд; срыв и износ резьбы в отверстиях.

Трещины в головке блока завариваются газовой сваркой с пред­ варительным нагревом головки до температуры 600—700° С с по­ следующим медленным охлаждением после сварки либо электродуговой сваркой без подогрева (электродом из монель-металла или медно-стальным).

Рис. 7.3. Ш л и ф о в а н и е п р и в а л о ч н о й п л о с к о с т и г о л о в к и

ц и л и н д р о в :

 

а — ш л и ф о вал ьн ы й

к р у г;

б — общ ий

ви д

у стан о вк и ; 1 — п ал ец ;

2 — х востови к ;

3 —

га й к а ; 4 — ф л ан ец ;

Ь— ш л и ф о вал ьн ы й

к р у г; 6

— п р едохран и тельн ы й

к о ж у х ;

7 —

о п р а в к а ; 8 •— гол овк а

ц и ли ндров;

9 —

т е л е ж к а ;

10 — н ап р ав л я ю щ и е

тел еж к и

 

При наличии трещин, проходящих через камеры сгорания и от­ верстия, а также по поверхности прилегания к блоку, головки под­ лежат выбраковке.

После устранения трещин головку испытывают на отсутствие течи водой под давлением 4—5 кгс/см2; в течение 5 мин не должно быть течи воды и отпотевания стенок.

Коробление привалочной плоскости (свыше 0,2 мм) устраняют шлифованием на плоскошлифовальном (вертикально-шлифоваль­ ном или сверлильном) станке. Для этого головку блока (рис. 7.3) укладывают на тележку 9, перемещаемую по направляющим 10, закрепленным на столе станка; шлифуют шлифовальным кругом 5, укрепленным на оправке 7. Обработанную поверхность контроли­ руют линейкой или контрольной плитой и щупом.

При работе в условиях высоких температур опорные поверх­ ности клапанных гнезд выгорают и изнашиваются. Для устране­ ния этих дефектов гнезда фрезеруют, а затем шлифуют и прити­

143


рают. Рабочая фаска клапанных гнезд представляет собой коль­ цевую поверхность с углом 45° (30°) и шириной от 2,5 до 5 мм у двигателей разных марок. Для восстановления правильной фор­ мы и размеров фаски требуется четыре фрезы (рис. 7.4). Все фре­ зы во избежание перекоса имеют направляющий хвостовик, вхо­ дящий в направляющую втулку клапана. После фрезерования фаски шлифуют и притирают.

Р и с . 7.4. Ф р е з е р о в к а к л а п а н н ы х г н е з д :

 

а — г — этапы фрезеровки черновыми фрезами 45°, 15° и 75°

и чисто­

вой фрезой 45°; 1 — вороток; 2 — оправка; 3 — направляющий

хвосто­

вик; 4 — раздвижная развертка

 

Если тарелки 'Клапанов имеют осадку ниже плоскости головки блока на величину большую, чем указано в технических условиях, то клапанные гнезда растачивают, в них запрессовывают новые кольца (с натягом 0,05—0,19 мм) и затем фрезеруют и шлифуют.

Восстановление изношенной резьбы под свечи производится постановкой ввертыша. С этой целью резьбовые отверстия рассвер­ ливают, нарезают новую резьбу и заворачивают ввертыш, кото­ рый развальцовывают со стороны камеры сгорания.

Ремонт шатунно-поршневой группы. На работу деталей шатун­ но-поршневой группы двигателя внутреннего сгорания (поршни, поршневые кольца и пальцы, шатуны) влияют знакопеременные нагрузки, большие удельные давления на рабочие поверхности со­ пряженных деталей, высокие температуры, затруднительные усло­ вия смазки и другие условия, которые приводят к тому, что эти детали чаще других выходят из строя.

В процессе работы двигателя в поршне возникают следующие дефекты: износ поршневых канавок по высоте, износ отверстий бобышек, трещины в днище поршня и износ боковых поверхно­ стей поршня.

144

Поршни выбраковывают при наличии изломов, трещин, задиров, а также при уменьшении диаметра юбки в нижней части бо­ лее, чем допускается техническими условиями, например, на 0,24— 0,28 мм для двигателя СМД-14 и на 0,7 мм для двигателя Д-108.

Бракованные 'поршни заменяют новыми (нормального или ремонт­ ного размера).

Наибольшему износу в поршне подвергаются канавки.

Для восстановления свойств канавки протачивают под ремонт­ ный размер. Проточку разрешается производить только один раз; при повторном износе поршень бракуется.

Отверстия в бобышках развертывают под ремонтный размер пальца. Для этого применяются развертки с направляющим хво­ стовиком, центрирующим ее относительно второго отверстия.

Развертывание отверстий в бобышках должно производиться с тщательным сохранением перпендикулярности оси пальца к оси поршня.

Изношенные поршневые кольца не ремонтируются, а заменя­ ются новыми, которые изготовляются заводами номинального и ремонтного размеров. Износ колец определяется проверкой их упругости и по зазорам между кольцом и канавкой поршня, а также в стыке кольца, установленного в цилиндр; величины зазо­ ров должны соответствовать техническим условиям и для рас­

пространенных

марок

двигателей приведены

в табл. 7.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 7.1

П о казател и исправны х

порш невы х

колец

 

З азо р

в с т ы к е

кольца,

З а зо р

по в ы с о те в к а н а в к е

У п р у го сть

колец ,

у стан о вл ен н о го в ци ­

 

п орш н я ,

м м

 

к г с

 

М ар к а

линдр, м м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д в и г а т е л я

 

м асл о ­

к о м п р ес ­

м ас л о с ъ е м ­

к о м п р ес ­

м асл о ­

к о м п р ес ­

сионного

съ ем н ого

сионного

ного

си он ного

съем н ого

З И Л - 130

1

0 ,2 5 — 0 ,6 0

0 ,9 — 1 ,5

_ .

Я М З-236

0 ,4 5 — 0 ,65

0 ,4 5 -0 ,6 5

0 ,1 7 — 0,21

0 ,0 8 — 0 ,1 5

Я М З -238

/

0 ,3 — 0 ,5

0 ,3 — 0 ,5

Д о 0 ,2 4

Д о 0 ,1 8

С М Д -1 4

 

К Д М -1 0 0

 

0 ,5 — 1,0

0 ,5 — 1,0

0 ,0 8 — 0 ,1 2

0 ,0 4 — 0 ,08

2

2 ,2 — 3 ,7

QO

ю оо

1

 

8— 16

0,36— 0,47

to 00

со

 

1

5 .5 - 8 ,5

5,5— 7,5

Поршневые пальцы изнашиваются в местах сочленения с втул­ кой верхней головки шатуна и поршнем. Предельно допустимый за­ зор между пальцем и втулкой шатуна в зависимости от типа дви­ гателя составляет 0,1—0,2 мм. Зазор восстанавливают постанов­ кой новой втулки или пальца увеличенного (ремонтного) размера. Ремонт пальцев производится либо шлифованием под уменьшен­ ный размер, либо хромированием до первоначального размера,

либо раздачей пальца.

К основным дефектам, встречающимся при ремонте шатунов, относятся: изгиб и скрученность; износ втулки, отверстия под

6— 8 36

145


втулку верхней головки шатуна и поверхности нижней головки под вкладыши; износ поверхностей разъема шатуна и крышки, а также трещины, обломы и аварийные изгибы шатуна.

Поступивший на ремонт шатун проверяют на изгиб и скручен­ ность. По техническим условиям изгиб и скрученность шатуна (при расстоянии между измерительными стержнями индикатора и неподвижным упором призмы 100 мм) не должны превышать 0,05 мм. Изгиб и скрученность шатуна, превышающие допустимые пределы, устраняют правкой.

Отверстие под втулку верхней головки шатуна восстанавли­ вают растачиванием или развертыванием до увеличенного ремонт­ ного размера с последующей запрессовкой втулки увеличенного по наружному диаметру размера. Отверстие в запрессованной втулке растачивают и развертывают до номинального размера. Изношенное отверстие нижней головки шатуна растачивают и хо­ нингуют до ремонтного размера.

Если на плоскостях разъема шатуна и крышки имеются забои­ ны, глубокие риски или коробление, то плоскости разъема перед расточкой отверстий в головках фрезеруют или шлифуют, после чего растачивают отверстие нижней головки шатуна до номиналь­ ного размера. Толщина слоя металла, снимаемого с плоскости разъема крышки, не должна быть более 0,3 мм, а с плоскости разъема шатуна — более 0,2 мм. Растачивание нижней головки шатуна делается при первом его ремонте. При значительных износах поверхностей разъема и отверстий нижней головки шатуна растачивание и снятие металла может привести к уменьшению межосевого расстояния между верхней и нижней головками, что недопустимо. В этом случае нижнюю головку восстанавливают на­ плавкой с последующей механической обработкой.

Шатуны, имеющие трещины, обломы и аварийные изгибы, бра­ куются.

Отремонтированные шатуны должны отвечать следующим тех­ ническим требованиям:

— непараллельность осей верхней и нижней головок не должна выходить за пределы 0,05 мм на 100 мм длины; оси должны ле­ жать в одной плоскости;

— овальность и конусность втулки верхней головки должны быть не более 0,01 мм, а нижней головки с установленными вкла­ дышами— не более 0,02 мм\

поверхности разъема нижней головки должны располагаться

водной плоскости с точностью до 0,02 мм.

Износ опорных поверхностей под гайки и головки шатунных болтов в крышке и шатуне устраняют фрезерованием до выведе­ ния следов износа.

Ремонт коленчатых валов. Коленчатый вал является ответст­ венной и дорогостоящей деталью двигателя. Валы изготовляются из высокопрочного (магниевого) ковкого чугуна и из высококаче­ ственных углеродистых и марганцовистых сталей марок 40, 45, 45Г2, 50Г.

146


Основные дефекты коленчатых валов: прогиб вала, задиры, рис­ ки, износ коренных и шатунных шеек, посадочной шейки под рас­ пределительную шестерню, шпоночных пазов и маслосгонной резь­ бы, а также трещины и изломы, износ фланцев. По техническим условиям коленчатые валы выбраковываются, если диаметры ко­ ренных и шатунных шеек меньше последнего ремонтного размера, если имеются изломы и трещины на щеках, а также продольные и кольцевые трещины любого размера и расположения на шейках.

Ремонт коленчатых валов начинают с восстановления центровых отверстий и правки.

Риски и забоины в центровых отверстиях зачищаются остро­ конечным трехгранным шабером. Если таким путем устранить дефекты невозможно, центровые отверстия исправляют 60-градус­ ной центровочной зенковкой на токарно-винторезном станке с ис­ пользованием патрона и люнета. Проверку правильности центро­ вых отверстий производят по неизношенной поверхности вала, на­ пример по посадочному месту для распределительной шестерни.

Изгиб вала определяется индикатором по биению средней шей­ ки. Допустимая погнутость по средней шейке 0,05 мм.

Биение вала 0,05—0,1 мм устраняют шлифованием шеек. При больших значениях прогиба вал правят на 40-тонном гидравличе­ ском прессе 2135 (ГАРО). После правки вал проверяется дефек­ тоскопом на отсутствие трещин. Торцовое биение фланца под ма­ ховик устраняют подрезкой или шлифованием. После шлифовки биение Торца фланца в крайних точках техническими условиями допускается не более 0,04—0,06 мм для дизельных двигателей и 0,06—0,09 мм для карбюраторных.

Изношенные резьбовые отверстия во фланце рассверливают и затем нарезают резьбу ремонтного размера. Болты крепления ма­ ховика при этом заменяются. Новые болты должны изготовляться из легированной стали и подвергаться закалке в масле и от­

пуску.

Маслосгонная резьба при износе до глубины менее 1 мм вос­ станавливается нарезкой канавочным резцом до номинальной глу­

бины. После

углубления резьбу полируют

наждачным полотном

с проверкой

профиля резьбы специальным

калибром.

Шпоночные пазы при износе, превышающем по ширине 0,2 мм, зачищают шабером и личным напильником, а шпонку ставят уве­ личенного размера. Если износ паза превышает 0,2 мм, его либо фрезеруют до увеличенного ремонтного размера, либо боковые поверхности паза наплавляют электродом Э-42, а затем фрезеруют

до номинального размера.

Изношенные посадочные места шейки под распределительную шестерню и под сальник восстанавливают хромированием (осталиванием, меднением и т. п.) с последующим шлифованием до номинального размера.

Износ коренных и шатунных шеек вала (овальность и конус­ ность более 0,06 мм для коренных шеек и 0,08 мм для шатунных, задиры, риски, забоины, следы коррозии) устраняется шлифовкой

6* 147


под ремонтный размер или наращиванием слоя металла с после­ дующим шлифованием до номинального размера.

Наращивание слоя металла (хромирование, металлизация, на­ плавка и др.) применяется обычно тогда, когда нельзя применить способ ремонтных размеров.

Перед шлифованием шеек коленчатый вал кладут йа подставку и с помощью электродрели сверлом диаметром 10 мм с пластин­ ками твердого сплава типа ТК углубляют отверстия масляных ка­ налов на 1 мм.

Шлифование шеек производится на специальных станках типа 3423, 3420, 3A423, а также на приспособленных токарных станках.

Шлифование начинают с коренных шеек. Вал устанавливают в центрах станка (рис. 7.5,а). Зажимать вал в центрах следует осто­ рожно, чтобы не изогнуть его. Для предупреждения прогиба вала используется люнет или винтовые домкратики-распорки, устанав­ ливаемые между щеками шатунных шеек (рис. 7.5,в, г). Сначала шлифуется средняя коренная шейка, а затем крайние.

Для шлифования шатунных шеек на планшайбы передней и задней бабок устанавливаются переходные плиты (центросместительные шайбы), к которым крепятся призматические зажимы — кронштейны. Концы коленчатого вала устанавливают в кронштей­ ны (рис. 7.5,6), смещенные на величину хода поршня, и крепят скобами. Балансировка вала при этом производится с помощью противовесов. Перед шлифованием шатунных шеек тщательно про­ веряется правильность установки коленчатого вала в центросместителях: параллельность осей шатунных и коренных шеек и совпа­ дение оси симметрии шлифуемых шеек с осью центров станка. Эти проверки выполняются с помощью призматических шаблонов го­ ризонтальной и вертикальной установки и посредством подвижной призмы, являющихся принадлежностями шлифовального станка.

Особое значение имеет величина радиуса кривошипов, которая регулируется путем смещения вала передвижением кронштейнов в центросместителях. Контроль установки вала в этом случае осу­ ществляют по мерным линейкам на патронах. Проверку радиуса кривошипов и параллельности осей шатунных шеек осям корен­ ных проводят на контрольной плите.

Шейки шлифуют следующими кругами: абразивы Э и ЭБ, кера­ мическая связка К (твердость СТ или СМ2 — СМц зернистость 46—60, диаметр круга 600—900 мм). Режим шлифования: линей­ ная скорость вращения коленчатого вала 25—30 м1мин; скорость резания 25—35 м!сек, продольная подача круга 0,1—0,3 ширины круга в мм на один оборот вала, глубина резания или поперечная подача для предварительного шлифования (удаление овальности, конусности и задиров) 0,02—0,03 мм, а для чистового шлифования (получение гладкой чистой поверхности) 0,005—0,010 мм. При шлифовании применяют охлаждающую содомыльную эмульсию, подаваемую к шейкам насосом струей, равной ширине камня, и направляемую в место соприкосновения круга с обрабатываемым валом.

148