ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
После шлифования коренные и шатунные шейки полируют или суперфинишируют. Полирование производится на специальных установках пастой ГОИ № 10, смешанной с маслом и нанесенной на фетровые вкладыши приспособления.
Суперфиниширование — заключительная операция обработки шеек коленчатого вала мелкозернистыми абразивными брусками. При данной обработке коленчатый вал совершает вращательное и
■ \
-Е
яг1Или |
тпия!№Yi |
1=3:-ч |
№ РЫ PH |
г
Рис. 7.5. Схемы |
установки коленчатого вала |
для |
шлифовки |
шеек |
|||||||
|
|
|
|
на токарном станке: |
|
|
|
|
|
||
я — ш л и ф о в к а |
корен ны х |
ш еек ; б |
— ш л и ф о вк а |
ш еек ; в — р ас п о р к а ; |
г — у с т а |
||||||
н овк а расп ор ки |
м е ж д у |
щ ек ам и |
ш ату н н ы х ш еек ; |
/ — кол ен чаты й |
в ал ; |
2 — |
|||||
п л а н ш ай б а ; |
3 — хо м у ти к ; 4 — цен тры с т а н к а ; |
5 — л ю н ет; |
6 — |
цен тросм ести - |
|||||||
тел ьн ы е |
ш ай б ы ; |
7 — п овод ок ; |
8 — п р оти вовесы ; |
9 — га й к а ; |
1 0 — болты |
колебательное (возвратно-поступательное) движения. В процессе обработки шейки вала охлаждаются керосином, к которому добав ляется 10% машинного масла. После окончания суперфиниширо вания чистота поверхности шеек вала до V 8 — V 1 0 .
Шейки вала, достигшие предельного ремонтного размера, вос станавливают наращиванием слоя металла автоматической вибродуговой наплавкой в струе жидкости, автоматической наплавкой под слоем флюса (с термической обработкой и без нее), а также хромированием.
149
После наплавки зенкуют фаски масляных каналов, предвари тельно и окончательно шлифуют шейки вала с последующим поли рованием или суперфинишированием.
Основные технические требования к отремонтированным колен чатым валам:
— овальность и конусность шеек не более 0,02 мм для трак торных и 0,01 мм для автомобильных двигателей;
— биение коренной средней шейки не более 0,05 мм\
|
|
|
|
|
|
— поверхность шеек должна |
быть гладкой, |
||
|
|
|
|
Износ |
ge3 рИС0К> 8—Ю-го класса чистоты; |
||||
|
|
|
|
|
|
— радиусы галтелей и кривошипов должны |
|||
|
|
|
|
|
|
быть в пределах допусков, указанных в черте |
|||
|
|
|
|
|
|
жах и технических условиях; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— разность между диаметрами шеек: корен |
|||
|
|
|
|
|
|
ных — не более 0,03 мм, шатунных — не более |
|||
|
|
|
|
|
|
0,005 мм. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ремонт деталей газораспределительного ме |
|||
|
|
|
|
|
|
ханизма. Распределительный |
вал |
может иметь |
|
|
|
|
|
|
|
следующие дефекты: износ кулачков, опорных |
|||
Рис. 7.6. Износ ку |
шеек, шейки под распределительную шестерню, |
||||||||
изгиб вала, износ и повреждение шпоночного |
|||||||||
лачка |
распредели- |
||||||||
тельного |
вала: |
|
паза. |
кулачков по высоте |
|||||
h и Л I— в ы с о та п о д ъ |
Величина износа шеек и |
||||||||
е м а т о л к а т е л я |
при |
и диаметру тыльной части определяется микро |
|||||||
н овом |
и |
и знош енном |
|||||||
к у л а ч к а х ; |
|
а и а |
{ — |
метром, а износ кулачка по |
образующей — ша |
||||
н ач ал о |
откр ы ти я к л а |
блоном. |
|
|
|||||
п ан а |
при |
н овом |
и |
|
|
||||
и зн ош ен н ом |
|
к у л а ч |
Характер износа кулачков показан на рис. 7.6. |
||||||
к а х : * |
и |
b ] — |
м а к с и |
||||||
м ал ь н о е |
|
откры ти е |
При небольшом износе кулачки шлифуют на ко |
||||||
к л ап а н а |
при |
новом |
пировально-шлифовальном станке 3A433 до полу |
||||||
и и зн ош ен н ом |
к у л а ч |
||||||||
к а х ; |
к л ап ан а |
|
|
чения правильного профиля. |
Учитывая, что глу |
||||
с |
— |
зак р ы ти е |
|
|
|
бина закаленного или цементированного слоя равна 1,5—2 мм, а также требование, чтобы вы сота подъема клапана после шлифовки не уменьшилась более чем
на 1 мм, толщина снимаемого при шлифовании слоя должна быть не более 0,6—0,8 мм. Шлифуют кулачки шлифовальным кругом ПП600Х32X305 мм (Э40-25, СМ2-С1К). Режим шлифования: ли нейная скорость шлифовального круга 25—32 м!сек, скорость вра щения кулачка 32 об/мин, поперечная подача 0,005 мм/об. ■
Для восстановления профиля кулачка по первоначальным раз мерам пользуются хромированием или наплавкой. При газовой наплавке в качестве присадочного металла применяется сталь 65Г или сормайт-2. Пламя горелки должно быть с некоторым избыт ком ацетилена. При электродуговой наплавке для предохранения кулачков от боковых наплывов на валы устанавливают защитные экраны — пластины из меди (или графита). Вал устанавливают в ванну с водой на призмы так, чтобы вода покрывала его до поло вины диаметра. Для наплавки применяют электроды Т-590 или Т-620 диаметром 4 мм. Наплавку ведут укороченной дугой током 190—200 а. Последовательность наплавки кулачков показана на
150
рис. 7.7. Наплавляемая часть кулачка должна выступать над по верхностью воды на 6—8 мм. После наплавки кулачков произво дится зачистка их наждачным камнем по шаблону, а затем шли
фование на станке 3A433 по заданному профилю под номинальный размер.
При износе, овальности и конусности более 0,1 мм опорные
шейки |
вала перешлифовывают на круглошлифовальном станке |
ЗБ 151 |
шлифовальным кругом ПГ1600Х 63x305 (Э40-25, СМ2-С1К) |
до ремонтного размера. После шлифования биение вала не должно превышать у средней шейки 0,02—0,06 мм. Размер перешлифован ных шеек должен быть больше высоты кулачков на 1—1,5 мм.
Рис. 7.7. Последовательность наплавки изношенных кулачков
При большом износе и невозможности перешлифовки опорные шейки восстанавливают наплавкой (осталиванием или хромирова нием) с последующим шлифованием до номинального размера. Овальность и конусность опорных шеек не должны превышать
0,02 мм.
Клапаны работают в условиях воздействия высоких темпера тур и динамических нагрузок.
К основным дефектам клапанов, поступающих в ремонт, отно сятся: износ рабочей фаски головки клапана, износ стержня по диаметру и торцу, изгиб стрежня. При трещинах, короблении или выгорании головки и значительном изгибе стержня клапаны вы браковывают.
Перед ремонтом и после ремонта клапаны проверяют на пря молинейность стержня и биение рабочей фаски головки клапана, для чего используется приспособление, показанное на рис. 7.8. По техническим условиям биение стержня клапана в любой точке для различных марок двигателей допускается 0,015—0,05 мм, а биение фаски головки клапана относительно стержня — не более
0,03—0,05 мм.
Изношенный стержень клапана шлифуют на бесцентрово-шли фовальном станке до ремонтного размера либо хромируют с после дующей обработкой под номинальный размер.
При незначительных износах фаски клапана и клапанного гнезда их притирают. Для этого применяют пасту ГОИ, в состав кото рой входят: окись хрома — 74—81%, стеарин— 10%, расщеплен ный жир — 5—10%, керосин— 2%, силикагель — 2%. Для притир
151
ки клапанов используются либо специальные станки М-2, М-3, либо пневматические (электрические, обычные ручные) дрели, В результате притирки на фаске гнезда и клапана образуется рав номерная полоска матового цвета шириной 1,5—Змм, расположен ная в средней части фаски.
Рис. 7.8. Приспособление для проверки биения:
а — стержня; б — тарелки клапана; 1 и 5 — кронштейны для |
уста |
|||||
новки |
индикатора; |
2 — клапан; 3 — призма; |
4 |
и 6 — зажимные устрой |
||
ства; |
7 — зажимное |
кольцо; 8 — винт |
упора; |
9 — винт установки; |
10 — |
|
|
|
упорное кольцо; |
11 |
плита |
|
Качество притирки проверяется либо на герметичность (после установки клапанов во впускные и выпускные окна головки блока заливают керосин; в течение трех минут керосин не должен проса’ чиваться через клапаны), либо визуально по прилеганию поверх
152
ностей (на фаску клапана через 30—40° по окружности наносят
метки карандашом, вставляют |
клапан в гнездо и поворачивают |
его 2—3 раза. Если метки стерлись, то клапан притерт хорошо). |
|
Ремонт системы охлаждения. |
Водяная система охлаждения со |
стоит из радиатора, водяного насоса, привода вентиляторов и шлангов.
Техническое состояние радиаторов определяют по внешнему виду и гидравлическими испытаниями. Основными дефектами ра диатора являются: образование накипи и механических загрязне ний -в сердцевине, течь трубок сердцевины, трещины на поверхно сти баков, ослабление крепления патрубков.
Процесс ремонта радиаторов включает: наружную очистку, мойку и промывку, испытание и выявление дефектов, разборку и ремонт охлаждающих элементов, сборку радиатора и его испы тание.
Наружная очистка и мойка охлаждающих пространств между трубками, пластинами и гофрами радиатора производится струей горячей воды с последующей обдувкой сжатым воздухом. Затем промывают и прочищают внутренние поверхности трубок и баков от накипи и грязи. Промывку производят 10% раствором каусти ческой соды, нагретым до температуры 80—90° С. При наличии значительной накипи на внутренних стенках радиатора ее удаляют промывкой 4% раствором ингибированной соляной кислоты с со держанием ингибитора Г1Б-5 до 3 г/л. Продолжительность промыв ки 10—15 мин при температуре раствора 50—70° С.
Промывку ведут до полного удаления накипи, о чем свидетель ствует отсутствие газовыделения из раствора внутри радиатора. После промывки раствором радиатор необходимо промыть чистой водой.
Испытание радиатора производится на специальном стенде (УИР, КП-2002) или в ванне путем погружения всего радиатора в воду. В последнем случае в радиатор нагнетают воздух и по пузырькам выходящего из радиатора воздуха определяют место течи трубок.
При ремонте сердцевины радиатора поврежденные трубки внешних рядов запаивают мягким припоем ПОС-ЗО или ПОС-40. Если в сердцевине повреждено менее 5—15% трубок (в зависимо сти от марки двигателя), то их можно выключить из работы (заглушить), заполнив асбестом или запаяв их концы. Если количество поврежденных трубок более допустимой нормы, ра
диатор |
разбирают |
и поврежденные трубки удаляют. Для этого |
их надо |
отпаять и |
извлечь из охлаждающих и опорных пла |
стин.
Для вставки новой трубки ее передний конец следует обжать на конус, протолкнуть через пластины, а затем концы развальце вать и припаять к опорным пластинам припоем ПОС-ЗО. После этого сердцевину испытывают, а в случае обнаружения течи по вторно паяют и опять испытывают. Только после полного устра нения течи производится сборка радиатора.
153