Файл: Ремонт строительных машин учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При ремонте баков радиатора вмятины выправляют, трещины запаивают припоем ПОС-ЗО, а при длине трещин более 10 мм ре­ комендуется припайка заплаты из листовой латуни толщиной 0,8— 1,0 мм. Трещины в чугунных баках завариваются электросваркой или заделываются клеевыми эпоксидными композициями.

Типичными дефектами водяных насосов и вентиляторов явля­ ются: износ посадочных поверхностей в корпусах под подшипники и втулки, износ отверстий во втулках, отверстия в ступице крыльчатки насоса, посадочных поверхностей валиков насоса

ивентилятора, шкива вентилятора, ослабление крепления

иповреждение крестовины и лопастей вентилятора и др. Изношенные подшипники качения заменяются новыми. Износ

посадочных поверхностей под втулки и подшипники устраняется растачиванием отверстия в корпусе насоса (шкиве вентилятора, в крыльчатке насоса) и запрессовкой дополнительной втулки — ком­ пенсатора износа.

Таким же способом обычно ремонтируются изношенные поса­ дочные места в ступице крыльчатки. Изношенные валики насосов

и вентилятора

восстанавливаются хромированием и шлифуются до

номинального

размера. Шкивы вентилятора, имеющие трещины,

ремонтируют

сваркой.

Погнутые

крестовины и лопасти вентилятора правят на плите.

При этом важно сохранить форму и наклон лопастей. Концы ло­ пастей должны лежать в одной плоскости с отклонением не более

± 1 мм. Неплоскостность крестовины и лопастей вентилятора про­ веряется специальными шаблонами. Отремонтированный вентиля­ тор подвергают статической балансировке.

Ремонт системы смазки. Основным узлом системы смазки дви­ гателя является масляный шестеренчатый насос. Главным факто­ ром, влияющим на исправную работу масляного шестеренчатого насоса, является плотное прилегание торцов зубьев шестерен к стенке и крышке корпуса насоса, т. е. соблюдение установлен­ ных техническими условиями величин радиального а и торцо­ вого б зазоров, а также межцентрового расстояния А (рис. 7.9). Коэффициент полезного действия насоса считается допустимым в пределах 0,7—0,75. При меньших значениях к. п. д. насос необ­ ходимо ремонтировать.

Фильтрующие элементы системы смазки промывают, а неис­ правные заменяют новыми. Маслопроводы, имеющие небольшие трещины, запаивают твердым припоем, при больших разрывах бракуют.

Ремонт системы питания. Неисправности системы питания вызы­ вают значительный перерасход топлива, потерю мощности двига­ теля, а иногда и остановку его. Неисправности системы связаны с дефектами в карбюраторах, топливных насосах, топливопрово­ дах, топливных баках и фильтрах.

Наиболее распространенные дефекты карбюраторов: течь по­ плавка, износ седла и запорной иглы поплавковой камеры, износ жиклеров и осей дроссельной и воздушной заслонок. Подлежащий

154

N


ремонту карбюратор очищают от грязи, затем разбирают и промы­ вают бензином.

Разборку карбюратора следует производить специально пред­ назначенным для этого инструментом, чтобы исключить дополни­ тельные повреждения деталей.

Поплавки проверяют на герметичность и соответствие веса. Проверка на герметичность производится опусканием поплавка в горячую воду с температурой не ниже 60—80° С на 1 мин. Под­ нимающиеся пузырьки воздуха укажут на наличие и место тре­ щины или отверстия в нем. Устранение трещин и отверстий произ-

Рис.

7.9.

Ремонт

корпуса шестеренчатого

насоса:

7 — кор п ус

н а с о с а ;

2 — в т у л к а :

А — р ассто я н и е

м еж д у

осям и

ш естер ен ;

D

— н аруж н ы й

д и ам етр

ш естерн и ( г а ­

б ар и т

ш естерн и

очерчен

п ун кти р ом );

a — р ад и ал ьн ы й

з а з о р ;

б — торц овы й з а з о р

м еж д у ш естерн ей

и

к р ы ш ­

 

 

 

 

 

кой

 

 

 

 

водят пайкой мягким припоем, предварительно выпарив бензин, по­ павший в поплавок, путем погружения его в кипящую воду. Масса поплавка после пайки не должна быть увеличена более чем на

5-6% .

Вмятины выправляются вытягиванием поврежденного места с помощью припаянного к этому месту стержня. После устранения вмятины стержень отпаивается.

Игольчатый клапан поплавковой камеры и седло проверяются на герметичность на специальных приборах. При небольшом изно­ се конуса клапана и седла герметичность можно восстановить притиркой. При большом износе иглу шлифуют, а седло заменяют новым.

155


В процессе ремонта выступающая часть игольчатого клапана укорачивается. Это может вызвать изменение уровня горючего в поплавковой камере, поэтому уровень подлежит проверке и ре­ гулированию за счет прокладок под клапаном.

Контроль размеров дозирующих отверстий жиклеров произво­ дится по их пропускной способности (производительности), опреде­ ляемой количеством воды в кубических сантиметрах, протекающей через жиклер под напором 1 м за одну минуту при температуре воды 20° С. Проверка пропускной способности производится на спе­ циальных приборах КП-1603 (К-2).

Действие прибора основано на замере разницы между объе­ мом воды, которая вытекает через эталонный жиклер-кран, и объемом воды, которая за это время успевает вытечь через прове­ ряемый жиклер.

Для жиклеров всех марок установлены нормы пропускной спо­ собности.

Изношенные жиклеры, как правило, заменяются новыми. При крайней необходимости жиклеры можно ремонтировать обжатием той его части, где расположено калиброванное отверстие. После обжатия отверстие развертывается'до первоначального размера.

После ремонта деталей карбюратор собирается и подвергается регулированию ограничителя максимальных оборотов, а также проверяется уровень топлива в поплавковой камере и герметич­ ность соединений.

Основные дефекты бензиновых насосов: разрывы диафрагмы, трещины в дисках, износ пружин, клапанов и их седел, износ де­ талей привода.

Поврежденные диафрагмы заменяются. Пружина проверяется на специальном приборе, упругость ее должна соответствовать тех­ ническим условиям. Изношенные клапаны заменяются новыми. Рычаг привода восстанавливают наплавкой с последующей обра­ боткой профиля по шаблону.

Собранный насос подвергается проверке на производитель­ ность на специальном стенде.

Износы и другие дефекты деталей узлов топливной аппаратуры приводят к нарушениям работы двигателя.: затруднению запуска, неустойчивой работе, потере мощности, увеличению расхода топ­ лива и др.

Для ремонта и регулировки топливной аппаратуры дизельных двигателей на ремонтных предприятиях имеется специальное от­ деление, оборудованное соответствующими приборами, приспособ­ лениями, стендами, ваннами и установками для испытания.

П о д к а ч и в а ю щ и й н а с о с на дизельных двигателях изу­ чаемых строительных машин устанавливается плунжерного (порш­ невого) и шестеренчатого типа.

Основными дефектами подкачивающего насоса плунжерного типа (рис. 7.10) являются: износ поршня и сопрягаемого с ним отверстия в корпусе; износ запорных поверхностей нагнетательных клапанов и их гнезд; износ стержня толкателя и направляющего

156


отверстия во втулке; износ или срыв резьбы; трещины и облом фланца корпуса.

Изношенный поршень подкачивающего насоса восстанавливают хромированием или никелированием поверхности с последующим

Рис. 7.10. Подкачивающий насос:

/ — н асо с

ручной

п о дкачк и ;

2 — к л ап а н ;

3 — за щ и тн ая

в т у л к а ;

4

— б олт

 

п оворотн ого

уго л ьн и к а ;

5 — стопорны й

ш ти ф т ;

б — р оли к ;

7 — п руж и н а

т о л к а т е л я ;

8 — стер ж ен ь

т о л к а т е л я ;

9 н а п р а в л я ю щ а я в т у л к а ;

10 п р о к л а д к а п р об ­

ки к о р п у са ; / / —

п робка

к о р п у са ; 12 упор

п руж и н ы ;

13

п р у ж и н а ;

14 п ор ш ен ь;

15 корп ус

п о д к ач и в аю щ е го

н а ­

 

 

с о с а ;

16 ось; 17 — п робка

к л ап а н а

 

шлифованием. Отверстие под поршень в корпусе растачивают на токарно-винторезном станке резцом с пластинкой из твердого спла­ ва ВК.З. После растачивания отверстие доводят притиром под

157


размер поршня с обеспечением зазора 0,015—0,038 мм. Обрабо­ танные поршень и отверстие должны иметь чистоту поверхности V9; овальность и конусность допускаются 0,005—0,007 мм.

Изношенную поверхность гнезда клапана, представляющую со­ бой кольцевой выступ, фрезеруют специальной торцовой фрезой до выведения следов износа и получения чистой поверхности. Когда кольцевой выступ после нескольких подторцовываний будет снят, гнездо восстанавливают рассверливанием корпуса и запрессовкой стальной втулки, торцовая и наружная поверхности которой це­ ментированы на глубину 0,15—0,65 мм. Уплотняющую поверхность клапана исправляют притиркой на плите с помощью пасты или мелкозернистой шлифовальной шкурки до устранения следов из­ носа.

Износ стержня толкателя и его направляющего отверстия при­ водит к увеличению зазора, в результате чего топливо попадает в картер топливного насоса. При зазоре между стержнем толка­ теля и отверстием корпуса более 0,02 мм отверстие развертывают и изготовляют из высокоуглеродистой стали новый стержень ре­ монтного размера.

Ремонт резьбовых отверстий в корпусе насоса производят на­ резанием резьбы ремонтного размера. Трещины в корпусе зава­ ривают электросваркой биметаллическим электродом или заде­ лывают эпоксидными композициями.

Отремонтированный подкачивающий насос устанавливают на стенд СДТА-1 и испытывают на производительность и максималь­ ное давление. Перед испытанием насос обкатывают при 650 об/мин в течение 10 мин. Согласно техническим условиям подкачивающий насос для топливных насосов высокого давления типа 4ТН-8,5ХЮ должен развивать при перекрытом нагнетательном топливопро­ воде максимальное давление не менее 1,7 кгс/см2 при 650 об/мин вала привода и не менее 1,2 кгс/см2 при 250 об/мин. Производи­ тельность подкачивающего насоса без противодавления при 650 об/мин должна быть не менее 2,3 л/мин, а с противодавле­

нием 0,5 кгс/см2— 1,9 л/мин.

Шестеренчатые подкачивающие насосы имеют неисправности и подвергаются ремонту аналогично шестеренчатым масляным на­ сосам.

Основными деталями т о п л и в н о г о н а с о с а в ы с о к о г о д а в л е н и я , состояние которых влияет на его работоспособность,

являются

детали прецизионных

пар плунжер — гильза

и нагнета­

тельный

клапан — гнездо клапана.

плотности

Износ

плунжера и гильзы

приводит к нарушению

сопряжения, падению давления и уменьшению производительно­ сти. Плотность пары плунжер — гильза проверяется опрессовкой на приборе КП-1640А или путем определения давления, которое развивается секцией при медленном вращении насоса пусковым устройством дизеля. Давление в этом случае замеряется маноме­ тром или максиметром, поставленным на секцию вместо трубки высокого давления. Для двигателя КДМ-100, например, давление

158