Файл: Ремонт строительных машин учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зигзагообразное движение и наклон к вертикали в 10—15°. Диа­ метр электрода 15—16 мм, ток постоянный 160—200 а (180—220 а для переменного тока), длина дуги 6—8 мм.

При значительном износе зуба в целях экономии сталинита в зубе газовой горелкой вырезается канавка, в которую встав­ ляется пластина из малоуглеродистой стали (рис. 7.29,6). Затем производится наплавка с присадочной полоской или толстообмазанным электродом до получения правильной формы зуба. По­ следний слой толщиной 1,5—2 мм наплавляется сталинитом. Во избежание возможного выкрашивания не следует режущую кромку на расстоянии 6—8 мм от края наплавлять только сплавом.

Ремонт зубьев приваркой к их головкам заостренных кусков из марганцовистой стали с последующей наплавкой слоя из твер­ дого сплава является более экономичным (рис. 7.29,в). При от­ сутствии твердого сплава и соответствующих электродов (толстообмазанных ОММ-5, ЦМ-7) к зубьям на их рабочую поверхность приваривают пластины из стали повышенной прочности (рессор­ ная, рельсовая).

Интенсивно изнашивается также кромка челюсти между зубья­ ми и передняя стенка ковша. Восстанавливают кромку наплавкой трубчатыми электродами со сталинитом. Изношенная передняя стенка восстанавливается приваркой полос. Износ петли засова

днища ковша прямой лопаты экскаватора устраняется наплавкой. Трещины в стыках усиливающих поясов корпуса ковша в ме­ сте приварки проушин к корпусу заделывают наложением сваркой косынок или ряда круглых прутков (последнее применяется из-за

профильности корпуса).

Изношенные втулки в проушинах шарнирных соединений заме­ няются новыми, изготовленными из стали 45 и закаленными до твердости HRC—ЗО-т-40. Втулки запрессовываются в проушину с натягом 0,13—0,33 мм. Изношенные проушины наплавляют с по­ следующей расточкой до номинального размера.

Восстановление режущей сплошной кромки ковша ЦНИИС, изношенной до 20 мм, производится наплавкой верхней ее части электродами Т-590 и Т-620, что обеспечивает самозатачивание в процессе работы. При износе более 20 мм режущую кромку нара­ щивают путем приварки дополнительной пластины из стали мар­ ки Ст. 3 толщиной 3—5 мм или надставки с последующей наплав­ кой режущей кромки электродами ОЗН-ЗОО, Т-590, Т-620, что уско­ ряет восстановление примерно в два раза (рис. 7.30).

Ремонт рукояти и стрелы экскаватора. Основными дефектами рукояти экскаватора являются: скручивание и изгиб, отставание усиливающих полос от швеллеров, задиры на плоскостях рукояти и истирание боковых поверхностей, износ втулок шарнирных со­ единений, трещины. Прогиб рукояти экскаватора не должен быть больше величины, допускаемой техническими условиями. Напри­ мер, для экскаватора Э-652А прогиб может быть не более 8 лш на всю длину рукояти. Прогиб большей .величины устраняется прав­ кой с помощью винтовых или гидравлических домкратов на спе­

190


циальных приспособлениях. Трещины и отставание усиливающих полос заваривают. Сильно изношенные полосы удаляются и вместо них приваривают новые.

Изношенные втулки переднего шарнира рукояти восстанавлива­ ются так же, как и втулки шарниров ковша. При ремонте перед­ него шарнира целесообразно в рукоять вставить удлиненную втул­ ку с шайбами, которые привариваются и к втулке и к рукояти.

Рис. 7.30. Восстановление режущей кромки ковша ЦНИИС:

а —- последовательность наплавки электродами Т-590, Т-620; б — приварка надставки; / — козырек ковша; 2 — надставка

Затем в удлиненную втулку запрессовывают короткие втулки. Та­ кой способ ремонта рукояти экскаватора Э-652А показан на

рис. 7.31.

Изношенные зубья и беговые дорожки кремальерных реек вос­ станавливают наплавкой электродуговым способом электродами с износостойкой обмазкой с последующим отжигом и механической обработкой по шаблону. Рейки на марганцовистой стали рекомен­ дуется восстанавливать наплавкой присадочной полоской с обра­ боткой на шлифовальном станке по шаблону, после чего рейку под­ вергают обкатке кремальерной шестерней. -----

191

Рис. 7.31.

Места

износа

рукояти

экскаватора. Э-652А и способы

ее уси­

 

 

 

ления:

 

/ — втулка

пальца

соединения рукояти

с ковшом; 2 — удлиненная втулка

рукояти;

3 — шайбы; 4 — приливы

на проушинах ковша; 5 — завариваемая трещина

Не менее зо-ьомм

Рис. 7.32. Ремонт стрелы экскаватора:

а — ремонт

трещин заваркой с постановкой накладок; б — разделка

под

сварку несквозной и сквозной трещин;

в — ремонт нижней части стрелы

приваркой

усилительных

листрв;

/

и

2 — усилительные

накладки;

3

усиливающая полоса на

заваренную

трещину в нижнем

швеллере балки

 

 

стрелы;

-/ — трещина

 

 


Основными дефектами стрелы прямой и обратной лопаты яв­

ляются: прогиб, скручивание, трещины

в листах и балках у пяты

и в средней части стрелы под напорным

валом.

Деформации листов и вмятины правят с нагревом. Если на­ гревом и правкой устранить прогиб (скручивание) нельзя, то от­ дельные листы стрелы и связи балок (снаружи или внутри) разре­ зают газовой резкой. Деформированные листы правятся отдельно, а затем свариваются с остальными элементами стрелы. Места заварки могут быть усилены так, как это показано на рис. 7.32.

Решетчатая стрела драглайна (крана) может иметь прогиб не более 10 мм на 1 м длины в любой плоскости. Правка незначи­ тельных прогибов уголков производится в холодном состоянии.

5

Рис. 7.33. Схема приспособления для ремонта ножа грейдера наплавкой:

/ — балка;

? — накладка;

3 — ремонтируемый нож; 4 прокладка

(медная, графитовая);

5 — отверстия

для

болтов; 6 — угольный элек­

трод;

б — фаска

для

наплавки

слоя

износостойкого сплава

При сквозных трещинах, вмятинах и изгибах больших участков уголок вырезают и вместо него вставляют новый, сваривая его электросваркой с основным уголком стрелы. Места сварки пере­ крываются накладками.

Ремонт решетчатой стрелы должен соответствовать всем требо­ ваниям Госгортехнадзора (как элемент кранового оборудования). Сварку должен производить дипломированный сварщик. После ре­ монта стрела должна быть испытана.

Ремонт ножей землеройных машин. Наиболее распространен­ ным дефектом ножей отвалов бульдозера и автогрейдера, ковша скрепера является износ режущей кромки.

Ремонт ножей заключается в правке и оттяжке режущей кром­ ки, очистке поверхности под наплавку, наплавке и заточке лезвия наждачным камнем. Наплавку следует производить в приспособ­ лениях, ограничивающих возможность коробления ножа (рис. 7.33). Нож 3, подготовленный для наплавки, кладется на балку 1 и прочно прижимается к ней накладкой 2 с помощью болтов. Под лезвие ножа укладывается медная полоса 4. Для получения прямо­ линейности при наплавке режущей кромки рекомендуется укладырать около нее угольный электрод 6.

193


Наплавку производят трубчатым электродом, наполненным ста­ линитом. При значительном износе к ножу приваривают наплав­ ленную полосу. Для увеличения срока службы ножей бульдозеров производят двухслойную наплавку их: первый слой 2—3 мм на­ плавляют трубчатым электродом, наполненным сталинитом, а после остывания и очистки от окислов и шлаков второй слой 1,5—2 м м —■ трубчатым электродом, наполненным карбидом вольфрама. После наплавки ножи затачивают на корундовом круге средней мяг­ кости.

Ремонт крюков и грейферов кранов. Основные дефекты крю­ ков кранов: выработка тела крюка в зеве, трещины, подрезы и за­ диры, износ опорного подшипника, износ и задиры цапф траверсы.

Ремонт крюка допускается в пределах уменьшения высоты се­ чения зева крюка до 10%. Заваривать трещины крюка и траверсы запрещается. Погнутые щеки обоймы выправляются. При износе канавки опорного подшипника более 1 мм его заменяют новым. Уменьшение диаметра цапф траверсы при устранении задиров проточкой допускается до 8% размера по чертежу.

При ремонте грейфера челюсти выправляют, лопнувшие ножи заваривают, погнутые тяги снимают и выправляют. Трещины в серьгах тяг заваривают, изношенные направляющие гребни в го­ ловке грейфера заменяют новыми.

§ 5. Ремонт узлов гидравлической и пневматической систем управления

Ремонт узлов гидравлического управления. Наиболее ответст­ венным и сложным узлом гидравлического управления является насос. Характер его ремонта зависит от вида дефекта и типа на­ соса. В шестеренчатых насосах при эксплуатации изнашиваются следующие детали: корпус, зубья шестерен, посадочные места, уплотнительные кольца и сальники.

Корпус насоса изнашивается со стороны камеры всасывания в зоне работы шестерен. Вследствие образования серповидной щели увеличиваются внутренние утечки масла и снижается производи­ тельность насоса. Корпус восстанавливают наращиванием на из­ ношенные поверхности клеевых эпоксидных композиций или уста­ новкой в корпусе вставной гильзы (втулки).

При восстановлении клеевыми эпоксидными композициями вну­ треннюю поверхность корпуса очищают, промывают бензином, обезжиривают ацетоном и сушат. Клеевую эпоксидную компози­ цию наносят шпателем на стенки колодцев слоем толщиной 1,5— 2,0 мм. После этого корпус сушат 30—40 мин при комнатной тем­ пературе, затем 2,5—3 ч в сушильном шкафу при температуре

100—110° С. На токарном станке

восстанавливают

нормальные

размеры колодцев корпуса

(для

НШ-46 диаметр колодцев

5 5 +о,оз MMt глубина колодцев

90,4+0,1

мм, расстояние

между осями

колодцев под шестерни 45±0,02 мм),

194