Файл: Ремонт строительных машин учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ва АЛ-10В так, чтобы зазор в сопряжении с цилиндром соответ­ ствовал данным чертежа.

Штоки гидроцилиндров при износе и прогибе правят и шли­ фуют до ремонтного размера.

Неисправные уплотнительные резиновые кольца заменяют но­ выми.

При комплектовании деталей цилиндра следует руководство­ ваться величиной допускаемых зазоров в сопряжениях. Не допу­ скаются на трущихся поверхностях гильзы, поршня и штока риски, забоины и другие повреждения. Конусность и бочкообразность вну­ тренней поверхности гильзы допускается не более 0,02 мм, а оваль­

ность

и конусность

наружной поверхности поршня

не

более

0,02

мм.

 

 

 

не

Непрямолинейность штока допускается не более 0,1 мм на дли­

200

мм, овальность

и конусность — не более 0,03

мм,

биение

цилиндрической головки клапана ограничения хода поршня отно­ сительно оси стержня — не более 0,05 мм.

Перед установкой на поршень кожаные прокладки должны быть выдержаны в веретенном масле или смеси автотракторного масла и керосина в равных долях в течение нескольких часов при температуре 45—55° С.

Поршень в собранном виде должен поворачиваться и переме­ щаться без заедания по всей длине цилиндра.

Неисправности маслопроводов и арматуры возникают из-за на­ рушения герметичности соединений, износа или разрыва резиновых уплотнительных колец, поломок деталей запорных устройств.

Металлические трубопроводы в процессе эксплуатации дефор­ мируются, на их стенках образуются вмятины и трещины. В не­ обходимых случаях продольные трещины заваривают латунным припоем Л-62.

При разрывах трубопровода, появлении поперечных трещин и сплющивании дефектный участок вырезают и вместо него прива­ ривают муфту соответствующей длины, изготовленную из равно­ прочной трубы. Концы соединяемого трубопровода должны быть заправлены в муфту не менее чем на 10—15 мм.

Для устранения вмятин и других искажений поперечного сече­ ния трубопроводов существует несколько способов. Часто для ука­ занной цели используют способ протаскивания (проталкивания) стального шарика диаметром, соответствующим внутреннему диа­ метру трубки.

При подтекании масла в местах штуцерных соединений необ­ ходимо подтянуть гайки. Иногда в результате появления на сфе­ рической поверхности наконечников раковин, забоин, рисок под­ тяжкой гаек устранить течь не удается. В этом случае наконеч­ ник обезжиривают бензином, лудят тонким слоем мягкого припоя и зачищают наждачным полотном. При затяжке гайки штуцерного соединения припой выполняет роль прокладки.

Резиновые шланги в процессе эксплуатации часто лопаются, вы­ рываются из наконечников, расслаиваются, вздувается их внещ-

200


;1яя оболочка. Дефектное место вырезают, выравнивают края сре­ зов, изготовляют переходной ниппель (рис. 7.35) и две муфты. Навертывают муфты на подготовленные концы шланга и в них ввертывают ниппель до отказа. Внешний диаметр резьбы ниппеля

Рис. 7.35. Соединение шлангов высокого давления:

а — ниппель; б — муфта; в — общий вид

должен быть на 2 мм больше внутреннего диаметра шланга, а вну­ тренний диаметр резьбы муфты — на 3 мм меньше наружного диа­ метра шланга.

26

68

26

S /<ы

/ *

О & N

\ 045

'

to

18

18

кJ ВиЕЕШй.

*

* Т ~

 

Сч

 

N N

Рис. 7.36. Запорное устройство:

/ — штуцер; 2 — прокладка;

3 — наружный

клапан;

4 — сепаратор;

5 — ша­

рик; 6 — накидная гайка;

7 — внутренний

клапан;

« — пружина

клапана;

 

9 — крестовина

 

 

У запорных устройств при поломке или деформации крестови­ ны 9 (рис. 7.36), при разной жесткости пружин 8 клапанов оба ша­ рика 5 смещаются в одну сторону, закрывая проход потоку масла. Для предотвращения этого между клапанами устанавливают сепа­ ратор 4, представляющий собой стальную шайбу с отверстиями.

201


Сепаратор не препятствует проходу масла и не дает возможности шарикам сместиться в сторону и перекрыть проходное сечение за­ порного устройства.

Отремонтированные маслопроводы и запорные устройства дол­ жны удовлетворять указанным ниже требованиям.

В местах изгиба металлических трубопроводов овальность до­ пускается не более 2 мм при диаметре трубы до 16 мм и не более 5 мм при диаметре трубы более 30 мм.

В местах изгиба трубы не должно быть гофрированной поверх­ ности. Нагнетательные трубопроводы после ремонта должны быть испытаны гидравлическим способом на отсутствие течи в течение 2 мин под давлением 150 кгс/см2.

Шланги и запорные устройства испытывают на отсутствие под­ текания или запотевания, а также местных вздутий в течение 2 мин под давлением 170 кгс/см2.

Испытание узлов гидросистемы. Для проверки качества ремон­ та, правильности сборки и регулировки узлов, приработки отдель­ ных деталей, а также для снятия контрольных показателей узлы после ремонта обкатываются и испытываются на специальных стен­

дах.

 

 

 

 

 

 

приведенному

Насос обкатывается и испытывается по режиму,

в табл. 7.10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

7.10

 

Режим обкатки и испытания насоса

 

 

 

Вид испытания

 

Нагрузка,

Время

Темпе­

Контрольные показатели

 

кгс!см2

испыта­

ратура

 

 

 

ния, мин

масла, °С

 

 

 

 

Проверка

работы

и

3

3

50 + 5

Производительность

определение

производи­

 

 

насосов

не ниже, л/мин:

тельности

 

 

 

 

 

НШ-46 (НШ-46Д)—77-

 

 

 

 

 

_

НШ-32

(НШ-32Д) —

 

 

 

 

 

53;

 

 

 

 

 

 

20

5

5 0 *5

НШ-10— 16

 

Приработка

 

 

 

 

Приработка

 

 

40

7

50±5

 

 

Приработка

 

 

70

10

5 0 *5

 

 

Приработка

и провер­

100

12

50~5

Производительность

ка производительности

 

 

насосов

не ниже, л/мин:

 

 

 

 

 

 

НШ-46

(НШ-46Д) —

 

 

 

 

 

59 4-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НШ-32 (НШ-32Д) —

 

 

 

 

 

47,7;

 

 

 

 

 

 

135

 

5 0 -5

НШ-10—14,4

 

Проверка работы

при

2

Наружных

утечек не

максимальном

давлении

 

 

должно

быть.

Насос

 

 

 

 

 

должен

создавать

давле­

 

 

 

 

 

ние 135

кгс/см2 и удер­

 

 

 

 

 

живать

его

'

 

202


Другие узлы испытываются на стендах по режимам согласно приведенным ранее техническим условиям.

Во время испытания гидравлической системы следует обращать внимание на состояние уплотнительных деталей и соединений мас­ лопроводов. Состояние уплотнений в цилиндрах определяется по способности удерживать поднятый груз. Обнаруженная течь рабо­ чей жидкости, ненормальная работа отдельных узлов должны быть устранены.

В системе гидравлического управления экскаваторов Э-505А, Э-1004 и Э-1252 важное значение имеет гидравлический аккумуля­ тор, обеспечивающий постоянство давления рабочей жидкости. На­ рушения работы аккумулятора обычно вызываются:

— разрушением уплотняющей манжеты, что обнаруживается по быстрому падению давления на участке от обратного клапана до золотников (допустимым считается, если давление опускается за 24 ч на 3 кгс/см2);

заеданием поршня в верхнем положении, что обнаруживает­ ся по падению давления в системе при работающем насосе вслед­ ствие того, что при заедании поршня перепускной клапан остается все время открытым;

заеданием поршня в нижнем положении, что обнаруживает­ ся по высокому давлению в системе.

При подобных неисправностях аккумулятор должен быть разо­ бран и отремонтирован. Детали, имеющие дефекты (пружина, кор­ пус и т. и.), заменяются или восстанавливаются.

При сборке гидроаккумуляторов пружины необходимо сжимать у экскаватора Э-505 силой 2260 кгс, у экскаватора Э-505А— 1000 кгс, что будет обеспечивать давление жидкости в аккумуля­ торе 20 кгс/см2, и у экскаватора Э-1004 — силой 1810 кгс, что соз­ дает начальное давление 16 кгс/см2.

Основной причиной отказа вращающихся соединений является пропуск масла от неподвижных маслопроводов гидросистемы к вращающимся частям. Первичным способом устранения течи мас­ ла является подтягивание гайки вращающегося соединения. Одна­ ко не следует при этом допускать заклинивания и чрезмерного износа кольца. Более радикальным является замена уплотняющих колец новыми.

Общие сведения о ремонте пневматического управления. Наи­ более ответственным и сложным узлом системы пневматического управления является компрессор. У компрессора ремонтируются поршневая группа, цилиндры, клапаны, коленчатые валы и под­ шипники. Технология ремонта указанных деталей компрессоров не отличается от технологии ремонта соответствующих деталей дви­ гателей внутреннего сгорания.

Причины отказов рабочих цилиндров пневмоуправления и спо­ собы устранения причин отказов аналогичны указанным для ра­ бочих цилиндров гидроуправления. Кольца поршней при износе, а также диафрагмы пневмокамер, резиновые кольца и уплотнения заменяются новыми.

203


Золотники, регулятор давления, клапаны имеют рабочие по­ верхности высокого класса чистоты и точности обработки. При их разборке следует соблюдать особую осторожность во избежание повреждения рабочих поверхностей. Риски, заусенцы, раковины и другие дефекты на обработанных поверхностях устраняются шли­ фованием и притиркой, обеспечивая -плотное прилегание золот­ ников и клапанов в посадочных местах. Все каналы для прохода воздуха прочищаются и продуваются.

Сборка должна обеспечить свободное перемещение золотников и клапанов в корпусах приборов и правильное положение их, предусмотренное конструкцией. Резиновые диафрагмы и уплот­ нители заменяются новыми.

Вращающиеся соединения при наличии износов ремонтируются шлифованием и притиркой. При сборке следует проверить, чтобы биение вращающегося соединения по отношению к оси вала было не более 1 мм, а зазор между трубой и валом с обоих концов был одинаковым.

При ремонте воздухопроводов старые трубки промывают и продувают воздухом, а новые очищают от ржавчины и окалины протравливанием 30% раствором серной кислоты в течение 3—4 ч с последующим промыванием водой и содовым раствором. Сталь­ ные трубки должны быть надежно соединены с наконечниками и муфтами. При монтаже воздухопроводов следует стремиться к тому, чтобы число перегибов было минимальным. В местах касания острых углов металлоконструкций воздухопроводы следует изо­ лировать резиной.

Секционные воздухосборники ввиду их малой емкости (до 0,26 мг) не являются объектами Котлонадзора и ремонтируются при необходимости сваркой.

При контроле состояния элементов пневмоуправления особен­ но тщательно следует проверять состояние клапанов и клапанных гнезд, уплотнений и манжет. Перед постановкой на машину эле­ менты системы должны быть подвергнуты испытанию под дав­ лением воздуха 8 кгс/см2. При наличии утечки воздуха из цилин­

дров, золотников, клапанов и соединений воздухопроводов система разбирается, устраняются причины утечки и после сборки вновь проверяется. Компрессор перед установкой должен пройти стен­ довые испытания на производительность и давление в соответст­ вии с техническими условиями. После постановки на машину вся система испытывается под давлением, установленным для дан­ ной машины.

Г Л А В А 8

РЕМОНТ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

§ 1. Ремонт электрических машин

Электрические машины (генераторы и двигатели) состоят из механической и электрической частей.

Кмеханической части относятся: подшипники, валы, подшипни­ ковые щиты, станины, сердечники, коллекторы, контактные коль­ ца, щеткодержатели.

Кэлектрической части относятся обмотки статоров, роторов (якорей) и катушек возбуждения.

Процесс ремонта электрических машин и пускорегулирующей

аппаратуры состоит из следующих операций:

наружной очистки;

внешнего осмотра;

предварительной проверки под током;

разборки на узлы и детали;

чистки, мойки и сушки деталей;

— дефектации — контроля состояния узлов, деталей, обмоток

ипроводки;

замены или ремонта отдельных узлов и деталей, включая за­ мену изоляции и перемотку обмоток;

сборки;

контрольных испытаний;

регулировки, паспортизации;

окраски наружных поверхностей машины.

Для предварительного определения объема ремонтных работ электрическая машина подвергается осмотру. Предварительно ее очищают от грязи и пыли, продувают сжатым воздухом обмотки, вентилятор, контактные кольца, коллектор.

Осматривается корпус, крепящие детали, фланцы, клеммные панели, выводные концы, подшипниковые щиты. При осмотре про­ изводят замеры величин: воздушного зазора между ротором и ста­ тором, радиального и аксиального зазоров в подшипниках, оми­ ческого сопротивления и сопротивления изоляции обмоток.

205