Файл: Ремонт строительных машин учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Широкое распространение получил также способ ремонта кор­ пуса постановкой дополнительной детали — втулки. При таком ре­ монте корпус растачивается на токарном станке; при этом он на­ прессовывается отверстием под втулку на цилиндрическую оправ­ ку, закрепленную в патроне станка. Затем изготавливается чашко­ образная втулка из серого чугуна (СЧ-15-32) по размерам расто­ ченного отверстия и запрессовывается в гнездо корпуса.

Запрессованная втулка приваривается по торцам к корпусу ла­ тунным электродом, на ее дне фрезеруют или вырубают разгру­ зочные канавки. Втулку можно закрепить и клеевыми эпоксидными композициями. После установки втулку растачивают до диаметра, обеспечивающего требуемый радиальный зазор.

Корпуса н-асосов с трещинами на литых и обработанных по­

верхностях, с выкрошенными стенками отверстий под болты креп­ ления крышки не восстанавливают.

Шестерни насоса в основном изнашиваются по торцовым по­ верхностям в местах контакта со втулками.

Торцы шестерен шлифуют на станке модели ЗБ 12 при числе оборотов круга 1250, а детали — 100 в минуту. Твердость шлифо­ вального круга СМ1—СМ2, зернистость 40. Размеры шестерен после ремонта приведены в табл. 7.8.

Т а б л и ц а 7.8

Ремонтны е размеры ш естерен

Марка

насоса

Размер

 

Н Ш -32

Нормальный

(Н Ш -32Д )

Первый

ремонтный

 

 

Второй

ремонтный

 

Третий

ремонтный

 

Четвертый

ремонтный

 

Пятый

ремонтный

Н Ш -46

Нормальный

(Н Ш -46Д )

Первый

ремонтный

 

 

Второй

ремонтный

 

Третий

ремонтный

 

Четвертый

ремонтный

 

Пятый

ремонтный

Диаметр

окружности

головок зубьев, мм

г с—0,095 0,145

5 4 ,7 6 _ о,о4

Сл

0 о о

 

1

с г —0,095 0,145

5 4 ,7 6 _ 004

5 4 ,1 0 _ 004

Диаметр

Высота

цапфы, мм

шестерни,

мм

—0,080

22+0.04

ZO-0,095

2 1 ,8 + 0 ,01

2 5 ,8 8 _ 0 015

2 5 ,8 8 _ 0i0i5

2 1 ,6 + ° . ° ’

 

2 i i4+o,oi

21 , 2 + ° 'м

21 о + 0'01

Г)(,- 0.080 ■

22+0,045

ZO-0,095

3 1 ,7 + 0'01

2 5 ,8 8 _ 0>015

2 5 ,8 8 _ 0_0IS

31

5+0,01

 

 

31 3+0,01

31.1+0.01

30 _9+0,01

Торцовый износ шестерен может быть компенсирован шлифов­ кой торцовой поверхности корпуса насоса.

195


Ремонт валика, оси и втулок насоса производится обычными способами, рассмотренными в предыдущих главах.

Изношенный каркасный сальник заменяется новым. Уплотнительные резиновые кольца изготовляются из масло­

стойкой резины, которая даже при большом давлении (до 200 кгс/см2) и при температуре 40—90° С не теряет своих эластич­ ных свойств.

Уплотнительные кольца корпуса и разгрузочная пластина дол­ жны выступать над привалочной плоскостью корпуса на 0,4— 0,6 мм. Благодаря этому обеспечивается высокий начальный объ­ емный к. п. д. насоса. Надежное уплотнение шеек втулок в рас­ точках крышки будет достигнуто тогда, когда уплотнительные кольца будут выступать из канавки на 0,45—0,60 мм.

Ведущий вал правильно собранного насоса должен проворачи­ ваться свободно, без заедания. Если для проворачивания нужно применять большое усилие, то следует подобрать уплотнительное кольцо разгрузочной пластины меньшего сечения.

После ремонта насос проверяется в соответствии с требования­ ми технических условий. Корпус не должен иметь раковин, забоин,

черноты на внутренней обработанной поверхности колодцев, по плоскости прилегания крышки и в местах установки уплотнений.

Внутренняя поверхность колодцев корпуса должна быть обра­ ботана по 7-му классу чистоты. Непараллельность осей колодцев допускается не более 0,03 мм. Неперпендикулярность осей ко­ лодцев относительно плоскости корпуса должна быть не более

0,03 мм.

Овальность колодцев допускается не более 0,01 мм, а несовпа­ дение плоскостей днищ колодцев не должно превышать 0,01 мм. На торцовых поверхностях втулок не должно быть рисок, забоин и задиров. При контроле лекальной линейкой просвет не допу­ скается.

Внутренняя поверхность втулки должна быть обработана по 10-му классу, наружная — по 8-му классу чистоты. Биение торцов шестерни относительно оси допускается не более 0,01 мм, а биение окружности вершин зубьев шестерни относительно оси — не более

0,02 мм.

Чистота обработки шестерни должна соответствовать: торцовых поверхностей — Эму классу, образующих цапф — 10-му классу, вершин зубьев — 8-му классу чистоты.

При комплектовании новых или отремонтированных деталей на­ соса следует учитывать величину допускаемых зазоров и натягов в сопряжениях.

После сборки насоса несовпадение плоскости проточки под уплотнительное кольцо крышки в корпусе и торцов втулок не дол­ жно превышать 0,1 мм.

Разгрузочная пластина должна быть расположена на стороне всасывания. Сальник должен быть запрессован в крышку до упора и надежно закреплен стопорным кольцом. Поверхность уплотни­ тельных колец должна быть ровной.

196


Основными дефектами деталей лопастного насоса являются: износ лопастей, канавок ротора, рабочих поверхностей статора и подшипников вала насоса.

Износ лопастей допускается не более 1/3 их длины. При боль­ шем износе лопасти заменяют новыми. Лопасти изготавливаются из стали РФ-1 с закалкой до 56—62 HRC и пригоняются по месту канавок ротора, при этом они должны свободно (без качки) сколь­ зить в канавках. Зазор между канавкой и лопастью должен быть

0,018—0,03 мм.

Изношенные статорные кольца заменяют новыми, так как уве­ личение их внутреннего диаметра и изменение профиля приводит к снижению производительности насоса.

Основными деталями распределителя являются корпус и зо­ лотник, составляющие золотниковую пару. В процессе длительной

работы корпус, золотник и другие детали распределителя изна­ шиваются. Седло клапана расклепывается, на его поверхности появляются риски, раковины, забоины. В результате износа мест сопряжения увеличивается зазор между поясками золотника и корпуса, что приводит к потере герметичности и давления в си­ стеме.

Наиболее сложными и важными в отношении работоспособно­ сти распределителя являются корпус и золотник распределителя, схематическое изображение которых приведено на рис. 7.34. Основ­ ной причиной отказов корпуса и золотника является нарушение посадки в сопряжениях кольцевых поверхностей корпуса и зо­ лотника. Указанное нарушение происходит из-за снашивания ме­ талла корпуса и золотника, происходящего вследствие протекания через зазоры рабочей жидкости, в которую попадают абразивные частицы.

Рабочие поверхности корпуса распределителя притирают до выведения следов износа, после чего к корпусу подбирают золот­ ники.

Золотники по внешнему диаметру и внутреннему диаметру ка­ меры бустера сортируют на четыре размерные группы (табл. 7.9). Номера групп нанесены на хвостовике золотника. Подбирая к из­ ношенному золотнику бустер соответствующей размерной группы, доводят зазор в сопряжении пары до первоначальной величины и

восстанавливают работоспособность

этого

узла.

Т а б л и ц а 7.9

 

 

Размеры бустерно й пары

 

 

 

Ла

Диаметр

Диаметр

Ха

Диаметр

Диаметр

камеры

камеры

группы

бустера,

бустера,

группы

бустера,

бустера,

м м

м м

 

м м

 

 

м м

 

1

10+0,150

щ+0,060

3

Ю+0,100

1о+0,010

1и+-0,125

. iU-f0,035

Ш+-0,075

ш -0,015

 

 

2

Щ+0,125

10+0,035

4

Ю+0,075

1л —0,015

1и+0,100

1и+0,010

1и+0,050

1и-0,040

 

 

197


Изношенные золотники распределителя могут быть восстанов­ лены хромированием или никелированием.

Для восстановления седла клапана его раззенковывают свер­ лом 8 мм с углом при вершине 120° на глубину 1—2 мм, затем в

Рис. 7.34. Корпус и золотник распределителя (места износа обозначены заливкой)

канал спускают шарик диаметром 5,556 мм и легкими ударами молотка через наставку доводят ширину рабочей фаски клапана

до 0,8—0,9 мм.

При изломе ушка золотника и износе наружной поверхности уплотняющих поясков до диаметра 24,98 мм, а внутренней по­

198

верхности камеры бустера до диаметра 10,15 мм золотник выбра­ ковывают и заменяют новым. Бустер выбраковывают при износе наружной поверхности до диаметра 9,8 мм.

Гнездо шарикового клапана предохранительного устройства при износе восстанавливают шлифовкой. Для этого гнездо зажи­ мают в патрон, на стол сверлильного станка горизонтально уста­ навливают абразивный брусок зернистостью 60, смоченный керо­ сином, и шлифуют до появления острой кромки по диаметру от­ верстия 4 мм.

Пружину шарикового клапана при потере упругости заменяют новой.

При подтекании масла в соединениях уплотнительные резино­ вые кольца заменяют новыми. Для надежности уплотнения рези­ новое кольцо перепускного клапана должно выступать из канавки на 0,40—0,60 мм, а уплотнительное кольцо пробки—-на 0,35—

0,50 мм.

После установки колец в канавки их следует обжать, тогда пробка и направляющая перепускного клапана свободно садятся на свои места.

Биение перепускного клапана относительно посадочных поверх­ ностей допускается не более 0,01 мм. Перепускной клапан должен плотно прилегать к гнезду.

Перепускной клапан, смоченный дизельным топливом, должен свободно, без заедания, перемещаться в направляющей и корпусе распределителя.

Гнездо шарикового клапана предохранительного устройства за­ вертывают в корпус распределителя до отказа. На поверхности шарика клапана не должно быть никаких дефектов.

Клапан бустера должен плотно перекрывать канал внутри зо­ лотника.

Золотники должны свободно, без заедания, перемещаться в кор­ пусе распределителя и надежно фиксироваться в рабочих поло­

жениях.

На поверхности уплотнительных колец не должно быть трещин, складок, надрезов, расслоений, раковин. По линии разъема прессформы допускаются заусенцы.

В нейтральном положении золотники должны плотно перекры­ вать каналы, ведущие к цилиндрам.

В процессе эксплуатации силовых цилиндров наиболее сильно изнашиваются гильзы, поршни, штоки, уплотнительные кольца.

Гильза цилиндра изготовлена из стали 40, внутренняя ее по­ верхность закалена токами высокой частоты. Если на зеркале гильзы имеются царапины, риски, его шлифуют до выведения следов выработки и по полученному размеру подгоняют поршень, добиваясь нормального зазора в сопряжении.

Поршень изнашивается в месте соприкосновения с гильзой ци­ линдра. При этом уменьшается его наружный диаметр и ухуд­ шается уплотнение в гильзе. При износе поршня более чем на 0,45 мм его'бракуют и изготовляют новый из алюминиевого спла­

199