ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
Широкое распространение получил также способ ремонта кор пуса постановкой дополнительной детали — втулки. При таком ре монте корпус растачивается на токарном станке; при этом он на прессовывается отверстием под втулку на цилиндрическую оправ ку, закрепленную в патроне станка. Затем изготавливается чашко образная втулка из серого чугуна (СЧ-15-32) по размерам расто ченного отверстия и запрессовывается в гнездо корпуса.
Запрессованная втулка приваривается по торцам к корпусу ла тунным электродом, на ее дне фрезеруют или вырубают разгру зочные канавки. Втулку можно закрепить и клеевыми эпоксидными композициями. После установки втулку растачивают до диаметра, обеспечивающего требуемый радиальный зазор.
Корпуса н-асосов с трещинами на литых и обработанных по
верхностях, с выкрошенными стенками отверстий под болты креп ления крышки не восстанавливают.
Шестерни насоса в основном изнашиваются по торцовым по верхностям в местах контакта со втулками.
Торцы шестерен шлифуют на станке модели ЗБ 12 при числе оборотов круга 1250, а детали — 100 в минуту. Твердость шлифо вального круга СМ1—СМ2, зернистость 40. Размеры шестерен после ремонта приведены в табл. 7.8.
Т а б л и ц а 7.8
Ремонтны е размеры ш естерен
Марка
насоса |
Размер |
|
Н Ш -32 |
Нормальный |
||
(Н Ш -32Д ) |
Первый |
ремонтный |
|
|
|||
|
Второй |
ремонтный |
|
|
Третий |
ремонтный |
|
|
Четвертый |
ремонтный |
|
|
Пятый |
ремонтный |
|
Н Ш -46 |
Нормальный |
||
(Н Ш -46Д ) |
Первый |
ремонтный |
|
|
|||
|
Второй |
ремонтный |
|
|
Третий |
ремонтный |
|
|
Четвертый |
ремонтный |
|
|
Пятый |
ремонтный |
Диаметр
окружности
головок зубьев, мм
г с—0,095 0,145
5 4 ,7 6 _ о,о4
Сл |
0 о о |
|
1 |
—
—
—
с г —0,095 0,145
5 4 ,7 6 _ 004
5 4 ,1 0 _ 004
—
—
—
Диаметр |
Высота |
цапфы, мм |
шестерни, |
мм |
|
—0,080 |
22+0.04 |
ZO-0,095 |
2 1 ,8 + 0 ,01 |
2 5 ,8 8 _ 0 015 |
|
2 5 ,8 8 _ 0i0i5 |
2 1 ,6 + ° . ° ’ |
|
—2 i i4+o,oi
—21 , 2 + ° 'м
—21 о + 0'01
Г)(,- 0.080 ■ |
22+0,045 |
|
ZO-0,095 |
3 1 ,7 + 0'01 |
|
2 5 ,8 8 _ 0>015 |
||
2 5 ,8 8 _ 0_0IS |
31 |
5+0,01 |
|
|
—31 3+0,01
—31.1+0.01
—30 _9+0,01
Торцовый износ шестерен может быть компенсирован шлифов кой торцовой поверхности корпуса насоса.
195
Ремонт валика, оси и втулок насоса производится обычными способами, рассмотренными в предыдущих главах.
Изношенный каркасный сальник заменяется новым. Уплотнительные резиновые кольца изготовляются из масло
стойкой резины, которая даже при большом давлении (до 200 кгс/см2) и при температуре 40—90° С не теряет своих эластич ных свойств.
Уплотнительные кольца корпуса и разгрузочная пластина дол жны выступать над привалочной плоскостью корпуса на 0,4— 0,6 мм. Благодаря этому обеспечивается высокий начальный объ емный к. п. д. насоса. Надежное уплотнение шеек втулок в рас точках крышки будет достигнуто тогда, когда уплотнительные кольца будут выступать из канавки на 0,45—0,60 мм.
Ведущий вал правильно собранного насоса должен проворачи ваться свободно, без заедания. Если для проворачивания нужно применять большое усилие, то следует подобрать уплотнительное кольцо разгрузочной пластины меньшего сечения.
После ремонта насос проверяется в соответствии с требования ми технических условий. Корпус не должен иметь раковин, забоин,
черноты на внутренней обработанной поверхности колодцев, по плоскости прилегания крышки и в местах установки уплотнений.
Внутренняя поверхность колодцев корпуса должна быть обра ботана по 7-му классу чистоты. Непараллельность осей колодцев допускается не более 0,03 мм. Неперпендикулярность осей ко лодцев относительно плоскости корпуса должна быть не более
0,03 мм.
Овальность колодцев допускается не более 0,01 мм, а несовпа дение плоскостей днищ колодцев не должно превышать 0,01 мм. На торцовых поверхностях втулок не должно быть рисок, забоин и задиров. При контроле лекальной линейкой просвет не допу скается.
Внутренняя поверхность втулки должна быть обработана по 10-му классу, наружная — по 8-му классу чистоты. Биение торцов шестерни относительно оси допускается не более 0,01 мм, а биение окружности вершин зубьев шестерни относительно оси — не более
0,02 мм.
Чистота обработки шестерни должна соответствовать: торцовых поверхностей — Эму классу, образующих цапф — 10-му классу, вершин зубьев — 8-му классу чистоты.
При комплектовании новых или отремонтированных деталей на соса следует учитывать величину допускаемых зазоров и натягов в сопряжениях.
После сборки насоса несовпадение плоскости проточки под уплотнительное кольцо крышки в корпусе и торцов втулок не дол жно превышать 0,1 мм.
Разгрузочная пластина должна быть расположена на стороне всасывания. Сальник должен быть запрессован в крышку до упора и надежно закреплен стопорным кольцом. Поверхность уплотни тельных колец должна быть ровной.
196
Основными дефектами деталей лопастного насоса являются: износ лопастей, канавок ротора, рабочих поверхностей статора и подшипников вала насоса.
Износ лопастей допускается не более 1/3 их длины. При боль шем износе лопасти заменяют новыми. Лопасти изготавливаются из стали РФ-1 с закалкой до 56—62 HRC и пригоняются по месту канавок ротора, при этом они должны свободно (без качки) сколь зить в канавках. Зазор между канавкой и лопастью должен быть
0,018—0,03 мм.
Изношенные статорные кольца заменяют новыми, так как уве личение их внутреннего диаметра и изменение профиля приводит к снижению производительности насоса.
Основными деталями распределителя являются корпус и зо лотник, составляющие золотниковую пару. В процессе длительной
работы корпус, золотник и другие детали распределителя изна шиваются. Седло клапана расклепывается, на его поверхности появляются риски, раковины, забоины. В результате износа мест сопряжения увеличивается зазор между поясками золотника и корпуса, что приводит к потере герметичности и давления в си стеме.
Наиболее сложными и важными в отношении работоспособно сти распределителя являются корпус и золотник распределителя, схематическое изображение которых приведено на рис. 7.34. Основ ной причиной отказов корпуса и золотника является нарушение посадки в сопряжениях кольцевых поверхностей корпуса и зо лотника. Указанное нарушение происходит из-за снашивания ме талла корпуса и золотника, происходящего вследствие протекания через зазоры рабочей жидкости, в которую попадают абразивные частицы.
Рабочие поверхности корпуса распределителя притирают до выведения следов износа, после чего к корпусу подбирают золот ники.
Золотники по внешнему диаметру и внутреннему диаметру ка меры бустера сортируют на четыре размерные группы (табл. 7.9). Номера групп нанесены на хвостовике золотника. Подбирая к из ношенному золотнику бустер соответствующей размерной группы, доводят зазор в сопряжении пары до первоначальной величины и
восстанавливают работоспособность |
этого |
узла. |
Т а б л и ц а 7.9 |
|||
|
|
Размеры бустерно й пары |
||||
|
|
|
||||
Ла |
Диаметр |
Диаметр |
Ха |
Диаметр |
Диаметр |
|
камеры |
камеры |
|||||
группы |
бустера, |
бустера, |
группы |
бустера, |
бустера, |
|
м м |
м м |
|||||
|
м м |
|
|
м м |
|
|
1 |
10+0,150 |
щ+0,060 |
3 |
Ю+0,100 |
1о+0,010 |
|
1и+-0,125 |
. iU-f0,035 |
Ш+-0,075 |
ш -0,015 |
|||
|
|
|||||
2 |
Щ+0,125 |
10+0,035 |
4 |
Ю+0,075 |
1л —0,015 |
|
1и+0,100 |
1и+0,010 |
1и+0,050 |
1и-0,040 |
|||
|
|
197
Изношенные золотники распределителя могут быть восстанов лены хромированием или никелированием.
Для восстановления седла клапана его раззенковывают свер лом 8 мм с углом при вершине 120° на глубину 1—2 мм, затем в
Рис. 7.34. Корпус и золотник распределителя (места износа обозначены заливкой)
канал спускают шарик диаметром 5,556 мм и легкими ударами молотка через наставку доводят ширину рабочей фаски клапана
до 0,8—0,9 мм.
При изломе ушка золотника и износе наружной поверхности уплотняющих поясков до диаметра 24,98 мм, а внутренней по
198
верхности камеры бустера до диаметра 10,15 мм золотник выбра ковывают и заменяют новым. Бустер выбраковывают при износе наружной поверхности до диаметра 9,8 мм.
Гнездо шарикового клапана предохранительного устройства при износе восстанавливают шлифовкой. Для этого гнездо зажи мают в патрон, на стол сверлильного станка горизонтально уста навливают абразивный брусок зернистостью 60, смоченный керо сином, и шлифуют до появления острой кромки по диаметру от верстия 4 мм.
Пружину шарикового клапана при потере упругости заменяют новой.
При подтекании масла в соединениях уплотнительные резино вые кольца заменяют новыми. Для надежности уплотнения рези новое кольцо перепускного клапана должно выступать из канавки на 0,40—0,60 мм, а уплотнительное кольцо пробки—-на 0,35—
0,50 мм.
После установки колец в канавки их следует обжать, тогда пробка и направляющая перепускного клапана свободно садятся на свои места.
Биение перепускного клапана относительно посадочных поверх ностей допускается не более 0,01 мм. Перепускной клапан должен плотно прилегать к гнезду.
Перепускной клапан, смоченный дизельным топливом, должен свободно, без заедания, перемещаться в направляющей и корпусе распределителя.
Гнездо шарикового клапана предохранительного устройства за вертывают в корпус распределителя до отказа. На поверхности шарика клапана не должно быть никаких дефектов.
Клапан бустера должен плотно перекрывать канал внутри зо лотника.
Золотники должны свободно, без заедания, перемещаться в кор пусе распределителя и надежно фиксироваться в рабочих поло
жениях.
На поверхности уплотнительных колец не должно быть трещин, складок, надрезов, расслоений, раковин. По линии разъема прессформы допускаются заусенцы.
В нейтральном положении золотники должны плотно перекры вать каналы, ведущие к цилиндрам.
В процессе эксплуатации силовых цилиндров наиболее сильно изнашиваются гильзы, поршни, штоки, уплотнительные кольца.
Гильза цилиндра изготовлена из стали 40, внутренняя ее по верхность закалена токами высокой частоты. Если на зеркале гильзы имеются царапины, риски, его шлифуют до выведения следов выработки и по полученному размеру подгоняют поршень, добиваясь нормального зазора в сопряжении.
Поршень изнашивается в месте соприкосновения с гильзой ци линдра. При этом уменьшается его наружный диаметр и ухуд шается уплотнение в гильзе. При износе поршня более чем на 0,45 мм его'бракуют и изготовляют новый из алюминиевого спла
199