Файл: Ремонт строительных машин учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если в результате осмотра и проверки будет установлено, что машину можно запустить, то производят ее запуск. При работе машины замеряют ток холостого хода, контролируют вибрацию, нагрев отдельных частей, искрение на кольцах или коллекторе, обращают внимание на шум. Результаты осмотра, замеров и на­ блюдений в необходимых случаях фиксируют.

Разборку машины начинают со снятия шкива или соедини­ тельной муфты, что выполняется с помощью съемников. Затем сни­

мают

подшипниковые щиты и вынимают

ротор (якорь). Чтобы

не повредить железо и изоляцию обмоток

(после отсоединения

щита

от корпуса), в воздушный зазор между ротором и статором

прокладывают лист плотного картона. Вынутый ротор (якорь) кладут на козлы или подкладки так, чтобы не повредить вал. В крупных машинах ротор вынимают с помощью подъемных при­ способлений.

Подшипники качения с вала и из подшипниковых щитов выпрессовывают также с помощью съемников. Для облегчения сня­ тия подшипники нагревают, например, поливая их горячим мас­ лом.

Если передний щит оборудован щеткодержателем, то предвари­ тельно следует вынуть из него щетки, поднять щеткодержатели и отсоединить концы проводов. Концы проводов, отсоединяемые от щеткодержателей и клеммных щитов, в обязательном порядке подлежат маркировке.

После разборки электрической машины все детали ее промы­ вают керосином или бензином, обмотки очищают от пыли силь­ ной струей сжатого воздуха, после чего протирают чистой тряпкой, смоченной в чистом бензине. Разобранные детали тщательно осма­ тривают, а обнаруженные дефекты заносят в ведомость.

Ремонт механической части электрических машин. Основными дефектами корпуса и подшипниковых щитов являются: трещины, забоины и заусенцы в замке подшипникового щита, износ посадоч­ ных мест подшипников, срыв резьбы в отверстиях, срыв шлицев головок винтов для крепления полюсных сердечников, отколы ла­ пок и т. п.

Если трещина на корпусе занимает 50% и более его длины или ширины, а на подшипниковом щите проходит через место посадки подшипника, то корпус и подшипниковые щиты бракуются. Не­ большие трещины чугунного корпуса и подшипникового щита за­

вариваются.

 

Забоины

и заусенцы на посадочных местах подшипнико­

вого щита

удаляют напильником, шабером, шлифовальной

шкуркой.

Изношенные посадочные места подшипников в щитах восста­ навливают запрессовкой стальных колец толщиной 2—4 мм. Коль­ ца запрессовывают с натягом 0,02—0,06 мм и затем растачивают для посадки подшипников. В стальных щитах (крышках) посадоч­ ные места можно восстановить наращиванием слоя металла с по­ следующей расточкой.

206


В подшипниках качения после промывки проверяют величину радиального и осевого зазоров. Кроме того, проверяют, нет ли ра­ ковин, шелушения шариков (роликов) и беговых дорожек. Под­ шипники, имеющие вышеуказанные дефекты и увеличенные зазоры, заменяются.

Основные дефекты вала ротора (якоря): изгиб, трещины, за­ диры и царапины, увеличенная выработка, конусность и оваль­ ность шеек.

Незначительный изгиб вала небольших машин может быть устранен проточкой и шлифованием шеек вала, контактных колец, пакета железа ротора (якоря) на валу и т. д. При значительных изгибах вал необходимо править. При обнаружении люфта в ме­ стах соединения вала с железом (втулкой) якоря вал выпрессовывается и восстанавливается или заменяется новым.

Небольшие трещины вала (не более 10% его длины и глуби­ ной до 10—15% величины диаметра) ремонтируют заваркой с по­ следующей обработкой.

При значительном износе шеек вала их восстанавливают напрессовкой втулок сг толщиной стенки 2,0—2,5 мм. Наружную по­ верхность втулки шлифуют до номинального размера. Если в ре­ зультате предыдущих ремонтов диаметр шеек уменьшился более чем на 5—6% номинального диаметра, его восстанавливают нара­

щиванием слоя

металла.

 

 

К типовым

дефектам сердечников статора и ротора (якоря)

относятся: задиры, заусенцы, коррозия,

ослабление

прессовки,

ослабление шпоночного соединения пакета ротора

(якоря) на

валу, выгорание и оплавление железа в зубцовой зоне.

Небольшие

задиры и заусенцы на

поверхности

сердечников

статора и ротора генераторов и двигателей устраняются проточ­ кой. При значительных задирах сердечники и полюса заменяют новыми.

Ослабление прессовой посадки чаще всего происходит из-за выпадения вентиляционных распорок и ослабления стяжных бол­ тов. Признаком ослабления служит характерный гул при работе

машины. При

ремонте

ослабленные стяжные болты подтягивают,

а на место выпавших

распорок ставят фибровые клинья. Под­

прессованные

участки

железа покрывают лаком.

Ослабленная шпонка должна быть заменена новой, более ши­ рокой. Для подгонки и установки новой шпонки вал выпрессовывают.

Если в результате выгорания и оплавления железа в зубцовой зоне поверхность повреждения невелика, то для устранения по­ вреждения участка вынимают обмотку из поврежденного и сосед­ них с ним пазов, определяют точную зону повреждения, вырубают поврежденные части железа и весь участок обрабатывают наждач­ ным бруском. После этого шабером зачищают задиры и заусенцы, тщательно протирают очищенные участки железа и покрывают их жидкоразведенным покровным лаком № 316.

207


Основными дефектами коллектора являются: износ и обгорание пластин, короткое замыкание между пластинами, замыкание пла­ стин на корпус.

При незначительном обгорании и окислении пластин и наличии неглубоких рисок коллектор шлифуется стеклянной шкуркой. Глу­ бокие риски, выработка по контуру щеток и обгорание поверхно-

а

я-я

П ра ви л ьно Н еправильно

6

Рис. 8.1. Углубление изоляции между пластинами коллектора:

а — фрезерование на станке

фрезой; б — углубление

специальной

ножовкой

сти коллектора устраняются обточкой на токарном станке. Тол­ щина снимаемого слоя должна быть минимальной. Перед обточкой лобовая часть обмотки должна быть защищена от попадания стружки. Состояние поверхности коллектора проверяется индика­ тором. Эксцентриситет не должен превышать 0,03 мм, биение— не более 0,2 мм (у автотракторных генераторов 0,1 мм),

208

После проточки коллектор продораживают, т. е. углубляют миканитовую изоляцию между пластинами на глубину 0,5—1,0 мм ниже поверхности пластин. Продораживание выполняется спе­ циальной фрезой диаметром 10 мм и толщиной 0,3—0,5 мм на станках (рис. 8.1, а) или же вручную ножовочным полотном с мел­ кими зубьями (рис. 8.1,6). Затем устанавливают якорь в центрах токарного станка и коллектор шлифуют стеклянной бумагой № 0 и № 00 с помощью деревянной колодки или жимка. После шли­ фовки коллектор обдувают, удаляя металлическую и стеклянную пыль.

 

Такие повреждения, как большой

 

 

износ

пластин,

отломы

 

петушков,

за­

 

 

мыкание пластин на корпус, большой

 

 

обгар меди, можно устранить при пол­

 

 

ной или частичной разборке коллектора.

 

 

Специальным

 

приспособлением

можно

 

 

заменить

2—3 соседние

пластины

и их

 

 

изоляцию,

не

разбирая

весь

коллектор.

 

 

Нарушенную

между пластинами

изоля­

 

 

цию

часто восстанавливают

выскабли­

 

 

ванием изоляционных прокладок. Обра­

 

 

зовавшуюся

щель

промывают

спиртом

 

 

и

замазывают

изоляционной

мастикой,

Рис. 8.2,

Схема проверки

в

качестве которой

может быть исполь­

якоря на замыкание пла­

зован

глифталевый

лак

с

цементом.

стин коллектора между со­

Отломанные

части

пластин,

например

бой и на «массу» с помощью

милливольтметра

петушки, припаивают твердыми при­

 

 

поями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Замыкание пластин коллектора между собой и на «массу» об­

наруживается с помощью

милливольтметра (рис.

8.2). Для обна­

ружения замыкания между пластинами зажимы электрической цепи, состоящей из аккумуляторной батареи и реостата, присо­ единяют к двум противоположным пластинам коллектора (при петлевой обмотке) или к пластинам, отстоящим, одна от другой на величину полюсного шага (при волновой обмотке). Наконечниками милливольтметра касаются последовательно двух смежных пла­ стин коллектора. При отсутствии повреждений в обмотке якоря и замыкания между пластинами показания прибора будут одина­

ковыми

для всех пар пластин,

отличаясь на одно-два

деления..

В случае замыкания

между витками секции или между двумя со­

седними

пластинами

показание

милливольтметра будет

понижен­

ным по сравнению с нормальным. Обнаружив замыкание, уточ­ няют, где оно находится (в витках или между пластинами). Для этого отпаивают концы секций от дефектных пластин и произво­ дят проверку «на лампочку»:

Замыкание пластин на «массу» проверяют так: соединяют один наконечник прибора с «массой», а другим поочередно касаются каждой пластины коллектора. Наибольшее показание прибора сви­ детельствует о наличии замкнутой на «массу» секции или пласти­

8 - 8 3 6

209



ны. Уточняют, что замкнуто — секция или пластина. Проверка про­ изводится «на лампочку».

Незначительные повреждения контактных колец в виде подгаров, рисок и шероховатостей устраняют зачисткой и шлифовкой стеклянной бумагой № 0 и № 00 при полных оборотах машины без демонтажа колец. При неравномерной выработке, наличии значительных подгаров, выбоин и раковин кольца снимают и про­ тачивают на токарном станке с уменьшением их толщины не более чем на 50%. После проточки кольца шлифуют стеклянной бумагой

№ 00.

а

Рис. 8.3. Установка щеткодержателей:

Рис. 8.4. Проверка нажа­

а — установка

вертикального

щеткодержателя;

тия щеток динамометром

б — установка

наклонного щеткодержателя;

/ —

 

правильно;

2 — неправильно;

£ — расстояние

 

от обоймы щеткодержателя до

поверхности

кол­

 

 

лектора

 

 

 

Для восстановления поврежденной изоляции между кольцами и корпусом кольца снимают и заменяют изоляционную трубку на стягивающей шпильке.

Основными дефектами щеткодержателя являются: износ вну­ тренней поверхности латунной обоймы, износ щеток, повреждение изоляции пальцев, ослабление пружин.

При небольшом износе обоймы восстанавливаются наплавкой бронзы или латуни с последующей слесарной обработкой. Зазор между обоймой и щеткой должен быть 0,05—0,25 мм. При значи­ тельном износе обоймы заменяются новыми, изготовленными из листовой латуни толщиной 1,5—2,0 мм. При установке щеткодер­ жателя нужно следить за тем, чтобы расстояние от нижней кром­ ки обоймы до поверхности коллектора или контактных колец (рис. 8.3, а) не превышало 3 мм\ наклонный щеткодержатель дол­ жен быть установлен к вертикали под углом 26—28° (рис. 8.3,6). В противном случае щетки будут вибрировать.

210