Файл: Ремонт строительных машин учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изношенные (уменьшение длины на 40%) и обгоревшие щетки с трещинами и откола­ ми выбраковываются и заме­ няются новыми. В табл. 8.1 приведены основные техниче­ ские данные щеток генерато­ ров трехфазного тока, уста­ новленных на ряде табельных машин.

Новые щетки должны быть тщательно притерты к коллек­ тору или кольцам. Притирка производится стеклянной бу­ магой, которую закладывают между щеткой и коллектором, и считается законченной, если щетки имеют зеркально бле­ стящую поверхность на всей площади соприкосновения с коллектором, получаемой по­ сле работы машины на холо­ стом ходу в течение 30 мин.

При повреждении изоляции пальца щеткодержателя ста­ вят новую изоляционную труб­ ку. Состояние нажимных пру­ жин проверяют с помощью пружинного динамометра (рис. 8.4). Величина нажатия щетки зависит от ее марки, от линейной скорости коллектора или контактных колец и дол­ жна соответствовать данным, приведенным в табл. 8.1.

Ремонт электрической ча­ сти машин. Ремонт электри­ ческой части заключается в восстановлении обмоток стато­ ра и ротора (якоря). Эти опе­ рации являются распространен­ ными и довольно трудоемкими.

Статистика свидетельствует, что более 80% повреждений обмоток вызывается неисправ­ ностью изоляции проводов. Обмотки обычно изготовляют из изолированных проводов ПЭЛ, ПЭЛУ, ПЭВП с эмале-

Ч

О

м

о

А

Он

ъ

а

х

и

3

а

о

н

о

X

X

X

Он

и

3

X

X

п

п

X

а

а>

т

X

X

и

н

3

X

Ой

о

X

О

и

и

о

и

CUU

и

£

иои

U

и

и

с

 

ЭГ-1'4

10X12,5

10— 11

200—400

40

 

ЭГ-2А

16x32X 40

12

180—230

45

ЭГ-4

16x32

12

150—200

 

 

 

 

40

и

 

 

 

 

 

<

 

16X25X40

 

 

 

 

ЭГ-14

10—11

200—

 

 

 

 

 

400

 

X

 

 

 

40

ЭГ-4Э 10X12,5X32

 

 

 

 

10—11

200—400

 

 

 

 

 

40

иои

ЭГ-4

ЮХ8 Х 35

12

150—200

 

 

3210x20X

 

40

*7 см Ift

МГ

20

180—230

 

Ум*

 

 

 

20

го<т>

 

 

 

 

мм

а/см2

гс/см2 MjceK

 

Марка щеток

Размер щеток

Плотность тока

Удельное нажатие щеток

Линейная скорость

8:*

211


вым покрытием; ПБО, ПБД, ПШД с волокнистым покрытием; ПЭЛБО, ПЭЛБД, ПЭТСО с комбинированным покрытием. В по­ следние годы начали довольно широко применяться алюминиевые

обмоточные провода.

В статорных обмотках электрических машин наиболее часто встречаются следующие неисправности: понижение сопротивления изоляции, замыкание обмотки на корпус, замыкание между вит­ ками или между фазами обмотки, обрыв или плохой контакт в об­ мотке.

Понижение сопротивления изоляции обмотки является след­ ствием частых перегрузок, попадания в обмотку влаги, недобро­ качественного технического обслуживания, плохой вентиляции, хранения на открытых площадках и т. д. Величина сопротивления изоляции определяется мегомметром. Сопротивление изоляции дол­ жно быть не ниже величины, определяемой по формуле

= ----- 1 - г

Мом,

(8.1)

1000 + Too

 

 

где V — номинальное напряжение

обмотки

электрической ма­

шины, в\

 

 

Р — мощность электрической машины, кет.

Согласно техническим условиям сопротивление изоляции об­ моток должно быть 1000 ом на 1 в рабочего напряжения, но не менее 0,5 Моя для электрооборудования, работающего при напря­ жении до 400 в.

Замыкание обмотки на корпус определяется с помощью мегом­ метра, подключаемого одним выводом к концу фазы, а другим — к корпусу. При испытании в машинах переменного тока необхо­ димо разъединить все шесть выводов обмотки. Если мегомметр покажет значительное снижение сопротивления изоляции, то это свидетельствует о замыкании обмотки на корпус. Определив по­ врежденную фазу обмотки, находят в ней место повреждения тща­ тельным осмотром всех витков фазы, делением обмотки повреж­ денной фазы на части с последующей проверкой каждой из них мегомметром или лампой, «прожиганием» обмотки, заключающимся

втом, что конец поврежденной фазы и корпус машины включают

всеть с напряжением 220 в через предохранитель 30—40 а и рео­ статом повышают постепенно ток до появления дыма, который и укажет место пробоя изоляции.

Короткое замыкание между витками в одной фа-зе обнаружи­ вают по сильному перегреву катушки (катушечной группы) или за­ мером тока во всех фазах, к которым подводят пониженное на­

пряжение (25—30% номинального). Для измерения линейного тока в каждую фазу включают амперметр. При соединении обмо­ ток в звезду ток в фазе, имеющей замкнутые витки, будет больше, чем в двух других. При соединении обмоток треугольником боль­ ший ток будет в двух фазах, соединенных с обмоткой поврежден­ ной фазы,;

212


Рис. 8.5. Схема обнаружения ме­ ста обрыва в катушках полюсов с помощью вольтметра

Место повреждения, т. е. место, где расположены замкнутые витки обмотки, определяется специальным электромагнитом, пи­ тающимся переменным током нормальной частоты. Электромаг­ нит, наложенный на железо статора, индуцирует в его обмотке ЭДС. Перемещая электромагнит по окружности статора и накла­ дывая стальную пластинку по очереди на пазы, исследуют всю обмотку. Если наложенная на паз стальная пластинка начнет сильно вибрировать и стрелка амперметра отклоняется, то в этом пазу находятся замкнутые витки обмотки.

Место межвиткового замыка­ ния можно определить также под­ ключением электромагнита к аппа­ рату с электронно-лучевой трубкой ЕЛ-1.

Короткое замыкание между фа­ зами, которое обычно происходит

в лобовых частях обмотки, находят

спомощью мегомметра или кон­ трольной лампы. При наличии за­ мыкания мегомметр покажет нич­ тожно малое сопротивление, а лам­ почка, включенная в цепь двух

разомкнутых фаз, загорится. При­ знаком межфазного и межвитко­ вого замыкания является сильное

гудение, неравномерный по фазам и повышенный по сравнению

снормальным ток.

Врезультате обрыва или плохого контакта в обмотке электро­

двигатель переменного тока, соединенный звездой, не запускается, а соединенный треугольником,— медленно набирает обороты. В ма­ шинах постоянного тока обрыв в обмотке полюсов приводит к тому, что у генераторов исчезает ток возбуждения (генератор не дает напряжения), а у двигателя, работающего вхолостую, недо­ пустимо возрастает число оборотов (двигатель идет вразнос). Об­ рыв или плохой контакт в обмотке обнаруживают в машинах пе­ ременного тока с помощью контрольной лампы или мегомметра. Мегомметр подключают к началам двух фаз (при соединении об­ мотки треугольником) или к нулевой точке и к концу каждой фазы (при соединении звездой). На оборванной фазе мегомметр покажет бесконечно большое сопротивление, а лампочка не будет гореть. В машинах, имеющих катушки полюсов, обрыв обнаружи­ вают вольтметром, которым измеряют напряжение на всех катуш­ ках, подключенных к сети (рис. 8.5). На катушке, имеющей обрыв, вольтметр покажет почти полное напряжение сети, а на катушке без обрыва — нулевое.

Ремонт статорных обмоток машин постоянного тока заключает­ ся в восстановлении изоляции, в устранении замыкания на кор­ пус, между витками или фазами, в устранении обрыва или плохих

контактов.

213


Способ и объем ремонта зависят от места и характера повре­ ждения обмотки. В каждом конкретном случае решается вопрос: можно ли устранить неисправность без выемки обмотки или нужно частично или полностью ее заменить.

При обрыве выводных проводников обмоток полюсов провод­ ники спаивают, но перед этим на их концы надевают линоксиновую или полихлорвиниловую трубку, которую после спайки сме­ щают на место скрутки и приклеивают клеем БФ-2.

При повреждении изоляции катушки дефектную изоляцию сни­ мают и ремонтируемое место катушки погружают в расплавлен­ ный парафин на 15—20 сек. Затем катушку обматывают пергамент­ ной бумагой и хлопчатобумажной (тафтяной) лентой в полуперекрышу, т. е. так, чтобы каждый последующий виток ленты пере­ крывал предыдущий на половину его ширины. Концы ленты Скреп­ ляют суровой ниткой. После этого катушку в течение 2—5 сек про­ питывают лаком (ГФ-95, № 13 и др.) и сушат в сушильном шкафу в течение 1 ч при температуре 18—22° С, а затем в течение 1 ч при

90—100° С.

При межвитковом замыкании или пробое изоляции обмотки на корпус катушки подлежат перемотке. Намотку катушек выпол­ няют на намоточных или токарных станках, используя оправки (шаблоны), которые изготовляются по размерам существующей катушки и соответствуют профилю полюсного сердечника.

Намотанную бескаркасную катушку изолируют сверху тафтя­ ной или киперной лентой в два слоя, а затем пропитывают лаком и сушат аналогично тому, как было описано выше. Для придания катушкам необходимой формы их выгибают по соответствующему шаблону.

При ремонте статорных обмоток машин переменного тока, тре­ бующем частичной или полной замены обмоток, диаметр обмоточ­ ного провода без изоляции должен быть сохранен таким же, как и до ремонта. В случае необходимости можно допустить замену одного провода несколькими проводами меньшего диаметра, об­ щая площадь сечения которых должна быть равной площади сечения заменяемого провода.

При частичной замене обмотки ее тщательно продувают, про­ мывают бензином, очищая от грязи, пыли и обуглившихся пропи­ точных лаков. Затем аккуратно удаляют неисправные катушки, заменяя их новыми. При полной смене обмотки для лучшего осво­ бождения статора от поврежденной обмотки его подогревают до 250—300°С в нагревательной печи.

В процессе снятия старой обмотки составляется обмоточная записка, в которой отмечаются основные данные и электрическая схема машины.

После того как статор освобожден от поврежденной обмотки, его тщательно протирают тряпками, пропитанными бензином или 2—3% щелочным раствором, просушивают и удаляют заусенцы в пазах. В пазы подготовленного к перемотке статора закладывают

2 1 4


пазовую изоляцию в виде коробочек. Коробочки для машин на­ пряжением до 500 в изготовляются из электрокартона толщиной 0,5 мм (однослойные) или 0,2 мм (двухслойные). Для машин, ра­ ботающих в среде с повышенной влажностью, делается двухслой­ ная коробочка с прокладкой между слоями одного слоя лакоткани. Коробочка должна плотно прилегать к стенкам паза и выступать над его прорезью на 6—10 мм, а торцовые ее стороны загибают для устойчивости и предохранения секции от механических повре­ ждений. Способ укладки обмотки зависит от формы паза, а также от устройства пазовой изоляции.

В большинстве случаев машины малой и средней мощности имеют однослойную или двухслойную секционную обмотку, выпол­ ненную мягкими секциями на шаблонах. Провода секции укла­ дывают в пазы статора. Провода при укладке должны ложиться строго параллельно друг другу, без перекосов и плотно, иначе сек­ ция не уложится в паз.

При укладке двухслойной обмотки вторые стороны первых ка­ тушек, которые должны попасть в верхние слои обмотки, остаются приподнятыми до тех пор, пока в их пазы не будут уложены пер­ вые стороны вторых катушек, поверх которых они укладываются вторым слоем обмотки. Между слоями секции в одном пазу дол­ жна укладываться изоляционная прокладка из электрокартона

толщиной 0,5 мм. Очень важно, чтобы были выдержаны расстояния между лобовыми частями обмотки, корпусом и крышками — под­ шипниковыми щитами.

Когда все витки обмотки уложены, выступающая над пазом часть коробочки обрезается заподлицо с прорезью и края ее заги­ баются внутрь паза, прикрывая собой обмотку. Поверх коробочки в паз забивают изготовленный из сухого дерева клин, предохра­ няющий обмотку от выпадания из паза.

Собранные секции испытывают на межвитковое замыкание, а также проверяют состояние изоляции. Секции соединяются в ка­ тушки и фазы с проверкой их с помощью компаса с поочередным питанием обмоток фаз током от аккумуляторной батареи. Если сборка схемы произведена правильно, то стрелка компаса, прово­ димого по окружности сердечника статора, своим поворотом ука­ жет число пар полюсов, каждой из которых должно соответство­ вать равное число пазов. Убедившись в правильности соединения проводников, производят спайку их концов. Проводники диаме­ тром более 0,8 мм могут соединяться электросваркой. Собранная и запаянная обмотка при напряжении до 500 в изолируется вна­ хлестку двумя слоями тафтяной или киперной ленты, после чего формируют лобовые части. После окончания перемотки обмотка должна быть высушена, пропитана и покрыта изоляционными ла­ ками.

Основными неисправностями обмотки якоря машин постоян­ ного тока являются: понижение сопротивления изоляции, замыка­ ние на «массу», замыкание между витками и секциями, обрыв в секциях обмотки.

215