ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
Изношенные (уменьшение длины на 40%) и обгоревшие щетки с трещинами и откола ми выбраковываются и заме няются новыми. В табл. 8.1 приведены основные техниче ские данные щеток генерато ров трехфазного тока, уста новленных на ряде табельных машин.
Новые щетки должны быть тщательно притерты к коллек тору или кольцам. Притирка производится стеклянной бу магой, которую закладывают между щеткой и коллектором, и считается законченной, если щетки имеют зеркально бле стящую поверхность на всей площади соприкосновения с коллектором, получаемой по сле работы машины на холо стом ходу в течение 30 мин.
При повреждении изоляции пальца щеткодержателя ста вят новую изоляционную труб ку. Состояние нажимных пру жин проверяют с помощью пружинного динамометра (рис. 8.4). Величина нажатия щетки зависит от ее марки, от линейной скорости коллектора или контактных колец и дол жна соответствовать данным, приведенным в табл. 8.1.
Ремонт электрической ча сти машин. Ремонт электри ческой части заключается в восстановлении обмоток стато ра и ротора (якоря). Эти опе рации являются распространен ными и довольно трудоемкими.
Статистика свидетельствует, что более 80% повреждений обмоток вызывается неисправ ностью изоляции проводов. Обмотки обычно изготовляют из изолированных проводов ПЭЛ, ПЭЛУ, ПЭВП с эмале-
Ч
О
м
о
А
Он
ъ
а
х
и
3
а
о
н
о
X
X
X
Он
и
3
X
X
п
п
X
а
а>
т
X
X
и
н
3
X
Ой
о
X
О
и
и
о
и
CUU
и
£
иои
U
и
и
с
|
ЭГ-1'4 |
10X12,5 |
10— 11 |
200—400 |
40 |
|
ЭГ-2А |
16x32X 40 |
12 |
180—230 |
45 |
1Д |
ЭГ-4 |
16x32 |
12 |
150—200 |
|
|
|
|
40 |
||
и |
|
|
|
|
|
< |
|
16X25X40 |
|
|
|
|
ЭГ-14 |
10—11 |
200— |
|
|
|
|
|
|
400 |
|
X |
|
|
|
40 |
|
ЭГ-4Э 10X12,5X32 |
|
|
|
||
|
10—11 |
200—400 |
|
||
|
|
|
|
40 |
|
иои |
ЭГ-4 |
ЮХ8 Х 35 |
12 |
150—200 |
|
|
3210x20X |
|
40 |
||
*7 см Ift |
МГ |
20 |
180—230 |
|
|
Ум* |
|
|
|
20 |
|
™го<т> |
|
|
|
||
|
— мм |
а/см2 |
гс/см2 MjceK |
||
|
Марка щеток |
Размер щеток |
Плотность тока |
Удельное нажатие щеток |
Линейная скорость |
8:* |
211 |
вым покрытием; ПБО, ПБД, ПШД с волокнистым покрытием; ПЭЛБО, ПЭЛБД, ПЭТСО с комбинированным покрытием. В по следние годы начали довольно широко применяться алюминиевые
обмоточные провода.
В статорных обмотках электрических машин наиболее часто встречаются следующие неисправности: понижение сопротивления изоляции, замыкание обмотки на корпус, замыкание между вит ками или между фазами обмотки, обрыв или плохой контакт в об мотке.
Понижение сопротивления изоляции обмотки является след ствием частых перегрузок, попадания в обмотку влаги, недобро качественного технического обслуживания, плохой вентиляции, хранения на открытых площадках и т. д. Величина сопротивления изоляции определяется мегомметром. Сопротивление изоляции дол жно быть не ниже величины, определяемой по формуле
= ----- 1 - г |
Мом, |
(8.1) |
1000 + Too |
|
|
где V — номинальное напряжение |
обмотки |
электрической ма |
шины, в\ |
|
|
Р — мощность электрической машины, кет.
Согласно техническим условиям сопротивление изоляции об моток должно быть 1000 ом на 1 в рабочего напряжения, но не менее 0,5 Моя для электрооборудования, работающего при напря жении до 400 в.
Замыкание обмотки на корпус определяется с помощью мегом метра, подключаемого одним выводом к концу фазы, а другим — к корпусу. При испытании в машинах переменного тока необхо димо разъединить все шесть выводов обмотки. Если мегомметр покажет значительное снижение сопротивления изоляции, то это свидетельствует о замыкании обмотки на корпус. Определив по врежденную фазу обмотки, находят в ней место повреждения тща тельным осмотром всех витков фазы, делением обмотки повреж денной фазы на части с последующей проверкой каждой из них мегомметром или лампой, «прожиганием» обмотки, заключающимся
втом, что конец поврежденной фазы и корпус машины включают
всеть с напряжением 220 в через предохранитель 30—40 а и рео статом повышают постепенно ток до появления дыма, который и укажет место пробоя изоляции.
Короткое замыкание между витками в одной фа-зе обнаружи вают по сильному перегреву катушки (катушечной группы) или за мером тока во всех фазах, к которым подводят пониженное на
пряжение (25—30% номинального). Для измерения линейного тока в каждую фазу включают амперметр. При соединении обмо ток в звезду ток в фазе, имеющей замкнутые витки, будет больше, чем в двух других. При соединении обмоток треугольником боль ший ток будет в двух фазах, соединенных с обмоткой поврежден ной фазы,;
212
Место повреждения, т. е. место, где расположены замкнутые витки обмотки, определяется специальным электромагнитом, пи тающимся переменным током нормальной частоты. Электромаг нит, наложенный на железо статора, индуцирует в его обмотке ЭДС. Перемещая электромагнит по окружности статора и накла дывая стальную пластинку по очереди на пазы, исследуют всю обмотку. Если наложенная на паз стальная пластинка начнет сильно вибрировать и стрелка амперметра отклоняется, то в этом пазу находятся замкнутые витки обмотки.
Место межвиткового замыка ния можно определить также под ключением электромагнита к аппа рату с электронно-лучевой трубкой ЕЛ-1.
Короткое замыкание между фа зами, которое обычно происходит
в лобовых частях обмотки, находят
спомощью мегомметра или кон трольной лампы. При наличии за мыкания мегомметр покажет нич тожно малое сопротивление, а лам почка, включенная в цепь двух
разомкнутых фаз, загорится. При знаком межфазного и межвитко вого замыкания является сильное
гудение, неравномерный по фазам и повышенный по сравнению
снормальным ток.
Врезультате обрыва или плохого контакта в обмотке электро
двигатель переменного тока, соединенный звездой, не запускается, а соединенный треугольником,— медленно набирает обороты. В ма шинах постоянного тока обрыв в обмотке полюсов приводит к тому, что у генераторов исчезает ток возбуждения (генератор не дает напряжения), а у двигателя, работающего вхолостую, недо пустимо возрастает число оборотов (двигатель идет вразнос). Об рыв или плохой контакт в обмотке обнаруживают в машинах пе ременного тока с помощью контрольной лампы или мегомметра. Мегомметр подключают к началам двух фаз (при соединении об мотки треугольником) или к нулевой точке и к концу каждой фазы (при соединении звездой). На оборванной фазе мегомметр покажет бесконечно большое сопротивление, а лампочка не будет гореть. В машинах, имеющих катушки полюсов, обрыв обнаружи вают вольтметром, которым измеряют напряжение на всех катуш ках, подключенных к сети (рис. 8.5). На катушке, имеющей обрыв, вольтметр покажет почти полное напряжение сети, а на катушке без обрыва — нулевое.
Ремонт статорных обмоток машин постоянного тока заключает ся в восстановлении изоляции, в устранении замыкания на кор пус, между витками или фазами, в устранении обрыва или плохих
контактов.
213
Способ и объем ремонта зависят от места и характера повре ждения обмотки. В каждом конкретном случае решается вопрос: можно ли устранить неисправность без выемки обмотки или нужно частично или полностью ее заменить.
При обрыве выводных проводников обмоток полюсов провод ники спаивают, но перед этим на их концы надевают линоксиновую или полихлорвиниловую трубку, которую после спайки сме щают на место скрутки и приклеивают клеем БФ-2.
При повреждении изоляции катушки дефектную изоляцию сни мают и ремонтируемое место катушки погружают в расплавлен ный парафин на 15—20 сек. Затем катушку обматывают пергамент ной бумагой и хлопчатобумажной (тафтяной) лентой в полуперекрышу, т. е. так, чтобы каждый последующий виток ленты пере крывал предыдущий на половину его ширины. Концы ленты Скреп ляют суровой ниткой. После этого катушку в течение 2—5 сек про питывают лаком (ГФ-95, № 13 и др.) и сушат в сушильном шкафу в течение 1 ч при температуре 18—22° С, а затем в течение 1 ч при
90—100° С.
При межвитковом замыкании или пробое изоляции обмотки на корпус катушки подлежат перемотке. Намотку катушек выпол няют на намоточных или токарных станках, используя оправки (шаблоны), которые изготовляются по размерам существующей катушки и соответствуют профилю полюсного сердечника.
Намотанную бескаркасную катушку изолируют сверху тафтя ной или киперной лентой в два слоя, а затем пропитывают лаком и сушат аналогично тому, как было описано выше. Для придания катушкам необходимой формы их выгибают по соответствующему шаблону.
При ремонте статорных обмоток машин переменного тока, тре бующем частичной или полной замены обмоток, диаметр обмоточ ного провода без изоляции должен быть сохранен таким же, как и до ремонта. В случае необходимости можно допустить замену одного провода несколькими проводами меньшего диаметра, об щая площадь сечения которых должна быть равной площади сечения заменяемого провода.
При частичной замене обмотки ее тщательно продувают, про мывают бензином, очищая от грязи, пыли и обуглившихся пропи точных лаков. Затем аккуратно удаляют неисправные катушки, заменяя их новыми. При полной смене обмотки для лучшего осво бождения статора от поврежденной обмотки его подогревают до 250—300°С в нагревательной печи.
В процессе снятия старой обмотки составляется обмоточная записка, в которой отмечаются основные данные и электрическая схема машины.
После того как статор освобожден от поврежденной обмотки, его тщательно протирают тряпками, пропитанными бензином или 2—3% щелочным раствором, просушивают и удаляют заусенцы в пазах. В пазы подготовленного к перемотке статора закладывают
2 1 4
пазовую изоляцию в виде коробочек. Коробочки для машин на пряжением до 500 в изготовляются из электрокартона толщиной 0,5 мм (однослойные) или 0,2 мм (двухслойные). Для машин, ра ботающих в среде с повышенной влажностью, делается двухслой ная коробочка с прокладкой между слоями одного слоя лакоткани. Коробочка должна плотно прилегать к стенкам паза и выступать над его прорезью на 6—10 мм, а торцовые ее стороны загибают для устойчивости и предохранения секции от механических повре ждений. Способ укладки обмотки зависит от формы паза, а также от устройства пазовой изоляции.
В большинстве случаев машины малой и средней мощности имеют однослойную или двухслойную секционную обмотку, выпол ненную мягкими секциями на шаблонах. Провода секции укла дывают в пазы статора. Провода при укладке должны ложиться строго параллельно друг другу, без перекосов и плотно, иначе сек ция не уложится в паз.
При укладке двухслойной обмотки вторые стороны первых ка тушек, которые должны попасть в верхние слои обмотки, остаются приподнятыми до тех пор, пока в их пазы не будут уложены пер вые стороны вторых катушек, поверх которых они укладываются вторым слоем обмотки. Между слоями секции в одном пазу дол жна укладываться изоляционная прокладка из электрокартона
толщиной 0,5 мм. Очень важно, чтобы были выдержаны расстояния между лобовыми частями обмотки, корпусом и крышками — под шипниковыми щитами.
Когда все витки обмотки уложены, выступающая над пазом часть коробочки обрезается заподлицо с прорезью и края ее заги баются внутрь паза, прикрывая собой обмотку. Поверх коробочки в паз забивают изготовленный из сухого дерева клин, предохра няющий обмотку от выпадания из паза.
Собранные секции испытывают на межвитковое замыкание, а также проверяют состояние изоляции. Секции соединяются в ка тушки и фазы с проверкой их с помощью компаса с поочередным питанием обмоток фаз током от аккумуляторной батареи. Если сборка схемы произведена правильно, то стрелка компаса, прово димого по окружности сердечника статора, своим поворотом ука жет число пар полюсов, каждой из которых должно соответство вать равное число пазов. Убедившись в правильности соединения проводников, производят спайку их концов. Проводники диаме тром более 0,8 мм могут соединяться электросваркой. Собранная и запаянная обмотка при напряжении до 500 в изолируется вна хлестку двумя слоями тафтяной или киперной ленты, после чего формируют лобовые части. После окончания перемотки обмотка должна быть высушена, пропитана и покрыта изоляционными ла ками.
Основными неисправностями обмотки якоря машин постоян ного тока являются: понижение сопротивления изоляции, замыка ние на «массу», замыкание между витками и секциями, обрыв в секциях обмотки.
215