ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
Качество изоляции обмотки якоря проверяется с помощью контрольной лампочки: обмотка якоря и лампочка включаются в сеть напряжением 220 в. Включив источник тока, обмотку якоря держат под напряжением от двух секунд до одной минуты. Если за этот промежуток времени лампочка не загорится, то изоляция
исправна.
Замыкание обмотки на «массу» легко обнаруживается милли вольтметром, как в случае проверки замыкания пластин коллек
тора |
(рис. 8.2), или с помощью лампочки: |
при замыкании обмот |
||||||||
ки на |
массу лампочка |
загорается. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Замыкание между витками и сек |
||||||
|
|
1 |
|
циями, а также обрыв в секциях об |
||||||
|
|
|
|
мотки определяют с помощью милли |
||||||
|
|
|
|
вольтметра (рис. 8.6). |
Для |
этого кон |
||||
|
|
|
|
цами милливольтметра |
касаются двух |
|||||
|
|
|
|
смежных пластин коллектора и так |
||||||
|
|
|
|
проходят по всему |
коллектору. |
При |
||||
|
|
|
|
отсутствии замыкания между витками |
||||||
|
|
|
|
показания милливольтметра для каж |
||||||
|
|
|
|
дой пары пластин будут одинаковыми. |
||||||
|
|
|
|
При наличии виткового замыкания на |
||||||
|
|
|
|
пластинах с замкнутой секцией пока |
||||||
|
|
|
|
зание милливольтметра будет пони |
||||||
|
|
|
|
женным. |
Если |
в |
обмотке |
(секции) |
||
Рис. 8.6. Схема проверки об |
есть обрыв, стрелка милливольтметра |
|||||||||
будет максимально |
отклоняться |
при |
||||||||
мотки якоря на обрыв и вит- |
проверке |
тех |
коллекторных пластин, |
|||||||
ковое |
замыкание с помощью |
|||||||||
|
милливольтметра: |
|
к которым присоединена секция, имею |
|||||||
1 — щетка; |
2 — обмотка якоря; |
3 — |
щая обрыв. |
|
|
|
|
|
||
реостат; |
4 ~ аккумуляторная |
ба |
Ремонт |
обмоток |
заключается в |
|||||
|
|
тарея |
|
|||||||
|
|
|
|
частичной |
замене или |
в полной |
пере |
мотке их.
В условиях эксплуатации, если требуется быстро ввести ма шину в работу, на некоторое время можно выключить вышедший из строя участок обмоток. Так, если обмотка якоря волновая, то при обрыве какой-либо секции можно сделать впайку перемычки между пластинами. При замыкании на корпус также можно огра ничиться впайкой перемычки, но дополнительно необходимо от паять концы секций от коллектора и заизолировать.
При межвитковом замыкании этого недостаточно, так как зам кнутые между собой витки секции образуют короткозамкнутые кон туры. Поэтому надо выявить эти витки, разъединить и заизолиро вать их.
Замена обмотки якоря начинается с удаления старой. Для этого освобождают концы поврежденной катушки, отпаивая их от пла стин коллектора, снимают бандаж и удаляют катушку из паза.
Замена (перемотка) всей обмотки якоря производится при ка питальном ремонте в специализированных мастерских или в цехах ремонтных предприятий.
216
Обмотка роторов асинхронных двигателей переменного тока малой мощности изготовляется из провода и ремонтируется теми же способами, что и обмотка статоров.
В фазных роторах большей мощности обмотка делается из изолированных стержней. Дефектами такой обмотки являются распайка стержней и нарушение их изоляции. При повреждении изоляции стержни распаивают, а затем проверяют сопротивление их изоляции мегомметром. Стержни с поврежденной изоляцией вы нимаются из пазов и заменяется изоляция, а затем стержни укла дываются обратно и места соединений пропаиваются.
В электродвигателях с короткозамкнутым ротором наиболее характерными повреждениями являются разрывы и трещины замы кающего кольца, обрывы или распаивание стержней.
Трещины в короткозамкнутом кольце клетки, изготовленной из алюминиевого сплава, заплавляются припоем с температурой пла вления 380°С, состоящим из олова (63%), цинка (33%) и алюми ния (4%). Перед пайкой трещины разделываются, зачищаются и паяльной лампой нагреваются до 400—450° С. При разрыве и рас паивании стержней, наличии усадочных раковин роторные клетки перезаливаются алюминиево-марганцевым сплавом (содержание марганца 2—3%).
При ремонте ротора с клеткой, изготовленной из меди, трещины
вкольцах заваривают, а поврежденные стержни заменяют новыми
сприваркой их угольным электродом (от трансформатора на пряжением 12 в) к кольцу или пайкой.
Пропитка вновь уложенных обмоток статоров, роторов (яко рей) производится специальными изоляционными лаками с пред варительной сушкой для удаления находящейся в изоляции влаги. Обмотки, имеющие изоляцию класса А и В, пропитываются
битумно-масляными лаками № 447, 458 и глифталевым ла
ком ГФ-95.
Пропитка производится погружением обмоток в бак с
изоляционным лаком |
либо вакуумно-нагнетательным |
спо |
собом. |
не требует особого оборудования, |
но |
Первый способ прост, |
имеет тот недостаток, что не гарантируется полное проникновение лака во все поры изоляции. Второй способ, выполняемый на спе циальной установке (с котлом или автоклавом), этого недостатка
не имеет.
Технологический процесс сушки и пропитки обмоток, имеющих изоляцию класса В, приведен в табл. 8.2.
Высушенные обмотки покрывают дополнительно покровными лаками воздушной сушки № 462, 316 или 317.
При сборке электрических машин выполняются те же опера ции, что и при разборке, но в обратной последовательности. После сборки машины проверяют легкость вращения ротора или якоря. Тугое вращение указывает на перекос подшипника или щитов. Ве личина зазора между статором и ротором асинхронных двигателей принимается согласно данным, приведенным в табл. 8.3.
2 1 7
|
|
|
Т а б л и ц а 8.2 |
Т ехн о л о ги ческий процесс п р о п итки и |
суш ки обм оток |
||
|
Т е м п е р а т у р а , |
М и н и м а л ь н о е |
М инимальное |
О п ерац и я |
° С |
вр ем я |
соп р оти вл ен и е |
|
операции |
изоляции, М о я |
|
|
|
Сушка перед первой пропиткой, пер вая пропитка в баке с лаком
№4 4 7 до прекращения выделения
пузырьков, но |
не |
менее |
10 мин |
1 1 0 — 13 0 |
|
Стекание излишков |
л а к а ................ |
— |
|||
Сушка |
после первой |
пропитки . . . |
1 1 0 - 1 3 0 |
||
Вторая |
пропитка |
в |
баке с |
лаком |
|
№4 4 7 до прекращения выделения
пузырьков |
......................................... |
|
|
|
|
Стекание |
излишков |
л а к а ................. |
— |
||
Сушка после |
второй |
пропитки . . |
1 1 0 — 130 |
||
Окраска |
горячего |
якоря эмалью |
|
||
Г Ф - 9 5 |
( № 1 1 5 4 ) |
......................................... |
|
— |
|
Сушка до отсутствия отлила, но не |
|
||||
менее |
...................................................... |
|
|
|
— |
Суммарное |
время, |
не |
менее . . . . |
— |
12 ч
2 0 мин
1 2 ч
10 мин
2 0 мин
16 ч
10 мин
7 ч
СО Г’'
3
— .
2
----
3
-
—
—
Т а б л и ц а 8.3
Величина норм ального |
зазо р а |
м еж д у стато р о м |
и ротором |
|
||
|
аси н хр о н н ы х |
д вигателей |
|
|
|
|
Диаметр ротора, мм |
50 |
150 |
250 |
350 |
450 |
1000 |
Зазор, мм |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,7 |
0,9 |
1.3 |
В электрических машинах постоянного тока величина нормаль ного зазора между якорем и главными полюсами зависит от мощ ности и равна: для машин мощностью до 50 кет — 1,5—3 мм; мощ ностью 50—200 кет — 3—5 мм.
Измерение величины зазора производят щупами в четырех — шести местах по окружности при нескольких положениях ротора.
После сборки машины проверяется качество изоляции мегом метром, а затем работа машины на холостом ходу. Во время проб ного пуска машина должна работать без шума и гудения, без толчков и искрения щеток. Ток холостого хода должен быть в пре делах 20—60% от номинального и одинаковым во всех фазах с возможным отклонением не более 5%. Скольжение ротора асин хронных двигателей при холостом ходе считается нормальным, если оно не превышает 1—2% от максимального при нагрузке.
218
§ 2. Ремонт пускорегулирующей аппаратуры и измерительных приборов
К пускорегулирующей аппаратуре относятся: рубильники, па кетные выключатели, контакторы, пускатели, плавкие предохра нители и др.
Основным дефектом рубильников является обгорание ножей и губок, возникающее в результате нагрева их и оплавления от элек трической дуги. При небольшом обгорании ножи и губки очищают от копоти, наплывов и других неровностей напильником и стек лянной бумагой.
Сильно обгоревшие ножи и губки заменяются новыми, изго товленными из полосовой электролитической меди. Ножи и губки плотно подгоняются.
Пакетные выключатели имеют износ подвижных и неподвижных контактов, ремонт которых в условиях небольших ремонтных ма стерских затруднен. Поэтому вышедший из строя пакетный выклю чатель обычно заменяется новым.
Ремонт контакторов в основном сводится к ремонту контак тов, так как остальные детали трудно ремонтировать и их эконо мичнее заменить новыми.
Ремонт контактной поверхности производят аналогично ремон ту ножей и губок рубильников, однако, если поверхность контактов покрыта слоем серебра, чистить их напильником не рекомен дуется. Сильно изношенные контакты заменяются новыми, изго
товленными из неотожженной профильной меди. |
отрегулиро |
||||
|
После установки |
контактов |
следует проверить и |
||
вать степень нажатия главных |
контактов, |
которые |
проверяются |
||
в двух положениях: когда они |
разомкнуты (начальное нажатие) |
||||
и |
когда замкнуты |
(конечное |
нажатие). |
Проверку |
производят |
с |
помощью динамометра и полоски тонкой бумаги |
или фольги |
(рис. 8.7,а, б). В табл. 8.4 приведены величины начального и ко нечного нажатия для контакторов различных типов.
|
|
Т а б л и ц а 8.4 |
Нажатие контактов в контакторах различных типов |
||
|
Нажатие, |
кгс |
Тип контактора |
начальное |
конечное |
|
||
КП-1 (КП-Д) |
0 .3 5 - 0 ,4 |
0,5—0,55 |
КП-2 |
0,8—0,9 |
1,5— 1,8 |
КП-3 |
1,4— 1,8 |
3,2—3,6 |
КП-4 |
3,0—3,5 |
6,0—7,0 |
КТ-2 (КТД-КТП) |
0,68—0,9 |
0,9 — 1,15 |
КТ-3 |
1,8 |
3,6 |
КТ-4 |
3,6 |
7,2 |
КТ-5 |
7,5 |
14,5 |
2 1 9