ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
Согласно техническим условиям капитально отремонтирован ная батарея должна отдать не менее 80% гарантированной емко сти. После разрядки на 80% аккумуляторную батарею вновь заря жают и отдают в эксплуатацию.
Г Л А В А 9
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РЕМОНТА МАШИН
§ 1. Схемы процесса ремонта машин
Цель ремонта заключается в устранении причин отказа машины и восстановлении всех функциональных свойств узлов и машины в целом. Эта цель достигается с помощью разнообразных трудо вых приемов и способов, которые называются операциями, а их со вокупность— процессом ремонта. В связи с тем, что указанный процесс предусматривает обработку и формоизменение деталей, материалов, элементов машин и т. п., его принято называть тех^ нологическим процессом ремонта.
Технологический процесс характеризуется очень многими свой ствами: расчлененностью на операции, продолжительностью, струк турой и т. д.
Расход времени и ресурсов на выполнение ремонта машины является величиной переменной и зависит от уровня специализа ции, расчлененности на элементы (операции), способа обеспечения (взаимозаменяемости), технического качества, способа обеспече
ния деталями (узлами), условий, в которых производится ремонт, сложности отказа и полноты восстановления качества.
В общем виде структура технологического процесса ремонта машины показана на рис. 9.1. Анализ структуры показывает, что операции 1, 2, 4 я 5 должны выполняться на машине; они не могут выполняться вне машины. Операция 3, предусматривающая восста новление (устранение неисправности) детали, может выполняться отдельно от машины. Эта операция может быть выполнена поразному: путем замены исправной деталью из резерва; изготовле нием детали вновь; восстановлением отказавшей детали. Следова тельно, в общей структуре процесса ремонта машины имеется не сколько возможных комбинаций порядка выполнения операций восстановления отдельных деталей.
Процесс ремонта машины подразделяют по принятому порядку восстановления деталей и узлов на разновидности, которые назы
227
вают способами ремонта. По этому признаку процессы ремонта ма шин делятся:
—на выполняемые по последовательной (замкнутой) схеме (обычно называемые индивидуальными);
—на выполняемые по параллельной (открытой) схеме (они на
зываются узловыми способами);
— на совмещающие в себе параллельную и последовательную схемы (их иногда называют смешанными).
Рис. 9.1. Структура процесса ремонта машины (цифрами обозначены опе рации процесса):
О — мойка: / — разборка; |
2 — дефектовка; Sif 32, З3— устранение .неисправностей де |
|
талей; 4 — сборка; 5 — обкатка |
Индивидуальный |
способ, структура которого схематично по |
казана на рис. 9.2, осуществляется одной бригадой и не предусма тривает строгого разделения обязанностей между членами бригады. Детали и узлы ремонтируют, как правило, по принципу индиви дуальной подгонки «по месту». Этот метод не требует полной взаи мозаменяемости и характеризуется простотой организации. Однако он имеет и недостатки, к которым относятся: узкий фронт работ, ведущий к увеличению срока ремонта, необходимость привлечения высококвалифицированных ремонтников, неэффективное использо вание оборудования, оснастки и производственных площадей.
Узловой способ ремонта (рис. 9.3) является наиболее прогрес сивным, при котором весь объем разборочно-сборочных работ, из готовления и ремонта деталей разделен по времени и месту вы полнения.
В технологическом отношении при узловом способе детали каждой ремонтируемой машины делятся на следующие группы: 1) годные для дальнейшей работы; 2) требующие непродолжитель ных по времени ремонтно-восстановительных работ; 3) простые по конструкции и непригодные для дальнейшей работы и для восста новления; 4) сложные по конструкции и непригодные для даль
нейшей работы и для восстановления; |
5) сложные по конструкции |
и требующие ремонта. |
деталей второй группы и |
Продолжительность восстановления |
изготовление деталей третьей группы должны быть не больше про должительности подготовительных операций к сборке машины.
228
Детали четвертой и пятой групп требуют значительного вре мени для восстановления или изготовления, что не влияет на про должительность ремонта, так как на машину вместо этих трудо емких в ремонте и изготовлении деталей устанавливают детали из оборотного фонда.
В свою очередь детали и узлы, изготовленные взамен уста новленных, а также восстановленные детали и узлы (например, принадлежавшие машине под номером N) поступают на склад,
Рис. 9.2. Схема ремонта машины индивидуальным способом
образуя оборотный фонд, и затем при необходимости устанавли ваются на одну из следующих однотипных ремонтируемых машин (например, на машину N + 1 ). Таким образом, продолжительность ремонта машины узловым способом не зависит от продолжительно сти выполнения трудоемких операций восстановления и изготов ления деталей, так как она включает в себя только длительность разборочно-сборочных операций.
Достоинствами узлового способа являются: сокращение продол жительности ремонта машин, рациональное разделение труда ме жду исполнителями и возможность их специализации, стационар-
2 2 9
\щи е ремои ,
Рис. 9.3 Схема ремонта машин узловым способом
ность рабочих мест и их рациональное размещение, более полная и рациональная загрузка оборудования ремонтного предприятия.
Если при ремонте машины операции 32, З3 (рис. 9.1) будут выполняться в сочетании, то это означает, что ремонт машины осу ществляется смешанным способом. Такой способ применяется в основном при промежуточном ремонте конструктивно сложных ма шин, а также при капитальном ремонте сложных машин с гро моздкими узлами.
§ 2. Мойка машин
Первой операцией технологического процесса ремонта является тщательная очистка и мойка машины, чем обеспечивается возмож ность выявления неисправностей (дефектов) при наружном осмот ре машины, чистота на участках разборки машины, облегчение про цесса разборки, улучшение условий безопасности производства разборочных работ.
В зависимости от вида ремонтного предприятия и программы ремонта наружную очистку и мойку производят вручную с полив кой водой и с применением скребков и щеток или струей воды под давлением 3—4 кгс/см2 из водопровода; струей воды высокого дав ления; в моечных камерах.
Ручной способ малоэффективен и очень трудоемок. Применяет ся он в ремонтных подразделениях при малых объемах ремонт ных работ.
Способ мойки машин струей воды высокого давления более эффективен и производителен. Применяется он в ремонтных частях и на ремонтных заводах. Мойка машин по этому способу произво дится на специальной площадке с твердым покрытием, имеющей уклон для стока воды в 2—3°. Для лучшего доступа к нижним частям машины ее устанавливают на эстакаду, а отдельные узлы — на специальные подставки. Мойку производят струей холодной
воды под давлением 10—25 кгс/см2, подаваемой мотопомпой или специальной моечной машиной ГАРО.
В зимнее время при отсутствии специальных помещений перед наружной мойкой машину рекомендуется отогреть в теплом поме щении и мойку производить подогретой водой с добавлением 1— 2% каустической соды.
Моечные камеры применяют только на крупных ремонтных предприятиях (заводах). При этом способе машину обмывают в моечной камере (установке) одновременно со всех сторон 1—2% раствором каустической соды, подогретым до температуры 60— 80° С. После окончания мойки машину подсушивают подогретым сжатым воздухом. Такая установка за смену может вымыть, на пример, до десяти тракторов.
§ 3. Разборка машины
При разборке машины необходимо соблюдать установленную последовательность выполнения разборочных операций, которая зависит в основном от конструкции машины и условий соблюде
231
ния техники безопасности. Так, вначале снимаются узлы, которые по правилам техники безопасности нельзя оставлять на машине при ее дальнейшей разборке, а также узлы, которые будут препят ствовать разборке других узлов (например, трубопроводы, элек тропровода, тяги, кабина, защитные кожухи цепных и шестерен чатых передач и т. п.). Это правило должно соблюдаться и при разборке узлов.
При индивидуальном способе ремонта детали разбираемых ма шин и узлов маркируются, чтобы при сборке избежать постанов ки их на другие машины. Без необходимости не следует обезличи вать узлы машины и спаренные приработавшиеся детали.
Для предупреждения порчи деталей пользуются специальны ми приспособлениями и инструментом соответствующего размера и назначения: съемниками, выколотками, торцовыми и накидными гаечными ключами. Выколотки должны быть только из алюминия, красной меди, дерева.
В целях сокращения времени и улучшения качества ремонта разборку узлов производят на специальных стендах, а более мел ких узлов на слесарных верстаках.
На снятые при разборке болты следует надеть шайбы и навер нуть гайки, что потом облегчит процесс сборки. Необходимо со блюдать осторожность при снятии крышек, головок лючков и дру
гих деталей, чтобы не повредить прокладки. Распрессовку дета лей выполнять по возможности в направлении запрессовки; в этом случае задиры на поверхности сопряженных деталей уменьшаются
или не возникают. Укладывать снятые мелкие детали |
(болты, вин |
|||
ты, валики, оси, |
шестерни и др.) в ящики, |
а крупные и тяжелые |
||
детали (валы, |
зубчатые колеса, |
рамы, |
стальные |
конструкции |
и др.) — на специальные стеллажи |
и козлы |
или устанавливать на |
подкладки.
Точное выполнение технологической дисциплины при разборке машины и узлов необходимо для предупреждения большого вы хода деталей в брак.
Разборка резьбовых соединений должна производиться ключа ми, подобранными точно по размеру. В зависимости от конструк ции машины и условий разборки применяют и различные ключи. Для вывертывания шпилек применяются шпилечные ключи и при способления. Целесообразно применять механизированный инстру мент— электрические и пневматические гайковерты и шпильковерты.
Если резьбовое соединение нажатием на гаечный ключ не разъ единяется, то рекомендуется смочить резьбовое соединение кероси ном так, чтобы он прошел в зазоры резьбы, обстучать гайку лег кими и частыми ударами молотка, нагреть гайку газовой горел кой или паяльной лампой. После этого гайка может отвертываться легче.
Удаление из тела детали оставшейся части сломанного болта или шпильки, если оставшаяся часть выступает над поверхностью детали, производится одним из следующих способов:
232
—в шпильке (болте) прорубают (пропиливают) канавку и за тем вывертывают ее отверткой;
—к торцу шпильки или болта приваривают гайку или (реже) стальной изогнутый прут, вращая которые, вывертывают остав шуюся часть (рис. 9.4,а).
Если оставшаяся часть шпильки или болта не выступает над поверхностью детали, то применяются такие способы:
— в шпильке или болте сверлят отверстие, в которое заби вают опиленный на три или четыре грани закаленный пруток (зуб чатый бор) (рис. 9.4,6), которым вывертывают оставшуюся часть;
Рис. 9.4. Вывертывание оставшейся части шпильки или болта:
а — с п о м о щ ь ю приваренной гай ки ; б — зу б ч а т ы м б ор ом ; в — н ар е зн ы м с тер ж н ем ;
г— в ер ти к альн ой ф р езо й
—в шпильке или болте сверлят отверстие, нарезают в нем об ратную резьбу и туда завертывают специально нарезанный стер жень, которым оставшуюся часть вывертывают (рис. 9.4,в).
Если все эти способы не дают положительных результатов, то шпильку высверливают или выфрезеровывают с помощью пусто телой вертикальной фрезы диаметром на 1—2 мм больше диаметра шпильки (рис. 9.4, г). Полученное отверстие нарезают под новую шпильку с утолщенной нижней частью.
Шлицевые и шпоночные соединения, выполненные без натяга, разбирают легким постукиванием в торец детали выколотками.
Цилиндрические и конусные соединения, выполненные с натя гом (втулки, подшипники качения, муфты, зубчатые колеса, шки вы и т. д.), разбирают (выпрессовывают) с помощью съемников, ручных и гидравлических прессов.
Усилие, которое необходимо приложить при выпрессовке, за висит от величины натяга, размеров сопряжения и определяется по формулам;
233
•— для выпрессовки стальной втулки из отверстия стального корпуса
(9.1)
— для выпрессовки чугунной втулки из отверстия стальной детали
(9.2)
где |
Г |
у |
d L 1U |
L — относительным натяг, равный |
|||
D, |
d — наружный |
и внутренний |
диаметры втулки, см; |
|
I — длина втулки, см; |
|
|
Ad — натяг, см. |
|
|
Горячие прессовые посадки разъединяют путем быстрого подо грева объемлющей детали.
§ 4. Мойка деталей
После разборки машины (узла) детали очищаются от нагара, накипи, грязи, старой краски и масла. Это создает условия для правильного замера износа и обнаружения дефектов.
Очистку от грязи и смазки (обезжиривание) в ремонтных под разделениях и в мастерских ремонтной части производят мойкой мелких и средних деталей в ваннах керосином или керосиновым контактом, состоящим из минеральных масел (8%), серной кисло ты (1%), сульфонефтяных кислот (40%), воды (51%). Крупные детали (рамы, станины) очищают скребками и щетками, смо ченными в керосине.
На ремонтных предприятиях применяют горячую мойку деталей в выварочных ваннах или моечных машинах, обеспечивающих тем
пературу нагрева моющих растворов |
и воды до 85—95° С. Моеч* |
ные машины могут быть цикличного |
или непрерывного действия |
(конвейерные). |
|
В моечных машинах цикличного действия детали грузятся в проволочные корзины или на специальные вагонетки и направля ются в моечную ванну. Там обмываются сначала моющим раство ром под давлением 2,0 кгс/см2, а затем — водой.
Наиболее высококачественная очистка достигается в трехка мерной машине непрерывного действия (рис. 9.5). Детали, загру женные на пластинчатый транспортер 5, подаются сначала в ка меру 1 предварительной мойки, служащей для размягчения грязи и засохшей смазки, затем — в камеру 2 для мойки и обезжирива ния с помощью сильных струй моющего раствора, поступающего
234