ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
из сопл под давлением 4—5 кгс1см2, и, наконец, в камеру 4 для окончательной обмывки и ополаскивания горячей водой.
Для мойки и обезжиривания деталей применяют моющие рас творы, в состав которых входят щелочи и эмульгаторы — жидкое
Рис. 9.5. Трехкамерная моечная машина:
/ — камера мойки; 2 — камера |
обезжиривания; |
3 — ванна с отстойниками; |
4 — камера |
ополаскивания; 5 — транспортер; |
6 — приемные |
трубы; 7 — электродвигатели; |
8 — трубы |
подачи раствора; |
9 — насосы |
|
стекло, мыло, тринатрийфосфат. Состав некоторых моющих раство ров приведен в табл. 9.1.
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 9.1 |
||
|
|
С остав |
м ою щ их |
растворов |
|
|
||
|
|
Состав раствора для горячей обмывки, г/л |
|
|||||
Х« |
сода |
сода |
натрий |
зеленое |
натрий |
натрий |
жидкое |
|
раствора |
||||||||
каусти |
кальцини фосфорно |
мыло |
едкий |
углекис |
стекло |
|||
|
ческая |
рованная |
кислый |
|
|
лый |
|
|
1 |
7 |
и |
9 |
1,5 |
|
|
|
|
2 |
— |
— |
— |
3 |
23 |
6 |
— |
|
3 |
5 |
|
--* |
*— |
— |
—■ |
10 |
Для предохранения деталей от коррозии в моющий раствор вводят присадки — хромпик, нитрит натрия и др. При их отсутст вии детали после мойки и обезжиривания (для нейтрализации ще лочи) следует промывать горячей водой. Мойку и обезжиривание деталей из алюминиевых сплавов нельзя производить в растворах, содержащих едкий натр (NaOH), так как щелочь разрушает алю миний.
235
В последнее время для очистки и обезжиривания деталей (осо бенно сложной конфигурации: деталей топливных насосов, гидро
системы, подшипников качения и др.) применяется ультразвуковой способ, разработанный советскими учеными и инженерами.
Ультразвуковая очистка характеризуется хорошим качеством очистки в самых труднодоступных местах деталей (например, в резьбовых отверстиях) и высокой скоростью (от нескольких десят ков секунд до нескольких минут).
В зависимости от возможностей ремонтного предприятия при меняют следующие способы очистки деталей от нагара:
— механический — щетками, скребками из алюминия или твер дого дерева (после предварительного размягчения нагара кероси ном или бензином) или косточковой крошкой (скорлупа фруктовых косточек) в установке под давлением воздуха 4—5 кгс/см2;
— термический — нагревом в печах до температуры 600—650° С в течение 2—3 ч с последующим охлаждением или выжиганием газовой горелкой с избытком кислорода;
—- химический — погружением деталей на 2—4 ч в нагретые до температуры 85—95° С растворители; после истечения установлен ного времени детали вынимают из растворителя, очищают щеткой и промывают сначала холодной, а потом горячей водой, содержа
щей 0,1—0,3% хромпика; |
химические составы растворителей |
(на |
||||||
1 л воды): для деталей, изготовленных |
из |
стали |
и чугуна,— 35 г |
|||||
кальцинированной соды, 25 г каустической |
соды, |
24 г |
жидкого |
|||||
мыла, 15 г жидкого стекла; для деталей, |
изготовленных из алюми |
|||||||
ниевых |
сплавов,— 20 г кальцинированной |
соды, |
10 г |
жидкого |
||||
стекла, |
10 г жидкого мыла; |
деталей |
в подогретый |
до |
||||
— электролитический — погружением |
||||||||
температуры 100—120° С |
растворитель |
и подключением |
постоян |
|||||
ного электрического тока |
напряжением |
6 |
а на |
деталь (катод) и |
||||
в ванну |
(анод); время очистки — 3—8 мин; |
|
раствор, |
в кото |
||||
— ультразвуковой — погружением деталей в |
рый направляются ультразвуковые колебания, вызывающие кави тационный эффект; в результате создаются гидравлические уда ры, очищающие поверхность детали. Источником ультразвуковых колебаний служат магнитострикционные преобразователи трубча того или пакетного типа с ультразвуковым генератором. Состав раствора для стальных и алюминиевых деталей (на 1 л воды): тринатрийфосфат — 50 г, кальцинированная сода — 50 г, жидкое стекло — 2 г.
Очистка от накипи внутренних поверхностей блоков цилиндров, головок блоков, радиатора осуществляется 3—5% раствором тринатрийфосфата или 8% раствором соляной кислоты. Раствор подо гревается до температуры 50—60° С. Детали выдерживаются в рас творе в течение 50—60 мин с последующей промывкой 15% рас твором углекислой соды и затем горячей водой.
С алюминиевых деталей накипь удаляют раствором фосфорной кислоты (100 см3 фосфорной кислоты, 50 г хромового ангидрида,
236
900 см3 воды), который подогревают до температуры 30°С. После выдерживания в растворе в течение 30—60 мин детали промывают последовательно холодной и горячей водой.
§ 5. Контроль и сортировка деталей
После очистки и мойки детали передаются в контрольно-сорти ровочное отделение, где определяют согласно требованиям техни ческих условий их пригодность к использованию или необходи мость ремонта.
В процессе контроля технического состояния деталей последние сортируются на три группы: годные для дальнейшего использова ния (маркируются белой краской), требующие ремонта (марки руется желтой краской) и негодные (маркируются красной кра ской).
Техническое состояние определяется внешним осмотром, непо средственным измерением, проверкой приборами и опробованием сопряженных деталей.
Внешним осмотром устанавливается видимый износ, изгиб, по ломки и скручивание деталей, нарушение чистоты рабочих поверх ностей, пробоины, трещины.
Непосредственным измерением устанавливают фактические раз меры деталей и отклонения их от правильной геометрической фор
мы (кривизна плоских поверхностей, овальность или конусность цилиндрических поверхностей и др.). Износ проверяется с по мощью микрометров, штангенциркулей, индикаторов.
С помощью приборов, главным образом магнитными и ультра звуковыми дефектоскопами, определяются скрытые (внутренние и невидимые) трещины; твердость поверхностей проверяется при борами Роквелла или прессом Бриннеля.
Опробованием сопряженных деталей (провертыванием, нажа тием, передвижением) проверяется правильность сопряжений и посадок.
Результаты контроля в необходимых случаях заносят в ведо мость дефектов, которая является основным документом для от крытия заказа на ремонт, составления лимитной карточки на ма териалы, запасные части и комплектующие изделия, необходимые для ремонта машины.
Правильно организованный и проведенный контроль дает воз можность сохранить значительное количество дефицитных дета лей, обеспечивает должное качество ремонта, экономное использо вание запасных частей, снижает себестоимость ремонта машины.
§ 6. Сборка узлов и машин
Сборка представляет собой завершающую часть технологиче ского процесса ремонта узлов и машин. Сборка состоит в том, что детали и узлы в определенной последовательности соединяют друг "с другом, образуя при этом соответствующие кинематические цепи.
237
Сборка может производиться при полной или ограниченной взаи мозаменяемости деталей, а также с индивидуальной их при гонкой.
Технологический процесс сборки на ремонтном предприятии расчленяется на сборку конструктивных и сборочных элементов. Конструктивные элементы не влияют на порядок сборки, они опре деляются функциональным назначением их в машине. Сборочные элементы представляют собой детали и узлы, которые могут быть собраны отдельно от машины и затем поставлены на нее незави симо от других ее элементов. Иногда конструктивные и сборочные элементы совпадают, в этих случаях их называют конструктивносборочными.
Узел, непосредственно входящий в машину, называют группой, а узел, входящий в состав группы,— подгруппой первого порядка. Подгруппа первого порядка в свою очередь может включать под группу второго порядка и т. д.
Сборка машины (узла) начинается с установки базовой (кор пусной) детали (блок двигателя, картер коробки передач, рама ходового механизма и т. д.) на стенд, в приспособление или на площадку сборки. После этого к ней последовательно монтируют остальные детали и группы.
К о м п л е к т о в а н и е р е м о н т и р у е м ы х у з л о в и п р и г о н о ч н ы е р а б о т ы. В соответствии со схемой технологиче ского процесса ремонта машин годные и отремонтированные де тали поступают на комплектование и сборку.
Комплектование заключается в подборе и пригонке полного комплекта деталей, необходимого для сборки узла. В комплект де тали подбирают по весу, размерам и другим показателям в соот ветствии с техническими условиями. Подбор деталей ведут в ком плектовочном отделении, где комплекты деталей вместе с ком плектной ведомостью укладывают в ящики, которые затем подают на рабочие места сборки. Комплектование значительно ускоряет и упрощает сборочные работы. Однако кроме предварительной сор тировки и подборки деталей при единичной сборке с частичной взаимозаменяемостью деталей для необходимой точности сопря жения приходится прибегать к индивидуальной подгонке и исполь зованию компенсаторов.
При пригонке деталей в процессе комплектования узлов тре буемая точность сопряжения достигается путем ручной или меха нической обработки пригоняемых деталей с выполнением при не обходимости работ по зачистке, пригонке резьбы, пришабриванию, притирке, полированию, развертыванию и прошиванию отверстий и т. п.
Процесс сборки узлов состоит из ряда типовых работ по соеди нению деталей в узлы: сборки резьбовых, шпоночных и шлицевых соединений; соединений с неподвижными посадками; подшипников качения и скольжения; валов и осей; зубчатых, цепных и ремен ных передач; заклепочных и сварных соединений.
С б о р к а р е з ь б о в ы х с о е д и н е н и й производится с уче
238
том их функционального назначения и обеспечения необходимой долговечности и надежности.
Затяжка резьбовых соединений, особенно гаек, является важ ной операцией при сборке, так как слишком большое усилие может привести к разрыву болта или срыву резьбы, а недостаточное уси
лие— к ослаблению резьбового |
крепления, вызывающего |
поломку |
|||
или |
аварию. В процессе работы под |
действием растягивающей |
|||
силы |
болт удлиняется на величину |
|
|
||
|
|
*0 = |
-jrjr см, |
|
(9.3) |
где |
Р — растягивающая сила, кгс; |
|
|
||
|
I — рабочая длина болта, см; |
болта, кгс/см2; |
|
||
|
Ei — модуль упругости материала |
|
|||
|
F x— площадь |
рабочего сечения стержня болта, см2. |
|||
Усилие предварительной затяжки болта Р3 задается исходя из |
|||||
величины рабочей нагрузки и может быть определено |
по фор |
||||
муле |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
(9.4) |
|
|
|
+ |
к г с , |
||
|
|
|
1+ J K |
|
|
|
|
|
E%F2 |
|
|
где |
Р — рабочая |
нагрузка, кгс; |
|
|
|
|
р — эмпирический коэффициент; |
|
деталей, |
||
|
Е2— модуль |
упругости |
материалов стягиваемых |
||
|
кгс/см2; |
|
|
|
|
|
Е2— площадь прилегания стягиваемых поверхностей, см2. |
Для достижения усилия затяжки Р3, действующего вдоль оси болта, и преодоления силы трения в резьбе и под торцом гайки необходим крутящий момент ключа, определяемый по формуле
Ма = Р а ^ср / 5 |
+ |
Цр |
\ |
Р 3 |
к г с ■с м , |
(9.5) |
|
|
|
|
+ |Лт Т ( № - 4 ) |
|
|
||
где dcр—'Средний |
диаметр |
резьбы, |
см; |
|
|
||
5 — шаг резьбы, |
см; |
|
|
|
|
|
|
Рр — коэффициент |
трения |
резьбы (рр = 0,1—0,4 в зависимо |
|||||
сти от состояния резьбы); |
гайки; |
|
|
||||
рт — коэффициент |
трения |
торца |
|
|
|||
D — диаметр |
опорной |
поверхности гайки, см. |
|
||||
dx— диаметр |
отверстия под болт, см. |
|
|
Для обеспечения заданного момента (усилия) затяжки в ответ
ственных резьбовых соединениях применяют динамометрические или предельные ключи.
При сборке резьбовых соединений необходимо выполнять сле дующие технические условия:
— болты в отверстие детали должны входить свободно или от легкого удара деревянного молотка; зазор между болтом и де
239