ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
талью должен |
быть 0,1—0,2 |
мм |
на |
10 мм диаметра |
болта |
||
в ответственных |
соединениях |
и 0,5 |
мм — в |
обычных |
соедине |
||
ниях; |
|
|
|
болт |
(шпильку) |
до |
места |
— гайка должна навинчиваться на |
посадки от руки, но не иметь качки, так как иначе при затяжке резьба может сорваться; торец гайки должен быть перпендикуля рен оси резьбы;
— шпильки устанавливаются перпендикулярно плоскости дета ли; перекос допускается не более 0,1—0,15 мм на 100 мм длины шпильки: при завертывании шпильки необходимо создавать ра диальное и осевое натяжения, что предотвратит отвертывание шпильки при отвинчивании гайки во время разборки;
— затягивание гаек при большом числе болтов и шпилек во избежание перетягивания и деформации болтов или деталей не обходимо проводить в определенном порядке: завинтив предва рительно все гайки до соприкосновения с деталью, постепенно, по 1/3—1/2 оборота, подтягивать все гайки;
— для предупреждения самоотвинчивания гаек применяются специальные средства их стопорения (пружинные и фигурные шай
бы, |
контргайки, шплинты и др.). |
|
ся |
С б о р к а п р е с с о в ы х с о е д и н е н и й может производить |
|
при |
нормальной температуре соединяемых деталей (вхолод |
|
ную), |
а также с нагревом охватывающей или охлаждением охва |
тываемой детали.
Операция соединения деталей прессовой посадкой вхолодную заключается в том, что под давлением пресса охватываемая деталь вводится с натягом в отверстие охватывающей детали или, наобо рот, охватывающая деталь насаживается отверстием на охваты ваемую деталь.
Усилие, необходимое для запрессовки (и выпрессовки) деталей, может быть найдено по формуле
Р3 — Pfts~dl тс, |
(9.6) |
где р — удельное давление на контактных поверхностях, |
опре |
деляемое с учетом величины натяга в сопряжении, вы соты гребешков на поверхностях, материала сопрягае мых деталей и их размеров, тс/м2;
/з — коэффициент трения при запрессовке; d — диаметр охватываемой детали, м\
I — длина запрессовки, м.
Сборка деталей с подогревом заключается в том, что охваты вающая деталь нагревается до определенной температуры и сво бодно или с незначительным усилием насаживается на охватывае мую деталь. При остывании охватывающая деталь сжимается и прочно соединяется с охватываемой. Такой же результат может быть получен и при охлаждении перед сборкой охватываемой де тали.
240
Необходимую температуру нагрева или охлаждения соответст вующей детали можно подсчитать по формуле
|
< = |
Д - ° С ' |
(9.7) |
где Д — диаметральный натяг, мм\ |
|
||
d — номинальный |
диаметр |
отверстия, лш; |
|
а — коэффициент |
линейного |
расширения при нагреве охва |
|
тывающей или охлаждения охватываемой детали. |
|||
Как правило, нагрев деталей |
не превышает |
100—120° С во из |
бежание деформации деталей и структурных изменений их мате риала. Нагрев осуществляется индукционным способом, а также в печах или ваннах. Так, например, подшипники качения перед сборкой обычно нагреваются в масле.
Для охлаждения охватываемой детали при сборке используют жидкий воздух (до —190°С), твердую углекислоту (до —75°С) или аммиачные холодильники (до —120°С).
. Для запрессовки деталей применяются гидравлические, винто вые и реечные прессы, а также различные приспособления. Целе сообразно применять направляющие устройства для предупрежде ния перекоса и деформации деталей при запрессовке, а также сма зывать контактирующие поверхности деталей.
При с б о р к е ш п о н о ч н ы х и ш л и ц е в ы х с о е д и н е ний в неподвижных соединениях шпонки устанавливают в паз вала плотно, иногда с натягом, в паз ступицы — с некоторым зазо ром по радиусу. Это хорошо сохраняет центрирование детали на валу. Высокое качество подвижной посадки шпонки в ступице обес печивается тщательной подгонкой плоскостей шпонки по пазам детали. Несоблюдение этого условия неизбежно приводит к пе рекосу деталей на валу.
При сборке шлицевых соединений особое внимание уделяют осмотру состояния шлицев обеих деталей. Их поверхность должна быть без забоин, задиров, заусенцев.
Центрирование деталей в шлицевых соединениях производится по наружному диаметру шлицев вала, причем требующаяся по садка достигается шлифованием вала и протягиванием шлицевого отверстия, или по внутреннему диаметру шлицев вала с обеспече нием посадки за счет шлифования отверстия детали, или по боко вым поверхностям шлицев вала. Обычно подгоняют охватывающую деталь по валу.
Тугоразъемные шлицевые соединения осуществляют с помощью пресса или предварительным нагреванием охватывающей детали до температуры 80—120е С в водяной или масляной ванне. Собран ное соединение проверяется на качку и биение; зазор в шлицах замеряется щупом.
При с б о р к е у з л о в с п о д ш и п н и к а м и к а ч е н и я подшипники перед постановкой на место должны быть промыты и просушены. Промывку производят бензином с добавлением 6—8% минерального масла.
'/<9— 836 |
241 |
Посадка подшипников на вал выполняется по системе отвер стия, а в гнездо (корпус)— по системе вала. Если в узле вра щается вал, то посадка внутреннего кольца подшипника должна быть неподвижной, а наружного — подвижной. При вращающемся корпусе неподвижную посадку применяют для наружного кольца, а подвижную — для внутреннего. Подвижность одного кольца под шипника дает ему возможность при работе несколько проворачи ваться, что способствует равномерному износу при погрешностях
монтажа, при температурных и упругих деформациях вала и других деталей во время работы. Подшипники напрессовываются на вал
в холодном или нагретом состоянии с помощью оправок и молотка (пресса). Нагрев подшипников производят в специальных ван нах в течение 20—30 мин до тем пературы 50—100° С.
После запрессовки (напрессовки) подшипника необходимо про верить вал на легкость вращения от руки (вращение должно быть плавным, без заедайия и шума). Согласно техническим условиям радиальный люфт допускается в пределах 0,01—0,05 мм, а осе вой— 0,1—1,0 мм в зависимости от серии подшипника.
Перед у стан о вк о й в а л а (о с и ) необходимо произвести подгонку подшипников скольжения по его шейкам путем пришабривания вкладышей. Правильность прилегания шеек к поверхности под шипников проверяют по краске.
При установке валов должны быть обеспечены горизонтальное их положение, взаимная перпендикулярность или параллельность,
а также соосность соединяемых валов. Соосность, параллельность
иперпендикулярность валов достигаются подбором регулировоч ных подкладок под подшипники, узлы и валы, которые проверя ются.
Для обеспечения точности с б о р к и з у б ч а т ы х п е р е д а ч необходимо выполнить следующие операции: точно установить оси и валы в корпусе узла, тщательно подогнать шпоночные и шлице вые соединения, тщательно установить зубчатые колеса на вал с обеспечением необходимой посадки, проверить и отрегулировать зацепления передач. Для компенсации возможных ошибок в раз мерах и форме зубьев, тепловых деформаций, а также неточности сборки передач в зацеплении предусматривается боковой (5’б) и радиальный (Sp) зазоры (рис. 9.6), величина которых зависит от назначения передачи, типа и размера зуба, окружной скорости и класса точности изготовления. Так, например, для зубчатых пере
дач строительных машин величина радиального зазора принимается равной 0,2—0,25 модуля зубчатого колеса, боковой зазор для зуб
чатых колес, изготовленных по 3-му и 4-му классу точности, бе-
2 4 2
рется в пределах 0,06—0,1 модуля. Зазоры измеряются щупом или прокатыванием между зубьями свинцовой проволоки диаметром несколько большим, чем максимальный зазор, с последующим из мерением толщины деформированной проволоки.
При сборке конических зубчатых колес кроме соблюдения нор мальных зазоров необходимо обеспечить совпадение вершин на чальных конусов шестерен в точке пересечения осей валов.
Правильность зацепления зубчатых колес проверяют на краску. При вращении малого колеса, зубья которого покрыты тонким слоем лазури, на зубьях большого колеса должен остаться отпе чаток. При правильном зацеплении отпечаток должен быть в се редине и занимать не менее 60% высоты зуба и не менее 50—70% длины зуба.
При сборке червячных передач необходимо обеспечить точное расстояние между осями валов червяка и червячного колеса, пер пендикулярность между этими валами, прохождение средней пло скости червячного колеса через ось червяка, нормальные боковые зазоры в зацеплении.
Первые два условия обеспечиваются качеством изготовления и обработки корпуса редуктора.
Прохождение средней плоскости червячного колеса через ось червяка контролируют на краску, как и зацепление зубчатых ко лес. Величину бокового зазора (вдоль оси червяка) определяют по угловому смещению червяка при неподвижном колесе. Поворо том червяка до начала поворота колеса (свободный ход) опреде ляют угол поворота червяка а и пересчитывают в величину боко-* вого зазора по формуле
S 6 = ^f§-M M , |
(9.8) |
где я — Угол свободного смещения червяка, |
мин; |
т 0 — осевой модуль, мм; |
|
Z — число заходов червяка. |
|
Величина биения зубчатых колес по торцу определяется по индикатору и составляет: для колес с наружным диаметром до
150 мм — 0,06 мм, с диаметром от 200 до 400 мм — 0,08—0,1 |
мм. |
С б о р к а це пных и р е м е н н ы х п е р е д а ч состоит |
из |
установки и закрепления звездочек и шкивов на валах, а также монтажа и регулировки натяжения цепи и ремня. Установленные на валах звездочки и шкивы должны проверяться на радиальное и ' торцовое биения, которые зависят от диаметров звездочек и шкивов и не должны превышать 0,5 мм на 1 м диаметра звездо чек (шкивов).
Чтобы цепь правильно набегала на звездочку, а ремень на шкив, оси валов звездочек (шкивов) в передачах должны быть параллельны между собой, а сами звездочки (шкивы) находиться в одной плоскости.
Несоблюдение этих требований приводит к перекосу цепи или
ремня. Допустимое |
смещение звездочки (шкива) вдоль оси при |
%9* |
243 |