ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
произвольно взятая единица техники. Ее состояние будет выра жаться следующим соотношением:
Псп + Я = 1 , |
(11.7) |
где Ябсп и Р — вероятности того, что техника окажется |
боеспособ |
ной (исправной) и небоеспособной (неисправной) соответственно. Вероятность того, что указанная единица техники будет оста ваться исправной в интервале t = 1, 2, 3, ... единичных отрезков времени, определяется как вероятность осуществления последова
тельных событий:
(П.8)
где Р 1, Яг, • •., Я< — значения статистической вероятности события, состоящего в том, что единица техники выйдет из строя и окажется неисправной в 1-й, 2-й, ..., t-й единичный интервал времени,
t — общее число единичных интервалов, например суток.
Рис. 11.1. Гипотетические графики изменения от носительной величины боеспособности (производ ственного потенциала) войсковой части по тех нике:
/ — без ремонта; 2 — с ремонтом техники; *бр — время нахождения в боеспособном состоянии без ремонта; t p —
увеличение времени нахождения в боеспособном состоя нии за счет ремонта техники; Т — общее время нахо ждения части в боеспособном состоянии по технике
Обычно в оперативно-тактических расчетах полагают, что стати стические вероятности выхода из строя одинаковы для любого единичного интервала, т. е. P l —P2 —... = Pi = P. При этих условиях уровень боеспособности можно определить либо с помощью фор мулы геометрического распределения
Л сп(0 = 0 - ^ У , |
(11.9) |
либо с помощью формулы экспоненциального распределения
Рбсп (*)=е~р‘, |
(11.10) |
где е — основание натурального логарифма,
271
Погрешность замены (1 — Я )^на e~pt имеет порядок tP2/2. Если ремонт выбывающих из строя единиц техники не произво
дится, то среднее значение времени нахождения войск в боеспособ ном состоянии может быть определено по формуле
|
ig Р, |
|
Рбсп |
|
f6p |
б с п |
или tбр ■ |
•Рбр lg е |
|
t g O - Р б р ) |
||||
|
|
где Ябсп — нижняя граница уровня боеспособности техники; зна чение устанавливается командованием исходя из предстоящих задач;
Рбр — значение статистической вероятности того, что еди ница техники окажется неисправной при условии, что
ремонт не производится; |
определяется расчетом. |
В том случае, когда осуществляется |
ремонт техники, боеспособ |
ность случайным образом может изменяться от возможности вве дения в строй единиц техники за счет ремонта. При таких обстоя тельствах вероятность того, что единица техники окажется бое способной, составит для произвольно выбранного единичного ин тервала времени
^ с п - П - С Л ф - Я р ) ] ,
где Рр— статистическая вероятность возвращения техники в строй после ремонта.
В дальнейшем индекс «бр» у символа Р бР будет опущен и Р будет означать статистическую вероятность выбытия техники из
строя. Тогда Т — среднее значение времени |
нахождения войск в |
|
боеспособном состоянии с учетом ремонта техники будет равно |
||
Т = |
____ lg РбСП___ |
( 1 1. 1 1) |
|
lg [1 — (Р — Рр)] |
|
П р и м ер . Дано: Ябед= 0,5; |
Р = 0,3; Яр = 0,15. |
Найти среднее число |
суток нахождения единицы войск в боеспособном состоянии по тех
нике. |
1 |
Подставив значения Рбсп и Р в формулу |
(11.11), найдем /бр = |
= 1,94, а если осуществлять ремонт техники, то время Т составит 4,24 суток, т. е. увеличится по сравнению с /бр в 2,18 раза.
Задача проектирования системы ремонта с использованием в качестве критерия времени Т сводится к максимизации Т при за данной величине трудовых ресурсов на ремонт техники.
В ел и ч и н а б езд ей ству ю щ и х р есу р со в . Техника, подвергающаяся
ремонту, и техническое оснащение системы, осуществляющей ре монт, представляют собой овеществленный труд. На их создание израсходована определенная величина трудовых, материальных и денежных ресурсов страны. В вероятностной (да и в детермини рованной) системе всегда что-либо простаивает: либо техника в ожидании ремонта, либо оборудование (станки, мастерские и т. п.) в ожидании ремонтного фонда. Вследствие этого ресурсы, сосре доточенные в технике и в мастерских (ремонтных средствах), в каком-либо количестве оказываются бездействующими. При проек
272
тировании систем ремонта важно найти такое решение, при кото ром вооружение, техника и ремонтные мастерские не бездейство вали бы в ожидании ремонта или в ожидании ремонтного фонда. Поэтому в качестве меры эффективности системы ремонта можно использовать величину бездействующих ресурсов, вложенных в простаивающие в ожидании ремонта вооружение и технику, и в простаивающие в ожидании ремонтного фонда технические сред ства системы ремонта.
Если в качестве эквивалента важности техники принимается ее денежная стоимость, то в качестве критерия эффективности систе мы ремонта можно принимать величину бездействующих денежных ресурсов, вложенных в технику и в систему ремонта. Величина бездействующих ресурсов является случайной, поэтому мерой эф фективности системы служит математическое ожидание этой ве
личины, определяемое по формуле |
|
|
|||
|
С (х ) = CTLopr -f СрRx, |
|
(11.12) |
||
где Ст и Ср — среднее |
значение |
денежной |
стоимости |
ресурсов, |
|
|
вложенных в единицу техники и в единичное ре |
||||
|
монтное |
средство, |
руб.; |
|
|
С (х) — среднее |
значение |
величины |
денежной |
стоимости |
|
_ |
бездействующих ресурсов, руб.; |
|
|||
L0Vx— среднее число простаивающих в ожидании ремонта |
|||||
|
единиц техники, когда система состоит из ж-единич- |
||||
|
ных элементов |
(мастерских, человек, |
станков |
||
|
и т. п.); |
|
|
|
|
Rx — среднее число простаивающих из-за отсутствия ре монтного фонда единичных элементов системы ре монта, когда система состоит из х элементов.
При использовании критерия С (х) задача определения наибо лее эффективного варианта системы ремонта сводится к подбору такого числа единичных элементов х —\, 2, ..., при котором функ
ция С(х) принимает минимальное значение.
Стоимость потерянного времени. В том случае, когда время простоя техники и ремонтных органов можно измерить денежной стоимостью, целесообразно в качестве критерия эффективности ис пользовать математическое ожидание величины денежной стоимо сти потерянного времени, определяемое по формуле
т (*) = с г.„Г ор, |
+ с р.п/?,, |
(11.13) |
где Ст. п и Ср,п — среднее значение |
денежной стоимости |
машино- |
смены или продукции, обеспечиваемой в единицу времени единицей техники и единичным ремонт ным элементом в единицу времени, руб./время;
7 (х) — математическое ожидание потенциальной вели чины потерянного времени, выраженного денеж ной стоимостью продукции, которую могли бы
273
обеспечить простаивающие единицы техники и единичные элементы системы при общем количе стве элементов системы, равном х, руб./время.
Задача построения наиболее эффективной системы сводится к
отысканию такого числа элементов, при котором функция х) при нимает минимальное значение.
Относительная стоимость технического оснащения системы ре монта характеризует соотношение между стоимостью ремонтных мастерских данной войсковой части и стоимостью машин и меха низмов, принадлежащих части и подлежащих обслуживанию ма стерскими.
Фондовооруженность производственников характеризует уро вень технической оснащенности рабочих-производственников, заня тых ремонтом и обслуживанием техники части.
Относительная нагрузка производственников косвенно харак теризует сложность, ответственность и величину области знаний по ремонту машины применительно к одному производственнику. Обобщенной мерой нагрузки обычно служит стоимость техники, приходящаяся на одного производственника ремонтной мастер ской.
Исходные данные для проектирования системы ремонта техни ки, как это следует из рассмотренных критериев и показателей системы, различны. К ним относятся:
—интенсивность выбытия техники из строя и в ремонт в мас штабе рассматриваемой воинской части;
—расход ресурсов (труда, времени, материалов, денежных
средств и т. и.) на единичный ремонт;
— требуемое значение функционального параметра системы ре монта, выражаемого либо числом р, либо относительной величиной боеспособности P qсп;
— ограничения, накладываемые на выбор варианта системы ре монта и ее элементов.
Этапы проектирования системы ремонта. Процесс проектирова ния может включать различные операции. Это зависит от харак теристики задачи. Если задача проектирования состоит в нахо ждении параметров «входа», структуры и мощности системы ре монта при заданных значениях «выхода», т. е. заданных значениях функционального параметра р или Рбсп, то этапами процесса про ектирования системы ремонта являются:
—определение потока отказов техники и требований на ре
монт;
—определение трудоемкости и других показателей единичного
ремонта;
—отыскание показателей распределения потока требований между уровнями системы ремонта;
—нахождение структуры и мощности единичных ремонтных
органов (ремонтных предприятий);
— разработка проекта ремонтного предприятия для данной войсковой единицы;
274
— создание ремонтного предприятия (мастерской), испытание и доводка.
Первые четыре этапа могут объединяться в один, который на зывают иногда этапом определения программы ремонтного пред приятия. Собственно проектирование ремонтного предприятия за ключается в подборе необходимого производственного и управ ленческого персонала, в подборе и компоновке технологического оборудования и оснастки, в размещении рабочих мест и оборудо вания в помещениях (стационарных или подвижных). Результаты работы на данном этапе представляются в виде чертежей, поясни тельных записок и расчетных данных, пользуясь которыми можно строить (изготовлять) ремонтное предприятие и комплектовать его личным составом.
Создание ремонтного предприятия (мастерской), испытание и доводка являются завершающим этапом проектирования. Работа на этом этапе заключается в корректировке решений, принятых на этапе собственно проектирования.
§ 2. Расчет программы ремонтного предприятия
Программа ремонтного предприятия выражается числом ре монтов, отнесенных к единице времени, и трудоемкостью каждого ремонта и всех ремонтов, поступающих для выполнения в указан ную единицу времени.
В качестве единицы времени при проектировании ремонтных предприятий принимают либо год, либо сутки. Для стационарных
ремонтных предприятий, предназначаемых для выполнения капи тальных ремонтов, единицей времени является чаще всего год, а для ремонтных мастерских частей и подразделений — одни произ вольно взятые на интервале боевой операции (или другом интер вале времени) сутки. Это обусловлено характером поступления тре бований на ремонт в стационарное предприятие и в мастерские.
В первом случае поток заявок на ремонт считается детерминирован ным, а в другом — вероятностным. В связи с этим программа ре монтных предприятий стационарного типа выражается определен ными числами, а ремонтных мастерских частей — вероятностными показателями (средним числом, функцией распределения, диспер сией) .
Среднее число ремонтов, которые потребуется выполнить для возвращения машин в строй в течение произвольно взятых суток интервала операции, определяется по формуле
\ ? = ( Р $ + Р и{№ % 1 Щ ш т ., |
(11.14) |
где — среднесуточная списочная численность машин, подле жащих обслуживанию данным ремонтным органом, шт.;
Р(Д-статистическая вероятность-выбытия машины в ремонт от боевого поражения;
275
р(/>_ статистическая вероятность выбытия машины в ремонт
врезультате износа (старения);
P*lt — условная вероятность того, что ремонт, вызванный из
носом машины, не будет поглощен вышестоящим по сложности ремонтом, вызванным боевым поражением
этой |
машины; |
значение |
|
колеблется |
в пределах |
||
0,1 < 7 ^ < 0 ,8 ; |
/=1, 2, |
..., т , |
г — номер |
типа маши |
|||
ны; т |
— всего типов машин; / =-1, 2, |
..., |
о; / — номер |
||||
вида |
ремонта или технического |
обслуживания; / = 1— |
|||||
отказ, |
требующий списания машины; |
/ = 2 — отказ, тре |
|||||
бующий капитального ремонта; |
/ = 3 — отказ, требую |
||||||
щий среднего ремонта; |
/ = 4 — отказ, |
требующий |
теку |
||||
щего |
ремонта |
машины; |
/ = 5 — отказ, |
требующий |
тех |
нического обслуживания № 2; / = 6 — отказ, требующий технического обслуживания № 1.
Указанная нумерация видов ремонтов и технических обслуживаний распространяется на все виды автотракторной техники. Что касается машин, в классификации ремонтов которых нет сред него и текущего ремонтов, а имеется промежуточный, то для них вместо среднего ремонта будет включаться промежуточный ремонт, а вместо текущего — «нуль», т. е. не будет ремонта под номе ром 4.
Статистическая вероятность появления требования на ремонт машины, вызванный боевым поражением — Р (Ц , устанавливается
на основе специальных исследований либо задается заказчиком проекта.
Статистическая вероятность выбытия машины в ремонт (обслу
живание) |
/-го вида определяется по формуле |
|
|||
|
|
|
т-{ ''«Г |
|
(11.15) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(11.16) |
где |
математическое |
ожидание (среднее значение) работы |
|||
|
машины до очередного ремонта /-го вида, ч (км)\ |
||||
|
нормативная величина работы новой машины до оче |
||||
|
редного ремонта /-го вида при правильном управлении |
||||
|
машиной и эксплуатации ее в нормальных |
условиях, |
|||
|
ч (км); |
|
работа машины, ч (км); |
|
|
Т; — среднесуточная |
влияние |
||||
р\?>— статистический |
коэффициент, |
учитывающий |
|||
|
возраста машины на величину межремонтного перио |
||||
|
да; 0,8 < |
< 1 ,0 ; |
|
|
|
р $ — статистический |
коэффициент, |
учитывающий |
влияние |
||
|
квалификации экипажа на величину межремонтного |
||||
|
периода; |
0,7 </>У) < 1,0; |
|
|
276