ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
Анализ существующих норм времени на ремонт показывает, что если исключить из общей трудоемкости ремонта трудоемкость опе раций разборки-сборки и ремонта блоков и агрегатов, слесарно подгоночные и станочные работы, то в результате трудоемкость единичного ремонта может сократиться на 70—75%.
Примерно аналогичные соотношения затрат труда наблюдаются и при выполнении текущих ремонтов техники. В этом можно убе диться, если обратиться к табл. 11.1, в которой приведены ориен тировочные распределения обшей трудоемкости текущих ремонтов техники между различными видами операций.
Из приведенных в табл. 11.1 данных следует, что доля трудоемкЪсти операций текущего ремонта, которые не могут быть вы полнены «в отрыве» от ремонтируемой единицы техники, в среднем составляет 0,6—0,7 полной величины нормативной трудоемкости ремонта данного вида.
Соотношение между различными операциями устанавливают на основе технологических карт ремонта техники, восстановления и изготовления деталей. Такой способ определения Ьк является весь ма трудоемким, особенно для случая, когда ремонтировать прихо дится машины многих типов. Поэтому при разработке структуры ремонтных органов, обслуживающих строительную технику, обыч
но используют статистические распределения, |
приведенные в |
||||||
табл. 11.2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 11.1 |
|
Распределение общей трудоемкости текущего ремонта |
|
||||||
|
|
основных типов техники |
|
|
|||
|
|
|
|
Доля трудоемкости операций Рk ’ % |
|||
Наименование технологических |
Трак |
Буль |
Автоса |
Авто |
Автомо |
||
|
операций и работ |
били |
|||||
|
торы |
дозеры |
мосвалы |
тягачи |
|||
|
|
|
грузовые |
||||
|
|
|
|
|
|
|
бортовые |
Контрольные, крепежные и регули |
10,5 |
9,0 |
8 |
8,5 |
|
||
ровочные |
операции ......................... |
7,5 |
|||||
Разборочно-сборочные |
операции . . |
28,0 |
29,0 |
32 |
30 |
28,5 |
|
Слесарные |
разборочно-сборочные |
|
|
|
|
|
|
операнда при ремонте узлов и аг- |
24,0 |
26,5 |
22 |
22 |
|
||
регатов .................................................. |
21 |
||||||
Станочные |
работы ............................. |
10,5 |
9,5 |
10 |
11 |
10,5 |
|
Медницко-жестяницкие |
работы . . |
4,5 |
4,0 |
5,5 |
5,5 |
6,0 |
|
Кузнечные и сварочные операции . . |
9,5 |
11,5 |
12 |
7,5 |
9,0 |
||
Электротехнические работы . . . . |
3, 5 |
3, 0 |
6 |
8 |
8,5 |
||
Моечные, малярные, столярные, вул- |
9,5 |
7,5 |
4,5 |
7,5. |
|
||
канизационные и др.......................... |
9,5 |
Следует учитывать, что приведенные в табл. 11.2 значения Рк могут отклоняться от приведенных, особенно в ремонтных органах, специализированных на ремонте отдельных типов техники, и в мастерских по ремонту машин на готовых узлах и агрегатах.
281
|
|
Т а б л и ц а 11.-2 |
Распределение общей трудоемкости ремонта техники |
||
между видами работ |
|
|
|
Доля трудоемкости Р^ , “/в |
|
Наименование работ |
при ремонте экска |
всех работ» возлагаемых |
|
ваторов и тракторов |
на ремонтный орган |
Слесарно-сборочные ............................. |
5 0 -6 0 |
45—65 |
Станочные ............................................. |
10 -15 |
10— 20 |
Кузнечные ............................................. |
4—7 |
8— 10 |
Сварочные ............................................. |
4—7 |
3—5 |
Электроремонтные ............................... |
2—5 |
2 - 3 |
Медницко-жестяницкие...................... |
4—6 |
3 - 5 |
Прочие ...................................................... |
6— 10 |
8— 12 |
В с е г о . . . |
100 |
100 |
Производственная мощность функциональных технологических элементов ремонтного органа (фонд рабочего времени, необходим мый для технологического элемента процесса ремонта) определяет ся по формуле
, |
Wk = xwPh, |
(11.30) |
где w — фонд |
рабочего времени единичного |
ремонтного сред |
ства; |
|
|
х — число единичных ремонтных средств; |
|
|
Pk— то же, |
что в формуле (11.28). |
|
Величина Wu является исходной для определения числа произ водственников для рабочего поста, участка, цеха и для комплек тования ремонтного органа производственниками соответствующих профессий. Число производственников, необходимое для выполне ния работ k-vo наименования, определяется по формуле
W£ |
\lTpr9rPk |
(11.31) |
|
Уk w |
W |
||
|
|||
где w — фонд рабочего времени |
одного производственника. |
|
|
По числу ун устанавливается |
необходимость создания специа |
лизированных постов, участков и цехов в составе ремонтного ор гана.
Общая численность работающих ремонтного органа включает;
— основных производственных рабочих, занятых непосредст венно на выполнении технологических операций по ремонту техни ки и изготовлению новой продукции;
— вспомогательных рабочих, к которым относятся производст венники вспомогательных цехов, а также вспомогательные рабочие основных производственных участков и цехов (транспортники, смазчики, раздатчики инструмента, браковщики, наладчики и т. п.);
инженерно-технических работников;
282
— служащих, к числу которых относятся конторские работни ки, работники учета, чертежники, кладовщики, не выполняющие физической работы по перемещению и укладке грузов, и т. п.;
— младший обслуживающий персонал (уборщики, гардероб щики, посыльные, курьеры и т. п.).
Численность работающих, кроме количества основных производ ственных рабочих, устанавливается путем детального анализа ус ловий работы ремонтного органа и выполняемых им задач. Пред варительно число указанных категорий работающих находят мето дом аналогий.
После того как общая трудоемкость ремонтной программы рас пределена с помощью формул (11.29) и (11.31) между видами работ в соответствии, например с соотношениями табл. 11.2, при нимается решение о создании и проектировании самостоятельных цехов.
Ремонтно-сборочный цех ремонтной мастерской (предприятия) является основной производственной единицей. Может быть не сколько ремонтно-сборочных цехов (участков), что зависит от но менклатуры ремонтируемых машин и их технологичности. Про грамма цеха составит
Qc6 Р'трг^/'^сб)
где рхрг — среднее число подлежащих ремонту в данном r-м ре монтном органе машин, определяемое по формуле
(И.19);
qr — средняя трудоемкость единичного ремонта, определяе мая по формуле (11.21), чел.-час.;
Р сб— доля трудоемкости ремонтно-сборочных работ, прини маемая по табл. 11.2.
Ремонтно-сборочные цехи предназначаются для выполнения следующих операций:
—разборки машин на агрегаты, узлы и детали;
—мойки и очистки узлов и деталей разобранной машины и агрегатов;
—дефектации и комплектования отдельных деталей, узлов и
агрегатов;
— ремонта, слесарно-подгоночных работ и сборки из деталей, узлов и агрегатов машины;
—испытания и обкатки агрегатов и машины после ремонта;
—окраски и сдачи машины после ремонта.
Кроме того, выполняются работы по наружной мойке, а в необ ходимых случаях и дезактивация машины.
Состав ремонтно-сборочных цехов различен; в них могут вхо дить следующие отделения, участки и службы:
— производственные отделения, к которым относятся отделе ния (посты) разборки, ремонта и сборки узлов и агрегатов, посты мойки и очистки, комплектовки узлов, испытания, окраски ма шины;
283
— вспомогательные отделения, к которым относятся промежу точные склады, инструментальная кладовая, дефектовочное отде ление, ОТК и др.;
— служебные и бытовые помещения: для технической части, для бухгалтерии, гардероб, для приема пищи и т. п.
Состав производственных и вспомогательных отделений зави сит от программы цеха и принятого метода ремонта. При большой программе некоторые отделения могут быть превращены в само стоятельные участки.
Задачи и состав ремонтно-сборочного цеха должны уточняться на основе заданной (по объему и номенклатуре) программы цеха.
Структура цеха и его оснащенность зависят в первую очередь от программы и технологической сложности ремонтируемых ма шин, трудоемкости их ремонта, темпа ремонта, возможности рас-
ччленения машины на сборочные элементы и метода производства ремонта.
Ремонт машин в цехе может в зависимости от названных фак торов производиться различными методами: индивидуальным (ме тод универсальных бригад), узловым (метод специализированных бригад) и поточным.
Для выбора метода производства ремонта необходимо машину расчленить на сборочные элементы, а процесс ремонта — на ре монтно-сборочные операции. Подробность решения этих вопросов зависит главным образом от серийности программы. При большой серийности процесс разбивается на малые по трудоемкости опе рации.
Операции, подбираемые на тот или иной рабочий пост, должны быть такими, чтобы количество исполнителей т , необходимое для производства ремонта данного узла или агрегата, составляло це лое и по возможности малое число:
|
|
|
т = |
- k, |
(11.32) |
|
где |
V— норма времени на ремонт данного узла |
или агрегата |
||||
|
или трудоемкость всех работ, выполняемых на дан |
|||||
|
ном рабочем |
посту (на одну машину), чел.-час.; |
||||
|
k— коэффициент, |
учитывающий разницу между величи* |
||||
|
нами Шр.м и |
шр, |
равный I < k wp,Jw p, |
|||
|
•с— промежуток |
времени (часов, смен), через который |
||||
|
очередная машина будет отремонтирована, называе |
|||||
|
мый тактом; |
т = шр.м/п; |
расчетный пе |
|||
|
п — количество ремонтов, выполняемых за |
|||||
|
риод; |
|
|
фонд времени соответственно рабо |
||
wp и wpM— действительный |
||||||
|
чего и |
рабочего |
места (поста), ч. |
|
||
|
Обобщение опыта |
работы |
ремонтных предприятий показывает, |
что количество работающих одновременно на одном рабочем по сту т следует принимать в пределах:
£ 8 4
— разборка-сборка из агрегатов шасси тяжелых самоходных строительных машин — 3 < о т < [5 чел.;
— разборка-сборка из агрегатов тракторов, автосамосвалов —
2<!/?г<^3 чел.;
— разборка-сборка лебедок, гидроуправленид, ходового ме ханизма и других агрегатов строительных машин — 2<^от<^3 чел.
Операции, подбираемые для того или иного поста, должны но сить законченный характер применительно к ремонтируемому узлу. Это необходимо для повышения ответственности исполнителей при выполнении работ и облегчения контроля работ.
Если для обеспечения заданного темпа ремонта крупных строи тельных машин необходимый состав бригады исполнителей для ремонта всей машины не будет превышать 4— 6 человек, то прини мается метод универсальных бригад. При наличии большого числа исполнителей в одной бригаде (6 —7 человек) целесообразно рас членить процесс и выполнять ремонтные работы узловым методом, т. е. на специализированных постах.
Если необходимое количество рабочих т на одном посту (при узловом методе ремонта) будет составлять 30—50 человек и более, следует оценить возможность применения поточного метода про изводства ремонта.
Для таких машин, как автомобиль, компрессор, электростанция и т. п., переход от специализированных постов на поточный метод ремонта целесообразен при т > 2 0 , а при ремонте двигателей — при г а > 1 0 .
При расширенной номенклатуре машин, ремонтируемых в цехе, и незначительном общем числе их расчет производственных отде лений и постов производится на основе удельной трудоемкости раз
личных работ |
(мойка, дефектация, разборка и сборка, |
испытание |
и т. п.). |
(пост) мойки и очистки готовит машину, |
а затем ее |
Отделение |
узлы и детали к ремонту. Машина подвергается внешней мойке для удаления грязи, пыли и следов заражения. Пост внешней мойки должен находиться на таком удалении от основных цехов, чтобы отходы не загрязняли их территорию. Мойка деталей, кроме крупногабаритных (рам, станин и т. п.), после разборки машины должна производиться в моечных машинах или в горячих моечных ваннах, располагаемых в цехе.
Количество необходимых моечных ванн определяется по фор муле
|
т . |
Qt |
шт., |
(11.33) |
|
|
|||
где |
<7 -—одновременная |
загрузка |
деталей |
в ванну, кг {q^> |
|
~ 500 кг); |
|
с учетом |
времени на загрузку |
|
t — время мойки .(вйварки) |
|||
|
и выгрузку, ч |
(t~2 ч); |
|
|
|
У7о6— фонд времени оборудования за расчетный период, ч; |
12— 836 |
285 |