Файл: Ремонт строительных машин учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ существующих норм времени на ремонт показывает, что если исключить из общей трудоемкости ремонта трудоемкость опе­ раций разборки-сборки и ремонта блоков и агрегатов, слесарно­ подгоночные и станочные работы, то в результате трудоемкость единичного ремонта может сократиться на 70—75%.

Примерно аналогичные соотношения затрат труда наблюдаются и при выполнении текущих ремонтов техники. В этом можно убе­ диться, если обратиться к табл. 11.1, в которой приведены ориен­ тировочные распределения обшей трудоемкости текущих ремонтов техники между различными видами операций.

Из приведенных в табл. 11.1 данных следует, что доля трудоемкЪсти операций текущего ремонта, которые не могут быть вы­ полнены «в отрыве» от ремонтируемой единицы техники, в среднем составляет 0,6—0,7 полной величины нормативной трудоемкости ремонта данного вида.

Соотношение между различными операциями устанавливают на основе технологических карт ремонта техники, восстановления и изготовления деталей. Такой способ определения Ьк является весь­ ма трудоемким, особенно для случая, когда ремонтировать прихо­ дится машины многих типов. Поэтому при разработке структуры ремонтных органов, обслуживающих строительную технику, обыч­

но используют статистические распределения,

приведенные в

табл. 11.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 11.1

Распределение общей трудоемкости текущего ремонта

 

 

 

основных типов техники

 

 

 

 

 

 

Доля трудоемкости операций Рk ’ %

Наименование технологических

Трак­

Буль­

Автоса­

Авто­

Автомо­

 

операций и работ

били

 

торы

дозеры

мосвалы

тягачи

 

 

 

грузовые

 

 

 

 

 

 

 

бортовые

Контрольные, крепежные и регули­

10,5

9,0

8

8,5

 

ровочные

операции .........................

7,5

Разборочно-сборочные

операции . .

28,0

29,0

32

30

28,5

Слесарные

разборочно-сборочные

 

 

 

 

 

операнда при ремонте узлов и аг-

24,0

26,5

22

22

 

регатов ..................................................

21

Станочные

работы .............................

10,5

9,5

10

11

10,5

Медницко-жестяницкие

работы . .

4,5

4,0

5,5

5,5

6,0

Кузнечные и сварочные операции . .

9,5

11,5

12

7,5

9,0

Электротехнические работы . . . .

3, 5

3, 0

6

8

8,5

Моечные, малярные, столярные, вул-

9,5

7,5

4,5

7,5.

 

канизационные и др..........................

9,5

Следует учитывать, что приведенные в табл. 11.2 значения Рк могут отклоняться от приведенных, особенно в ремонтных органах, специализированных на ремонте отдельных типов техники, и в мастерских по ремонту машин на готовых узлах и агрегатах.

281


 

 

Т а б л и ц а 11.-2

Распределение общей трудоемкости ремонта техники

между видами работ

 

 

Доля трудоемкости Р^ , “/в

Наименование работ

при ремонте экска­

всех работ» возлагаемых

 

ваторов и тракторов

на ремонтный орган

Слесарно-сборочные .............................

5 0 -6 0

45—65

Станочные .............................................

10 -15

10— 20

Кузнечные .............................................

4—7

8— 10

Сварочные .............................................

4—7

3—5

Электроремонтные ...............................

2—5

2 - 3

Медницко-жестяницкие......................

4—6

3 - 5

Прочие ......................................................

6— 10

8— 12

В с е г о . . .

100

100

Производственная мощность функциональных технологических элементов ремонтного органа (фонд рабочего времени, необходим мый для технологического элемента процесса ремонта) определяет­ ся по формуле

,

Wk = xwPh,

(11.30)

где w — фонд

рабочего времени единичного

ремонтного сред­

ства;

 

 

х — число единичных ремонтных средств;

 

Pk— то же,

что в формуле (11.28).

 

Величина Wu является исходной для определения числа произ­ водственников для рабочего поста, участка, цеха и для комплек­ тования ремонтного органа производственниками соответствующих профессий. Число производственников, необходимое для выполне­ ния работ k-vo наименования, определяется по формуле

\lTpr9rPk

(11.31)

Уk w

W

 

где w — фонд рабочего времени

одного производственника.

 

По числу ун устанавливается

необходимость создания специа­

лизированных постов, участков и цехов в составе ремонтного ор­ гана.

Общая численность работающих ремонтного органа включает;

— основных производственных рабочих, занятых непосредст­ венно на выполнении технологических операций по ремонту техни­ ки и изготовлению новой продукции;

— вспомогательных рабочих, к которым относятся производст­ венники вспомогательных цехов, а также вспомогательные рабочие основных производственных участков и цехов (транспортники, смазчики, раздатчики инструмента, браковщики, наладчики и т. п.);

инженерно-технических работников;

282


— служащих, к числу которых относятся конторские работни­ ки, работники учета, чертежники, кладовщики, не выполняющие физической работы по перемещению и укладке грузов, и т. п.;

— младший обслуживающий персонал (уборщики, гардероб­ щики, посыльные, курьеры и т. п.).

Численность работающих, кроме количества основных производ­ ственных рабочих, устанавливается путем детального анализа ус­ ловий работы ремонтного органа и выполняемых им задач. Пред­ варительно число указанных категорий работающих находят мето­ дом аналогий.

После того как общая трудоемкость ремонтной программы рас­ пределена с помощью формул (11.29) и (11.31) между видами работ в соответствии, например с соотношениями табл. 11.2, при­ нимается решение о создании и проектировании самостоятельных цехов.

Ремонтно-сборочный цех ремонтной мастерской (предприятия) является основной производственной единицей. Может быть не­ сколько ремонтно-сборочных цехов (участков), что зависит от но­ менклатуры ремонтируемых машин и их технологичности. Про­ грамма цеха составит

Qc6 Р'трг^/'^сб)

где рхрг — среднее число подлежащих ремонту в данном r-м ре­ монтном органе машин, определяемое по формуле

(И.19);

qr — средняя трудоемкость единичного ремонта, определяе­ мая по формуле (11.21), чел.-час.;

Р сб— доля трудоемкости ремонтно-сборочных работ, прини­ маемая по табл. 11.2.

Ремонтно-сборочные цехи предназначаются для выполнения следующих операций:

разборки машин на агрегаты, узлы и детали;

мойки и очистки узлов и деталей разобранной машины и агрегатов;

дефектации и комплектования отдельных деталей, узлов и

агрегатов;

— ремонта, слесарно-подгоночных работ и сборки из деталей, узлов и агрегатов машины;

испытания и обкатки агрегатов и машины после ремонта;

окраски и сдачи машины после ремонта.

Кроме того, выполняются работы по наружной мойке, а в необ­ ходимых случаях и дезактивация машины.

Состав ремонтно-сборочных цехов различен; в них могут вхо­ дить следующие отделения, участки и службы:

— производственные отделения, к которым относятся отделе­ ния (посты) разборки, ремонта и сборки узлов и агрегатов, посты мойки и очистки, комплектовки узлов, испытания, окраски ма­ шины;

283


— вспомогательные отделения, к которым относятся промежу­ точные склады, инструментальная кладовая, дефектовочное отде­ ление, ОТК и др.;

— служебные и бытовые помещения: для технической части, для бухгалтерии, гардероб, для приема пищи и т. п.

Состав производственных и вспомогательных отделений зави­ сит от программы цеха и принятого метода ремонта. При большой программе некоторые отделения могут быть превращены в само­ стоятельные участки.

Задачи и состав ремонтно-сборочного цеха должны уточняться на основе заданной (по объему и номенклатуре) программы цеха.

Структура цеха и его оснащенность зависят в первую очередь от программы и технологической сложности ремонтируемых ма­ шин, трудоемкости их ремонта, темпа ремонта, возможности рас-

ччленения машины на сборочные элементы и метода производства ремонта.

Ремонт машин в цехе может в зависимости от названных фак­ торов производиться различными методами: индивидуальным (ме­ тод универсальных бригад), узловым (метод специализированных бригад) и поточным.

Для выбора метода производства ремонта необходимо машину расчленить на сборочные элементы, а процесс ремонта — на ре­ монтно-сборочные операции. Подробность решения этих вопросов зависит главным образом от серийности программы. При большой серийности процесс разбивается на малые по трудоемкости опе­ рации.

Операции, подбираемые на тот или иной рабочий пост, должны быть такими, чтобы количество исполнителей т , необходимое для производства ремонта данного узла или агрегата, составляло це­ лое и по возможности малое число:

 

 

 

т =

- k,

(11.32)

где

V— норма времени на ремонт данного узла

или агрегата

 

или трудоемкость всех работ, выполняемых на дан­

 

ном рабочем

посту (на одну машину), чел.-час.;

 

k— коэффициент,

учитывающий разницу между величи*

 

нами Шр.м и

шр,

равный I < k wp,Jw p,

 

•с— промежуток

времени (часов, смен), через который

 

очередная машина будет отремонтирована, называе­

 

мый тактом;

т = шр.м/п;

расчетный пе­

 

п — количество ремонтов, выполняемых за

 

риод;

 

 

фонд времени соответственно рабо­

wp и wpM— действительный

 

чего и

рабочего

места (поста), ч.

 

 

Обобщение опыта

работы

ремонтных предприятий показывает,

что количество работающих одновременно на одном рабочем по­ сту т следует принимать в пределах:

£ 8 4


— разборка-сборка из агрегатов шасси тяжелых самоходных строительных машин — 3 < о т < [5 чел.;

— разборка-сборка из агрегатов тракторов, автосамосвалов —

2<!/?г<^3 чел.;

— разборка-сборка лебедок, гидроуправленид, ходового ме­ ханизма и других агрегатов строительных машин — 2<^от<^3 чел.

Операции, подбираемые для того или иного поста, должны но­ сить законченный характер применительно к ремонтируемому узлу. Это необходимо для повышения ответственности исполнителей при выполнении работ и облегчения контроля работ.

Если для обеспечения заданного темпа ремонта крупных строи­ тельных машин необходимый состав бригады исполнителей для ремонта всей машины не будет превышать 4— 6 человек, то прини­ мается метод универсальных бригад. При наличии большого числа исполнителей в одной бригаде (6 —7 человек) целесообразно рас­ членить процесс и выполнять ремонтные работы узловым методом, т. е. на специализированных постах.

Если необходимое количество рабочих т на одном посту (при узловом методе ремонта) будет составлять 30—50 человек и более, следует оценить возможность применения поточного метода про­ изводства ремонта.

Для таких машин, как автомобиль, компрессор, электростанция и т. п., переход от специализированных постов на поточный метод ремонта целесообразен при т > 2 0 , а при ремонте двигателей — при г а > 1 0 .

При расширенной номенклатуре машин, ремонтируемых в цехе, и незначительном общем числе их расчет производственных отде­ лений и постов производится на основе удельной трудоемкости раз­

личных работ

(мойка, дефектация, разборка и сборка,

испытание

и т. п.).

(пост) мойки и очистки готовит машину,

а затем ее

Отделение

узлы и детали к ремонту. Машина подвергается внешней мойке для удаления грязи, пыли и следов заражения. Пост внешней мойки должен находиться на таком удалении от основных цехов, чтобы отходы не загрязняли их территорию. Мойка деталей, кроме крупногабаритных (рам, станин и т. п.), после разборки машины должна производиться в моечных машинах или в горячих моечных ваннах, располагаемых в цехе.

Количество необходимых моечных ванн определяется по фор­ муле

 

т .

Qt

шт.,

(11.33)

 

 

где

<7 -—одновременная

загрузка

деталей

в ванну, кг {q^>

 

~ 500 кг);

 

с учетом

времени на загрузку

 

t — время мойки .(вйварки)

 

и выгрузку, ч

(t~2 ч);

 

 

 

У7о6— фонд времени оборудования за расчетный период, ч;

12— 836

285