Файл: Морозов, В. А. Регулярные методы решения некорректно поставленных задач-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
строении, совершают незави |
|
|
|
||||||
симые |
продольные |
колеба- |
|
] апл |
г |
||||
ими как самостоятельные ко- |
<±- |
||||||||
:-Щ |
|||||||||
лебательные |
системы |
(см. |
|
||||||
§ II.4). Каждая часть вклю |
|
— J |
|
||||||
чает в себя одну опору вме |
|
|
|||||||
сте с неподвижно |
опертыми |
|
|
|
|||||
на нее пролетными строе |
|
|
|
||||||
ниями; |
при этом |
пролетные |
|
|
|
||||
строения, подвижно опертые |
|
|
|
||||||
на данную опору, в состав |
|
|
|
||||||
рассматриваемой |
части |
не |
|
|
|
||||
входят и относятся к сосед |
Рис. VI 1.2. Динамическая расчетная схе |
||||||||
ней (см. рис. |
II.9). |
Нетруд |
|||||||
но видеть, что в балочных |
ма промежуточной опоры |
|
|||||||
разрезных |
мостах |
могут |
|
|
|
встретиться следующие виды таких самостоятельных частей (рис. VII.1):
а) промежуточная опора с одним неподвижно опертым пролет ным строением (рис. VII.1, а);
б) то лее, с двумя неподвилшо опертыми пролетными строения ми (рис. VII.1, б);
в) промежуточная опора без пролетных строений (оба поддерЛчиваемые ею пролетных строения имеют на данной опоре подвилсные опирания и включены в соседние части (рис. VII.1, <9);
г) береговая опора (устой) с неподвижно опертым пролетным строением (рис. V II.1, е);
д) то лее, без пролетного строения (рис. VII.1, г).
Расчетную методику подробно рассмотрим для случая промежу точной опоры с одним пролетным строением (рис. VII.1, а). Пока предполагаем, что опора имеет фундамент неглубокого заложения на естественном основании. Особенности других случаев отметим в соответствующих местах.
Будем придерлсиваться общей последовательности расчетов, излолсенной в § VI.2.
С целью получения динамической расчетной схемы дискретного типа сгруппируем распределенные вертикальные нагрузки рассмат риваемой системы в виде сосредоточенных грузов (рис. VII.2). Продольные' смещения отдельных точек пролетного строения отли чаются от смещения верха опоры (неподвижной опорной части) только продольными деформациями пролетного строения.
Однако эти деформации ввиду большой продольной лсесткостнпролетного строения 'пренебрежимо Малы но сравнению со смеще нием верха опоры, обусловленным деформациям ее конструкции и основания.
Поэтому мол<но считать, что пролетное строение смещается вдоль моста вместе с верхней точкой опоры как единая жесткая конструк ция. Сообразно с этим вес пролетного строения молсет быть пред ставлен в расчетной схеме в виде одного сосредоточенного гру
171
|
|
|
|
за Q„, жестко закрепленного на опоре на уров |
||||
|
|
|
|
не центра шарнира опорной части |
|
|||
|
|
|
|
При расчете с учетом временной нагрузки |
||||
|
|
|
|
в этот груз включается также вес временной |
||||
|
|
|
|
нагрузки на пролетном строении. |
|
|||
|
|
|
|
Для получения сосредоточенных грузов от |
||||
|
|
|
|
веса опоры последняя разделяется на отдель |
||||
|
|
|
|
ные части |
постоянного |
сечения. Вес каждой |
||
|
|
|
|
части сосредоточивается |
в |
центре |
ее тяжести |
|
|
|
|
|
в виде груза Qk (рис. VII.2). Для |
упрощения |
|||
|
|
|
|
вес оголовка (подферменной плиты) опоры |
||||
|
|
|
|
можно присоединить к грузу Qn от веса про |
||||
Рис. |
VII.3. Смещение |
летного строения. |
|
|
|
|||
точек опоры при дей |
Очевидно, что при двух неподвижно опер |
|||||||
ствии |
горизонтальной |
тых на опору пролетных |
строениях груз Q„ |
|||||
|
|
силы: |
|
объединяет веса обоих. При подвижном опира- |
||||
1 — от |
деформации |
кон |
||||||
струкции |
опоры; |
2 — от |
нии обоих пролетных строений их веса в рас |
|||||
упругого поворота фунда |
четной схеме не учитываются. |
|
||||||
мента |
по |
основанию; 3 — |
расчетная |
|||||
от упругого, сдвига фун |
Таким |
образом, динамическая |
||||||
дамента |
по основанию |
схема каждой самостоятельной части моста |
||||||
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
будет представлена в виде |
колебательной си |
стемы с п степенями свободы — вертикального консольного стерж
ня |
переменного |
сечения, несущего |
п сосредоточенных масс Qh |
(рис. VII.2, б). |
|
|
|
|
Вопрос о количестве грузов в расчетной схеме и влияния их чис |
||
ла |
на точность |
результатов расчета |
был специально исследован |
в процессе пробных расчетов мостов на сейсмические воздействия, проведенных Тбилисским филиалом Союздорпроекта. Были выпол нены сравнительные расчеты типичных опор по схемам с различ ным числом степеней свободы. Их результаты показали, что схемы при п = 4—8 дают вполне приемлемую точность; поэтому рекомен дуется принимать число сосредоточенных грузов в расчетной схеме равным четырем-пяти для опор малой и средней высоты и до вось ми для высоких опор. Верхний предел ;г= 8 обусловлен наивысшим порядком матрицы, собственные числа которой можно определять с помощью малых ЭЦВМ типа «Проминь», распространенных в проектных организациях.
Порядок определения постоянной и временной нагрузок при вычислении сосредоточенных грузов был указан в § VI.2.
После сосредоточенных грузов нужно определить единичные перемещения б*» точек их прикрепления. В общем случае переме щения точек опоры вдоль оси моста вызваны упругими деформа циями конструкции опоры и упругой податливостью основания (рис. VII.3). Следует иметь в виду, что перемещения от упругого
1 В общем случае уровень центра тяжести пролетного строения не совпадает с уровнем центра шарнира опорной части. При закреплении груза Qn в уровне центра шарнира дополнительно возникнут вертикальные реакции от сил инерции пролетного строения; ввиду малости ими можно пренебречь.
172
Рис. VI 1.4. Схема |
для вычисления еди- |
Рис. VII.5. Схема для вычисле- |
|||
пичных |
перемещении |
от |
деформации |
ния единичпых перемещении от |
|
|
конструкции |
опоры: |
|
||
а — разбивка опоры |
на |
участки |
постоянного |
упругого поворота фундамента |
|
ссчення; |
б — эпюры |
единичных |
изгибающих |
|
|
|
м о м е н т о в |
|
о п о р ы |
сдвига фундамента опоры по грунту практического значения не имеют, поскольку для верхних грузов, в основном определяющих динамические свойства системы, они малы по сравнению с полными перемещениями. Сообразно с этим достаточно рассмотреть только упругий поворот фундамента по основанию. Для определения еди ничных перемещений будем иметь формулу
8* = 8* + 8* (k, v = l, 2........п), (VII. 1)
где 8*, и 8Й, — единичные перемещения соответственно от де формации конструкции опоры и упругого поворота ее фунда мента по основанию.
Единичные перемещения 8*v от упругих деформаций опоры вычисляют по общим правилам строительной механики в предпо ложении абсолютно жесткой заделки стержня опоры в основание (рис. VII.4, а). При этом, как правило, достаточно учесть только изгибные^деформации опоры. Эпюры единичных изгибающих мо ментов Mh Д , показаны на рис. VII.4, б. По высоте опора разби вается на несколько участков с постоянным сечением. Единичные перемещения от изгибных деформаций опоры определяют по фор муле Максвелла — Мора:
8*,= |
v |
dx, |
(VII.2) |
|
Е il 7 |
||||
j =1 |
|
|
||
ftj |
|
|
где hj — высота j -го участка; Ej, Ij — модуль упругости и момент инерции его сечения; г — полное число участков. Интегралы вычисляют по правилу Верещагина.
173
При наклонных гранях опоры с целью использования формулы (VII.2) фактическое очертание опоры заменяют ступенчатым. Для непосредственного вычисления единичных перемещений от изгибных деформаций опор с наклонными гранями можно также исполь зовать полученные автором формулы, приведенные в приложении L
Единичные перемещения от упругого поворота определяют в предположении, что конструкция опоры является абсолютно жест кой (рис. VI 1.5). Их вычисляют по формуле
"А'ьЛГ,,
= — |
(VII. 3) |
*'0 |
|
где К? — коэффициент жесткости (жесткость) основания фунда мента опоры при повороте; хи, х., — ординаты точек /г, v от ос нования опоры.
Коэффициент Кч определяют по формуле
К 9— С?/ ф, |
(V11.4) |
где /ф-—момент инерции подошвы фундамента; С? — коэффициент упругого неравномерного сжатия, равный
С9= 2 С „ |
(VII.5) |
где С7 — коэффициент упругого равномерного сжатия |
основания |
под фундаментом опоры. |
|
Коэффициент С-, от которого в конечном счете зависит упругая податливость основания, может быть вычислен по теоретическим формулам, основанным на различных расчетных моделях упругого’ основания [8, 77, 121]. Результаты таких вычислений не вполне от вечают опытным данным, поэтому рекомендуется определять Сг экспериментальным путем по результатам полевых испытаний грунтов [133]. Однако эти испытания не входят в обычный комплекс инженерно-геологических исследований, выполняемых при изыска ниях мостовых переходов, и получение таких данных затрудни тельно [76]. Для практических расчетов при отсутствии более точ ных данных допускается принимать величины Сг в зависимости от нормативного давления на основание [86], как это принято при про ектировании фундаментов машин с динамическими нагрузками. Эти величины [133] приведены ниже:
Нормативное давление на |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
грунт, кГ/см2 ................... |
|||||
С,, т/м3 . . ........................... |
2000 |
4000 |
5000 |
6000 |
7000 |
Приведенные выше значения Cz относятся к фундаментам с пло щадью подошвы более 10 м2, что в большинстве случаев характер но для мостовых опор. Для фундаментов с меньшей площадью по дошвы табличные значения Сх следует увеличить умножением на
у 10/Д, где F — площадь подошвы, м2.
174
Значения коэффициента Cz для скального основания зависят от прочности породы, характера и степени ее трещиноватости, удель ного давления и других факторов; достоверные численные значения можно получить лишь путем натурных испытаний с помощью штам пов больших размеров [116]. В качестве приближенных значений можно принять величины коэффициента упругого отпора, исполь зуемые при расчете тоннельных обделок1 [39]. Но в большинстве случаев жесткость скального основания весьма высока и его дефор мации несущественны. Поэтому при заложении подошвы фунда мента на коренных породах с нормативным давлением R,l> 6 кГ/см2 единичные деформации от упругого поворота 6'V' разрешается не учитывать [86].
В отношении опор с фундаментами глубокого заложения изло женный порядок определения сосредоточенных грузов и единичных перемещений требует некоторых уточнений2.
При назначении расчетных схем фундаментов глубокого зало жения существенное значение имеет правильный учет условий их заделки в грунте, т. е. усилий взаимодействия грунта с фундамен том или его элементами (отпорное давление грунта и силы трения по боковым граням фундамента, свай или оболочек). Расчетные схе мы и методика расчета различных типов фундаментов глубокого заложения при действии статический нагрузок подробно освещены в литературе [27, 47, 125] и регламентированы нормативными до кументами [115, 143, 145]. В процессе землетрясений условия задел ки в грунте ухудшаются. В гл. I были приведены примеры измене ния механических свойств грунтов, снижения их несущей способ нее™ и сил трения по боковым граням фундаментов, «раз жижения» грунтовых масс. Эти явления приводят к снижению степени заделки.
Динамический расчет фундаментов глубокого заложения при действии 'переменных во времени сил на тело опоры рассмотрен в ра боте Г. И. Глушкова [27]. Близкие по характеру вопросы исследованы Н. К. Снитко [136]. В ряде японских работ рассмотрены задачи сейсмических колебаний свайных и массивных фундаментов глу бокого заложения в линейной постановке и по стадии предельного сопротивления грунта [195, 196]. Указанные выше явления в этих исследованиях не затронуты, и результаты последних далеко не достаточны для окончательных расчетных рекомендаций. Впредь до проведения специальных исследований можно рекомендовать следующий приближенный расчетный прием. В нормированной ме тодике расчета фундаментов глубокого заложения величина коэф фициента постели грунта при горизонтальной нагрузке принята пропорциональной глубине C = mh [115]. Коэффициент пропорцио-
1 Эти величины обычно даются в зависимости от коэффициента крепости породы. Термины «коэффициент упругого равномерного сжатия» и «коэффициент
упругого отпора» являются синонимами.
а В соответствии с Рекомендациями [115] к фундаментам глубокого заложения мы относим массивные фундаменты на опускных колодцах и кессонах и роствер ки из свай, столбов и оболочек.
175