Файл: Морозов, В. А. Регулярные методы решения некорректно поставленных задач-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
<Z)
7 . |
|
|
|
|
•v-2 |
|
-fW H ZIH M — Д — -гА/уИ— Щ —2^ |
||
|
j~1 |
|||
|
|
J |
i+1 |
|
j-i |
|
|
|
№ |
6) |
|
~WH~ |
И АА/— |
|
8) |
0) |
|
г) |
|
^f=<7 |
|
v |
*®=o |
|
/V,n |
|
|||
|
.HVV- |
|
rw |
|
|
p=r |
|
p=i |
|
F f |
M,d) |
|
|
|
|
|
|
||
Рис. VII. 11. |
Схема к определению |
единичных |
перемещений для моста с |
|
|
|
резиновыми опорными частями |
неправомерен. В общем случае мост с резиновыми опорными час
тями нужно рассматривать как единую |
колебательную |
систему, |
||
расчетная схема которой дана на рис. VII. 10. |
В этой схеме опоры |
|||
представлены в обычном виде |
(см. § VII. 1); |
сосредоточенные гру |
||
зы, изображающие пролетные |
строения, |
располагаются |
'между |
опорами и соединены с ними упругими связями (пружинами), ими тирующими резиновые опорные части. Деформативные свойства этих связей заданы соотношением (VII.11). Для сосредоточенных грузов системы принята сквозная нумерация с индексом k (&=1, 2,
..., п, где п — число степеней свободы системы).
Продольные сейсмические силы для схемы рис. VII. 10 можно определять по общей методике, изложенной в предыдущем параг рафе. Рассмотрим некоторые особенности вычисления единичных перемещений, связанные со статической неопределимостью расчет
ной схемы.
Степень статической неопределимости системы, изображенной на рис. VII.10, равна числу пролетов щ. При решении задачи мето дом сил основную систему удобно представить в виде, показанном на рис. V II.11, а\ она состоит из отдельных опор, к каждой из кото рых упруго присоединено расположенное оправа от нее пролетное
182
строение со своими опорными частями. Лишними неизвестными являются силы взаимодействия Zj (/=1, 2, .... щ) между правой опорной частью /-го пролетного строения и (/+1)-й опорой1.
При определении единичных перемещений внешней нагрузкой будет сила Р = 1 , приложенная последовательно в точках прикреп
ления сосредоточенных грузов. Значения лишних неизвестных Z jv),
соответствующие расположению единичной |
силы в точке v, |
опре |
деляются из системы канонических уравнений метода -сил: |
|
|
2 Д г ^ ' ,)= - д £ ) ( г = 1 , |
2 , . . . , Л,) |
(VII. 12) |
Здесь Дrj, Д<?> — единичные перемещения по направлению лиш ней неизвестной Zr соответственно от сил Z; = l и силы Р = 1. Опре делим их с учетом изгиб-ных деформаций опор, упругого поворота их фундаментов по основанию и упругих деформаций опорных час
тей 2. Эпюры единичных моментов Mj и единичные усилия N ], N'j левой и правой опорных частей, возникающие в основной системе от сил Z j= l, приведены на рис. VII.11, б. Нетрудно видеть, что каждая сила Z) создает усилия только в опорах и опорных частях /-го пролета, так что Arj = 0 при |/—/-|>1. При |/—г |, равном О или 1, будем иметь:
д ..= ? ш |
. * * |
+ Т |
|
K - i+1)3:"dx Hi |
|
11 J |
£/«> |
+ |
J |
|
■~r KiS) |
|
|
Д/ J-1 = |
о |
EJ[P |
|
|
|
|
|
-r |
|
|
|
|
Я;'-+1 m » ' m y + p d x |
||
|
bj.j+ !■■= |
c |
|
M) |
|
|
J |
|
---- |
||
|
|
|
о |
|
E I(J +1) |
|
|
|
|
|
H)+i |
|
1 |
|
K(J +l) |
C |
U ) |
C U ) |
9 |
|
|
|
нЧ |
|
|
|
Klj) |
|
|
|
9 |
|
|
|
H)+l |
|
|
(VII. 13) |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
где H j , EIxJ ) — высота и изгибная жесткость j -й опоры; K 9J)( — жесткость ее основания при повороте;
C l;\ С\Р — коэффициенты горизонтальной жесткости опорных частей соответственно под левым и правым концом /-го пролет ного строения.
Верхние индексы моментов М обозначают номер соответствую щей опоры.
1 Опоры и пролетные строения па схеме рис. V II.11 занумерованы самостоя тельно по индексу /. Левая и правая опоры /-го пролетного строения имеют соот
ветственно номера /, / + |
1. |
2 По соображениям, |
изложенным в предыдущем параграфе, продольные де |
формации пролетных строений не учитываются.
Y** |
183 |
Эпюры единичных моментов Mv и единичные усилия Nn{p), опорных частей от силы Р = 1, действующей в точке опоры или про
летного строения, приведены на рис. V II.11, |
в, г. Нетрудно убедить |
|||||||||
ся, |
что если точка v принадлежит /-й опоре |
или /-му пролетному |
||||||||
|
|
|
|
|
|
(р) |
отличны от нуля только чле |
|||
строению, среди грузовых членов Дгч |
||||||||||
ны с индексами r = j, |
r = j — 1. Для грузовых членов при расположе |
|||||||||
нии точки v на /-ом пролетном строении: |
|
|
|
|||||||
|
7 |
тт»ах |
I |
Н jx .t |
|
|
|
|
||
|
_ i |
|
т |
р |
|
|
|
|
|
|
|
J |
|
|
£/</> |
' |
K U) |
|
|
при r = J ' |
(VIL14) |
|
0 |
|
|
-1 |
|
|
|
|
|
|
|
(Р) |
7 |
|
ВЦ' |
|
H jx , |
при г — у— 1, |
|
||
|
" |
] |
|
|
Кi}) |
|
|
|
||
|
|
Д(Р) = 0 при г =r=j, |
г =hj — 1> |
|
||||||
где |
— ордината точки v от основания |
рассматриваемой |
опоры. |
|||||||
|
При расположении точки v на /-й опоре в первой из этих формул |
|||||||||
отпадает последнее |
|
слагаемое. |
Остальные формулы сохраняют |
|||||||
силу. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формулы (VII.13), (VII.14) определяют коэффициенты и грузо |
|||||||||
вые члены системы уравнений |
(VII.12). Р1з вышесказанного следу |
ет, что коэффициенты лишних неизвестных в этой системе образу ют трехчленную ленточную матрицу, а в правой части системы от личны от нуля только два свободных члена. Систему уравнений (VII.12) .нужно решать п раз при свободных членах, соответствую щих расположению единичной силы в п точках v. В результате это го получим соответствующие значения лишних неизвестных
Z},)(v= 1, 2 , . . . , п). После определения лишних неизвестных иско
мые единичные перемещения 6;lv исходной расчетной схемы опре деляют выражениями:
8ftv = 8ftv + 2 |
(k, v = l , 2, . . . , л), |
(VII. 15) |
|
i |
|
где бл, — перемещения в основной системе. Если точки /г, v при надлежат к одной и той же /-Й опоре, будем иметь:
Яxkx„
8ft. |
RiU) |
(VII. 16) |
- f |
KU) |
|
О |
* ‘ x |
4 |
Если k = v — точка /-го пролетного строения, к предыдущему вы ражению добавляют член 1/С{/\ Во всех остальных случаях, т. е.
184
Рис. VII.l12. Упрощенные динамические расчетные схемы для опор моста с резиновыми опорными частями
если точки k, v относятся к разным опорам или разным пролетным строениям, 8й, = 0.
При опорах ступенчатого сечения интегралы в формулах (VII.13), (VII.14), (VII.16) вычисляют так же, как в предыдущем параграфе (см. формулу VII.2). Там же отмечены особенности оп ределения деформаций устоев.
Другой путь определения единичных перемещений состоит в применении метода деформаций. В настоящее время разрабатыва ются программы для расчетов с помощью ЭЦВМ.
При большом числе пролетов -приведенные вычисления очень трудоемки. Некоторые упрощения вытекают из следующих сообра жений. Известно, что при жестких опорах продольная -сила, дейст вующая на пролетное строение, -в основном воспринимается только поддерживающими его опорами и практически -не передается на остальные опоры [88]. Поэтому в мостах с жесткими опорами про дольные сейсмические -силы, действующие на какую-либо опору, приближенно можно определить по динамической расчетной схеме
(рис. VII.12, а), |
где соседние с рассматриваемой опоры приняты не- |
|
смещающимнся. |
При |
гибких опорах можно использовать схему |
(рис. VII.12, б). |
Для |
определения единичных перемещений в этих |
схемах используют приведенные выше формулы, причем жесткость несмещающихся опор и их оснований принимают бесконечной.
Нужно иметь в виду, что упрощенная расчетная |
схема |
(рис. VII.12) может дать занижение сейсмических усилий |
за счет |
неточности в определении коэффициента формы ц. Поэтому реко мендуется расчетные усилия, определенные по этой схеме, увеличи вать на 20—30%.
Дальнейших уточнений требует вопрос назначения жесткости резиновых опорных частей. Экспериментальные данные показыва ют, что при динамических нагрузках модули деформаций резины выше, чем при статических. В -связи с этим .при вычислении коэф фициента С жесткости резиновой опорной части рекомендуется принимать модуль сдвига резины по данным специальных исследо ваний. При отсутствии таких данных разрешается вести расчет по статическим значениям модуля сдвига, увеличивая его значение на
—20% при t > —20° С и на 50% при t < —20° С (t — расчетная зим няя температура климатической зоны района строительства). Эти рекомендации основаны на данных Союздорнии.
§ VII.3. РАСЧЕТЫ БАЛОЧНЫХ МОСТОВ НА ПОПЕРЕЧНЫЕ СЕЙСМИЧЕСКИЕ
|
|
|
|
|
'НАГРУЗКИ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Динамические расчетные схемы балочных |
мостов три попереч |
||||||||||||||||
ном сейсмическом воздействии |
назначают в соответствии |
с |
реко |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
мендациями, |
|
приведенными |
в |
||||||||
|
|
|
|
|
|
§ II.3. В простейшем случае, ког- |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
да |
пролетные |
строения |
имеют |
||||||||
|
|
|
|
|
|
призматическое (или близкое к |
|||||||||||
|
я, |
я, |
|
|
Яп-1 Яп |
нему) очертание и относительно |
|||||||||||
Ягs-1 |
|
|
|
1. |
небольшую |
высоту, |
|
расчетная |
|||||||||
в, Г |
т |
|
~ |
Г |
1 |
схема представляется в виде пло |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ской решетки невесомых стерж |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ней, |
несущих |
сосредоточенные |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
грузы и испытывающих деформа |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ции |
поперек |
плоскости |
|
решетки |
|||||||
|
|
|
|
|
|
(рис. |
V II.13). |
Опирания |
пролет |
||||||||
Рис. V II.13. Динамическая расчет |
ных строений на опоры представ |
||||||||||||||||
ная схема |
моста |
при |
поперечном |
ляют |
собой |
|
шарниры |
|
с |
верти |
|||||||
сейсмическом |
воздействии |
кальной осью вращения. Схема в |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
целом рассматривается как еди |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ная колебательная |
система. |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Рекомендации по определению |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
сосредоточенных |
грузов |
расчет |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ной |
схемы |
были |
|
приведены |
в |
||||||
|
|
|
|
|
|
§ |
VII. 1. |
Поскольку |
здесь |
число |
|||||||
|
|
|
|
|
|
степеней |
свободы |
системы |
в це |
||||||||
|
|
|
|
|
|
лом получается значительным, ре |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
комендуется |
принимать не более |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
трех-пяти грузов на каждую |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
опору. Вес пролетных строении |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
также группируется |
по участкам |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
в |
виде |
трех-четырех |
сосредото |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ченных грузов на каждый пролет. |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
Только |
при |
|
больших |
|
пролетах |
||||||
Рис. |
V II.14. |
Схема к определению |
число грузов увеличивают до пяти |
||||||||||||||
единичных |
перемещений в разрез |
шести на пролет. |
При |
расчете с |
|||||||||||||
|
ных балочных мостах |
учетом |
временной |
нагрузки |
в |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
сосредоточенные грузы пролетных |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
строений включается вес этой на |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
грузки в пределах соответствую |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
щего участка. Грузы можно нуме |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ровать в любом порядке. Мы при |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
мем сквозную нумерацию с индек |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
сом /г(/е=1, 2, ..., п) |
по всем опо |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
рам и пролетным строениям (см. |
|||||||||||
Рис. |
V II.15. |
Схема к определению |
рис. V II.13). |
|
перемещения |
Ьич |
|||||||||||
|
Единичные |
||||||||||||||||
единичных |
перемещений в нёраз- |
для |
точек прикрепления |
сосредо- |
|||||||||||||
|
резных балочных мостах |
186