Файл: Морозов, В. А. Регулярные методы решения некорректно поставленных задач-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

точенных грузов следует определять с учетом совместных деформа­ ций элементов решетки (расчетной схемы) поперек ее плоскости. При этом деформации опор можно вычислить по рекомендациям

§VII.1 (с учетом в необходимых случаях податливости основания).

Вотношении пролетных строений можно считать, что их попереч­ ные деформации носят изгибный характер ’. Поперечную изгибную жесткость пролетных строений следует определять расчетом с уче­ том работы балочной клетки, плиты и покрытия проезжей части и

других конструктивных элементов. Следует помнить, что игнориро­ вание работы этих элементов приводит к снижению расчетных сейсмических сил. При наличии соответствующих материалов жест­ кости можно принимать по данным натурных испытаний анало­ гичных пролетных строений.

Порядок определения единичных перемещений зависит от типа пролетных строений. При разрезных пролетных строениях решетка статически определима и расчеты носят элементарный характер. Рассмотрим часть расчетной схемы, изображающую два смежных пролета разрезного балочного моста (рис. VII. 14, а). Пусть снача­ ла единичная сила приложена в точке v в пределах высоты одной из опор (рис. VII.14, а). Единичные перемещения точек /г той же опоры непосредственно вычисляются по формулам (VII.1) — (VII.3).

Для точек соседних опор 6ь =0. Для

точек пролетных

строений,

опирающихся на загруженную опору, будем иметь

 

Sftv = 80v

,

(VII. 17)

где 60v — единичное перемещение верхней точки опоры; остальные обозначения даны на рисунке.

При действии единичной силы в точке v в пределах пролетного строения (рис. VII. 14, б) перемещения точек того же и соседнего пролетов соответственно равны:

5

s ( 0 )

I s W

l — z k I s ( n ) Z k _

d ftv

Oftv

- f- OOv

---- -------- 1- OOv - j-

,

Ък;= Ьй,±—

,

(VII. 18)

 

где оь} — единичное перемещение пролетного

строения 'без учета

смещения его опор, определяемое по схеме разрезной балки на

двух опорах; S0(vnJ — перемещения верхних точек соответст­ венно левой и правой опор от единичной силы, приложенной в точке v.

С учетом условий взаимности (6ftV= 6 *ь) эти формулы достаточ­ ны для определения всех единичных перемещений.1

1 Это подтверждено данными некоторых натурных испытаний [80]. Для очень широких пролетных строений городских мостов нужно учитывать и деформации сдвига.

187


При неразрезных пролетных строениях решетка статически неопределима. В качестве примера, иллюстрирующего ход расчета, рассмотрим многопролетный неразрезной мост (рис. VII. 15, а). Степень статической неопределимости равна числу промежуточных опор. Одна из возможных основ'ных систем показана на рис. V II.15, б. Лишние неизвестные Zj (силы взаимодействия между пролетным строением и верхними точками опор) определяются из канонических уравнений метода сил ври нагрузке в виде единич­ ной силы, приложенной последовательно в точках v. Для единичных перемещений будем иметь выражения:

,

(VII. 19)

где — перемещения от лишних неизвестных Z /(\ соответствую­

щих расположению единичной силы в точке v; 8*„ — единичные 'Перемещения в основной системе (отдельно стоящих опорах или однопролетной балке с упругими крайними опорами).

После определения единичных перемещений дальнейшие опера­ ции по вычислению поперечных сейсмических сил и соответствую­ щих усилий могут быть проведены по общей расчетной методике (см. § VI.2, VII.1). Подробный пример расчета трехпролетного неразрезного моста приведен в § VII 1.1.

Для мостов с резиновыми опорными частями в расчетную схему (см. рис. V II.13) нужно ввести дополнительные упругие связи между верхними сечениями опор и пролетными строениями. Деформативность этих связей определяется формулой (VII.11).

Рассмотренная выше расчетная схема справедлива для боль­ шинства 'мостов с железобетонными и стальными (со сплошными балками) пролетными строениями. Для высоких пролетных строе­ ний со сквозными фермами при езде поверху более точный резуль­ тат дает расположение сосредоточенных грузов от их веса в двух уровнях (рис. VII. 16). В этом случае при определении единичных перемещений для точек прикрепления грузов в уровне верхнего

Г*

 

 

 

 

 

И

1 1

Г

и

Р

. 1

 

6)

 

' План

 

 

,Ж .

Рис.

V II.16.

Динамическая расчет­

б)

 

ная схема пролетных строений с

 

 

 

ездой поверху

1

1

 

 

 

Рис.

V II.17.

Использование усло­

 

План

вия симметрии для упрощения рас­

 

 

 

четной схемы

 

 

t j

188


о

о

Рис. V II.18. Упрощенная расчетная схема для опор

моста

однородной

структуры

 

 

пояса следует учесть ‘податливость связей пролетного

строения.

Кроме этого, при вычислении деформаций опор

нужно

учесть до­

полнительные моменты, возникающие в их верхних сечениях от единичных сил, действующих в уровне верхнего пояса пролетного строения.

Общая расчетная схема (см. рис. VII.13), изображающая мост в целом, характеризуется, как уже отмечалось выше, большим чис­ лом степеней свободы. Это значительно осложняет расчет. В ряде случаев можно существенно упростить задачу, учитывая в расчет­ ных схемах особенности структуры конкретных мостов. Рассмотрим основные приемы составления упрощенных расчетных схем.

1. И сп о л ь зо в а н и е с и м м е тр и и

м оста .

Если

конструкция моста

полностью симметрична (рис. VII.17, а),

сейсмическое воздействие,,

направленное поперек его оси,

возбуждает

только симметричные

формы колебаний (рис. VII.17,

б).

Для этих форм по оси симмет­

рии поперечная сила равна нулю,

а касательная к упругой линии

параллельна оси моста. Этим условиям вполне отвечает связь (опора) типа скользящей заделки, допускающая поперечные сме­ щения и препятствующая повороту сечения [69]. Поэтому в качест­ ве расчетной схемы достаточно рассмотреть одну половину моста со скользящей заделкой половины среднего пролетного строения пооси симметрии (рис. V II.17, в). Такая схема динамически эквива­ лентна схеме общего вида, представляющей мост в целом, но имеет

в 2 раза меньше

степеней свободы.

Пример

использования этого-

приема в расчете неразрезного моста дан в §

V III.1.

2. В ы деление

в расчетной схем е

с а м о сто я те л ь н ы х у ч а с т ко в .

В ряде случаев отдельные части моста могут 'быть рассмотрены независимо от других. Например, если мост с большим числом пролетов имеет однородные по конструкции и размерам опоры и пролетные строения, то при поперечном сейсмическом воздействии смещения верхних точек опор примерно одинаковы, а формы коле­ баний можно считать симметричными относительно середины про­ летов. Поэтому можно принять самостоятельную расчетную схему для каждой оперы с прилегающими половинами пролетных строе­ ний, которые имеют скользящие заделки по серединам пролетов.

189


190
Рис. VII.20. Схема двухпро­ летного неразрезного сим­ метричного моста
1 1
1
-с:
;— ъ.
<£-----------
кч
(рис. V II.18). Другой прием выделения самостоятельных участков в схеме моста основан на том, что характер колебаний какой-либо части системы мало зависит от динамических свойств отдаленных от нее частей. Сообразно с этим можно заменять отдаленные от рассматриваемого участка части моста приближенно эквивалент­ ными в динамическом смысле элементами. В качестве примера рассмотрим мост сложной структуры (рис. VII.19). При определе­ нии поперечных сейсмических сил для русловой части моста с до­ статочной степенью точности можно принять самостоятельную схему (рис. VII. 19, б). Влияние отброшенных пойменных частей моста может быть учтено добавлением половины веса пролетных строений № 3, 5 к верхним сосредоточенным грузам крайних опор расчетной схемы русловой части. Если жесткость крайних опор русловой части намного больше, чем средних, то для дальнейшего упрощения расчетной схемы можно пренебречь их деформациями и считать крайние опоры неподвижными (рис. VII.19, в).
3. И гн о р и р о в а н и е д еф орм а ций п р о л е тн ы х стр оени й . Железо­ бетонные балочные пролетные строения обладают высокой попереч­ ной жесткостью. При относительно нежестких опорах на нескаль­ ном основании поперечные деформации пролетных строений прене­ брежимо малы по сравнению со смещениями верхних точек опор.
В таких случаях пролетные строения в расчетной схеме можно рас-' сматривать как абсолютно жесткие стержни (или горизонтальные диски), что значительно упрощает вычисление единичных переме­ щений. Дальнейшее упрощение состоит в следующем: нетрудно видеть, что силы инерции от веса абсолютно жесткого пролетного
строения ‘распределены по его длине по закону трапеции (см. § VII.5). Возможны два крайних случая; если смещения верх­ них точек обоих опор под пролетным строением одинаковы, трапеция превра­ щается в прямоугольник и на каждую опору воздействует сила инерции от поло­ вины веса пролетного строения. Если сме­ щения одной из опор пренебрежимо ма-
Рнс. V II.19. Упрощенная расчетная схема моста сложной структуры

&

1

Z

3

5

В

 

 

 

 

^

3 ^

6)

i

ю •—0—ffl—-

-- » » . « ♦ »

 

i

i

i

TA.