Файл: Морозов, В. А. Регулярные методы решения некорректно поставленных задач-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
точенных грузов следует определять с учетом совместных деформа ций элементов решетки (расчетной схемы) поперек ее плоскости. При этом деформации опор можно вычислить по рекомендациям
§VII.1 (с учетом в необходимых случаях податливости основания).
Вотношении пролетных строений можно считать, что их попереч ные деформации носят изгибный характер ’. Поперечную изгибную жесткость пролетных строений следует определять расчетом с уче том работы балочной клетки, плиты и покрытия проезжей части и
других конструктивных элементов. Следует помнить, что игнориро вание работы этих элементов приводит к снижению расчетных сейсмических сил. При наличии соответствующих материалов жест кости можно принимать по данным натурных испытаний анало гичных пролетных строений.
Порядок определения единичных перемещений зависит от типа пролетных строений. При разрезных пролетных строениях решетка статически определима и расчеты носят элементарный характер. Рассмотрим часть расчетной схемы, изображающую два смежных пролета разрезного балочного моста (рис. VII. 14, а). Пусть снача ла единичная сила приложена в точке v в пределах высоты одной из опор (рис. VII.14, а). Единичные перемещения точек /г той же опоры непосредственно вычисляются по формулам (VII.1) — (VII.3).
Для точек соседних опор 6ь =0. Для |
точек пролетных |
строений, |
опирающихся на загруженную опору, будем иметь |
|
|
Sftv = 80v |
, |
(VII. 17) |
где 60v — единичное перемещение верхней точки опоры; остальные обозначения даны на рисунке.
При действии единичной силы в точке v в пределах пролетного строения (рис. VII. 14, б) перемещения точек того же и соседнего пролетов соответственно равны:
5 |
s ( 0 ) |
I s W |
l — z k I s ( n ) Z k _ |
|
d ftv |
Oftv |
- f- OOv |
---- -------- 1- OOv - j- |
, |
Ък;= Ьй,±— |
, |
(VII. 18) |
||
|
||||
где оь} — единичное перемещение пролетного |
строения 'без учета |
смещения его опор, определяемое по схеме разрезной балки на
двух опорах; S0(vnJ — перемещения верхних точек соответст венно левой и правой опор от единичной силы, приложенной в точке v.
С учетом условий взаимности (6ftV= 6 *ь) эти формулы достаточ ны для определения всех единичных перемещений.1
1 Это подтверждено данными некоторых натурных испытаний [80]. Для очень широких пролетных строений городских мостов нужно учитывать и деформации сдвига.
187
При неразрезных пролетных строениях решетка статически неопределима. В качестве примера, иллюстрирующего ход расчета, рассмотрим многопролетный неразрезной мост (рис. VII. 15, а). Степень статической неопределимости равна числу промежуточных опор. Одна из возможных основ'ных систем показана на рис. V II.15, б. Лишние неизвестные Zj (силы взаимодействия между пролетным строением и верхними точками опор) определяются из канонических уравнений метода сил ври нагрузке в виде единич ной силы, приложенной последовательно в точках v. Для единичных перемещений будем иметь выражения:
, |
(VII. 19) |
где — перемещения от лишних неизвестных Z /(\ соответствую
щих расположению единичной силы в точке v; 8*„ — единичные 'Перемещения в основной системе (отдельно стоящих опорах или однопролетной балке с упругими крайними опорами).
После определения единичных перемещений дальнейшие опера ции по вычислению поперечных сейсмических сил и соответствую щих усилий могут быть проведены по общей расчетной методике (см. § VI.2, VII.1). Подробный пример расчета трехпролетного неразрезного моста приведен в § VII 1.1.
Для мостов с резиновыми опорными частями в расчетную схему (см. рис. V II.13) нужно ввести дополнительные упругие связи между верхними сечениями опор и пролетными строениями. Деформативность этих связей определяется формулой (VII.11).
Рассмотренная выше расчетная схема справедлива для боль шинства 'мостов с железобетонными и стальными (со сплошными балками) пролетными строениями. Для высоких пролетных строе ний со сквозными фермами при езде поверху более точный резуль тат дает расположение сосредоточенных грузов от их веса в двух уровнях (рис. VII. 16). В этом случае при определении единичных перемещений для точек прикрепления грузов в уровне верхнего
Г* |
|
|
|
|
|
И |
1 1 |
Г |
и |
Р |
. 1 |
|
6) |
|
' План |
|
|
,Ж .
Рис. |
V II.16. |
Динамическая расчет |
б) |
|
ная схема пролетных строений с |
|
|
||
|
ездой поверху |
1 |
1 |
|
|
|
|
||
Рис. |
V II.17. |
Использование усло |
|
План |
вия симметрии для упрощения рас |
|
|
||
|
четной схемы |
|
|
t j
188
о
о
Рис. V II.18. Упрощенная расчетная схема для опор |
моста |
однородной |
структуры |
|
|
пояса следует учесть ‘податливость связей пролетного |
строения. |
|
Кроме этого, при вычислении деформаций опор |
нужно |
учесть до |
полнительные моменты, возникающие в их верхних сечениях от единичных сил, действующих в уровне верхнего пояса пролетного строения.
Общая расчетная схема (см. рис. VII.13), изображающая мост в целом, характеризуется, как уже отмечалось выше, большим чис лом степеней свободы. Это значительно осложняет расчет. В ряде случаев можно существенно упростить задачу, учитывая в расчет ных схемах особенности структуры конкретных мостов. Рассмотрим основные приемы составления упрощенных расчетных схем.
1. И сп о л ь зо в а н и е с и м м е тр и и |
м оста . |
Если |
конструкция моста |
|
полностью симметрична (рис. VII.17, а), |
сейсмическое воздействие,, |
|||
направленное поперек его оси, |
возбуждает |
только симметричные |
||
формы колебаний (рис. VII.17, |
б). |
Для этих форм по оси симмет |
||
рии поперечная сила равна нулю, |
а касательная к упругой линии |
параллельна оси моста. Этим условиям вполне отвечает связь (опора) типа скользящей заделки, допускающая поперечные сме щения и препятствующая повороту сечения [69]. Поэтому в качест ве расчетной схемы достаточно рассмотреть одну половину моста со скользящей заделкой половины среднего пролетного строения пооси симметрии (рис. V II.17, в). Такая схема динамически эквива лентна схеме общего вида, представляющей мост в целом, но имеет
в 2 раза меньше |
степеней свободы. |
Пример |
использования этого- |
приема в расчете неразрезного моста дан в § |
V III.1. |
||
2. В ы деление |
в расчетной схем е |
с а м о сто я те л ь н ы х у ч а с т ко в . |
В ряде случаев отдельные части моста могут 'быть рассмотрены независимо от других. Например, если мост с большим числом пролетов имеет однородные по конструкции и размерам опоры и пролетные строения, то при поперечном сейсмическом воздействии смещения верхних точек опор примерно одинаковы, а формы коле баний можно считать симметричными относительно середины про летов. Поэтому можно принять самостоятельную расчетную схему для каждой оперы с прилегающими половинами пролетных строе ний, которые имеют скользящие заделки по серединам пролетов.
189
& |
1 |
Z |
3 |
5 |
В |
|
|
|
|
^ |
3 ^ |
6) |
i |
ю •—0—ffl—- |
-- » » . « ♦ » |
|
i |
i |
i |
TA. |